ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Математика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Э.И.Александровой «Математика» (образовательная система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Новые образовательные стандарты. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы /Сост. А.Б.Воронцов – 3-е изд. .- М., ВИТА-ПРЕСС, 2012.
Структура документа
пояснительная записка:
требования к уровню подготовки выпускников
содержание тем учебного курса
технологии, формы, методы, приёмы обучения
литература
календарно-тематическое планирование
практическая часть
Общая характеристика учебного предмета
Основная цель: сформировать понятие величины. Сформировать понятие числа как результата измерения величин. Ввести графические и знаковые средства моделирования для описания предметных ситуаций.
Предметные задачи:
ввести понятие «величина» как свойства, для которого можно установить отношения «равно», «больше», «меньше»;
рассмотреть конкретные величины (длины, площади, объема, массы, количества) в связи с овладением способа сравнения вещей;
освоить разные формы моделей (знаковые, предметные, графические, словесные);
рассмотреть роль мерки в измерении величин, ввести стандартные единицы измерения длины, массы, объема;
сконструировать числовую прямую как результат процесса измерения — отмеривания величин;
освоить отношение целого и частей с помощью чертежей при решении простых текстовых задач.
Педагогические задачи:
формирование основ учебного сотрудничества («умные» вопросы, работа в парах, группах и т.д.);
формирование «контроля-внимания» (работа с образцом);
ввести разные образовательные пространства и освоить их (место на оценку, черновик, чистовик, стол заданий, стол помощников);
ввести критерии и способы оценивания;
освоить способы работы с разными видами тетрадей.
Основные формы и виды организации образовательного процесса:
урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
урок-проектирование – место для решения проектных задач;
учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими математическими проблемами;
групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;
самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:
— задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;
— задания по освоению ведущих тем курса (система мерок, позиционные системы счисления, сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление чисел) на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);
— задания на отработку вычислительного навыка, геометрического материала и решение текстовых задач (из учебника-тетради).
Содержание учебного предмета «Математика»
Тема 1. Выделение свойств предметов. Величины и отношения между ними. Отношение равенства — неравенства при сравнении предметов по выбранному признаку (68 ч)
1. Непосредственное сравнение предметов по разным признакам: форме, цвету, материалу, длине (ширине, высоте), площади, объему, количеству (комплектности по составу частей), массе, расположению на плоскости и в пространстве. Сравнение предметов по этим признакам.
Периметр как длина «границы» любой плоской геометрической фигуры.
Понятие о равновеликости и равносоставленности фигур. Существенные различия между прямой, лучом, отрезком. Представление о ломаной, угле. Сравнение углов. Подбор предметов или геометрических фигур по заданному признаку.
2. Моделирование отношений равенства и неравенства между величинами:
предметное — с помощью полосок; графическое:
а) с помощью копирующего рисунка;
б) с помощью отрезков; знаковое:
а) с помощью знаков «=», «#»;
б) с помощью букв и знаков «=», «>», « В, А < В и т.д.).
Класс величин. Сравнение величин с помощью посредника, равного одной из них. Транзитивность отношений «равно» (если А = В и В = С, то А =С), «больше», «меньше» (если А > В и В > С, то А > С; если А < В и В < С, то А < С).
Переход от действий с предметами к схеме и формуле. Восстановление схемы по формуле и наоборот. Преобразования схем и формул. Связь между ними.
Сравнение «по красоте» способов написания цифры 1. Классификация всех цифр на основании сравнения их по составу элементов и форме на три группы:
а) цифры 1, 4, 7;
б) цифры 3, 5, 2;
в) цифры 6, 9, 8 и 0
и их последующее написание.
Тема 2. Сложение и вычитание величин (52 ч)
1. Сложение и вычитание величин как способ перехода от неравенства к равенству и наоборот. Три способа уравнивания величин. Введение знаков «плюс» и «минус». Выбор способа уравнивания в зависимости от условий его выполнения. Описание операции уравнивания с помощью схем и формул. Связь между схемой и формулой. Изменение схемы при изменении формулы и наоборот. Тождественные преобразования формул.
