Статья «Математика и здоровье» (из опыта работы)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Н. Л. Мещерякова

г. Зарайск






СТАТЬЯ

Математика и здоровье

(из опыта работы)




подготовила учитель

первой квалификационной

категории

Авдюхина Любовь Анатольевна










 Путь к математическим вершинам

начинается со здоровья.


Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…».

Наше будущее – это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Созданы ли нами условия для полноценного восприятия детьми этих знаний?

Цель современной школы – подготовка детей к жизни… К жизни в мире, полном огромного объема информации. Достижение этой цели может осуществляться с помощью особых технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагоги, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами в состоянии спланировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.


Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.


Задачи  здоровьесберегающих  образовательных  технологий:

  • Образовательные (направлены на  формирование устойчивых мотивов  воспитания и самовоспитания, обучение знаниями, методическими умениями и навыками, двигательными умениями и навыками, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность).

  • Воспитательные (направлены на формирование  нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие личности).

  • Оздоровительные (направлены на  укрепление физического здоровья  и профилактику заболеваний, содействие  правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся, обусловленного напряженным режимом обучения в условиях комплексной информации учебно-воспитательного процесса).

  • Прикладные задачи (направлены на  обучение умениям и навыкам  сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых  для обеспечения безопасности  жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывание на природе, в быту).

-2-


Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» — одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Да, важно дать школьнику максимальный объем знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого конкретного ученика, в каждых конкретных условиях.

  • Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления.

  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию следующего, более сложного материала.

  • Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий.

  • Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребенка. Она предполагает преемственность ступеней обучения.

  • Принцип индивидуализации и доступности имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.

  • Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. Педагог должен владеть знанием гигиенических норм и требований к режиму и длительности занятий с учащимися каждого конкретного возраста, к условиям проведения занятий.

  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целого процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

  • Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.  

  •  Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем,

-3-


участвующих в познавательном процессе.

  • Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

  • Принцип всестороннего и  гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка.

  • Принцип оздоровительной  направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.

  • Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников подразумевает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

  • Принцип комплексного сквозного  подхода – заключается в осуществлении преемственности между возрастными видами деятельности.

  •   Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

  • Принцип гарантий – реализация конституционных прав детей на получение образования и воспитания, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения.

  • Принцип связи теории с  практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Использование в преподавании математики учебного материала, который способствует улучшению здоровья учащихся и организация уроков с применением здоровьесберегающих технологий позволят не только повысить уровень знаний учащихся, но и позволят сохранить здоровье уже  на самой первой ступени обучения.  Уроки математики и внеурочные мероприятия по математике могут способствовать улучшению здоровья учащихся при включении в содержание учебного материала сведений из гигиены, анатомии, медицины, ОБЖ и др. и организации уроков (мероприятий) с учетом факторов, влияющих на здоровье детей.

Учитель математики должен поставить перед собой цель  – подобрать материал для уроков математики и внеурочных математических мероприятий, применение которого способствует улучшению здоровья учащихся. Сам учитель, прежде чем  использовать на уроках здоровьесберегающие технологии должен быть хорошо подготовлен, осведомлен по сути вопроса и непременно должен поставить перед собой  следующие задачи:

  • Изучить в психолого-педагогической литературе понятие «Здоровьесберегающие образовательные технологии».

  •   Определить состояние проблемы применения изучаемых технологий.

  • Выяснить какие факторы способствуют сохранению, улучшению здоровья учащихся.

  •   Определить каким требованиям должны удовлетворять содержание обучения, средства обучения, организация уроков математики и др. для обеспечения сохранения, улучшения здоровья учащихся.

  • Подобрать учебный материал, содержащий сведения из гигиены, анатомии, медицины, ОБЖ и др.

-4-

  •   Проанализировать какое влияние на здоровье детей оказывает использование этого материала.

