Управление образования Администрации Калининского района Тверской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по учебному предмету «Математика»
6 класс.
Автор- составитель: Колпакова Елена Марковна
учитель математики «Рождественская СОШ»
высшей квалификационной категории
Рождествено
2011
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 классы; 2001года» Г.М. Кузнецова.
Тематическое планирование по математике разработано в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторской программы для 6 класса авторов Н.Я. Виленкина , В.И. Жохова.
В тематическое планирование внесены следующие изменения:
— отдельным блоком рассматривается повторение курса за 5 класс, где на первом уроке проводится диагностика знаний за курс пятого класса, после диагностики составляется план повторения за курс математики 5 класса. На это отводится 2 урока и заканчивается повторение контрольно- измерительной работой, которая носит название «Стартовая контрольная работа». Часы взяты из блока Итоговое повторение за курс 6 класса 3 часа, один час из темы «Отношение», один час из темы «Умножение и деление обыкновенных дробей».
Тематическое и поурочное планирование рассматривается при пяти часах математики в неделю, за год всего 170 часов (5ч. в неделю* 34 недели = 170 часов). Рабочая программа рассчитана на 170 часа.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
развить пространственные представления и изобразительные умения,
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Цель обучения математического образования на ступени 6 класса
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на математический язык, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры.
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики.
Задачи:
сформировать представление о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развивать образное и логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическую культуру, необходимое для обучения в старшей школе.
овладеть математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
Уметь:
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование следующего комплекта УМК:
Примерная программа основного общего образования;
В.И. Жохов «Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы» — Москва: Мнемозина, 2009;
Математика. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2006;
Н.Я.Виленкин и др. «Математика 6 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: Мнемозина, 2009;
И.Л. Гусева «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика 6 класс» — Москва: «Интеллект-Центр», 2009;
А.С. Чесноков и др. «Дидактические материалы по математике для 6 класса» — Москва: Классик Стиль, 2009;
В.В.Выговская «Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я. Виленкина 6 класс» — Москва: «ВАКО», 2008.
Содержание курса математики 6 класса включает в себя следующие блоки:
1. Повторение материала за 5 класс-3 часа
2. Делимость чисел – 20 часов
3. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями – 29часов
4.Умножение и деление обыкновенных дробей – 31 час
5.Отношения и пропорции – 19 часов
6. Положительные и отрицательные числа – 11 часов
7.Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел – 11 часов
8.Умножение и деление положительных и отрицательных чисел – 12 часов
9.Решение уравнений – 14 часов
10.Координаты на плоскости – 13 часов
11.Повторение – 7 часов
Содержание курса
Содержание образования | № пункта в учеб-нике | Количество часов с учетом числа кр | Обязательные результаты обучения (стандарт) | Прим. | |
1 | Делимость чисел | 1-7 | 20 часов | Знать: определение делителя, кратного, признаки делимости чисел на 2, на 3, на 5, на 9, на 10, определение простых и составных чисел, определение взаимно простых чисел, алгоритм разложения на простые множители, о необходимости применения НОД при сокращении дробей, алгоритм нахождения НОД и НОК Уметь: находить делители и кратные чисел, применять признаки делимости чисел на 2, на 3, на 5, на 9, на 10, раскладывать числа на простые множители, находить НОД и НОК |
|
2 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 8-12 | 29 часа | Знать: основное свойство дроби, понятие несократимой дроби, способы сокращения дробей, алгоритм приведения дроби к НОЗ, правило сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел Уметь: применять основное свойство дроби, сокращать дроби, приводить дроби к НОЗ, сравнивать, складывать и вычитать дроби с разными знаменателями и смешанные числа |
|
3 | Умножение и деление обыкновенных дробей | 13-19 | 31 час | Знать: правила умножения дробей, умножения смешанных чисел, нахождения дроби от числа, распределительное свойство умножения, определение взаимообратных чисел, правило деления дробей, правило нахождения числа по его дроби Уметь: умножать и делить дроби и смешанные числа, находить число обратное данному, вычислять дробные выражения |
|
4 | Отношения и пропорции | 20-25 | 19 часов | Знать: определение отношения, определение и основное свойство пропорции, определение прямо пропорциональных величин, определение обратной пропорциональной зависимости, определение масштаба, формулы длины окружности, площади круга, понятие шара и сферы Уметь: находить какую часть одно число составляет от другого и во сколько раз одно число больше другого, решать задачи на пропорцию, прямо- и обратно пропорциональные зависимости, решать задачи на нахождение длины окружности и площади круга |
|
5 | Положительные и отрицательные числа | 26-30 | 11 часов | Знать: определение координатной прямой, определение противоположных и целых чисел, определение модуля числа Уметь: находить координаты точек на прямой, сравнивать рациональные числа, применять положительные и отрицательные числа для выражения изменения величины |
|
6 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 31-34 | 11 часов | Знать: правила сложения отрицательных чисел, сложения чисел с разными знаками, вычитания рациональных чисел Уметь: складывать и вычитать числа с помощью координатной прямой, складывать отрицательные числа и числа с разными знаками, вычитать числа |
|
7 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 35-38 | 12 часов | Знать: определение рационального числа, свойства рациональных чисел, правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел Уметь: умножать и делить рациональные числа, представлять дробь в виде бесконечной десятичной дроби |
|
8 | Решение уравнений | 39-42 | 14 часов | Знать: правила раскрытия скобок, приведения подобных слагаемых, алгоритмы решения уравнений и задач с помощью уравнений Уметь: раскрывать скобки в выражениях, приводить подобные слагаемые, находить коэффициент выражения, переносить слагаемые из одной части уравнения в другую, решать уравнения и задачи с помощью уравнения |
|
9 | Координаты на плоскости | 43-47 | 13 часов | Знать: определение перпендикулярных и параллельных прямых, положение точки на плоскости задаётся двумя числами – координатами Уметь: строить перпендикулярные и параллельные прямые, отмечать на координатной плоскости точку по заданным координатам и читать координатные точки, читать графики и находить значение одной из переменных, строить отрезки, прямые, лучи в координатной плоскости, строить столбчатые диаграммы |
|
10 | Повторение |
| 7часов |
|
|
В рабочей программе предусмотрено 16 контрольных работ:
Стартовая контрольная работа
«Делимость чисел»,
“Сравнение дробей и приведение дробей к общему знаменателю»
«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»,
«Умножение обыкновенных дробей»,
«Деление обыкновенных дробей»,
«Дробные выражения»
«Отношения и пропорции»,
«Масштаб. Длина окружности и площадь круга»
«Положительные и отрицательные числа»,
«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»,
«Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»,
«Подобные слагаемые»
«Решение уравнений»,
«Координаты на плоскости»,
«Итоговое повторение».
