Сценарий урока математики в 1 классе по теме «Знакомство с сантиметром»
Цель: знакомство (формирование представления) с новой общепринятой единицей измерения — сантиметром, применение данной единицы для измерения предметов.
Задачи:
Образовательные: создание условий для знакомства детей с общепринятой мерой длины, организация практической деятельности, осознания необходимости применения общепринятых мерок, практической деятельности в виде измерения объектов новой общепринятой мерой длины — сантиметром.
Развивающие: создание условий для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы об изучаемых явлениях, развития речи в форме построения высказываний, логических рассуждений и доказательств, обогащение словарного запаса новыми математическими терминами.
Воспитательные : создание условий для осознания ценности изучаемого материала в жизни человека, для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||
I.Организация детей на урок. 1 минута | До начала урока на экране цветы подснежники — У нас у всех прекрасное настроение. А с хорошим настроением и учиться легко! — А чтобы у нас всё получалось, надо быть очень внимательными. Давайте выполним задание на развитие внимания и памяти. Разминка «Запомни предмет». -Рассмотрите внимательно предметы на доске. Постарайтесь их запомнить (закрываю ширмой). — Я буду задавать вопросы, а вы должны изобразить ответы на своём листе в задании №1. — Итак, первый вопрос: 1. Вспомните, какая фигура была второй слева? Нарисуйте её в первой клеточке. (круг) 2. Нарисуйте во второй клетке последнюю фигуру, которая была изображена на доске? (овал) 3. Вспомните, какая фигура находится между овалом и треугольником? ( квадрат) 4. Какая фигура следует за кругом? (треугольник) — Проверяем выполненное задание (открываю ширму там выполненное задание) — Ребята, а фигуры то у нас не простые. От каждой фигуры идёт стрелка к слову или знаку. Проследив за стрелкой и прочитав слова, мы узнаем девиз нашего урока! ( Вперёд, к победе!) -Проверьте себя. Молодцы те, кто Не допустил ошибок. Ну, а кто допустил ошибки, я советую не расстраиваться, в следующий раз у вас всё получится. — Продолжаем нашу разминку. — Найдите задание № 2. Быстро и внимательно рассмотрите строчки. В каждой строке найдите слова, связанные с математикой и подчеркните их. В колонку «цифра» запишите количество подчёркнутых слов. Здесь спряталось 4 слова. — Проверяем. — Давайте назовём слова, которые вы нашли. — Поднимите руку, кто нашёл все слова. Молодцы. | Приветствие. Зарисовывают предметы в листе. Посмотреть быстро – 30 сек. Ищут математические понятия и подчёркивают их.
| ||||||||||||||||||
II.Актуализация опорных знаний. 4 минуты 1.Психологический настрой на урок. | — Герой учебника Маша приготовила сегодня для Миши много нового и интересного. Но Миша ещё мал и ему нужна ваша помощь. |
| ||||||||||||||||||
2.Устная работа. 3. Гимнастика для глаз.
| — Давайте поможем Мише собрать бусы для Маши (слайд — бусы). — Задание от Маши. — Внимание на доску (слайд — фигуры) — Какие закономерности вы увидели? Назовите их. — По какому признаку можно распределить геометрические фигуры на две группы? — Какие математические выражения можно записать к полученному рисунку? — А мы записываем на листке в задании № 3. (повторяется 3 раза: по форме, по размеру, по цвету. На последнем слайде вспоминаем переместительное свойство сложения). — Ребята, а какое свойство сложения мы использовали при записи данных математических выражений? — За помощь Миша с Машей дарят нам яблоко (слайд). — Ребята, назовите признаки яблока? (имеет форму, цвет и вкус). — Скажите, можем ли мы измерить эти признаки? — Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть. Выполним гимнастику для глаз (посмотрели вниз, вверх, влево, вправо. По тренажёру Базарного.).
| «Собирают» бусы, проследив закономерность. Распределяют геометрические фигуры по разным признакам. Записывают подходящие выражения. На последнем слайде называют переместительное свойство сложения. Называют свойства предметов: цвет, форма, вкус). | ||||||||||||||||||
III.Работа над новым материалом. 10 минут 1.Определение учениками темы урока. 2. Постановка проблемного вопроса. 3.Практическая работа. 4.Мозговая гимнастика. 5.Первичное закрепление. Измерение отрезка.