Решение текстовых задач (с буквенными данными), связанных с увеличением или уменьшением величин (отношения «больше на…», «меньше на…»). Составление текстовых задач по схеме (формуле). Подбор «подходящих» чисел для решения задачи с точки зрения:
а) сюжета задачи;
б) выполнимости действия;
в) выполнения действия конкретным ребенком (опора на дошкольную подготовку).
2. Сложение и вычитание величин как способ решения задачи на восстановление целого или части. Понятие части и целого. Моделирование отношений между частями и целым в виде схемы, формулы и записи с помощью «лучиков» (знакографической записи):
Взаимопереходы от одних средств фиксации отношений к другим.Введение специальных обозначений для части и целого:
названия компонентов при сложении и вычитании и их связь с понятием части и целого.
Относительность понятия части и целого. Подбор «подходящих» чисел к формулам. Состав однозначных чисел. Разбиение на части и составление из частей величин, геометрических фигур на плоскости и геометрических тел в пространстве.
Увеличение и уменьшение величины. Понятие нулевой величины.
Скобки как знак, показывающий другую последовательность выполнения операций над величинами: А— В — С = А — (В + С).
Свойства операции сложения величин: переместительное и сочетательное. Составление и решение текстовых задач с буквенными данными на нахождение части и целого. Связь задач на уравнивание величин с задачами на нахождение части и целого.
3.Понятие уравнения. Определение значения одного из компонентов с опорой на понятия «часть» — «целое». Подбор «подходящих» чисел к формулам (опора на дошкольную подготовку) и наоборот. Описание числовых выражений с помощью буквенных формул как задача на их восстановление. Решение примеров «с секретами»: сложение и вычитание в пределах десятка с опорой на дошкольную подготовку. «Круговые» примеры, «магические» треугольники и квадраты. Составление детьми примеров «с секретами». Сравнение выражений с числовыми и буквенными данными. Решение задач с помощью уравнений.
Тема 3. Введение понятия числа (12 ч)
Переход от непосредственного сравнения величин к опосредованному.
Сравнение:
а) с помощью посредника, равного одной из сравниваемых величин (на основе транзитивности отношений);
б) с помощью мерки для измерения сравниваемых величин, благодаря которой обнаруживается кратность отношений:
и , где А и В — сравниваемые величины, а Е — третья величина того же рода, т. е. мерка.
Подбор мерок, удобных для измерения данной величины, и подбор величин, удобных для измерения данной меркой. Простые и составные мерки.
Подбор подходящих предметов, используемых в качестве мерки.
Инструменты: циркуль, линейка, угольник. Ознакомление со стандартными мерами длины, площади, объема, массы, углов.
Знакомство с другими видами величин: время, скорость, стоимость.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе начального общего образования отводится в 1 классе 132 часа из расчета 4 часа в неделю.
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения курса «Математика» являются:
установка на поиск решения проблем
критичность
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» являются:
способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
способность осуществлять информационный поиск способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Математика» являются:
использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
К концу первого класса обучающиеся должны знать:
— состав чисел первого десятка с опорой на дошкольную подготовку на основе понятия части и целого;
уметь:
— выполнять сложение и вычитание в пределах 10;
— выделять разные свойства в одном предмете и непосредственно сравнивать предметы по разным признакам: по длине (ширине, высоте), площади, объему, массе, количеству, форме, цвету, материалу, углам и др.;
— моделировать отношения равенства и неравенства величин с помощью отрезков (графическое моделирование) и с помощью буквенной формулы (знаковое моделирование);
— производить сложение и вычитание величин при переходе от неравенства к равенству и обратно;
— решать несложные текстовые задачи с буквенными данными, связанные с уменьшением или с увеличением величин, составлять текстовые задачи по схеме и формуле; придумывать вместо букв «подходящие» числа и заменять числовые данные буквенными;
— владеть понятием части и целого, уметь описывать отношения между частями и целым с помощью формул;
— разбивать фигуры на части и составлять целое из частей плоских и объемных фигур;
— решать уравнения типа а + х = в, а — х = в, х— а= вс опорой на схему.
Программа обеспечена учебно-методическими комплектом:
Александрова Э. И. Рабочие тетради по математике. 1 класс. Ч. 1, 2 и Ч. 3, 4. — М.: Вита-Пресс, 2011
Александрова Э. И. Математические прописи. — М.: Вита-Пресс,2011.
