Сценарий урока математики
в 1 классе
на тему: «Многоугольники»
Путешествие в сказку «КОЛОБОК»
Автор: учитель начальных классов
Казарина Юлия Александровна
2014 год
Тема урока: Многоугольники.
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с различными многоугольниками; повторения состава чисел 2-5; формирования умений сравнивать числа и числовые выражения; развития мышления; привития аккуратности.
Планируемые результаты (предметные): уметь различать виды многоугольников; чертить с помощью линейки геометрические фигуры.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; владеть общим приёмом решения учебных задач.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Тип урока: урок новых знаний.
Форма урока: урок-сказка.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради, геометрические фигуры, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, конверты с заданиями для групповой работы, мультимедийная презентация, компьютер.
Методы ведения урока:
Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);
Методы стимулирования (новизна, занимательность);
Новые термины и понятия: многоугольник, квадрат, прямоугольник.
Сценарий урока.
1.Организационный этап.
Милые мои, ребята,
Видеть вас я очень рада
И надеюсь я на вас.
Замечательный мой класс,
Что меня не подведете,
Мыслью и умом блеснете,
Речью грамотной своей,
Чтоб порадовать гостей.
А девиз у нас такой:
То, что знаешь, не скрывай,
на вопросы- отвечай!
Сегодня на уроке мы с вами побываем в сказке. А чтобы узнать главного героя, отгадайте загадку:
На тарелочке лежал,
Как остыл и убежал.
Он от дедушки ушёл
И от бабушки ушёл.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою — лису.
Ей попался на зубок
Круглый, вкусный … (Колобок) 1 слайд
Но сказка наша будет не простая, а математическая и она отличается от той сказки, которую вы хорошо знаете.
Ребята, а какие волшебные предметы нам помогают в сказках? (клубочек, ковёр-самолёт, волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы)
Так вот, сегодня нам пригодится один волшебный предмет, который уже находится у вас на партах – это волшебная палочка.
— Возьмите волшебные палочки (это карандаши, обёрнутые втайне от детей фольгой), скажите волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс!»
Ребята, ну вот мы и попали в сказку.
Жили-были дед и бабка .Решили они испечь колобок. Замесила бабка тесто, слепила колобок и поставила его в печь. Колобок получился румяный. 2 слайд
И вдруг заговорил человеческим языком: «Дедушка, бабушка, отпустите меня! Я Колобок не обыкновенный, а математический. Умею решать примеры и задачи». Удивились дед и бабка, но решили проверить Колобка. А вы, ребята, справитесь с этим и заданиями? Давайте проверим, можете ли вы помочь колобку в трудную минуту? 3 слайд
2. Актуализация знаний (устный счет).
1) Игра «Назови соседа» (состав чисел 2-5)
Возьмите карточки с числами.
— Зачем надо знать состав числа? (Чтобы решать примеры)
3 5 4
2 3 2
1 3 1
2) Игра «Я загадала число»
-Я загадала число, прибавила к нему 1, получила 5. Какое число я загадала?
-Я загадала число, прибавила к нему 2, получила 4. Какое число я загадала?
– Молодцы! Вы прекрасно справились с заданиями деда и бабки. Для Колобка эти задания оказались совсем не трудными. Он справился с заданиями также быстро, как и вы.
Звучит песенка колобка.
Подумали дедушка с бабушкой и решили отпустить Колобка. Пускай погуляет по белу свету, наберётся ума-разума. Попрощался Колобок с дедом и бабкой и покатился по самой длинной тропинке. 4 слайд
-Как вы думаете, по дорожке какого цвета покатится наш колобок?
(по розовой) 5 слайд
-А как можно назвать эту дорожку? (ломаной линией)
-Что вы знаете о ней?
3. Знакомство с многоугольниками (Создание проблемной ситуации).
Катился Колобок по лесу, а навстречу ему кто?
Любит морковку,
Прыгает так ловко:
Кто это?
Заяц. (Иллюстрация Зайца). 6 слайд
– Я тебя съем, – говорит Заяц.
