Статья.
Седлецкая Лариса Анатольевна, учитель математики
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная
школа № 90 имени Д.М. Карбышева».
Свичкарь Людмила Романовна, учитель математики
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная
школа № 90 имени Д.М. Карбышева».
Тема: «Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках математики».
(10-12лет)
Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках математики.
Свичкарь Людмила Романовна, учитель математики.
Седлецкая Лариса Анатольевна, учитель математики.
Введение
Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках математики – одна из актуальных проблем в обучении. Решением этой проблемы занимались многие учёные, которые предлагали разнообразные пути ее решения. В настоящее время требуются новые подходы в связи с теми существенными изменениями, которые претерпела школа к концу XX века (изменился статус общеобразовательной школы, условия обучения, характер деятельности учителя, сам ученик).
В настоящее время появилось множество учебников и учебных комплексов, которые настоятельно требуют интенсивного поиска новых путей и средств обучения, адекватных новому содержанию. Вследствие этого значительно усиливается внимание к проблеме организации процесса обучения, к разработке новых технологий, способных обеспечить результативность обучения за счет выхода за пределы репродуктивной ориентации. Это предполагает введение в процесс обучения поисковых компонентов, которые создают условия для развития внешней и внутренней учебной мотивации и, в конечном счете, позволяют достигать гарантированных результатов обучения.
Процесс обучения, направленный на формирование положительной мотивации, должен характеризоваться отходом от авторитарного общения, перестройкой мышления учителя и учащихся, всемерным развитием личностных образований учеников (познавательные интересы, активность, самостоятельность), которые успешно реализуются при условии перевода учебно-познавательной деятельности на высший — продуктивно-творческий уровень развития.
Цель. Показать влияние мотивации на обеспечение усвоения обязательного уровня всеми учащимися.
Задачи.
1. Рассмотреть
-мотивацию как психологическую категорию;
-методы повышения мотивации и стимулирования.
2. Поделиться опытом работы с использованием упражнений и педагогических приемов, направленных на развитие мотивации.
Мотив — побуждение к активности в определенном
направлении.
Мотивация — процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.
Виды учебной мотивации:
Социальные (осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др.);
Познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.);
Личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, стремление к персонализации и т. д.)
Методы повышения мотивации и стимулирования.
Эмоциональные:
— поощрение и порицание;
— учебно-познавательные игры;
— создание ситуации успеха;
— свободный выбор заданий.
Познавательные:
— опора на жизненный опыт, наблюдения;
— создание минимальной проблемной ситуации;
— задания на смекалку, творческие посильные задания.
Волевые:
— предъявление учебных требований;
— формировать ответственное отношение к учебе;
— самооценка и корректировка своей деятельности;
— формировать умение доводить начатое до конца.
Социальные:
— развивать желание быть полезным обществу через труд;
— побуждение подражать сильной личности;
— создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки;
— эмпатия, сопереживание (эстафета, групповая работа).
Планирование и организация учебного процесса
с учетом низкого уровня мотивации
Учитывать низкий уровень мотивации ученика при планировании и организации учебного процесса в виде личностной мотивации (зачем именно тебе это нужно).
Учитывать успешность мотивации для левополушарных и правополушарных детей – на деятельность.
Учитывать вектор мотивации (направление интересов) в беседах о роли и значении предметных знаний в жизни.
Ограничивать возможности проявления интересов с отрицательным вектором, переводить «стрелку» интереса в нужную сторону.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся. (Методика Лускановой Н.Г.)
Тебе нравится в школе или не очень? (Нравиться — не очень — не нравиться).
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? (Иду с радостью — бывает по-разному — чаще хочется остаться дома)
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (Пошел бы в школу — не знаю — остался бы дома).
Тебе нравиться, когда отменяют какие-нибудь уроки? (Не нравиться — бывает по-разному — нравиться).
Ты хотел бы, что тебе не задавали домашних заданий? (Я не хотел бы, не знаю, хотел бы).
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (Я не хотел бы, — не знаю — хотел бы).
Ты часто рассказываешь о школе родителям? (Часто — редко — не рассказываю).
