Технологическая карта. Математика.5 класс.
«Деление десятичной дроби на десятичную дробь».
| |
Тип урока | Урок отработки умений и рефлексии. |
Цель | Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий — понятий, алгоритмов и т.д. Коррекционно-развивающая цель: -корригирование внимания (произвольного и непроизвольного), развитие устойчивости и скорости переключения внимания, увеличение объема внимания путем выполнения задач учителя; -коррекция и развитие связной устной речи: регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь; -коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной); -коррекция и развитие мыслительной деятельности: операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установления логических и причинно-следственных связей. -коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства. |
Основное содержание | — применение алгоритма деления десятичной дроби на десятичную дробь. |
Термины и понятия | — десятичная дробь, правило деления десятичных дробей, уравнение, корень уравнения, делимое, делитель, частное. |
Технология | Технология деятельностного метода «Школа 2000…» |
Планируемый результат.
Метапредметные результаты. | Предметные результаты.
| |||
Регулятивные универсальные учебные действия | Познавательные универсальные учебные действия. | Коммуникативные универсальные учебные действия.
| ||
-объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют интерес к предмету. | -работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации. | —передают содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. | -умеют отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее , подтверждая фактами. | — моделируют ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. |
Организация образовательного процесса.
Ресурсы. | Формы работы. | |
Биология, география. | Информационный материал: учебник «Математика 5 класс», автор Виленкин Н.Я., рабочая тетрадь. Наглядный материал: электронная презентация. Раздаточный материал: карточки с учебными заданиями. | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
Ход урока.
Деятельность учащихся. | |
1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований коррекционной учебной деятельности. Учитель: Добрый день, уважаемые учащиеся. Начинаем урок. Ребята, в нашей жизни при выполнении любого дела очень важно выяснить цели и настроиться на работу. Я предлагаю вам определить по цвету свое настроение: те, кто чувствует себя спокойно, уверенно, комфортно – зеленый цвет, те, кто чувствует себя тревожно, неуверенно-красный. Почему вы выбрали красный цвет? Активный метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов». Учитель предлагает учащимся посмотреть на задание, представленное на слайде в электронной презентации. Презентация. Учитель: Ребята, а знаете, как называется порода пастушьей собаки, выведенная в Германии? Учитель: Тогда нам надо выполнить вычисления, чтобы расшифровать это слово. Вы можете выполнить действия предложенные действия, чтобы узнать это слово? Учитель: Ребята, я предлагаю вам найти информацию в интернете про эту замечательную собаку. |
Ученик: Я хочу узнать что-то новое в математике. Ученик: Мне тревожно, потому что я не прочитал параграф учебника.
Ученики: Нет, не знаем, но хотим узнать.
Ученики: Да, мы можем выполнить эти действия. Ученики выполняют действия на деления десятичной дроби на десятичную дробь, устно. В результате работы совместно узнаем слово: леонбергер.
|
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Учитель: В результате устной работы не все проявили активность. Это значит, что у вас возникают некоторые затруднения при выполнении заданий такого типа. Каким должен быть следующий шаг твоей учебной деятельности? Активный метод «Кластер»: в центре слайда записывается слово, отражающее предмет разговора на уроке. Учащимся предлагается вспомнить все, что касается этого понятия. Затем кластеры сравниваются, формулируется тема урока и цель.
Учитель: Каким должен быть следующий шаг твоей учебной деятельности?
Учитель: Я предлагаю вам более внимательно подойти к выяснению причин затруднений. Для этого прошу вас поработать с листом затруднений к тесту, который лежит у каждого на парте. Просмотрите, пожалуйста, задания теста и попробуйте, выполнить первые три, проверьте себя по ответам. Результат работы занесите знаково в лист затруднений. |
Ученик: Я должен разобраться и понять причину, почему мне не удалось выполнить деление десятичной дроби на десятичную в некоторых случаях.
Ученики формулируют тему и цель урока. Ученик: тема «Наши затруднения при делении десятичной дроби на десятичную дробь». Цель: найти причины затруднений и способы их преодоления.
Ученик: Нужно попробовать решить другие задания.