– Не ешь меня, – отвечает Колобок, – я тебе пригожусь. Ведь я не обыкновенный Колобок, а математический.
Заяц решил проверить, правду ли говорит Колобок. И предложил ему выполнить задание.
Ребята, посмотрите на доску.
1) На магнитной доске расположены вырезанные из бумаги геометрические фигуры:
– Рассмотрите фигуры и разделите их на группы по характерным особенностям.
(работа у доски с геометрическим материалом)
В результате на доске появляются 2 большие группы:
треугольники четырёхугольники
— По какому признаку вы объединили фигуры в группы? (По количеству углов.)
— Как бы вы назвали фигуры первой группы? (Треугольники.)
— Как бы вы назвали фигуры другой группы? (Четырёхугольники.)
2) Давайте подробнее рассмотрим два четырёхугольника (учитель обращает внимание детей на квадрат и прямоугольник)
Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны —
Одинаковой длины
Вам его представить рад
А зовут его…. . (квадрат)
Если все углы прямые.
И всего угла четыре.
Ну, а по две стороны
Противоположны и равны.
Этот четырехугольник
Назовем…. . (прямоугольник)
– Как бы вы назвали оставшиеся фигуры? (Пятиугольник, так как фигура имеет 5 углов, шестиугольник – имеет 6 углов.)
3)Создание проблемной ситуации.
— Ребята, а как можно назвать все фигуры расположенные на доске одним словом???
-Работа с электронным ресурсом по теме: «Многоугольники» к учебнику «Математика» 1 класс.
4. Сообщение темы урока.
-Ребята, ответьте зайке, как можно назвать все фигуры, которые у нас на доске? ( Все фигуры можно назвать многоугольники)
-Ребята, а как будет звучать тема нашего урока? (Многоугольники)
-Какая цель урока?
Научиться различать многоугольники;
Аккуратно писать;
Внимательно слушать и отвечать на вопросы.
Далее учитель сообщает, что и треугольники, и четырёхугольники, и пятиугольники, и шестиугольники – это многоугольники или геометрические фигуры.
Молодцы ребята, справились с заданием зайчика. А теперь поможем Колобку пойти дальше, но идти нужно по дорожке — ломаной линии состоящей из 3 звеньев.
Ребята рисуют зелёный кружок рядом с ломаной линией, состоящей из трёх звеньев.
— Ребята, какая дорожка будет являться ломаной- 1, 2 или 3?(2 –ломаная линия).
— Правильно.
А пока наш Колобок катится по дорожке, мы с вами проведём физкультминутку.
5.Физкультминутка. 7слайд
Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем поклонов.
Сколько здесь у нас кружков, столько сделаем прыжков.
Приседаем столько раз, сколько шариков у нас.
6. Формирование умения различать многоугольники
А Колобок катится дальше по математическому лесу, а навстречу ему — серый, ворчливый:
Кто зимой холодной
Бродит по лесу голодный (волк). 8 слайд
Идёт Волк и плачет.
-Что с тобой приключилось? -спрашивает Колобок.
-Да вот, задание не могу выполнить, -ответил Волк.
-Это дело поправимо. Я ведь не простой Колобок, а математический.
1)Работа с учебником.
Рассмотрите многоугольники, изображённые на полях (с. 50).
—Найдите такой же многоугольник на доске.
– Назовите каждый многоугольник.
– Покажите в нём углы, стороны, вершины.
Прежде чем учащиеся покажут углы, стороны и вершины многоугольников, учитель должен предварительно проделать аналогичную работу с одной из фигур на доске.
2) Работа в группах.
1 группа складывает в конверт фигуры, у которых 3 угла,
2 группа складывает в конверт фигуры, у которых 4 угла,
3 группа складывает в конверт фигуры, у которых 5 углов.
7. Работа с чертёжным инструментом-линейкой. Вычерчивание фигуры.
-Как мы можем изобразить на бумаге, на доске любой многоугольник? (Начертить)
-Какой инструмент нам для этого понадобится? (Линейка)
-Совершенно верно, при помощи чертёжного инструмента – линейки — можно изобразить любой многоугольник.