| — Мы сегодня познакомимся с величиной, которую можно измерить. — Подумайте и назовите мне такие признаки предметов, которые мы можем измерить. — Сегодня мы будем измерять длину. — Найдите задание № 4. — Давайте измерим длину прямоугольника мерками разных цветов. Внимание на доску (я измеряю на доске). — Посмотрите на доску я беру мерку красного цвета и выполняем измерение. — Прикладываю мерку к началу прямоугольника, делаем отметку карандашом. Далее, беру мерку и прикладываю на поставленную метку и т.д. — Итак, сколько раз прикладывала я мерку красного цвета?(3 раза) — Давайте выполним измерение зелёной меркой (вызываю к доске одного ребёнка он проговаривает алгоритм). А мы работаем у себя в листе с заданиями №4. — Зелёного цвета?(2 раза) — Почему у нас получились разные результаты, ведь прямоугольники одинаковые? (мы использовали разные мерки). — Вспомните, где мы встречали подобную ситуацию, в каком произведении? Назовите героев этого произведения? Какими мерками измеряли удава? Кто автор этого произведения? (Г. Остер «38 попугаев») Через мультимедийный проектор проецируется приложение (иллюстрация героев «38 попугаев»). — Перед нами проблема. — Как же нам быть? Как определить длину прямоугольника? (карточка ПРОБЛЕМА) (мы должны измерять одинаковыми мерками) — Так вот, ребята, используют общие для всех стран единицы измерения. Одной из них является сантиметр. (На доске САНТИМЕТР – единица измерения длины. СМ). — У вас на партах лежит мерка жёлтого цвета, рассмотрите её, она равна 1 см. — А сейчас мы немного отдохнём. Выполним гимнастику для нашего мозга (надеваем шапочку ума, с пальчиками левой и правой руки, лежачая восьмёрка). Кто из вас был внимателен и вспомнит, что было изображено на доске перед началом урока? (подснежники) — Внимание, сели ровненько. Проверили ножки, спинки. — На доске отрезки разных размеров. — Давайте вспомним, что такое отрезок? (отрезок – это часть прямой линии, которая имеет начало и конец). Показываю измерение мал. мерки — Удобно нам будет с помощью этой мерки измерять отрезки? — Появилась проблема – как же измерить длину? (на доске карточка с буквой П) — Ребята, а где мы можем увидеть мерку в 1 см, повторяющуюся несколько раз? (на линейке) — Молодцы, с помощью линейки можно чертить отрезки и измерять их длину (демонстрация линейки на доске и ученических линеек разного типа) — Посмотрите, расстояние между соседними большими делениями, под которыми записаны цифры – одинаковое. Его называют – САНТИМЕТР. — Найдите задание №5. — Давайте наши следующие отрезки измерим с помощью линейки. — Выполняем измерение отрезка по алгоритму, я показываю на доске, а вы работаете у себя на партах. Прикладываем линейку к отрезку так: начало отрезка совмещаем с отметкой 0 на линейке, при этом конец отрезка совпадает с отметкой цифры 5 на линейке. Значит, длина нашего отрезка ровна 5 см. Запишем результат измерения рядом с отрезком, в квадрате. — Третий отрезок измерьте самостоятельно (один ребёнок на доске, проговаривая). Запишите результат измерения. | Выполняют измерение фигуры разными мерками. Вспоминают героев из произведения Г. Остера «38 попугаев»
| ||||||||||||||||||
7.Гимнастика для глаз. IV.Закрепление изученного материала. 1.Задания для развития внимания 6 минут 2.Диагностика сформированности полученных умений и знаний.
| — Давайте нашим глазкам дадим немного отдохнуть (гимнастика для глаз. Зажмурили – поморгали. 5 раз). — Наш урок подходит к концу. Чтобы хорошо выполнить итоговое задание, мы вновь потренируем наше внимание и память. — Найдите задание № 6. Здесь записаны выражения, но отсутствуют числа. Ваша задача – записать числа в кружочки. А поможет нам в этом числовой квадрат и бабочка.
-Внимание, я называю «путь», вы должны внимательно проследить его глазками и записать нужное число. — Приготовились. Найдём первое слагаемое в первом выражении. — Бабочка на цифре 5. — Помните, начинаем отсчёт от той цифры, на которой остановились.
— 2 клетки вправо, 1 клетку вниз (3). Записали число – глазки на меня. Запомнили где остановились. — 2 клетки влево, 1 клетку вниз (4). Записали – глазки на меня. Прочитайте выражение. Найдите его значение. -Следующее выражение. Найдём уменьшаемое. — 2 клетки вправо. Записали число – глазки на меня. — 1 клетку вверх, 1 клетку влево (2). Записали – глазки на меня. Прочитайте выражение, найдите его значение. — Молодцы! Справились с заданием. А те, у кого не всё получилось – не расстраивайтесь, завтра обязательно получится! — А теперь приступим к знаковому диктанту. Я буду читать утверждение. Если вы со мной согласны – ставьте знак «+» в колонке с номером. Если же вы со мной не согласны – ставьте знак «-». Выполняем диктант в листочках под № 8.
— Давайте проверим наш диктант. (открываю ширму на интерактивной доске). — Если нашли у себя ошибку – подчеркните карандашом. — Молодцы! Все справились с заданием. | Записывают выражения, следя глазами по квадрату. Самопроверка | ||||||||||||||||||
V.Итог урока 1 мин | Вывод.
— Ребята, какие задания у вас вызвали затруднение? — Какие оказалось выполнять просто? Кто доволен своей работой нарисуйте на смайлике настроения внизу листа улыбку. Кто не очень доволен своей работой – нарисуйте прямую линию. — Встали все. Улыбнулись своему соседу по парте. Улыбнулись мне. — Спасибо за урок! | Рефлексия Дети рисуют на карточках «настроения» улыбки (улыбка – хорошее настроение, доволен своей работой; прямая – не очень хорошее, не очень доволен своей работой на уроке) |
27 ЯНВАРЯ.
КЛАССНАЯ РАБОТА.
№ 1.
|
|
|
№ 2.
| Цифра | |
1 | пвыосложениепрабыкдпщипрефбвычитаниекомабипя |
|
2 | ривюытрпавоыдсуммагоыдйуэрвокиразностьивуфлр |
|
№ 3.
№ 4.
№ 5.
№ 6.
+ =
— =
№ 7.
2 | 3 | 4 | 5 | |
|
|
|
|
|