Контроль уровня обученности 6 класс
Название темы контрольной работы | Содержание контроля | |
1 | Стартовая контрольная работа | Арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями. Сравнение, округление натуральных чисел и десятичных дробей. Решение уравнений. Решение текстовых задач на зависимость между величинами (скоростью, временем и пройденным путем). Среднее арифметическое нескольких чисел. Вычисления по формулам. Площадь прямоугольника (квадрата), объем куба |
2 | Контрольная работа №1 Тема: «Делимость чисел» | Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. НОД и НОК. Арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями. |
3 | Контрольная работа№2 Тема: «Сравнение и сокращение обыкновенных дробей» | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Решение текстовых задач на нахождение целого по его части. Решение уравнений, где применяют понятие вынесения общего множителя за знак скобки. |
4 | Контрольная работа №3 Тема: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» | Сравнение дробей. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей. Сложение и вычитание смешанных дробей. При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Присутствует случай вычитания дроби из целого числа. Решение линейных уравнений. Решение задачи арифметическим способом. |
5 | Контрольная работа №4 Тема: «Умножение» | Умножение обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби. Арифметические действия с обыкновенными дробями и решение основных задач на дроби. Упрощение алгебраического выражения и нахождение его значения при заданной переменной. Арифметическое выражение, состоящее из трех действий, действия с обыкновенными дробями и повторение с десятичными дробями. Нахождение числа по его проценту. |
6 | Контрольная работа №5 Тема: «Деление обыкновенных дробей» | Деление обыкновенных дробей. Решение основных задач на дроби.Навыки арифметических действий с обыкновенными дробями. Умение применять алгоритмы действий с обыкновенными дробями. Решение текстовых задач, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби. Решение линейных уравнений. |
7 | Контрольная работа №6 Тема: «Дробные выражения»
| . Деление обыкновенных и десятичных дробей. Нахождение дробных выражений, состоящих из числителя представленного в виде обыкновенной дроби и знаменателя виде десятичной, или наоборот. Решение уравнения с вынесением общего множителя. Решение текстовых задач на нахождении числа по его проценту |
8 | Контрольная работа №7 Тема: «Отношения и пропорция» | Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятие о прямой и обратной пропорциональных величин. Задачи на пропорции. Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями. |
9 | Контрольная работа №8 Тема: «Масштаб. Длина окружности и площадь круга» |
Масштаб. Формулы длины окружности и площадь круга. Шар. Число «Пи».Решение с помощью пропорции задач на проценты. Формулы площади прямоугольника (квадрата). Арифметические действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей. Понятие о прямой и обратной пропорциональных величин. |
10 | Контрольная работа №9 Тема: «Положительные и отрицательные числа» | Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение на координатной прямой чисел. Координата точки. Положительные и отрицательные числа на координатной прямой. Арифметические действия содержащие модуль. |
11 | Контрольная работа №10 Тема: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Действия с отрицательными и положительными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек координатной прямой. Решение уравнений. Решение задачи на нахождение процента по данному числу. Решение уравнения с модулем. Нахождение расстояния между двумя точками. |
12 | Контрольная работа №11 Тема: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений. Решение уравнений.Учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную, достаточно разделить (если это возможно) числитель на знаменатель. Понятие целого числа с изображением на координатном луче. |
13 |
Контрольная работа №12 Тема: «Подобные слагаемые»
| Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных равнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений. Преобразование буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений. Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной. |
14 | Контрольная работа №13 Тема: «Решение уравнений»
| Выполнение преобразований выражений, решению уравнений. Решения несложных уравнений. Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной. Решение уравнений содержащие модуль. Решение задач на движения. Составление математической модели при решении задачи. |
15 | Контрольная работа №14 Тема: «Координаты на плоскости» | Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков и диаграмм. Главное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и чертежного треугольника, не требуя воспроизведения точных определений. Основным результатом учащихся с координатной плоскостью — это знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умение построить координатные оси, отметить точку по заданным её координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости. Формированию вычислительных и графических умений. |
16
| Итоговая контрольная работа №15 | Арифметические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями. Введение арифметических действий над отрицательными числами. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Построение треугольника по данным точкам. Основное свойство пропорции. Решение уравнений с помощью пропорции. Решение уравнений с помощью алгоритма. Решение задачи на нахождение процента по данному числу. |
Проект
Характеристика проекта | ||||
Простой процент | групповой | среднесрочный 3 -6 уроков | оформление проекта реферат, решение задач, вывод формулы простого процента | защита проекта презентация |
Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с уставом школы
Учебно-тематический план
Наименование темы | Количе- ство часов | Из них на: | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся | ||
урок | Контрольные работы | ||||
1 | Повторение материала математике за 5 класс | 3 | 2 | 1 | 0,5 |
2 | Делимость чисел | 20 | 19 | 1 | 2,5 |
3 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 29 | 27 | 2 | 3,5 |
4 | Умножение и деление обыкновенных дробей | 31 | 28 | 3 | 4,5 |
5 | Отношения и пропорции | 19 | 17 | 2 | 2,5 |
6 | Положительные и отрицательные числа | 11 | 10 | 1 | 3.5 |
7 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
| 11 | 10 | 1 | 3,5 |
8 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 12 | 11 | 1 | 4 |
9 | Решение уравнений | 14 | 11 | 2 | 3 |
10 | Координаты на плоскости | 13 | 12 | 1 | 1 |
11 | Повторение. Решение задач | 7 | 6 | 1 | 1,5 |
| итого | 170 | 143 | 16 | 31 |
Календарно-тематическое планирование
Темы учебных занятий | Стандарт темы ОСУМ | Планируемый результат обучения ЗУН | Способы организации деятельности учащихся | Формы контроля | Домашнее задание | Формирование компетенций
| дата |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
Внутренние этапы | Тип урока |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
1.1 -2 .2 | Повторение курса математики 5 класса
| Натуральные, дробные и смешанные числа. Действия над ними. Определения процента. Задачи на проценты.
| Знать определения натуральных, дробных и смешанных чисел. Уметь выполнять действия над ними. Знать определение процента. Уметь решать задачи. | Систематизация и повторение за 5 класс | Комбинированный урок Комбинированный урок | Диагностическая работа Фронтальный опрос | № 22 № 25(тв.) № 29 № 30 | Беседа, диалог, анализ диагностической работы | 2.09 3.09 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
3 .3 | Стартовая контрольная работа | Проверка знаний | Урок контроль | Контрольная работа | Повторить темы, по кот-м есть затрудне-ния, индивидуальные карточки для повторения |
| 05.09.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
Делимость чисел (20 часов) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
4.1 5.2 6.3 | Делители и кратные | Определение понятий «делители» и «кратные» | Знать определение делителя, кратного. Уметь находить делители и кратные чисел. | Введение в тему. | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Работа в парах. Взаимопроверка. Самостоятельная работа. Самооценка. | п. 1 № 26 № 27 № 30(а,б) № 24(тв.) | Диалог, Работа с учебником Практикум монологическая речь, рефлексия, умение слушать и задавать вопросы, индивидуальная работа | 7.09 8.09 9.09
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
7.4 8.5 9.6 | Признаки делимости на 10, 5 и 2 | Признаки делимости на 10, 5 и 2. | Знать признаки делимости чисел. Уметь применять их. | Введение в тему. Расширение знаний (на 100, 1000, 4 и 25) | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Самостоятельная работа с последующей самооценкой. Тест. Недельная отметка за Д,З | п. 2 № 55, 56 № 57, 58 № 59 № 60(1) № 53 (тв.) | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа | 10.09 12.09 14.09 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
10.7 11.8 | Признаки делимости на 3, 9. | Признаки делимости на 3 и 9. | Знать признаки делимости чисел. Уметь применять их. Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на , 3, 9. Арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями. | Введение в тему. Расширение знаний (п.д. на 11) | Комбинированный урок, Урок закрепления | Первичное осмысление и применение изученного материала. «Смотрины Блиц-опрос» Учитель против 6 класса | п. 3 № 86, 87 № 88, 89 № 90 № 81 (тв.) | Беседа, Беседа с развитием творческой деятельности. групповая работа , анализ практической работы | 15.09 16.09 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
12.9 13.10 | Простые и составные числа | Определение понятий простых и составных чисел. | Знать определение простых и составных чисел. Уметь раскладывать их на множители. | Развивающий урок Расширение знаний
| Урок усвоения нового материала, Урок закрепления | «Смотрины» Практическая работа. Устный счет. | п. 4 № 110,112 № 113 № 115,116 № 118 | Описание и план работы группы по поставленной проблеме. Формулируют определения и работу с новыми понятиями | 17.09 26.09 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
14.11 15.12 | Разложение на простые множители. | Разложение составных чисел на простые множители. | Знать алгоритм разложения на простые множители. Уметь его применять. | Введение в тему. Тренинг. | Комбинированный урок урок закрепления. | Работа в парах. Самостоятельная работа Недельное домашнее задание | п. 5 № 141(а) № 142,142 № 144 № 145(а) № 137(тв.) № 140(тв.) | Беседа, диалог с учителем , умение анализировать | 28.09 29.09 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
16.13 17.14 18.15 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.