Александрова Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 1 класс: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2011
Информационно-коммуникативные средства:
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011. (CD). – М.: ООО «Нью Медиа Дженерейшен», 2011.
2. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. 1 класс. (DVD). — М.: ООО «Нью Медиа Дженерейшен», 2009.
3. Академия младшего школьника. 1-4 класс. — М.: ООО «Новый диск», 2009.
Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Видеопроектор.
3. Интерактивная доска.
4. Нетбуки
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип и форма урока | Характеристика деятельности | УУД | Методы оценки достижений учащихся | Формы работы | Домаш-нее задание | Коррект-ировка | ||||||
I четверть (36 ч) | |||||||||||||||
Выделение свойств предметов через их сравнение. Отношение равенства и неравенства (68ч.) | Выделять признаки в предмете: форма, цвет, размер. Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение
Использовать приобретённые знания, в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности
Описывать предметы по признакам. Уточнение представлений о размере: длина. Конструирование способа сравнения предметов по длине. Выделять свойства предметов через их сравнение Конструировать способы сравнения по выделенному признаку находить длину границы фигур. Знатьпростейшие геометрические фигуры, чертёжные инструменты Моделировать изученные зависимости.
Моделировать отношения равенства-неравенства при сравнении предметов по разным признакам
Сравнивать предметы по комплектности.
Конструировать способа сравнения предметов по объёму.
Выполнять графическое моделирование: от копирующего рисунка к схеме
Познакомиться с новыми геометрическими фигурами (линия, прямая линия, точка, отрезок) и их взаимным расположением.
Графическое моделирование отношений равенства и неравенства
Сравнивать предметы по массе различными способами.
Сравнивать и классифицировать геометрические фигуры по их свойствам; Конструировать модели геометрических фигур Буквенное обозначение величин. Применение одинаковых букв при обозначении одного и того же признака в одном и том же предмете.
Конструировать модели геометрических фигур Буквенное обозначение величин. Применение одинаковых букв при обозначении одного и того же признака в одном и том же предмете.
Соотносить цифру и число. Писать цифры.
Введение знаков: равенства (=) и неравенства (≠). Запись результата сравнения величин с помощью формул.
Сравнивать группы предметов по отношению к комплекту, сравнивать по количеству
Соотносить цифру и число. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Писать цифры.
Подбирать величины по формулам равенства и неравенства, переходить от схемы к формуле и обратно
Использовать буквенную символику как средства фиксации признака, по которому сравниваются одни и те же предметы
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия
Моделировать изученные арифметические зависимости
Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения
Чтение, запись и сравнение чисел.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия
Измерение и построение величин с помощью посредника. Конструирование нового вида посредника – мерки, умещающейся в величине несколько раз.
Моделировать изученные арифметические зависимости
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия
Моделировать изученные арифметические зависимости
Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия
Моделировать изученные арифметические зависимости
Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия
Моделировать изученные арифметические зависимости
Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия
Моделировать изученные арифметические зависимости
Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия
Моделировать изученные арифметические зависимости
| Личностные УУД Учиться: -вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; -быть толерантным в играх, организуемых на уроке педагогом. Регулятивные УУД Учиться: — принимать цель задания, заданную педагогом; — выполнять заданные педагогом правила игры; — корректировать (изменять) правила игры в соответствии с её развитием; — участвовать в оценке полученного общего результата. Познавательные УУД Учиться: — «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков; — формулировать (при поддержке других учащихся и педагога) конкретные задания, данные в виде рисунков и схематических рисунков; — понимать и объяснять цель задания, данную педагогом; — понимать заданные педагогом правила игры; — -понимать и объяснять простейшие алгоритмы, заданные педагогом. Коммуникативные УУД Учиться активно участвовать: — в общей дидактической игре, организованной педагогом; — в обсуждениях, возникающих в ходе игры.
Личностные УУД Учиться: — воспринимать одноклассников как членов своей команды; — вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; — быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; — не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению. Регулятивные УУД Учиться: — принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; — принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий); — выполнять работу в паре, помогая друг другу; — участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе пары; — оценивать свой вклад в работу пары; — выбирать задания в учебнике и рабочей тетради для индивидуальной работы по силам и интересам. Познавательные УУД Учиться в процессе общего обсуждения: — «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схематических рисунков; — составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; — придумывать и формулировать на основе рисунков и схематических рисунков «математические рассказы» (условия простых задач); — устно решать простые задачи, после того, как педагог сформулирует вопрос к совместно сформулированному условию («математическому рассказу»). Коммуникативные УУД Учиться: — активно участвовать в общей дидактической игре «ученик-ученики», организованной педагогом; — активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе игры; — ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; — ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.