Ты хотел бы, чтобы у тебя был бы менее строгий Мучитель? (Не хотел бы — точно не знаю — хотел бы).
У тебя в классе много друзей? (Много — мало — нет друзей).
Тебе нравятся твои одноклассники? (Нравятся — не очень — не нравятся).
Обработка и интерпретация.
Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации введена система бальных оценок:
3 балла — ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций;
1 балл — нейтральные оценки;
0 баллов — ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной ситуации.
Оценки в 2 балла не были включены для более жесткого разделения детей на группы с высокой, средней и низкой школьной мотивацией. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации. На основании различий между группами детей по критерию Стьюдента установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
25-30 баллов — высокая школьная мотивация,
20-24 балла — нормальная школьная мотивация,
15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами, 10-14 баллов — низкая школьная мотивация,
ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Сопоставляются количественные оценки с другими результатами опроса детей, их рисунками на школьную тему, а также с такими объективными показателями, как успеваемость, положение в коллективе, особенности поведения и взаимоотношения с другими детьми и педагогом, педагогические характеристики, динамика здоровья. На основании этого делаются общие выводы.
Из опыта работы.
Упражнения и педагогические приемы для развития мотивации на уроках
Общепредметные
“Оратор”
За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
“Профи”
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Математика
На этапе мотивации можно предлагать задачи, разрешение которых и приводит к формированию определения. Рассмотрим на примере введения понятия “параллелограмм”.
В начале урока ученикам можно предложить для решения одну из следующих задач:
В четырехугольнике известны длины a и b двух смежных сторон. Какой должна быть форма четырехугольника, чтобы по этим данным можно было определить его периметр?
В каких случаях для нахождения всех элементов четырехугольника достаточно знать две его смежные стороны и угол между ними?
Так же можно предложить задачу, привлекающую учеников своей фабулой. Например:
Собака и заяц устроили соревнования по бегу. Они договорились, что победителем будет тот из них, кто, пробежав по двум смежным сторонам поляны, имеющей форму четырехугольника, первым прибежит из одной вершину в противоположную. Известно, что две смежные стороны АВ и ВС поляны связаны соотношением ВС=2АВ. Какой формы должна быть поляна, чтобы можно было установить соотношение скорости собаки и лисы, при которых собака победит лису? Решая задачу, школьники рассматривают различные формы четырехугольников, в том числе и параллелограмма. В процессе решения “лишние” четырехугольники отбрасываются, остается параллелограмм. Таким образом, были рассмотрены существенные свойства параллелограмма, и была поставлена цель — построить четырехугольник, форма которого удовлетворяет поставленным в задаче условиям.
После того, как задача решена, учитель еще раз акцентирует внимание учащихся на свойствах полученного четырехугольника и отмечает, что он имеет свое название — “параллелограмм”. Далее дается строгое определение параллелограмма: параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны
“Пары слов”
Читаются по блокам пары слов, предварительно нацелив детей на запоминание. Затем повторно читается блок учителем. Первое слово в паре, а ученики записывают в своих тетрадях второе слово.
Блок:
Буквенное выражение.
Корень уравнения.
Подставить число.
Верное равенство.
Площадь квадрата.
“Логический каркас”
Путем логических приёмов требуется выявить из нескольких утверждений одно (несколько) верное (неверное) утверждение.
“Восстановление”
По части какого либо математического объекта требуется восстановить весь объект.
«Найди лишнее по смыслу слово»
метр сложение
сантиметр умножение
килограмм раздробление
километр деление
дециметр умножение
Заключение
Ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя — не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное понятие “хорошо работать” или далекая перспектива получить образование в вузе, непосредственно побуждать учащихся к учебе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах. В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания “понимаемых” мотивов и мотивов “реально действующих” и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.
Список использованной литературы
Диагностика школьной дезадаптации. Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. — М.: “Социальное здоровье России”, 1995, стр. 68-69.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Питер. Санкт-Петербург. 2002 год.
Немов Р. С. Психология. Книга 1.Владос. Москва. 1998 год.
Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. — Ярославль, 1991.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
www.BestReferat.ru
www.5ballov.ru
www.ido.rudn.ru
www.piter.com
www.psihologu.info
www.1september.ru