| Нахождение общих делителей двух натуральных чисел. Понятие взаимно простых чисел. | Уметь применять разложение на простые множители НОД. Знать о необходимости применения НОД при сокращении дробей. Знать определение взаимно простых чисел. | Развивающий урок (Алгоритм Евклида) | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Устная самостоятельная работа Фронтальный опрос Практическая работа | п. 6 № 169 № 170,171 № 172,174 № 175,177
| Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа СКК, Выращивания правил работы в группе | 30.09 1.10 3.10 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
19.16 20.17 21.18 | Наименьшее общее кратное
| Понятие наименьшего общего кратного | Знать алгоритм нахождения НОК. Уметь его применять. | Введение в тему Урок – тренинг Практикум | комбинированный урок комбинированный урок комбинированный урок | Математический диктант Тест
Проверочная работа | п. 7 № 202,203 № 204,205 № 206(а) № 209 № 201(тв.) | Групповая работа диалог, беседа, сотрудничество в коллективе | 5.10 6.10 7.10 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
22.19 | Повторение по теме «Делимость чисел» | Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. | Знать: Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Уметь: Разложение натурального числа на простые множители. НОД и НОК. Арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями. | Практикум и повторение | Урок обобщения | Фронтальный опрос математический диктант Недельное домашнее задание
| П. 1 – 7, индивид. задания | Развитие способности к анализу, дискуссия и аргументация | 08.10.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
23.20 | Контрольная работа № 1 по теме «Делимость чисел» | Уметь применять разложение на простые множители НОД. Знать о необходимости применения НОД при сокращении дробей. Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Знать определение взаимно простых чисел. | Применение правил деления в работе | Урок контроль | Контрольная работа |
| Анализ и рефлексия контрольной работы самим учеником, после написания | 10.10.11 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (29часов) | |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
24.1 25.2 | Анализ к.р. Основное свойство дроби | Основное свойство дроби понятие несократимой дроби, способы сокращения дробей,применять основное свойство дроби, сокращать дроби | Знать формулировку основного свойства дроби. Уметь её применять. | Введение в тему Итоги к.р. Анализ ошибок.
Практикум. Закрепление | Комбинированный урок Урок обобщения | Индивидуальные задания для коррекции знаний. Самостоятельная работа | п. 8 № 237,238 № 240,239 № 241(а,б) | Диалог, монологическая речь, рефлексия, умение слушать и задавать вопросы, индивидуальная работа | 12.10 13.10 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
26.3 27.4 28.5 | Сокращение дробей | Сокращение дробей с применением основного свойства дроби | Знать какие дроби являются несократимыми, знать способы сокращения дробей. Уметь сокращать дроби. | Введение в тему Практикум Закрепление | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Блиц-опрос Самостоятельная работа Вычислительный навык | п. 9 № 268,269 № 271,272 | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа | 14.10 15.10 17.10 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
296 307 318 | Приведение дробей к общему знаменателю | Приведение дробей к новому знаменателю | Знать алгоритм приведения дроби к наименьшему общему знаменателю. Уметь применять его. | Введение в тему Урок — тренинг Практикум | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Работа в парах Самостоятельная работа Первичный контроль знаний | п. 10 № 297,299 № 303(а)
| Беседа, парная работа характеристика работы и анализ практической работы | 19.10 20.10 21.10 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
329 3310 3411 | Приведение дробей к общему знаменателю | Приведение дробей к новому знаменателю | Знать алгоритм приведения дроби к наименьшему общему знаменателю. Уметь применять его. | Беседа Практикум | Закрепление Урок систематизации и обобщения | Блиц-опрос Математический диктант Недельное домашнее задание
| № 300 № 301,302 № 293(тв.) | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Работа в парах. СКК | 22.10 24.10 26.10 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
3512 3613 | Сравнение дробей | Сравнение дробей с разными знаменателями | Знать правило сравнения дробей. Уметь его применять. | Углубление знаний | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Упр. «достиг – не достиг» Самооценка Самостоятельная работа с проверкой
| п. 11 № 359 № 361 № 362 № 363 № 350(тв.) | Беседа, диалог с учителем , умение анализировать. Формулируют цель,планируют работу в группе. СКК | 27.10 28.10 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
3714 | Контрольная работа №2: «Сравнение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю» |
| Знать алгоритм приведения дроби к наименьшему общему знаменателю. Знать правило сравнения дробей. Уметь его применять. Вычислительный навык | Проверка знаний | Урок контроля | Контрольная работа |
| Решение логических задач , рефлексия, умение применять алгоритмы, индивидуальная работа | 28.10.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
3815 3916 4017 4118 4219 4320 | Анализ к.р. Cложение и вычитание дробей с разными знаменателями | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | Знать правило сравнения дробей. Уметь его применять. Знать алгоритм приведения дроби к наименьшему общему знаменателю. Знать правило сравнения дробей. Уметь его применять. Вычислительный навык
| Углубление знаний Отработка навыка сложения и вычитания обыкновенных дробей | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок
| Фронтальный опрос Самостоятельная работа с проверкой Самостоятельная работа Тест Недельное задание Д.З | п. 11 №360-1стр № 364 № 365 № 366 №360(ост) № 362 № 369 № 370 Тренажер(десятичные дроби) | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа | 29.10.11 7.11
09.11 10.11 11.11 12.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
4421 | Повторение по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» | способы сокращения дробей, алгоритм приведения дроби к НОЗ, правило сравнения, | Знать: основное свойство дроби, понятие несократимой дроби, способы сокращения дробей, алгоритм приведения дроби к НОЗ, правило сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел Уметь: применять основное свойство дроби, сокращать дроби, приводить дроби к НОЗ, сравнивать, складывать и вычитать дроби с разными знаменателями и смешанные числа | Практикум Урок обобщения | урок закрепления | Фронтальный опрос Вычислительный навык( тренажер десятичные дроби) | П. 8 – 11, индивид. задания | Решение логических задач , рефлексия, умение применять алгоритмы, индивидуальная работа, сотрудничество в коллективе | 14.11.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
4522 4623 4724 4825 4926 5027 | Сложение и вычитание смешанных чисел | Сложение и вычитание смешанных чисел | Знать алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел. Уметь его применять
| Введение в тему Урок – тренинг Уроки закрепления и обобщения | комбинированный урок комбинированный урок комбинированный урок комбинированный урок | Работа над ошибками Устный счет Самостоятельная работа с проверкой Блиц-опрос Проверочная работа Недельное задание Д.З | п. 12 № 414 № 415 № 416,417 № 418,419 № 420(тв.) № 422
| Диалог, монологическая речь, рефлексия, умение слушать и задавать вопросы, индивидуальная работа | 16.11 17.11 18.11 19.11 21.11 23.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