Личностные установка на поиск решения проблем критичность Метапредметные способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность; • способность осуществлять информационный поиск, способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные УУД • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; • умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Предметные УУД • подбирать величины к заданной формуле; • правильно выполнять построение (отмеривание) величины по схеме; • описывать результат измерения с помощью общепринятых арабских цифр; • правильно выполнять измерение величин с помощью мерки и описывать его стрелочной схемой; • решать задачи на построение величины с помощью мерки и числа и нахождение мерки с помощью величины и числа • правильно выполнять измерение величин с помощью мерки и описывать его стрелочной схемой; • воспроизводить последовательность числительных в пределах 10, знать цифры (кроме 0); • строить числовую прямую, выбирая начало, направление и шаг; находить точку для заданного числа и определять число, которое соответствует данной точке; • понимать принцип последовательного расположения чисел напрямой: каждое следующее число отстоит от предыдущего на шаг представлять числа и величины отрезками числовой прямой; • сравнивать числа начисловой прямой; знать, что чем дальше число отстоит от начала, тем оно больше; • устанавливать зависимость между величинами и числами при условии использования одной и той же мерки; • знать единицы длины и счета.
Личностные установка на поиск решения проблем критичность Метапредметные способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность; • способность осуществлять информационный поиск, способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные УУД • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; • умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Предметные УУД • подбирать величины к заданной формуле; • правильно выполнять построение (отмеривание) величины по схеме; • описывать результат измерения с помощью общепринятых арабских цифр; • правильно выполнять измерение величин с помощью мерки и описывать его стрелочной схемой; • решать задачи на построение величины с помощью мерки и числа и нахождение мерки с помощью величины и числа • правильно выполнять измерение величин с помощью мерки и описывать его стрелочной схемой; • воспроизводить последовательность числительных в пределах 10, знать цифры (кроме 0); • строить числовую прямую, выбирая начало, направление и шаг; находить точку для заданного числа и определять число, которое соответствует данной точке; • понимать принцип последовательного расположения чисел напрямой: каждое следующее число отстоит от предыдущего на шаг представлять числа и величины отрезками числовой прямой; • сравнивать числа начисловой прямой; знать, что чем дальше число отстоит от начала, тем оно больше; • устанавливать зависимость между величинами и числами при условии использования одной и той же мерки; • знать единицы длины и счета
Предметные УУД • подбирать величины к заданной формуле; • правильно выполнять построение (отмеривание) величины по схеме; • описывать результат измерения с помощью общепринятых арабских цифр; • правильно выполнять измерение величин с помощью мерки и описывать его стрелочной схемой; • решать задачи на построение величины с помощью мерки и числа и нахождение мерки с помощью величины и числа • правильно выполнять измерение величин с помощью мерки и описывать его стрелочной схемой; • воспроизводить последовательность числительных в пределах 10, знать цифры (кроме 0); • строить числовую прямую, выбирая начало, направление и шаг; находить точку для заданного числа и определять число, которое соответствует данной точке; • понимать принцип последовательного расположения чисел напрямой: каждое следующее число отстоит от предыдущего на шаг представлять числа и величины отрезками числовой прямой; • сравнивать числа начисловой прямой; знать, что чем дальше число отстоит от начала, тем оно больше; • устанавливать зависимость между величинами и числами при условии использования одной и той же мерки; • знать единицы длины и счета
Личностные установка на поиск решения проблем критичность Метапредметные способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность; • способность осуществлять информационный поиск, способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира |
| Фронтальная Парная
|
|
| |||||||||
1 |
| Динамическая пауза. Экскурсия «Мир знаков» | Изучение нового. Экскурсия |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
2 |
| 1 модуль. Выделение свойств предметов через их сравнение. | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Парная |
|
| ||||||||
3 |
| Выделение признаков предметов через их сравнение. | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Групповая
|
|
| ||||||||
4 |
| Сравнение по выделенным признакам. Отрезок как носитель длины | Комбинированный урок
|
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
5 |
| Отношения «равно», «неравно» | Комбинированный урок
|
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
6 |
| Способы сравнения по длине. Практическая работа«Сравнение по длине» | Комбинированный урок
|
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
7 |
| Выделение признаков предметов через их сравнение по длине. | Комбинированный урок |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
8 |
| Выделение признаков предметов через их сравнение по ширине, цвету по материалу. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
9 |
| Динамическая пауза. Игра-практикум «В мире фигур» | Игра-практикум |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
10 |
| Подбор предметов, равных или неравных по разным признакам, Практическая работа«Моделирование отношений с помощью полосок» | Урок обобщения и систематизации знаний |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
11 |
| Диагностическая работа «Повторение и закрепление изученного» | Урок контроля и учета знаний |
| Индивидуальная |
|
| ||||||||
12 |
| Работа над ошибками. Что такое периметр. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
13 |
| Нахождение периметра разных фигур. Практическая работа«Нахождение периметра» | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
14 |
| Сравнение периметров. Знаки «равно», «неравно». | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
15 |
| Что такое площадь фигуры. Способы сравнения площадей. | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
16 |
| Динамическая пауза. Ролевая игра «Строим дом» | Ролевая игра |
|
|
|
| ||||||||
17 |
| Площадь. Сравнение площадей.Практическая работа «Сравнение площадей» | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
18 |
| Перекраивание фигур. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
19 |
| Равновеликие фигуры. Равносоставленные фигуры. | Урок обобщения и систематизации знаний |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
20 |
| Диагностическая работа. | Урок контроля и учета знаний |
| Индивидуальная |
|
| ||||||||
21 |
| Анализ работы. Равновеликие и равносоставленные фигуры. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
22 |
| 2 модуль Сравнение объёмов. | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
23 |
| Как сравнивать по объёму. Практическая работа «Сравнение по объёму» | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
24 |
| Что такое вместимость и емкость. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
25 |
| Динамическая пауза. Игра-практикум «Путешествие в страну цифр» | Игра-практикум |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
26 |
| Графическое моделирование: от копирующего рисунка к схеме | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
27 |
| Переход от схемы к сравнению предметов и наоборот. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
28 |
| Диагностическая работа |
|
|
|
|
| ||||||||
29 |
| Работа над ошибками. Способы сравнения объёмов путём переливания Практическая работа «Сравнение объёмов» | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
30 |
| Сравнение предметов по всем известным признакам | Комбинированный урок |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
31 |
| Прямая, отрезок, луч, | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
32 |
| Точка, отрезок, луч, прямая | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
33 |
| Опосредованное сравнение с помощью кубиков. | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
34 |
| Динамическая пауза Ролевая игра «Магазин» |
|
|
|
|
| ||||||||
35 |
| Работа со знаками «=», «≠».Введение знаков «>», «<». | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
36 |
| Введение буквенной символики как средства фиксации признака, | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
2 четверть (28ч) |
| ||||||||||||||
1 |
| Масса предметов. | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
2 |
| Как сравнивать по массе. Практическая работа«Сравнение по массе» | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
3 |
| Способы сравнения массы предметов. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
4 |
| Можно ли сравнивать по массе без весов? | Комбинированный урок |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
5 |
| Сравнение по массе. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
6 |
| 3 модуль. Как сравнивать группы предметов | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
7 |
| Сравнение групп предметов | Комбинированный урок |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
8 |
| Сравнение по другим признакам. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
9 |
| Учимся сравнивать по составу частей, из которых состоит рисунок, по расположению | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
10 |
| Способы сравнения по количеству. | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
11 |
| Сравниваем по количеству | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
12 |
| Угол. Практическая работаСравнение углов по величине. | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
13 |
| Угол. Виды углов | Комбинированный урок |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
14 |
| Треугольник. Виды треугольников | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
15 |
| Построение и сравнение треугольников.Практическая работа «Построение треугольников» | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
16 |
| Понятие величины. Буквы латинского алфавита | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
17 |
| Обозначение величин | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
18 |
| Буквы латинского алфавита | Урок обобщения и систематизации знаний |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
19 |
| Диагностическая работа | Урок контроля и учета знаний |
| Индивидуальная |
|
| ||||||||
20 |
| Анализ работы. Работа над ошибками | Урок обобщения и систематизации знаний |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
21 |
| Подготовка к написанию цифр и букв. Работа по прописям. | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