На первый взгляд математика и понятие здоровьесбережения не совместимы. Понятие «здоровьесберегающие технологии» наиболее применимы к урокам физической культуры, биологии, ОБЖ. На самом деле наибольшую нагрузку ребенок испытывает на уроках математики.

Организация здоровьесберегающего урока.

Чтобы организация уроков математики выполняла условия здоровьесберегающего обучения математике, она должна обеспечивать:

а)        предупреждение и снятие мышечной и умственной усталости;

б)       положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся, как через содержание математического учебного материала, так и вне связи с содержанием математики;

в)        возможность принимать информацию многосенсорно;

г)        создание ситуаций для возникновения и проявления личностных смыслов изучаемого учебного математического материала, собственного мнения по всем вопросам обучения, взаимодействия с другими смыслами и другими мнениями;

д)       разнообразие форм учебной деятельности.

При выполнении этих пунктов будет обеспечена организация здоровьесберегающего урока.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса

Важна правильная здоровьесберегающая организация учебного процесса, а именно:

1) Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.

2) Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушнотеплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса (кабинета): частичного — на переменах, сквозного — до и после занятий.

3) Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

4) Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.).

5) Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.

6) Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.

-5-

7) Обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся.

Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередования труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учетом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся.

9) Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.

10) Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения (моторно-координаторньих тренажей) и др.

11) Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.

12) Благоприятный эмоциональный настрой.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя — помочь ученику в процессе обучения преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: «Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке.


Отдельные приемы и методы здоровьеформирующей деятельности,

которые я использую в своей работе.

  1. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики.

В начале урока часто привожу «золотые мысли» математиков и о математике:

  • «Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры» (Г.Галилей)

  • «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным» (О. Паскаль)

  • «Учиться можно только весело… чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (А.Франс).

  • «Величие человека в его способности мыслить». (Блез Паскаль)

Важный момент — это настрой, психологическая установка на работу. Урок можно начать словами учителя: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза». Под тихую музыку дети повторяют за учителем: « Я в школе на уроке.

-6-



Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я буду внимателен на уроке. У меня хорошее настроение. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю! Мы внимательны. Все будет хорошо. Мы успеем все сделать».

2. Огромное значение в предупреждении утомления имеет четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.

3. Однообразие урока способствует утомлению школьников. Поэтому за время урока я стараюсь чаще менять виды деятельности.

Приведу фрагмент урока в 8 классе по теме «Квадратные уравнения»


  1. Организационный момент и постановка цели урока.

Цель: формирование мотива работать на уроке.

а) Организационное начало

Учитель:

Начать урок я хочу словами: «Только упорство, труд, настойчивость в любом деле приносят свои результаты». Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Квадратные уравнения». Ваша задача – показать свои знания, умения и навыки по данной теме.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, новых открытий.

б) Психологическая установка на работу.

Учитель:

Сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной:

  • Я в школе на уроке.

  • Сейчас я начну учиться.

  • Я радуюсь этому.

  • Память моя крепка.

  • Я готов к работе.

  • Я работаю!!

2) Актуализация ранее изученного: теоретический опрос.

Цель: повторение ключевых знаний; развитие умения слушать.

-7-

Учитель:

Сейчас каждая пара получит карту и набор кружков, которые по размеру помещаются в клетку карты. На одной стороне кружка написаны номера, соответствующие номеру вопроса. В клетках карты написаны ответы на вопросы. Я называю номер вопроса и сам вопрос. Вы отвечаете про себя на вопрос, ищите ответ в своих картах и закрываете кружком с номером, соответствующим номеру вопроса.

ВОПРОСЫ:

  1. Квадратным уравнением называется…..

  2. Неполным квадратным уравнением называется….

  3. При решении квадратного уравнения целесообразно поступать следующим образом…

  4. Формула корней квадратного уравнения….

  5. Приведенным квадратным уравнением называется….