5128 | Повторение по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел применять основное свойство дроби, сокращать дроби, приводить дроби к НОЗ, сравнивать, складывать и вычитать дроби с разными знаменателями и смешан | Знать: основное свойство дроби, понятие несократимой дроби, способы сокращения дробей, алгоритм приведения дроби к НОЗ, правило сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел Уметь: применять основное свойство дроби, сокращать дроби, приводить дроби к НОЗ, сравнивать, складывать и вычитать дроби с разными знаменателями и смешан | Практикум | урок обобщения и систематизации знаний | Фронтальный опрос Устный опрос | П. 12, индивид. задания | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа | 24.11.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
5229 | Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» |
| Урок контроль | Урок контроль | Контрольная работа |
| Логическое решение задач, умение анализировать свои результаты | 25.11.11 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
Умножение и деление обыкновенных дробей (31 час) |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
531 542 553 564 | Анализ к.р. Умножение дробей | Умножение обыкновенных дробей Умножение дроби на натур. число Умножение смешанных чисел | Знать правило умножения дробей. Уметь его применять. Знать правило умножения смешанных чисел. Уметь его применять. | Введение в тему Расширение знаний Обобщение Урок – сказка Практикум | комбинированный урок комбинированный урок комбинированный урок комбинированный урок | Работа над ошибками по карточкам Самостоятельная работа с проверкой Устный счет Тесты | п. 13 № 472 № 473 № 482 № 457(тв.) № 478 № 480 № 481 | Беседа, диалог с учителем , умение анализировать | 26.11 28.11 30.11 01.12
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
575 586 597 608 | Нахождение дроби от числа | Нахождение дроби от числа | Знать правило нахождения дроби от числа. Уметь его применять | Введение в тему Расширение знаний, Беседа в игровой форме Практикум
| Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Устный счет Самостоятельная работа Недельное задание Д.З Фронтальный опрос | п. 14 № 523,524 № 526,527 № 529,530 № 533 № 535(тв.) | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа | 01.12 03.12 05.12 07.12 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
619 6210 6311 6412 | Применение распределительного свойства умножения | Распределительное свойство умножения | Знать распределительное свойство умножения. Уметь применять его | Расширение углубление знаний Обобщение | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Блиц-опрос Самостоятельная работа Недельное задание Д.З | п. 15 № 567,568 № 569,570 № 571 | Групповая работа диалог, беседа, сотрудничество в коллективе | 08.12 09.12 10.12 12.12 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
6513 | Повторение по теме «Умножение дроби. Нахождение дроби от числа» | Умножение дробей(десятичных и обыкновенных) , применение правила умножения, распределительный закон | Знать правило умножения дробей. Уметь его применять. Знать правило умножения смешанных чисел. Уметь его применять. | практикум | Урок обобщения и систематизации знаний | Фронтальный опрос вычислительный навык | П. 13 – 15, индивид. задания | Развитие способности к анализу, дискуссия и аргументация | 14.12.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
6614 | Контрольная работа № 4 по теме «Умножение дроби. Нахождение дроби от числа» | Знать правило умножения смешанных чисел. Уметь его применять | Проверка знаний | Урок контроля | Контрольная работа |
|
| 15.12.11 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
6715 6816 | Анализ к.р. Взаимно обратные числа | Определение взаимно обратных чисел | Знать определение взаимно обратных чисел. Уметь находить число обратное данному. | Введение в тему Применение новых знаний Беседа Практикум | Комбинированный урок изучение нового материала | Работа над ошибками Устная работа Матем. диктант Самост. работа с проверкой | п. 16 № 591 № 592 № 593 № 594
| Анализ и план исправления найденных ошибок самостоятельно, защита к.р | 16.12.11 17.12 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
6917 7018 7119 7220 | Деление дробей | Правило деления дробей | Знать правило деления дробей. Уметь применять его при делении чисел, записанных в виде дроби. | Введение в тему Расширение знаний Игра Практикум | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Самостоятельная работа с взаимопроверкой Самостоятельная работа Тесты | п. 17 № 633,634 № 637,638 № 640 № 635,636 № 641,642 № 644 № 637 № 643 № 645 | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа Формулируют вопрос по нахождению нужной информации | 19.12.11 21.12 22.12 23.12
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
7321 | Повторение по теме «Деление дробных чисел» | Правило деления дробей Определение взаимно обратных чисел | Знать определение взаимно обратных чисел. Уметь находить число обратное данному. | Практикум | Урок обобщения и систематизации знаний | Фронтальный опрос | П. 16 –1 7, индивид. задания | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа | 24.12.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
7422 | Контрольная работа № 5 по теме «Деление дробных чисел» |
| Урок контроль | Урок контроля | Контрольная работа |
|
| 26.12.11 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
7523 7624 7725 7826 7927 | Анализ кр. Нахождение числа по его дроби | Нахождение числа по его дроби | Знать правило нахождения числа по его дроби. Уметь его применять. | Введение в тему Расширение знаний | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Работа над ошибками Самостоятельная работа с проверкой
| п. 18 № 680,681 № 682,683 № 684 № 685,686 № 687,688 № 689 | Анализируют, делают выводы и приводят аргументацию своего решения | 28.12 29.12 11.01 12.01 13.01
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
8028 8129 | Дробные выражения | Дробные выражения | Уметь вычислять дробные выражения. | Расширение знаний Углубление знаний | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Математическая эстафета Самостоятельная работа | п. 19 № 716,717 № 718 № 719 № 720 № 721(тв.) | Беседа, диалог с учителем , умение анализировать | 14.01 16.01 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
8230 | Повторение по теме «Нахождение числа по дроби. Дробные выражения» | Дробные выражения, нахождения числа по её дроби | Знать правило нахождения числа по его дроби. Уметь его применять. | Урок обобщения | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Фронтальный опрос | П. 18 – 19, индивид. задания | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа | 18.01.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
8331 | Контрольная работа № 6 по теме «Нахождение числа по дроби. Дробные выражения» | Знать правило деления дробей. Уметь применять его при делении чисел, записанных в виде дроби. | контроль | Урок контроль | Контрольная работа |
| Логическое решение задач | 19.01.11 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
Отношения и пропорции (19 часов) |
|
|
|
|
|
|
| Развитие способности к анализу, дискуссия и аргументация | |||||||||||||||||||||||
841 852 863 | Анализ к.р. Отношения | Отношения взаимно обратных чисел | Знать определение отношения. Уметь находить какую часть одно число составляет от другого и во сколько раз одно число больше другого. | Введение в тему | комбинированный урок комбинированный урок комбинированный урок | Работа над ошибками Блиц-опрос Самостоятельная работа | п. 20 № 751,752 № 753 № 754,755 № 756 | Логическое решение задач, анализ решения | 20.01 21.01 23.01 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
874 885 896 907 | Пропорция
| Пропорция. Основное свойство пропорции. Проблема, как упростить решение предложенных задач: «Нахождение простого процента(запуск проекта)» | Знать определение и основное свойство пропорции. Уметь применять при решении задач. Умение планировать свою работу(составить план ) | Введение в тему Расширение знаний | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Устная работа Самостоятельная работа с проверкой Тесты | п. 21 № 776,777 № 778,779 № 780 | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа Формирование целеполагания через проблемную ситуацию | 25.01 26.01 27.01 28.01 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