Ученики работают самостоятельно и при необходимости в парах, выполняют пробное учебное действие. |
3. Этап локализации индивидуальных затруднений. Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Учитель: Что определили в результате пробного действия? Разделимся на две группы: те, у кого есть затруднения, и у кого нет. Что делать тем, у кого нет затруднений и ошибок?
Учитель: Задание творческого уровня: вывести алгоритм решения уравнений вида (ax +b)(cx+d)=0.Для работы используем лист А4, карандаши, фломастеры и др. |
Ученик: Мы определили места наших затруднений и ошибок.
Ученик: Если при проверке мы находим ошибку, то дальше присоединяемся к первой группе — выявляем место и причину затруднения, а если ошибок нет — получаем дополнительное задание творческого характера.
|
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений. Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.
Учитель: Сформулируем цель своих будущих действий. Выберем способ (как?) и средства (с помощью чего?) будем исправлять свои ошибки. |
Ученик: Нужно уточнить и научиться правильно, применять правило деления десятичной дроби на десятичную дробь. Ученик: Мы будем это делать, используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и другое. |
5. Этап реализации построенного проекта. Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
| Каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен: — самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) — с помощью предложенного эталона для самопроверки; — во втором случае — соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки; Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. |
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения. Учитель: Ребята, давайте обсудим задания, в которых у большинства из вас были ошибки. Проговорим, как выполнять деление десятичной дроби на десятичную дробь, чем пользоваться при решении конкретных заданий.
Физкультминутка. | Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, — лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.
Ученик: Деление чисел на десятичную дробь заменяется делением на натуральное число. Для этого необходимо делимое и делитель умножить на число вида: 10, 100, 1000 и т.д., имеющее столько нулей, сколько знаков после запятой в делителе. При решении пользуем эталоном авторов учебника математики Муравиных Г.К. и О.В. Физкультминутку проводит один из учеников класса. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Первоначально развёрнутое материальное действие в процессе И. обобщается, сокращается и на заключительной её стадии (в умственном плане) приобретает характер психического процесса. Стадии И. прослежены в работах, посвящённых умственным действиям (в частности, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина).Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 108) — перевод социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т.е. образование новых по мере развития психологических структур личности.(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. С. 416) Учитель: Ребята, предлагаю вам выполнить самостоятельную работу, аналогичную первой, но решайте только те задания, в которых были допущены ошибки. Вы можете себя проверить по эталону для самопроверки. Я в это время буду работать с теми, кто выполнял работу творческого уровня. |
Ученики работают в тетрадях с заданиями второй самостоятельной работы. С ребятами второй группы выводим алгоритм решения уравнений по правилу « Произведение двух множителей равно нулю, тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю». Готовимся к обсуждению этого алгоритма со всем классом на ближайших уроках. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного.
Учитель: Предлагаю послушать выступление ученика о самых высоких зданиях мира и его задачу на тему «Действия с десятичными дробями».
| Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа: — выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой; -При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта. Ученик: (Например) Высота шпиля самого высокого здания в мире Дубайской башни Бурдж-Халифа равна 829,8 м, а высота крыши этого здания равна 643,3 м. Во сколько раз высота шпиля больше высоты крыши? Вычислите с помощью калькулятора. Ответ округлите до десятых. Решение: 829,8:643,3=8298:6433=1,28….=1,3раза |
9.Этап рефлексии деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. Учитель: Ребята, в конце урока давайте уточним алгоритм исправления ошибок, проговорим еще раз, как действовать при делении десятичной дроби на десятичную дробь. Проанализируем , какие цели мы ставили в начале урока, достигли ли мы целей? Как проверить результат вашей деятельности? В соответствии с результатами деятельности на уроке определитесь с домашним заданием (с элементами выбора, творчества). Учитель: Предлагаю вернуться к «Дереву возможных вариантов». Прошу заклеить при необходимости цветными листочками. Оценка результата урока: зеленое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали. |
Ученик: Сегодня на уроке я ….. Самым интересным для меня… Урок мне …
Учащиеся выбирают стикеры нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет зеленый, то цели урока достигнуты. Красный – есть над чем поработать.
|