22 |
| Анализ способа написания цифры 1 | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
23 |
| Сравнение цифр по составу частей. | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
24 |
| Цифра 3. Чтение, запись и сравнение чисел. | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
25 |
| Цифра 3. Составление формул с помощью букв, обозначающих свойства предмета, и знаков «=», «≠», «>», «<».Рефлексия отношений | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
26 |
| Цифры 5 и 2. Чтение, запись и сравнение чисел. | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
27 |
| Цифры 5 и 2. Опосредованное сравнение, заданное через схему или формулу | Комбинированный урок |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
28 |
| Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
3 четверть (36 ч) |
|
|
|
|
|
| Фронтальная Парная
| ||||||||
1 |
| Цифры 6 и 9. Сравнение величин с помощью схем и формул. Переход от сравнения предметам к схемам, формулам и обратно | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
2 |
| Цифры 6 и 9. Сравнение величин с помощью схем и формул. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
3 |
| Цифры 8 и 0 | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
4 |
| Цифры 8 и 0. Опосредованное сравнение | Комбинированный урок |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
5 |
| Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
6 |
| Названия, обозначение, последовательность чисел. Состав чисел. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
Действия сложения и вычитания (48ч.) |
|
|
|
| |||||||||||
7 |
| 4 модуль.Уравнивание величин. | Комбинированный урок |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
8 |
| Уравнивание величин: переход от неравенства к равенству. | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
9 |
| Уравнивание величин: переход от неравенства к равенству. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
10 |
| Переход от неравенства к равенству и наоборот | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
11 |
| Способы перехода от неравенства к равенству и наоборот Практическая работа Уравнивание величин | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
12 |
| Рефлексия способов уравнивания и соотнесение их с конкретными условиями. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
13 |
| Текстовые задачи на уравнивание. Переходы от текста к схеме и формуле и наоборот | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
14 |
| Свойства отношений равенства и неравенства | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
15 |
| Свойства отношений равенства и неравенства (А=В А+С=В+С; А=А А=В В=А; ) | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
16 |
| Свойства отношений равенства и неравенства А=В и В=С А=С) | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
17 |
| Описание процесса уравнивания с помощью графической модели. | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
18 |
| Описание процесса уравнивания с помощью графической модели (схемы) и знаковой (формулы) | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
19 |
| Задача восстановления целого по частям (на разных величинах). Конструирование буквенно-графической модели с «лучиками». Переход от одних моделей к другим | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
20 |
| Диагностическая работа | Урок контроля и учета знаний |
| Индивидуальная
|
|
| ||||||||
21 |
| Анализ работ. Работа над ошибками | Урок обобщения и систематизации знаний |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
22 |
| Взаимосвязь между частями и целым. | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
23 |
| Нахождение части по целому числу и известной части | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
24 |
| Нахождение целого по частям | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
25 |
| Задача восстановления целого по частям (на разных величинах). | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
26 |
| Конструирование буквенно-графической модели с «лучиками». | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
27 |
| Переход от одних моделей к другим | Урок обобщения и систематизации знаний |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
28 |
| Диагностическая работа | Урок контроля и учета знаний |
|
Индивидуальная
|
|
| ||||||||
29 |
| Анализ работ. Работа над ошибками | Урок обобщения и систематизации знаний |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
30 |
| 5 модуль Текстовые задачи на понятие части и целого. | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
31 |
| Части и целое. Введение значков для обозначения целого и части на схемах и формулах. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
32 |
| Превращение величины в части и целое. | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
33 |
| Превращение величины в части и целое. Относительность этих понятий | Комбинированный урок |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
34 |
| Понятие нулевой величины | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
35 |
| Превращение величины в части и целое Текстовые задачи. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
36 |
| Превращение величины в части и целое Текстовые задачи на понятие части и целого. | Комбинированный урок |
|
|
|
| ||||||||
4 четверть (32ч) |
| ||||||||||||||
1 |
|
Понятие уравнения.
| Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
2 |
| Понятие Решение текстовых задач путём составления уравнения.
| Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
3 |
| Решение текстовых задач путём составления: а) выражения вида х=…; | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
4 |
| Решение текстовых задач путём составления: уравнения видаа+х=в, а-х=в, х-а=в | Комбинированный урок |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
5 |
| Решение текстовых задач путём составления: а) выражения вида х=…; б) уравнения видаа+х=в, а-х=в, х-а=в | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
6 |
| Уравнения. Решение текстовых задач путём составления: а) выражения вида х=…; б) уравнения видаа+х=в, а-х=в, х-а=в | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
7 |
| Переход от формул к числовым выражениям с опорой на дошкольное представление ребёнка о числе и наоборот. | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
8 |
| Переход от формул к числовым выражениям. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
9 |
| Переход от формул к числовым выражениям. Примеры с «секретами» | Урок обобщения и систематизации знаний |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
10 |
| Диагностическая работа | Урок контроля и учета знаний |
|
Индивидуальная
|
|
| ||||||||
11 |
| Анализ работы 6 модуль Сравнение числовых выражений. | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
12 |
| Сравнение числовых выражений. Восстановление части по целому. | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
13 |
| Восстановление части по целому и другой части. | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
14 |
| Связь между компонентами сложения и вычитания | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
15 |
| Связь между компонентами сложения | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
16 |
| Связь между слагаемыми и суммой. | Комбинированный урок |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
17 |
| Связь между компонентами вычитания | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
18 |
| Связь между уменьшаемым, вычитаемым и разностью | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
19 |
| Введение числа 13ч Какие бывают мерки. | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
20 |
| Подбор мерок, удобных для измерения данной величины. | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
21 |
| Подбор мерок, удобных для измерения данной величины, и подбор величин, удобных для измерения данной меркой | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
22 |
| Введение числаПрактическая работаИзмерение с помощью мерки. | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
23 |
| Измерение с помощью мерки. Число как результат измерения | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
24 |
| Задача опосредованного сравнения с помощью посредника, равного одной из величин; | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
25 |
| Задача опосредованного сравнения с помощью мерки. | Урок обобщения и систематизации знаний |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
26 |
| Диагностическая работа. | Урок контроля и учета знаний |
| Индивидуальная
|
|
| ||||||||
27 |
| Работа над ошибками. Выбор меры, удобной для измерения длины, площади, объёма, массы, углов, количества | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
28 |
| Измерение с помощью мерки объёма, массы, углов, | Урок изучения нового материала |
|
Фронтальная Индивидуальная
|
|
| ||||||||
29 |
| Выбор меры, удобной для измерения длины, площади, объёма, массы, углов, количества | Комбинированный урок |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
30 |
| Знакомство с названиями стандартных мер. | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Парная
|
|
| ||||||||
31 |
| Знакомство с другими величинами: скорость, время, расстояние | Урок изучения нового материала |
| Фронтальная Групповая |
|
| ||||||||
32 |
| Знакомство с величинами: скорость, время, расстояние | Комбинированный урок |
| Фронтальная Парная
|
|
|
Практическая часть по математике
Дата | № урока | Вид работы | Тема | |
1 |
| 7 | Практическая работа | «Сравнение по длине» |
2 |
| 10 | Практическая работа | «Моделирование отношений с помощью полосок» |
3 |
| 11 | Диагностическая работа | Старт |
4 |
| 14 | Практическая работа | «Нахождение периметра» |
5 |
| 17 | Практическая работа | «Сравнение площадей» |
6 |
| 20 | Диагностическая работа | Модуль 1 |
7 |
| 23 | Практическая работа | «Сравнение по объёму» |
8 |
| 27 | Практическая работа | «Сравнение объёмов» |
9 |
| 2 | Практическая работа | «Сравнение по массе» |
10 |
| 12 | Практическая работа | Сравнение углов по величине. |
11 |
| 15 | Практическая работа | «Построение треугольников» |
12 |
| 18 | Диагностическая работа | Модуль 2 |
13 |
| 11 | Практическая работа | Уравнивание величин |
14 |
| 20 | Диагностическая работа | Модуль 3 |
15 |
| 28 | Диагностическая работа | Модуль 4 |
16 |
| 10 | Диагностическая работа | Модуль 5 |
17 |
| 22 | Практическая работа | Измерение с помощью мерки |
18 |
| 26 | Диагностическая работа | Модуль 6Итоговая |