918 929 9310 | Прямая и обратная пропорциональная зависимости | Прямая пропорциональность Понятие обратной пропорциональной зависимости | Знать определение прямо пропорциональных величин. Уметь применять его при решении задач Знать определение обратной пропорциональной зависимости. Уметь решать задачи. | Введение в тему Расширение Беседа, связь с другими предметами знаний | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Графический диктант Самостоятельная. Работа
| п. 22 № 811,813 № 814,819 № 812,815 № 816,817 № 818 | Беседа, характеристика и анализ практической работы | 30.01 01.02 02.02 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
9411 | Повторение по теме «Отношения и пропорции» | Прямая пропорциональность Понятие обратной пропорциональной зависимости | Знать определение и основное свойство пропорции. Уметь применять при решении задач. | Практикум межпредметная связь с предметом химия | Урок обобщения | Фронтальный опрос | П. 20 – 22, индивид. задания | Формулируют запрос для обобщения материала | 03.02.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
9512 | Контрольная работа № 7 по теме «Отношения и пропорции» | Пропорция. Основное свойство пропорции | Урок контроль |
| Контрольная работа Урок контроля | Урок контроля |
| Беседа, диалог с учителем , умение анализировать | 04.02.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
9613 9714 | Масштаб | Масштаб Применение масштаба защита проекта | Знать определение масштаба. Уметь применять при решении задач. | Введение в тему Расширение знаний | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Самостоятельная работа с проверкой
| п. 23 № 840,841 № 842,843 № 844 | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа | 06.02.11 08.02 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
9815 9916 | Длина окружности Площадь круга | Окружность, круг, радиус, диаметр. Число . Формула площади круга. | Знать формулу длины окружности. Уметь применять при решении задач. Знать формулу площади круга. Уметь её применять при решении задач | Введение в тему Расширение углубление | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Самостоятельная работа
| п. 24 № 867,868 № 869,873 № 870,871 № 872
| Групповая работа диалог, беседа, сотрудничество в коллективе | 09.02 10.02 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
10017 | Шар | Шар, его элементы. Сфера | Знать понятие шара и сферы. Знать формулу длины окружности. Уметь применять при решении задач. Знать формулу площади круга. Уметь её применять при решении. | Введение в тему | Урок объяснения, | Самостоятельная работа с проверкой | п. 25 № 886,887 № 888,889 | Развитие способности к анализу, дискуссия и аргументация | 11.02.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
101.18 | Повторение по теме «Масштаб. Окружность, круг и шар» | Решение задач. Применение формул .Нахождение площади круга, и длины окружности | Знать определение масштаба. Уметь применять при решении задач. Знать формулу длины окружности. Уметь применять при решении задач. Знать формулу площади круга. Уметь её применять при решении уравнений | Практикум | Урок обобщения | Фронтальный опрос | П. 23 – 25, индивид. задания | Анализируют, делают выводы и приводят аргументацию своего решения | 13.02.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
10219 | Контрольная работа № 9 по теме «Масштаб. Окружность, круг и шар» |
| Урок контроль |
| Контрольная работа |
|
| 15.02.11 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
Положительные и отрицательные числа (11часов) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
103/1 | Координаты на прямой | Определение положения точек на прямой | Знать определение координатной прямой. Уметь находить координаты точек на прямой. | Введение в тему Расширение знаний Практикум Примеры из жизни | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Математический диктант Работа с термометром, шкалами | п. 26 № 918,919 № 920,921 № 922
| Беседа, диалог с учителем , умение анализировать | 16.02.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
1042 1053 | Противоположные числа | Противоположные числа. Определение целых чисел | Знать определение противоположных и целых чисел. | Введение в тему Расширение знаний Практикум | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Математический диктант Тест ФО | п. 27 № 943,944 № 945,946 № 949 | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа | 17.02 18.02 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
106 4 1075 | Модуль числа | Определение модуля числа | Знать определение модуля числа. | Расширение знаний Практикум | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Графический диктант ФО СР | п. 28 № 967,968 № 969,970 | Групповая работа диалог, беседа, сотрудничество в коллективе | 20.02 22.02 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
1086 1097 1108 | Сравнение чисел | Сравнение рациональных чисел | Уметь сравнивать рациональные числа. | Углубление знаний | , урок закрепления, комбинированный урок | Тест ФО МД СР | п. 29 № 995,996 № 997,998 | Развитие способности Практикум к анализу, дискуссия и аргументация | 24.02 25.02 27.02 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
111 9 | Измерение величины | Применение положительных и отрицательных чисел для выражения изменения величины | Уметь применять полож и отриц. чисел для выражения изменения величины. | Расширение знаний Повторение и обобщение | , комбинированный урок | Устная работа ФО | п. 30 № 1015 № 1016 № 1017 № 1007 № 1010 | Беседа, диалог с учителем , умение анализировать | 29.02 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
11210 | Повторение по теме «Положительные и отрицательные числа» | Применение положительных и отрицательных чисел для выражения изменения величины | Уметь сравнивать рациональные числа. Уметь применять полож. и отриц. чисел для выражения изменения величины. | Урок обобщения | комбинированный урок | Фронтальный опрос | П. 26 – 30, индивид. задания | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа | 01.03
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
11311 | Контрольная работа № 10 по теме «Положительные и отрицательные числа» |
| Индивидуальная работа | Урок контроля | Контрольная работа |
|
| 02.03.11 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 часов) |
|
|
|
|
|
|
| Развитие способности к анализу, дискуссия и аргументация |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
1141 1152 | Анализ к.р. Сложение чисел с помощью координатной прямой | Сложение чисел с помощью координатной прямой | Уметь складывать числа с помощью координатной прямой | Введение в тему | Урок объяснения, урок закрепления, | Работа над ошибками Самостоятельная работа с проверкой | п. 31 № 1039 № 1040 № 1041
| Получение информации, используя учебник, индивидуальная работа, умение находить главное и умение применить найденное | 03.03 05.03 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
1163 1174 | Сложение отрицательных чисел | Сложение отрицательных чисел | Знать правило сложения отрицательных чисел. Уметь применять его. | Расширение знаний | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Смотрины Тест | п. 32 № 1056 № 1037 № 1058 № 1059 | Беседа, диалог с учителем , умение анализировать | 07.03 09.03 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
1185 1196 1207 | Сложение чисел с разными знаками | Сложение чисел с разными знаками | Знать правило сложения чисел с разными знаками. Уметь его применять. | Введение в тему Расширение знаний Систематизация | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Проверка теоретических знаний Самостоятельная работа | п. 33 № 1081 № 1082 № 1083 № 1084 № 1085 № 1086 № 1072 № 1073 | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа | 10.03 12.03 14.03 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
1218 1229 | Вычитание | Вычитание рациональных чисел | Знать правила вычитания рациональных чисел. Уметь их применять. | Введение в тему Расширение знаний
| Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Блиц опрос Самостоятельная работа | п. 34 № 1109 № 1110 № 1111 № 1112 № 1113 № 1114 № 1115 № 1116 | Групповая работа диалог, беседа, сотрудничество в коллективе | 15.03 16.03 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
12310 | Повторение по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» | Вычитание рациональных чисел. Сложение чисел с разными знаками | Знать правила вычитания рациональных чисел. Уметь их применять. | Урок обобщения | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Фронтальный опрос | П. 31 – 34, индивид. задания | Развитие способности к анализу, дискуссия и аргументация | 17.03.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
12411 | Контрольная работа № 11 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» |
| Урок контроль |
| Контрольная работа |
|
| 19.03.11 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 часов) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
125 1 1262 1273 | Анализ к.р. Умножение | Умножение положительных и отрицательных чисел | Уметь умножать рациональные числа применяя правила. | Введение в тему Расширение углубление знаний | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Работа над ошибками Устный счет Самостоятельная работа | п. 35 № 1143 № 1144 № 1145 № 1146 № 1147 | Описание и обоснования к/р,сравнение продукта срезультатом | 21.03 22.03 23.03 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
1284 1295 1306 | Деление | Деление положительных и отрицательных чисел | Уметь делить рациональные числа применяя правила. | Введение в тему Расширение углубление знаний | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Самостоятельная работа | п. 36 № 1172 № 1173 № 1174 № 1175 | Работа в парах и группах используя СКК | 02.04 04.04 05.04
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
1317 1328 | Рациональные числа | Рациональные числа, периодические дроби | Знать определение рацион-ого числа и его свойства. Уметь представлять дробь в виде бесконечной десятичной дроби | Введение в тему Расширение знаний Исторический материал Практикум | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Смотрины Самостоятельная работа с самопроверкой | п. 37 № 1196 № 1197 № 1198 | Беседа, диалог с учителем , умение анализировать | 06.04 07.04
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
1339 13410 | Свойства действий с рациональными числами | Действия с рациональными числами | Уметь применять вычислительные навыки. | Углубление знаний Практикум | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Самостоятельная работа Тесты | п. 38 № 1226 № 1227 № 1228 № 1229 | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа | 09.04 11.04
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
13511 | Повторение по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» | Действия с рациональными числами Рациональные числа, периодические дроби | Знать определение рацион-ого числа и его свойства. Уметь представлять дробь в виде бесконечной десятичной дроби | Практикум | урок обобщения и систематизация | Фронтальный опрос | П. 35 – 38, индивид. задания | Групповая работа диалог, беседа, сотрудничество в коллективе | 12.04.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
136.12 | Контрольная работа № 12 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» | Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений. Преобразование буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений. Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной. | Урок контроль | Урок контроль | Контрольная работа |
|
| 13.04.11 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
Решение уравнений (14 часов) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
1371 1382 139.3 | Анализ к.р. Раскрытие скобок | Правила раскрытия скобок | Знать правила раскрытия скобок. Уметь их применять | Введение в тему Расширение знаний | Урок объяснения, комбинированный урок | Работа над ошибками Самостоятельная работа | п. 39 № 1254 № 1255 № 1256 № 1257 № 1258 | Парная работа. Организовать информационный поиск и охарактеризовать полученный результат | 14.04 16.04 18.04
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
1404 1415 | Коэффициент | Коэффициент выражения | Уметь находить коэффициент выражения | Практикум Введение в тему | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Математический диктант | п. 40 № 1275 № 1276 № 1277 № 1278 | Групповая работа диалог, беседа, сотрудничество в коллективе | 19.04 20.04 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
1426 1437 | Подобные слагаемые | Подобные слагаемые | Знать правило приведения подобных слагаемых. Уметь его применять. | Введение в тему Расширение углубление знаний | Урок объяснения, урок закрепления, комбинированный урок | Самостоятельная работа в виде тестов | п. 41 № 1304 № 1305 № 1306 № 1307 № 1308 № 1309 | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа | 21.04 23.04 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
1448 | Повторение по теме «Подобные слагаемые. Раскрытие скобок» | Подобные слагаемые. Коэффициент выражения. Правила раскрытия скобок. Приводить подобные слагаемые. | Знать и понимать: Подобные слагаемые. Коэффициент выражения. Правила раскрытия скобок. Уметь: Раскрывать скобки. Приводить подобные слагаемые. | Урок обобщения | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | П. 39 – 41, индивид. задания | Групповая работа диалог, беседа, сотрудничество в коллективе | 25.04.12 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
1459 | Контрольная работа № 13 по теме «Подобные слагаемые. Раскрытие скобок» | Выполнение преобразований выражений, решению уравнений. Решения несложных уравнений. Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной. Решение уравнений содержащие модуль. Решение задач на движения. Составление математической модели при решении задачи. | Урок контроль | Урок контроль | Контрольная работа |
|
| 26.04.12 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
14610 14711 14812 | Анализ к.р. Решение уравнений | Решение уравнений Умение решать задачи с помощью уравнений | Уметь переносить слагаемые из одной части в другую Уметь решать задачи с помощью уравнения | Введение в тему Расширение углубление знаний
| урок закрепления, комбинированный урок | Работа над ошибками Самостоятельная работа | п. 42 № 1341 № 1342 № 1348 № 1343 № 1344 № 1345 № 1346 № 1347 № 1349 | Беседа, диалог с учителем , умение анализировать. Умение отвечать полно , развернутый ответ | 27.04.12 28.04 30.04 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
14913 | Повторение по теме «Решение уравнений» | Решение уравнений, решения уравнений с раскрытием скобок | Знать и понимать: Подобные слагаемые. Коэффициент выражения. Правила раскрытия скобок. Уметь: Раскрывать скобки. Приводить подобные слагаемые. Применение алгоритма решения уравнений | Урок обобщения | комбинированный урок | Фронтальный опрос | П. 42, индивид. задания | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа | 02.05
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
15014 | Контрольная работа № 14 по теме «Решение уравнений» | Арифметические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями. Введение арифметических действий над отрицательными числами. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Построение треугольника по данным точкам. Основное свойство пропорции. Решение уравнений с помощью пропорции. Решение уравнений с помощью алгоритма. Решение задачи на нахождение процента по данному числу. | Урок контроль | Урок контроля | Контрольная работа |
|
| 03.05
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
Координаты на плоскости (13 часов) |
|
|
|
|
|
|
| Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
