Технологическая карта урока математика 5 класс
Дата: 12.01.15 ( урок № 80 )
Тема урока: Круг и окружность
Тип урока: Усвоение новых знаний
Цели урока:
—Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, имеющие форму окружности, круга;
-приводить пример аналогов окружности, круга в окружающем мире;
-объяснять различия между кругом и окружностью;
—изображать окружность с использованием циркуля, шаблона
-указывать и называть радиус, диаметр окружности и круга; дугу окружности
УУД:
Р.- принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
П:-владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений; выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий
К:-Адекватно использует речь для планирования и регуляции своей деятельности, объяснении способов решения задачи.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||
1.Организационный
| Приветствие учеников, настрой на урок | Приветствие учителя | ||||||||||||||||
2.Актулизация знаний и фиксация затруднений в деятельности
| Вопросы: — Что объединяет эти предметы? — На какие геометрические фигуры они похожи? — Кто может сказать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. (Учащиеся формулируют тему урока “Окружность и круг”). Слайд №3 В начальных классах вы уже знакомились с данными фигурами. Что вы можете о них сказать? Итак, что же такое окружность и круг? | Ответы детей: -Круглые
-Круг, окружность
-О геометрических фигурах окружность и круг -Есть центр, радиус, строят с помощью циркуля. | ||||||||||||||||
3. изучение Новой темы
|
Итак, что же такое окружность и круг? Слайд №4, 5. Установим ножку циркуля с иголкой в точку О, а, ножку с грифелем будем вращать вокруг этой точки. Тогда грифель опишет замкнутую линию. Это и есть окружность. Значит, окружность — это замкнутая линия. Но, окружность — это не только замкнутая линия, но и совершенная линия, так считал Аристотель. Окружность делит плоскость на две части. Та часть плоскости, которая лежит внутри окружности (вместе с окружностью) называют кругом. Много круглых предметов вокруг нас. Одни из них напоминают круг. Это лепешка, блин, монета, медаль, ломтик лимона. Другие – обруч, велосипедное колесо, тоненькое колечко – очень похожи на окружность. Слайд №6. Там, где находилась ножка и иглой – будем называть центр окружности и обозначать одной латинской буквой, например О. Слайд №7. Теперь на окружности поставим три точки А, В и С. Расстояние от точки А до О называется радиусом окружности. ВО, СО – тоже радиус. АО=ВО=СО. Все радиусы окружности равны друг другу. Диаметр АС состоит из двух радиусов АО и ОС. Поэтому диаметр вдвое длиннее радиуса. Вывод: радиус — это расстояние от любой точки окружности до ее центра. Диаметр – это отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр. Слайд №8. Перечислите все радиусы и диаметры. Диаметр делит круг на два полукруга, а окружность на две полуокружности. Слайд №9, 10. АВ на окружности называют дугой, а точки концами дуг. Слайд №11. Мы можем ставить точки на окружности, в кругу и вне круга.. Закрепление. Работа по учебнику №850, стр.134 | Слушают учителя, отвечают на вопросы Выполняют задание в тетради | ||||||||||||||||
4.Самостоятельная работа
| № 851 Построить окружность с центром в точке О и измерить радиус и диаметр. № 852 Начертить окружность, установить тоски А,В и С. Записать полученные дуги. № 853 Изобразить круг с центром О. Отметить точку А внутри круга, точку В вне круга. Измерить расстояние ОА и ОВ, сравнить с радиусом круга. Соединить точки А и В . Пересекает ли отрезок АВ окружность? 5. Слайд №12. Устная работа. Где будет располагаться точка вне круга, на окружности или внутри круга? Имеется окружность радиусом 10 см. Расстояние от центра окружности до точки равно ответу из примеров: (Примеры записаны на доске)
| Работают в тетради | ||||||||||||||||
5.Итог урока. Рефлексия |
Сегодня на уроке мы познакомились с геометрическими фигурами окружность и круг. Научились определять радиус, диаметр, устанавливать точки. Слайд №13 Дополните предложение: Окружность и круг — …. У окружности и круга есть — … Радиус – это…. Диаметр равен… Выставление оценок. Спасибо за урок. п. 22, № 874, 875, 883 (а, в) | Отвечают на вопросы запись д/з |