Решение задач с помощью уравнений, 5 класс

Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края


МКОУ «Новоозёрская СОШ»







План урока математики в 5 классе по теме:



«Уравнение. Решение задач с помощью уравнений»



Разработал:

учитель математики

Урсатий Светлана Александровна





Ст. Озерки 2011

Пояснительная записка.

Данный урок является 21 уроком по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел», на изучение которой в курсе математики 5 класса отводится 24 часа. По структуре этот урок является уроком изучения нового материала.

Цели данного урока:

Образовательные:

  • Обеспечить условия:

    • . Для повторения и обобщения умений и навыков решения уравнений и задач с помощью уравнений;

    • для формирования умений применять полученные знания в стандартных ситуациях;

    для формирования навыков использования уравнений при решении задач.

Развивающие:

Обеспечить условия:

  • для развития логического мышления, памяти, внимания;

  • для развития навыков самостоятельной и творческой работы;

  • для развития математической речи, контроля и самоконтроля

Воспитательные:

  • Обеспечить условия:

    • для воспитательной дисциплины на уроке, через вооружение учащихся техникой учебной работы;

    • для критического отношения к своему труду, умения оценивать его на отдельных этапах урока;

    Для воспитания интереса к предмету, точности и аккуратности в оформлении решений..

Особенностью данного урока является то, что он имеет презентационное сопровождение.

Появление в школе мультимедийных проекторов, а так же, подключение школы к сети Интернет, позволило мне внедрить в учебный процесс ИКТ.

В своей педагогической практике я использую ИКТ как на отдельных этапах урока, так и разрабатываю, и провожу уроки с использованием мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации не только привлекают внимание учащихся, но и помогают вести урок четко, доказательно.

Урок с использованием информационных технологий является более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективным усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.

Педагогический и методический сценарий урока.

Этап урока

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Показатели выполнения задачи

Этап Т 1.

1. Организационный момент.





















2. Определение темы урока.












3. Постановка целей и задач урока.




Этап О.

Реализация основных этапов урока.

1.Актуализация знаний учащихся.



























2. Самостоятельное изучение нового материала.








3.Изложение нового материала















4. Закрепление новых знаний и их обобщение









































5. Физкультминутка.





































6. Закрепление новых знаний и их обобщение. (Продолжение.)







Этап Т2.

Организация рефлексии и обратной связи, коррекция промежуточных результатов.





Этап Е.

Подведение итогов урока.


















Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Создание положительного эмоционального настроя учащихся к работе на уроке.









Психологический настрой учащихся.






Обеспечение мотивационной готовности учащихся, активизация их УПД.



















Актуализация имеющихся знаний учащихся, необходимых для восприятия нового материала.




























Создание условий для самостоятельного изучения учащимися алгебраического способа решения задач.






















Создание условий для формирования навыков использования уравнений при решении задач.

Создание условий для развития умений учащихся применять полученные знания в новых ситуациях.

Создание условий для развития умения взаимоконтроля учащихся.






























Создание условий для снятия напряжения учащихся.



































Создание условий для развития умений учащихся применять полученные знания в новых ситуациях.





Проверка полноты знаний, сформированности умений, определение «слабых» моментов в усвоении знаний и умений.

Создание условий для развития умения взаимоконтроля учащихся.

Организация групповой рефлексии относительно достижения учебных целей в форме полилога.
















На основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло знания учащихся.

Приветствие учащихся.

Учитель сообщает учащимся о том, что сегодня на уроке они будут решать уравнения и задачи с помощью уравнений.

Просит учащихся повернуться к соседу по парте, улыбнуться и пожелать ему успехов на уроке.

Я желаю вам хорошего настроения и активной работы на уроке.

Учитель просит учащихся прочитать эпиграф к данному уроку (слайд №1)

Как вы понимаете данные слова известного математика Блеза Паскаля?

Просит прочитать название главы, которую начинают изучать (слайд №2)

Ребята, как вы думаете, с чем мы познакомимся в ходе изучения данной главы?

Правильно. Тема нашего урока «Уравнения. Решение задач с помощью уравнений» (слайд № 3)

Запишите ее в тетрадь.

Итак, ребята, что мы будем изучать сегодня на уроке, с чем должны познакомиться?


Организует фронтальную работу с классом. Учитель показывает учащимся слайд № 4 и просит сформулировать к нему задание.











Организует фронтальную работу с помощью презентации слайд № 5 и № 6.

Когда уравненье решаешь дружок,

Ты должен найти у него корешок.

Значение буквы проверить не сложно,

Поставь в уравненье его осторожно.

Коль верное равенство выйдет у вас,

То корнем значенье зовите тот час.

Организует работу по самостоятельному чтению.

Расскажите соседу по парте, что такое уравнение, корень, уравнения, что значит решить уравнение.



Учитель рассказывает об алгебраическом способе решения задачи №373 (в) (слайд №7).

Организует фронтальную работу по решению задачи.

О чем говорится в задачи?

Из чего складывается общее время?

Что нужно узнать в задачи?

Что нужно сделать до начала решения?



Предлагает самостоятельно решить №373 (г)







Организует взаимопроверку выполненного задания с помощью слайда № 8.





Обращает внимание на слайд №9.