1511 1522 | Анализ к.р. Перпендикулярные прямые | Понятие и построение перпендикулярных прямых | Знать определение перпендикулярных прямых. Уметь их строить | Введение в тему Расширение знаний | , урок закрепления, комбинированный урок | Работа над ошибками Индивидуальная практ. работа | п. 43 № 1365 № 1366 № 1367 № 1368 | Групповая работа диалог, беседа, сотрудничество в коллективе | 04.05 05.05 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
1533 1544 | Параллельные прямые | Понятие и построение параллельных прямых | Знать определение параллельных прямых. Уметь их строить. | Введение в тему Расширение знаний | Урок объяснения, комбинированный урок | Самостоятельная работа | п. 44 № 1384 № 1385 № 1386 № 1387 № 1388 | Развитие способности к анализу, дискуссия и аргументация | 07.05 10.05
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
1555 1566 1577 | Координатная плоскость | Понятие координатной плоскости | Знать, что положение точки на плоскости задаётся двумя числами – координатами. Уметь отмечать на координатной плоскости точку по заданным координатам и читать координатные точки. | Введение в тему Расширение углубление знаний | Урок объяснения, урок комбинированный урок | Тест Морской бой Математический диктант | п. 45 № 1417 № 1418 № 1419 № 1420
| Беседа, диалог с учителем , умение анализировать СКК Характеристика своих чертежей, защита домашнего задания, используя график разработанный каждым учеником | 11.05 12.05 14.05 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
1588 1599 | Столбчатые диаграммы | Столбчатые диаграммы | Уметь строить столбчатые диаграммы | Расширение знаний | Урок объяснения, урок комбинированный урок | Самостоятельная работа | п. 46 № 1437 № 1438 | Работа с информацией, рефлексия и оценки. Групповая работа | 15.05 16.05 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
16010 16111 | Графики | Чтение графиков Построение отрезков, прямых, лучей в координатной плоскости | Уметь читать графики и находить значение одной из переменных. Уметь строить отрезки, прямые, лучи в координатной плоскости. | Введение в тему Расширение знаний | Урок объяснения, урок закрепления, | Самостоятельная работа с самопроверкой | п. 47 № 1462 № 1463 № 1464 № 1465 № 1466 № 1467 | Групповая работа диалог, беседа, сотрудничество в коллективе | 17.05 18.05 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
16212 | Повторение по теме «Координаты на плоскости» |
| Знать, что положение точки на плоскости задаётся двумя числами – координатами. Уметь отмечать на координатной плоскости точку по заданным координатам и читать координатные точки. | Урок обобщения | комбинированный урок | Фронтальный опрос | П. 43 – 47, индивид. задания | Развитие способности к анализу, дискуссия и аргументация | 19.05.11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
16313 | Контрольная работа № 14 по теме «Координаты на плоскости» | Знать, что положение точки на плоскости задаётся двумя числами – координатами. Уметь отмечать на координатной плоскости точку по заданным координатам и читать координатные точки. |
| Урок контроль | Контрольная работа |
| Реализация способа проверки ,через вопросы к учителю , после кр | 21.05.11 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
| Повторение 7 часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
1641 1652 1663 1674 1685
| 1.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умножение и деление обыкновенных дробей 2.Отношения и пропорции . Положительные и отрицательные числа 3.Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел 4.Умножение и деление положительных и отрицательных чисел 5..Решение уравнений .Координаты на плоскости
| Арифметические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями. Введение арифметических действий над отрицательными числами. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Построение треугольника по данным точкам. Основное свойство пропорции. Решение уравнений с помощью пропорции. Решение уравнений с помощью алгоритма. Решение задачи на нахождение процента по данному числу. | Обобщение систематизация | Урок обобщения и систематизация знаний, урок закрепления, комбинированный урок | Математический диктант Самостоятельная работа Тест проверочная работа самостоятельная работа |
| Групповая работа диалог, беседа, сотрудничество в коллективе. СКК. Соблюдение норм, заданных образцов, планирование работы в группе | 22.05 23.05 24.05 25.05 26.05 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
169/6 | .Итоговая контрольная работа№ 15 | Арифметические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями. Введение арифметических действий над отрицательными числами. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Построение треугольника по данным точкам. Основное свойство пропорции. Решение уравнений с помощью пропорции. Решение уравнений с помощью алгоритма. Решение задачи на нахождение процента по данному числу. | Индивидуальная работа | Урок контроля | Контрольная работа |
|
| 28.05.11 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
1707 | Анализ итоговой контрольной работы № 15 |
| Комбинированный урок |
| Анализ контрольной работы |
| Анализ и рефлексия своей работы | 30.05.11 |
|
|
|
|
|
|
НОРМЫ ОЦЕНОК
Примерные нормы оценок письменных работ
по математике в 6 классе. Единые нормы являются основной при оценке как контрольных, так и всех других письменных работ по математике. Они обеспечивают со стороны всех учителей образовательного учреждения, сравнимость результатов обучения в разных классах. Применяя эти нормы, учитель должен индивидуально подходить к оценке каждой письменной работы учащегося, обращать внимание на качество выполнения работы в целом, а затем уже на количество ошибок и на их характер.
Содержание и объём материала, включаемого в контрольные письменные работы, а также в задания для повседневных письменных упражнений, определяются требованиями, установленными программой. Наряду с контрольными работами по отдельным разделам темы следует проводить итоговые контрольные работы по всей изученной теме.
По характеру заданий письменные работы могут состоять: а) только из примеров; б) только из задач; в) из задач и примеров, г) только из уравнений, д) из задач и уравнений, е) из примеров и уравнений; ж) из задачи, уравнений и примеров.
Контрольные работы, которые имеют целому разделу программы, а также по материалу, изученному за четверть (триместр) или за год, как правило, должны состоять из задач и примеров.
Оценка письменной работы определяется с учетом, прежде всего её общего математического уровня, оригинальности, последовательности, логичности её выполнения, а также числа ошибок и недочётов и качества оформления работы.
Ошибка, повторяющаяся в одной работе несколько раз, рассматривается как одна ошибка.
За орфографические ошибки, допущенные учениками, оценка не снижается; об орфографических ошибках доводится до сведения преподавателя русского языка. Однако ошибки в написании математических терминов, уже встречающихся школьникам класса, должны учиться как недочёты в работе.
При оценке письменных работ по математике различают грубые ошибки, ошибки и недочёты. Полезно договориться о единой для всего образовательного учреждения системе пометок на полях письменной работы, например, так: v – недочёт, ׀ – ошибка (негрубая ошибка), I– грубая ошибка.
Грубыми ошибками в 5-6 классах считаются ошибки, связанные с вопросами, включенными в «Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу». Образовательных стандартов, а также показывающие, что ученик не усвоил вопросы изученных новых тем, отнесенные Стандартами основного общего образования к числу обязательных для освоения всеми учениками.
К грубым ошибкам относятся ошибки в вычислениях, свидетельствующие о незнании таблицы сложения или таблицы умножения, связанные с незнанием алгоритма письменного сложения и вычитания, умножения и деления на одно или двузначное число и т.п. Ошибки, свидетельствующие о незнании основных формул, правил и явном неумении их применять, о незнании приёмов решения задач, аналогичных ранее изученных.
Примечание. Если грубая ошибка встречается в работе только в одном случае из нескольких аналогичных, то при оценке работы эта ошибка может быть приравнена к негрубой.
Примерами негрубых ошибок являются: ошибки, связанные с недостаточно полным усвоением текущего учебного материала, не вполне точно сформулированный вопрос или пояснение при решении задачи, неточности при выполнении геометрических построений и т.п.
Недочётами считаются нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы вычислений, преобразований и решений задач, небрежное выполнение чертежей и схем, отдельные погрешности в формулировке пояснения или ответа в задаче. К недочётам можно отнести и другие недостатки работы, вызванные недостаточным вниманием учащихся, например: неполное сокращение дробей или членов отношения; обращения смешанных чисел в неправильную дробь при сложении и вычитание; пропуск наименований; пропуск чисел в промежуточных записях; перестановка цифр при записи чисел; ошибки, допущенные при переписывании, и т.п.
Оценка письменной работы по выполнению вычислительных заданий и алгебраических преобразований.
Оценка «5»ставится за безукоризненное выполнение письменной работы, т.е.: а) если решение всех примеров верное; б) если все действия и преобразования выполнены правильно, без ошибок; все записи хода решения расположены последовательно, а также сделана проверка решения в тех случаях, когда это требуется.
Оценка «4»ставится за работу, в которой допущена одна (не грубая) ошибка или два-три недочёта.
Оценка «3»ставится в следующих случаях:
а) если в работе имеется одна грубая ошибка и не более одной не грубой ошибки;
б) при наличии одной грубой ошибки и одного- двух недочётов;
в) при отсутствии грубых ошибок, но при наличии двух, трех, четырёх (не грубых) ошибок;
г) при наличии двух не грубых ошибок и не более трёх недочётов;
д) при отсутствии ошибок, но при наличии четырёх и более недочётов;
е) если неверно выполнено не более половины объёма всей работы.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок превосходит норму, при которой может быть выставлена положительная оценка, или если правильно выполнено менее половины всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил работу.
Примечание. Оценка «5» может быть поставлена, несмотря на наличие одного- двух недочётов, если ученик дал оригинальное решение заданий, свидетельствующее о его хорошим математическим развитием.
Оценка письменной работы на решение текстовых задач.
Оценка «5» ставится в том случае, если задача решена правильно: ход решения задачи верен, все действия и преобразования выполнены, верно, и рационально. В задаче, решаемой с вопросами или пояснениями к действиям, даны точные и правильные формулировки. В задаче, решаемой с помощью уравнения, даны необходимые пояснения; записи правильны, расположены последовательно, дан верный и исчерпывающий ответ на вопросы задачи; сделана проверка решения (в тех случаях, когда это требуется).
Оценка «4» становится в том случае, если при правильном ходе решения задачи допущена одна не грубая ошибка или два-три недочёта.
Оценка «3» ставится в том случае, если ход решения правилен, но допущены:
а) одна грубая ошибка и не более одной не грубой;
б) одна грубая ошибка и не более двух недочётов;
в) три-четыре не грубые ошибки при отсутствии недочётов;
г) не более двух не грубых ошибок и трёх недочётов;
д) более трёх недочётов при отсутствии ошибок.
Оценка «2» ставится в там случае, когда число ошибок превосходит норму, при которой может быть выставлена положительная оценка.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не выполнил ни одного задания работы.
Примечания:
1. Оценка «5» может быть поставлена, несмотря на наличие описки или недочёта, если ученик дал оригинальное решение, свидетельствующее, о его хорошем математическом развитии.
2. Положительная оценка «3» может быть выставлена ученику, выполнившему работу не полностью, если он безошибочно выполнил более половины объёма всей работы.
Оценка комбинированных письменных работ.
Письменная работа по математике, подлежащая оцениванию, может состоять из задач и примеров (комбинированная работа). В таком случае преподаватель сначала даёт предварительную оценку каждой части работы, а затем общую, руководствуясь следующим:
а) если обе части работы оценены одинаково, то эта оценка должна быть общей для всей работы в целом;
б) если оценки частей разнятся на один балл, например, даны оценки «5» и «4» или «4» и «3» и т.п., то за работу в целом, как правило, ставится балл, оценивающий основную часть работы;
в) если одна часть работы оценена баллом «5», а, ругая — баллом «3», то преподаватель может оценить такую работу в целом «4» при условии, что оценка «5» поставлена за основную часть работы;
г) если одна из частей работы оценена на «5» или на «4», а другая – баллом на «2» или на «1», то преподаватель может оценить всю работу на «3» балла при условии, что высшая из двух данных оценок поставлена за основную часть работы.
Примечание. Основной считается та часть работы, которая включает больший по объёму или наиболее важный по значению материал по изучаемым темам программы.
Оценка текущих письменных работ.
При оценке повседневных обучающих работ по математике учитель, руководствуясь указанными нормами оценок, но учитывает степень самостоятельности выполнения работ учащимися.
Обучающие письменные работы, выполненные учащимися вполне самостоятельно с применением ранее изученных и хорошо закреплённых знаний, оцениваются так же, как и контрольные работы.
Обучающие письменные работы, выполненные вполне самостоятельно, на только что изученные и недостаточно закрепленные правила, могут оцениваться менее строго.
Письменные работы, выполненные в классе с предварительным разбором их под руководством учителя, оцениваются более строго.
Домашние письменные работы оцениваются так же, классная работа обучающего характера.
Промежуточная аттестация: итоговая оценка за четверть и за год.
В соответствии с особенностями математики как учебного предмета оценки за письменные работы имеют большее значение, чем оценки за устные ответы и другие виды работ. Поэтому при выведении итоговой оценки за четверть «среднеарифметический подход » недопустим – такая оценка не отражает достаточно объективно уровень подготовки и математического развития ученика. По закону «зачетной системы» принятой в нашей школе в 2003 учебном году, итоговую оценку определяют, оценки за контрольные работы, зачеты. При этом учитель должен учитывать и фактический уровень знаний и умений ученика на конец четверти.
Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных оценок , но также с обязательным учетом фактического уровня знаний ученика на конец учебного года.
Список литературы
1.«Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы» — В.И. Жохов Москва: Мнемозина, 2009;
2.Математика. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2006;
3. «Математика 6 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений./Н.Я.Виленкин, В. Жохов, А. Чесноков, С. Шварцбурд -11 издание- М.: Мнемозина, 2009.-304с.
«Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика 6 класс» /И.Л. Гусева — Москва: «Интеллект-Центр», 2009;
5. «Дидактические материалы по математике для 6 класса»/А.С. Чесноков и др. — Москва: Классик Стиль, 2009
6. Разработки уроков, нормативные и контрольно- методические материалы математика 5-6 / Книга для учителя В.И.Жохов, — Илекса 2007.
7. «Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я. Виленкина 6 класс»/ В.В.Выговская — Москва: «ВАКО», 2008
8. Контрольные и самостоятельные работы по математике/учебно- методический комплект М.А. Попов, издательство «Экзамен» 2009
28