С помощью линейки начертим многоугольник по точкам. Откройте рабочие тетради, соедините точки по порядку 1-3. (Выполняют указания учителя)
-Какой многоугольник у вас получился? (Треугольник)
-А как иначе можно назвать треугольник? (Многоугольник)
Долго Волк благодарил Колобка за помощь. И вы, молодцы, ребята.
А наш Колобок дальше в путь отправился, а у пенька:
Он всю зиму проспал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь:
Кто же это?..
(Медведь).
На доске иллюстрация — Медведь. 9 слайд
8. Графический диктант.
Говорит Медведь Колобку: — `Посмотрим, Колобок, как ты с диктантом графическим справишься?` И диктовать начал:
1 клеточка вверх, 2 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 2 клеточки вправо, 1 клеточка вверх, 2 клеточки вправо… продолжите дорожку самостоятельно.
Молодцы, ребята! Выполнили задание, благодарит вас Колобок! А сам он, бедняжка, устал, присел на пенёк отдохнуть:
Лучше бы ты, Колобок, с нами зарядку сделал! Покажите, ребята, как зарядку делать нужно!
9.Физкультминутка.
У медведя дом большой, (развести руки в стороны)
А у зайца – маленький (руки свести вместе)
Наш медведь пошёл домой, (имитируют походку медведя)
А за ним и заинька. (руки на поясе, прыжки).
Мы медведя провожаем и занятье продолжаем.
10.Самостоятельная работа в тетради на печатной основе. Сели на места тихо, спинки прямые — за работу!
А наш Колобок дальше в путь отправился, а навстречу ему:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост — краса,
Кто же это?
(Лиса).
На доске иллюстрация — Лиса. 10 слайд
Конечно, Лиса! И говорит ему: — `У меня для тебя, Колобочек тоже есть задание! А не справишься с ним — съем тебя Колобок!` Да ещё посмеивается:
Хоть он от Дедушки ушёл,
И от Бабушки ушёл,
А сейчас мне на зубок
Угодит ваш Колобок!
Спасайте, дети, Колобка!
(задание 3, с. 20), учащиеся раскрашивают фигуры разными цветами.
Проверка в парах.
11. Формирование умения сравнивать числа и числовые выражения.
А я передумала, отвечает лиса! Выполни-ка ты ещё одну мою задачку — сравни числа.
Работа ведётся в тетради на печатной основе с. 20, задание 5. Проверка с доски (выставляют по одному выражению на магнитной доске).
13 2+1=3 4-1=3 3<2+2
На какие 2 группы можно разделить запись?(равенство и неравенство)
Поняла лиса, что съесть Колобка ей не удастся, вильнула хвостом и убежала.
А Колобок говорит вам спасибо за помощь. Без вас не уйти бы ему от лисы. Вы настоящие друзья. А наш сказочный герой покатился по тропинке прямо к бабушкиному и дедушкиному домику. А те ждут его и будут очень рады его возвращению.
12.Рефлексия.
Ребята, наше путешествие по сказке подходит к концу.
— Возьмите волшебные палочки и скажите волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс!» ,чтобы вернуться из сказки.
Во время этого путешествия вы узнали о фигурах. О каких фигурах мы говорили? Как назвать все фигуры общим словом? (Многоугольники, геометрические фигуры)
Учитель показывает пятиугольник.
-Как ещё можно назвать эту фигуру? Как вы это узнали? (По количеству углов)
Затем учитель показывает поочерёдно на квадрат и прямоугольник.
— Как по-разному можно назвать эту фигуру? (многоугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат)
13. Итог урока.
-Что нового открыли для себя на уроке?
-Понравилась ли вам ваша работа на уроке?
-Научились различать многоугольники?
-За что вы можете себя похвалить?
14.Домашнее задание.
-Сделайте любую аппликацию, используя в ней лишь многоугольники.
Если вам понравился урок, то похлопайте, если нет, то потопайте.
Я вас тоже хвалю за работу на уроке и говорю вам: «Спасибо за урок!»
13 2+1=3 4-1=3 3<2+2