Прочитайте задание

№ 377 (а, б). Обсудите задание в парах.

Организует фронтальную работу с классом по выполнению данного упражнения.

Возможные вопросы для обсуждения:

Что обозначаем за х?

Как из суммы вычесть число?

Как вычесть сумму из числа?

Вызывает к доске одного из учащихся по желанию.




Организует проверку выполненного задания с помощью слайда № 10,11.


Предлагает выполнить упражнения:

Мы писали, мы считали

На уроке мы устали.

А теперь мы отдыхаем

Физминутку начинаем.

Начинаем бег на месте,

Финиш метров через двести.

Раз-два, раз-два, раз-два.

Хватит-хватит, прибежали

Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились

Наклонились, выпрямились

Ниже, дети, не ленитесь

Поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и ещё

Через левое плечо.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям физкульт-привет!

Предлагает самостоятельно решить №377 (в, г). Учитель осуществляет визуальный контроль за выполнением задания.

Организует проверку выполненного задания с помощью слайда № 12,13.

Организует групповую рефлексию по разбору ошибок, если такие имеются. По мере необходимости повторяют словесные формулировки свойств сложения и вычитания.




Рефлексивный итог урока.


  • Какие знания помогали на уроке?

  • Что вам мешало в работе на уроке?

  • Что нового узнали на уроке?

  • Что хотелось бы повторить на следующих уроках?

  • Кого из учащихся хотелось бы особо отметить и почему?

  • Как оцениваете свою работу на уроке?

Учитель выставляет оценки за урок.

П. 10 №№ 396(а,б), 397(в).

Рассказать дома (папе, маме старшему брату или сестре) словесную формулировку свойств сложения и вычитания.

Приветствуют учителя.








Желают друг другу успехов.






Один из учеников читает эпиграф.



Математика серьезный предмет, но и на нем можно немного поиграть.


Учащиеся читают название главы.



Со способами решения задач с помощью уравнений.






Записывают тему число и в тетрадь.

Мы должны повторить уравнения. Посмотреть, как они используются при решении задач.

Учащиеся формулируют задание. Прочитать записанные выражения. Читают данные выражения.

Сумма двух выражений х и у.

Разность двух выражений с и 7.

Сумма двух выражений 2а и у.

Разность двух выражений 3с и р.

Учащиеся устно выполняют задания слайдов.

Учащиеся по цепочке отвечают на вопросы учителя.














Открывают учебник, читают параграф.


Рассказывают определения

1ученик 2ученику

2 ученик 1ученику


3 ученик 4ученику

4 ученик 3ученику


Записывают решение в тетрадях.


Отвечают на вопросы учителя.


О поездке.

Время стоянки и время пути.

Сколько времени потрачено на остановки.

Перевести часы в минуты.

Учащиеся по желанию предлагаю план выполнения задания.

Читают задание, обсуждают ход его выполнения. Самостоятельно записывают решение в тетрадях.




Учащиеся осуществляют взаимопроверку выполненного задания.

Дают оценку учащемуся, сообщают о допущенных ошибках, разбирают причины допущенных ошибок и исправляют их.


Читают задание.



Обсуждают в парах.





Отвечают на вопросы учителя.






Один ученик по желанию выходит к доске.

Записывают решение в тетрадях.

Решают самостоятельно





Выполняют упражнения.





































Самостоятельно решают в тетрадях.




Проводят проверку выполненного задания.



Учащиеся анализируют допущенные ошибки, если такие имеются.









Составление «картины» деятельности на уроке: «Мы узнали…», «Мы учились…», «Мы смогли…», «У нас не получилось…», анализ её успешности: «Смогли потому что…», «Не получилось потому что…», «Дома и на следующем уроке надо потренироваться в…»





Оценивают свою работу на уроке.


Записывают домашнее задание, производят взаимопроверку записи домашнего задания.

Задают вопросы по содержанию и выполнению домашнего задания.

Кратковременность, быстрота включения учащихся в деловой ритм, готовность класса и оборудования к уроку.



Создание атмосферы непринужденного сотрудничества.




















Формулировка темы урока.





Постановка учебных задач урока.




Актуализация необходимых знаний и умений учащихся для лучшего восприятия материала новой темы.



























Наличие продукта интеллектуальной деятельности учащихся.

Дает ученикам опыт общения учащихся в парах.












Умение использовать полученные знания на практике.







Наличие продукта интеллектуальной деятельности учащихся






Применение новых знаний в различных ситуациях, взаимоконтроль и взаимооценка знаний





























Снятие напряжения учащихся



































Применение полученных знаний в новых ситуациях.







Ликвидация пробелов в знаниях учащихся.








.


Формулировка новых знаний и умений, причин успеха и неуспеха

















Принятие домашнего задания.

Точность и корректность вопросов.


Список литературы

  1. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбург. — М.: Мнемозина, 2005. — 384 с.

  2. Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Виленкина и др. авторы — составители: З. С. Стромова, О. В. Пожарская. — Волгоград: Учитель, 2006. — 151 с.

  3. https://www.uchportal.ru/load/24-1-0-12105

  4. hppt://le-savchen.ucos.ru/load/13-1-0-118

  5. https://www. openclass.ru/lessons/195318

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Сложение, вычитание в пределах 100. Закрепление"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: