Дата | 30.01.2015 | ||
Предмет | Математика | ||
Учитель | Нескородева Валентина Федоровна | ||
Класс | 2 а | ||
Тема | Устные вычисления. Решение задач. | ||
Тип урока | Урок повторения и закрепления полученных по теме знаний | ||
Цель урока
| Совершенствовать устные вычислительные умения, продолжить работу по обучению решению задач на сложение и вычитание | ||
Задачи
| Предметные: — совершенствовать устные вычислительные умения, продолжить работу по обучению решению задач на сложение и вычитание. — развивать умение анализировать, рассуждать, делать выводы, умозаключения Метапредметные: Личностные: — положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; — желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; — осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; — участвовать в коллективном творческом процессе. Регулятивные: — принимать и сохранять учебную задачу; — планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; — адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: Закреплять умение самостоятельно решать задачи в 2–3 действия, составлять план решения задачи, моделировать текст задачи в виде схемы, таблицы, самостоятельно выполнять аналитико-синтетический разбор задачи без наводящих вопросов учителя, выполнять запись решений арифметических задач по действиям и выражением Коммуникативные: — вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;, формулировать собственные мысли высказывать и обосновывать свою точку зрения; — осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.
| ||
Умения | Предметные: Повторить и закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100 с переходом в другой разряд. Универсальные учебные действия Регулятивные: Уметь находить и исправлять свои ошибки. Познавательные: Совершенствование навыка решения задач и примеров, умение отбирать нужную информацию. Коммуникативные: Формирование конструктивных способов взаимодействия в группе и в парах. Личностные Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте. | ||
Планируемый результат | Ученики должны запомнить приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом в другой разряд. Уметь отвечать, решать задачи изученных типов и примеры на сложение и вычитание в пределах 100. | ||
Основное содержание темы, термины и понятия | Сложение, вычитание, сумма, слагаемое, разность, уменьшаемое, вычитаемое, сумма разрядных слагаемых, условие задачи, вопрос, ответ, схема.
| ||
Межпредметные связи | Окружающий мир, информатика и ИКТ. | ||
Ресурсы: основные дополнительные | Учебник. Истомина Н.Б. Математика 2 класс, 2 часть, Рабочая тетрадь, 2 часть. Методическое пособие; презентация для работы на интерактивной доске. | ||
Организация пространства | Работа самостоятельная, фронтальная, в парах. | ||
Этапы урока
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты
УДД
|
1.Мотивация к учебной деятельности Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
| Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Пожмите руку соседа, пошлите ему импульс. Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие по станциям необъятной страны, имя которой – Математика. Слайд 1 Это великая страна со своими законами, традициями, историей. Если вы будете внимательны, вдумчивы, терпеливы, то вам откроются многие тайны прекрасной страны.
| Каждый ребенок берет за руку соседа, пожимает ее и при этом доброжелательно улыбается.
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; определение содержательных рамок урока |
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной учебной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
II этап. Формулирование темы урока. Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.
| Мы заканчиваем изучать тему «Сложение и вычитание двузначных чисел. Что вы уже умеете делать? Посмотрите: в учебнике дальше идет новая тема, значит, скоро будем писать контрольную работу. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Правильно, мы будем повторять изученный материал, готовиться к предстоящей контрольной работе.
| Формулирование темы и целей урока. Дети перечисляют, что они уже умеют делать.
Дети пролистывают страницы учебника. -Сегодня мы будем повторять изученный материал: решать задачи и примеры и готовиться к предстоящей контрольной работе
| Познавательные УУД. Осознавать, самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета. Регулятивные УУД. Целеполагание, планирование |
III этап. Актуализация опорных знаний
Цель — закрепить приемы сложения и вычитания в пределах 100. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
| Мы сегодня побываем на нескольких станциях, на каждой из которых вас ждут нелегкие испытания. Дорога предстоит дальняя и опасная, поэтому с собой берем самых дружных, смелых, находчивых, сообразительных. Есть ли среди вас такие дети? Проверим. Итак, 1 станция — Сообразилия. Слайд 2 Проведем гимнастику для ума. Запишите в тетрадях число, классная работа. а) Что вы можете сказать о числе 30? Какие «соседи» у числа 30 в числовом ряду? Какие однозначные числа можно прибавить к 31, чтобы изменилась только цифра в разряде единиц? А к 29? Какое однозначное число можно прибавить к 29, чтобы изменились цифры и в разряде десятков, и в разряде единиц? Какой прием мы используем, когда решаем такие примеры?
| Записывают в тетради число. Классная работа. — Четное, состоит из 3 десятков и 0 единиц, соседи его числа 29 и 31 -Можно прибавить 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и изменится только цифра в разряде единиц. — Однозначное число, большее 8. Это 9. -Мы прибавляем по частям: дополняем до ближайшего круглого числа (до 30), а потом прибавляем оставшуюся часть.
| Личностные: Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности стремиться к их преодолению. Познавательные: Осознавать познавательную задачу, понимать информацию, представленную в различных формах, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
IVэтап. Включение в систему знаний и повторение. Цели: развитие логического мышления, математических операций: сравнения, обобщения, делать выводы, умозаключения
|
б) Испытание 2. Найдите лишнее число в каждом ряду и продолжите закономерность. 5, 10, 11, 15, 20… Слайд 3
—Чем отличаются ряды друг от друга? в) А теперь вашему вниманию предлагаются логические задачи: 1. У Лены и Ани фамилии Сидорова и Алимова. У кого какая фамилия, если Лена на 2 года старше Сидоровой?
2. У пятиугольника отпилили один угол. Как теперь называется эта фигура?
г) Сообразилия предлагает нам поработать еще с учебником №73 с 20. Не считая, сравнить выражения.
27+8…27+18 42-5…32-5 34+9…24+9 84-7…94-47
Карандашом аккуратно поставьте знаки сравнения прямо в учебнике.
д) Последнее испытание на этой станции: Вычислить удобным способом.и показать ответ. Слайд 4.
35 + 2 + 48 + 5 59 + 7 + 1 + 3 27 + 34 + 3 + 16 18 + 24 + 26 + 22 Наконец, мы покидаем станцию Сообразилию и выходим на дорогу, которая ведет нас на станцию Задачную. Слайд 5
Мы еще в пути, а нам уже предложено задание – посчитать деревья у дороги. Слайд 6. Оказалось, что на правой стороне обочины растет 80 берез, это на 50 больше, чем кленов. Сколько кленов растет на обочине дороги?
—Поясните, что означает каждый отрезок на схеме и решите задачу. —Чем интересна задача? -А о чем еще можно спросить? — Сможем ли мы ответить на этот вопрос? — А на левой стороне дороги нам предстоит подсчитать количество птиц. Здесь летали 8 ласточек и 6 воробьев. Все воробьи и 3 ласточки сели на деревья, а остальные – на провода. Сколько птиц село на деревья? Сколько птиц село на провода? Слайд 7 —Сколько было ласточек? Воробьев? -Сколько воробьев село на деревья? А ласточек? -Какие же птицы сели на провода? -Сколько ласточек было? -Сколько их село на деревья? -Сколько ласточек село на провода?
|
-Лишнее число 11, так как каждое из оставшихся больше предыдущего на 5, а это только на 1. Продолжают ряд: 25, 30, 35,… Находят лишнее число 79 и продолжают ряд: 50, 40, 30,… -Определяют, 1 ряд бесконечный, а 2 конечный. Рассуждают, что если Лена старше Сидоровой, значит, Лена Алимова, а Аня Сидорова. На черновике чертят 5-тиугольник и представляют ситуацию. После чего делают вывод, что получается 6-тиугольник.
Отвечают на вопрос «Можно ли сравнить выражения, не вычисляя их значения? Почему это возможно?
Ставят знаки «больше», «меньше» в учебнике карандашом.
Выбирают удобный способ вычисления значения выражений, объединяя слагаемые парами со значениями, равными круглым десяткам. С помощью карточек обратной связи показывают ответы.
Читают на экране условие задачи. Рассматривают схему к задаче в учебнике и на экране и объясняют значение каждого отрезка. Самостоятельно решают задачу и показывают ответ Записывают решение задачи и ответ в тетради. Отвечают на поставленные вопросы. Можно узнать, сколько всего деревьев? Но значение этого выражения мы еще не сможем найти, так как оно больше 100.
На экране читают условие задачи и участвуют в анализе задачи. Записывают в тетради решение и ответ задачи. 6 + 3 = 9 (пт.) – село на деревья. 8 — 3 = 5 (пт.) — село на провода.
| Личностные: Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности стремиться к их преодолению, участвовать в творческом процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; -составление плана и последовательности действий. Познавательные: Осознавать познавательную задачу, понимать информацию, представленную в различных формах, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
Физминутка | Вот и прибыли мы, наконец-то, на станцию Отдыхайкино Здесь мы можем немного отдохнуть, расслабиться. Физминутка Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. |
Декламируя стихи, выполняют упражнения (потягивания, повороты, наклоны и т.д.) | Осуществление профилактики утомления
|
V этап. Включение в систему знаний и повторение.
| Отдохнули и с новыми силами продолжаем свое путешествие. На нашем пути станция Смекайлино
Слайд 8. Как вы, наверное, догадываетесь, здесь нас поджидают наиболее сложные препятствия. Преодолеем? Оказывается, здесь ведутся строительные работы, и преодолеть препятствия смогут только сильные дети. -Что надо делать, чтобы стать сильным? Вот о таких детях нам и предстоит решить задачу №75 с 25 учебника. Слайд 9
Выбрать схему и решить задачу разными способами. Во 2 классе 15 детей занимаются спортом: 6-плаванием, 5-гимнастикой, остальные – теннисом. Сколько детей играют в теннис? -Какая пара решила, покажите ответ. -А каким еще способом можно решить задачу? -Какой ответ получили? Молодцы! Препятствие преодолели. Можем продолжать путешествие дальше
|
Организовать работу в парах. Работают с учебниками. Читают условие задачи и находят соответствующую схему к задаче.
На доске пишут разные способы решения задачи.
1 способ
15 – 6 – 5 = 4 (р.) – занимаются теннисом.
2 способ 15 – ( 6 + 5 ) = 4(р.) Записывают ответ.
| Личностные: Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности стремиться к их преодолению, участвовать в творческом процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; -составление плана и последовательности действий. Познавательные: Осознавать познавательную задачу, понимать информацию, представленную в различных формах, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Контролирующее задание Цель: -осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний
| Тест В.1
1)Какой знак пропущен в записи: 55 + 7 … 39 + 12 1) = 2) 2. На сколько уменьшили 58, если получили 49? 1) на11 2) на 19 3) на 9 3. Выбери пару чисел, сумма которых равна 78. 1) 59 и 21 2)44 и 33 3)39 и 39 4. Число 35 увеличили на 26. Какое число получили? 1)97 2)9 3)61 5. На сколько 27 меньше, чем 50? 1) на 37 2) на 33 3) на 23 6. Разность чисел 25 и 17 увеличили на 9. Какое число получилось? 1) 17 2) 51 3) 33 7.Выбери знак, пропущенный в записи 74 – 63 … 49 – 41 1) = 2) 8. По какому правилу составлен ряд чисел: 21, 33, 45, 57, 69, … Выбери число, которым нужно продолжить этот ряд. 1) 71 2) 81 3) 87
В.2. 1) Какой знак пропущен в записи: 67 + 5 … 38 + 13 1) = 2) 2. На сколько уменьшили 67, если получили 58? 1) на11 2) на 19 3) на 9 3. Выбери пару чисел, сумма которых равна 76. 1) 57 и 21 2)42 и 35 3)38 и 38 4. Число 46 увеличили на 17. Какое число получили? 1)62 2)29 3)63 5. На сколько 39 меньше, чем 60? 1) на 31 2) на 33 3) на 21 6. Разность чисел 35 и 29 увеличили на 8. Какое число получилось? 1) 72 2) 14 3) 22 7. Выбери знак, пропущенный в записи 65 – 54 … 39 – 31 1) = 2) 8. По какому правилу составлен ряд чисел: 98, 87 ,76, 65, 54, … Выбери число, которым нужно продолжить этот ряд. 1) 42 2) 43 3) 44 | Самостоятельная работа. Подписывают вверху листочка фамилию и приступают к работе.
Выполняют тест по вариантам
При наличии времени – работа в рабочих тетрадях .с14 |
|
VI I этап. Релаксация. Цель: Оценить свою работу на уроке.
|
Оцените свою работу на уроке. -Нарисуйте в тетради смайлик, кому было легко и интересно. -Нарисуйте синий квадрат, кому было трудно, но интересно. -Нарисуйте серый треугольник, кому было трудно и неинтересно? Слайд 10 |
|
|
VIII этап. Рефлексия Цель: подвести итог проделанной работы на уроке.
IX этап Домашнее задание | Закончи предложение по схеме: Сегодня на уроке : — Мне понравилось… -Я вспомнил… -Я смог… -А сколько интересного, неизведанного ждет нас впереди!
№74 (у), с14(т) Слайд 11
Молодцы! Спасибо за работу. Слайд 12.
| Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Личностные: Способность к самооценке своих действий, поступков; значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
1