  6. При решении дробных рациональных уравнений поступают следующим образом…

  7. Дискриминантом квадратного уравнения называют…

КАРТА

выражение вида в2 – 4ас


1.вычислить дискриминант и сравнить его с нулем.

2.если Do, то воспользоваться формулой корней; если D <0, то записать, что корней нет

квадратное уравнение, в котором первый коэффициент равен 1

1.Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение

2.умножить обе части уравнения на общий знаменатель

3.решить получившееся целое уравнение

4.исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель

Уравнение вида ax2 + bx +c=0, где х- переменная, a,b,c –некоторые числа, причем a≠0


квадратное уравнение, в котором хотя бы один из коэффициентов b или c равен нулю




Х=


После выполнения идет фронтальная проверка.

3)Основной этап.

Цель: закрепление и совершенствование навыков решения квадратных уравнений.

а) Устная работа

Закончите предложения так, чтобы оно было верным:

  • Если D > 0, то…

  • Если D = 0, то…

  • Сумма корней приведенного квадратного уравнения …..

  • Если D < 0, то…

  • Произведение корней приведенного квадратного уравнения…

б) Диктант (работа на листочках под копирку).

Учитель:

На доске записаны уравнения, у каждого свой номер. Слушаем вопрос и отвечаем на него, записав в ответе номер уравнения.

-8-

1) 49 = 14х + 2х2;

2) х2 – 4х = 5;

3) 2х2 – 8 = 0;

4) (х – 2) х =0;

5) х2 – 9 = 0;

6) 35х2 + 2х -1 = 0;

7) х – 5 =0

Вопросы

а) Среди уравнений укажите номера тех, которые являются (записать в ответе номер уравнения):

1) полными квадратными уравнениями;

2) приведенными квадратными уравнениями;

3) неполными квадратными уравнениями.

б) В уравнении №5 запишите значения коэффициентов a, b, c

в) Найдите сумму и произведение корней в уравнении №5.

г) Решите уравнение №6


После выполнения один лист сдают учителю, а по второму идет фронтальная проверка.

в) Кубик – экзаменатор

Учитель:

Чтобы решить уравнение,

Корни его отыскать.
Нужно немного терпения,
Ручку, перо и тетрадь.

Уравнения записаны на гранях кубика. Ученик выходит к доске, подкидывает кубик и решает уравнение, которое выпало на грани на доске с полным объяснением; остальные учащиеся работают в тетрадях с этим же уравнением.

(х-4) (х+4) = -2х + 64;

(х + 1)2 = 9;

2 — 3х = 0;

= 11 = 11х;


= х(10х-9)

4.Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования. Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое рабочее настроение, предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.









-9-

Например:

  • Например, «Найди пару»: Найди в таблице число и его квадрат:

1

16

-3

9

25

-8

2

16

https://school11kgd.narod.ru/abramova.files/image005.gifhttps://school11kgd.narod.ru/abramova.files/image005.gif

3

-5

https://school11kgd.narod.ru/abramova.files/image007.gifhttps://school11kgd.narod.ru/abramova.files/image007.gif

0,2

0,01

4

0,008

10

https://school11kgd.narod.ru/abramova.files/image009.gifhttps://school11kgd.narod.ru/abramova.files/image009.gif

1000

https://school11kgd.narod.ru/abramova.files/image011.gifhttps://school11kgd.narod.ru/abramova.files/image011.gif













-9-

  • «Собери формулы». Установите соответствие между выражениями

(Выражения из первого столбца располагаем  на одной из стен, а выражения из столбца №2 расположены по другой стене классной комнаты).

1

2

(а+в)2

а3+в3

(а+в)(а2-ав+в2)

(а – в)2

(а-в)3

(а-в)(а2+ав+в2)

а3-3а2в+3ав23

(а-в)(а+в)

а2 – 2ав +в2

(а+в)3

а33

а2 + 2ав +в2.

А22

а32в+3ав2в3















Игра « Эстафета».

При отработке навыков выполнения действий с десятичными дробями в 6 классе провожу математическую эстафету «Заполни клетку». Каждая команда (ряд) получают листочки, текст которых приведен ниже. Учащиеся по очереди выполняют действия. Ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего. Выигрывает та команда, которая первой скажет правильный ответ в последней клетке.





















5.Физминутки. Необходимо обращать внимание на физическое состояние здоровья учащихся (осанку, зрение), учитывать их психическое состояние, потому что оно может стать причиной отставания в учебе.

Основные задачи физминутки: 

         1) снять усталость и напряжение;
         2) внести эмоциональный заряд;
         3) совершенствовать общую моторику;
         4) выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью;
         5) тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

  • Физминутка «Видят глазки всё вокруг»

Глазки видят всё вокруг, 

Обведу я ими круг. 

Глазком видеть всё дано- 

Где окно, а где кино. 

Обведу я ими круг, 

Погляжу на мир вокруг.

  • Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на стене классной комнаты.

Цель: расширение зрительной активности, снятие утомления на уроке.

На листе ватмана изображаются различные цветные фигуры (квадрат, круг, ромб и.т.д.), вырезаются и размещаются на стене в кабинете. Во время физминутки дается задание последовательно перемещать взгляд с одной фигуры на другую (самостоятельно) или по названию фигуры (цвета) учителем. Упражнение можно выполнять сидя и стоя.

  • Упражнения: «8», «знак бесконечности», «геометрическая зарядка».

Цель: снятие зрительного напряжения. —

Задание 1: нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8.

Задание 2: нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности .

Данное упражнение можно разнообразить в виде стихотворной инструкции: Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.

-11-


Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!

  • Упражнения для ног

Цель: профилактика застоя крови в нижних конечностях (целесообразна после длительной работы в положении сидя и стоя).

1) «С носка на пятку»: попеременно становимся на носки, затем на пятки (в положении сидя или стоя).
2) «Шаги (степ)»: ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
3) «Коленками рисуем круг»: прижимаем колени плотно друг к другу, ладони рук помещаем на колени и вращаем ими, делая круги сначала в одну сторону, затем в другую.
4) Приседание.

Физминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

              Сидя или стоя, руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями голову наклонить вперед. Темп средний

               Стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперед, голову наклонить вперед, локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслаблено. Темп медленный.

              Сидя, руки вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний

6.Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

-12-


Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.



7. Формируя у учащихся  знания о здоровье, включаю в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использую  задания для проведения самоанализа.

Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений предлагаю рассмотреть такую задачу: “В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?” Ответ: 7, 12,5,5, 5.

На уроках математики следует проводить пропаганду отказа от вредных привычек у подростов. На уроке по теме «Пропорциональные величины. Решение задач методом пропорций» в 6 классе полезно решить такие задачи:

Задача №1. На пачке сигарет читаем: «Смола 12 мг/сиг, никотин 0,8 мг/сиг». Сколько процентов смол содержит одна сигарета? Ответ: 93,75%.

Задача №2. При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40 – 60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,8 мг? Сколько таких сигарет необходимо выкурить, чтобы в организм попала смертельная доза яда? Ответ: 16мг, 50 сигарет.

Задача №3. Одна сигарета содержит до 2,1 мг никотина, яда, более сильного, чем стрихнин. При курении 2/3 дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе этой комнаты? Ответ: 14 мг, 35 %


-13-

Рекомендации по

«Организации здоровьесберегающей деятельности в школе»

  1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

  2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

  3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.

Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это самостоятельный путь к мастерству. Он прост, но наполняет смыслом жизнь педагога. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.


















-14-

Литература.

  1. В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. Москва «Вако» 2007.

  2. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Физкультурные минутки. Москва: Астрель-АСТ- Ермак 2004.























-15-

Свежие документы:  Сценарий внеклассной игры по математике «Морской бой»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: