Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Овечкинская средняя общеобразовательная школа
Завьяловского района» Алтайского края
Технологическая карта урока
Углы и их виды
Математика 5 класс
Учитель математики Белоусова
Ирина Геннадьевна
04.11.2013
Пояснительная записка.
Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Функция урока как организационной формы обучения состоит в достижении завершенной, но частичной цели, которая, например, в одном случае, состоит в усвоении нового, целостного содержания, пусть являющегося частью более обширного содержания, в другом в частичном усвоении на уровне осознанного восприятия и запоминания (закрепления). В первом случае структура урока как целостной системы будет повторять в основном структуру обучения как целостного процесса, во втором, — лишь частично отразит целостный процесс обучения.
Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмета и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:
изменение метода обучения ( с объяснительного на деятельностный);
изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
Технологическая карта урока математики в 5 классе составлена по учебнику: «Математика. 5 класс». Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Углы и их виды | ||||||||
Цель темы |
| |||||||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | ||||||
| Распознавать углы на чертежах и рисунках, научить их обозначать, строить углы, исследовать виды углов путем эксперимента, классифицировать углы. Использовать терминологию, связанную с углами. | Личностные: независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели. Регулятивные: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, проверка по визуальному чертежу, умение корректировать свои действия, основы самоконтроля. Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь. Коммуникативные: самостоятельно организовывать взаимодействие в паре, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | ||||||
Основные понятия | Угол. Развернутый угол. Прямой угол. Тупой угол. Острый угол. Вершина угла. Стороны угла. Правила обозначения угла. | |||||||
Организация пространства | ||||||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||||||
Математика — русский язык Математика — ИЗО Математика — технология | Фронтальная Индивидуальная Работа в парах |
Модели различных видов углов Прозрачные листы бумаги (калька) Учебник Тетрадь-тренажер Чертежные инструменты Карточки индивидуальных заданий | ||||||
Этапы уроков
| ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
1-й этап. Этап постановки целей и задач урока. | ||||||||
Организует игру «Да — нет». Предлагает обучающимся выдвинуть предположение о теме урока. Ставит цель урока. | Играют в игру «Да — нет» Выдвигают предположение о теме урока Записывают тему урока в тетрадь
| Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем во время игры. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Уметь слушать, дополнять и уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. | ||
2-й этап. Открытие новых знаний. | ||||||||
Организует индивидуальную практическую работу по классификации углов. | Чертят точку и два луча, выходящих из этой точки. Формулируют определение угла и его элементов на основе выполненного рисунка. Выдвигают предположение об обозначении угла. | Сравнивать и анализировать результаты собственных действий | Озвучивают определение угла, элементы угла и способы обозначения угла, выслушивают варианты одноклассников, высказывают предположения. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. | Оценивают предложенные варианты высказываний, выбирают наиболее точный. | Уметь слушать, дополнять и уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | ||
Организует парную работу на определение видов углов. Регулирует работу пар, по мере необходимости помогает в выполнении задания | Копируют с помощью кальки углы. Совмещают полученный угол с шаблонами углов. Обсуждают результаты работы с соседом по парте. Делают вывод о результатах работы. | Сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение.
| Озвучивают результаты работы, взаимодействуют и обсуждают результаты работы с соседом по парте, выслушивают варианты одноклассников, высказывают предположения. | Слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совмест ной деятель ности, строить понятные для собеседника высказывания. | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты высказываний, выбирают наиболее точный. | Уметь слушать, дополнять и уточнять высказанные мнения по существу полученного задания, осуществлять взаимоконтроль. | ||
3-й этап. Целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу. | ||||||||
Ставит проблему о распознавании видов углов и способов сравнения углов. Организует обсужде ние данной проблемы. Предлагает осущест вить самооцен ку достиже ний по предложенному алгоритму | Знакомятся с поставлен ной проблемой Выполняют построение в тетрадях. Делают вывод о построе ниях. Высказывают варианты решения поставлен ной задачи. Делают обобщаю щий вывод. | Анализировать, применять умение чертить, систематизировать, сопоставлять аналогичную информацию, анализировать степень усвоения нового материала | Озвучивают сформулированные определения и гипотезы, выслуши вают варианты одноклассников. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания | Оценивают предложенные варианты, выбирают наиболее точный | Уметь слушать, дополнять и уточнять, высказыва ться по существу, прини мать и сохранять учебную цель и задачу, адекватно воспринимать оценку учителя | ||
4-й этап. Рефлексия. | ||||||||
Организует обсужде ние достиже ний, ставя заранее подготовленные вопросы. Предлагает осущест вить самооцен ку достиже ний по предложенному алгоритму. Сообщает домашнее задание с коммента рием. | Участвуют в беседе по обсужде нию достиже ний, отвечая на заранее подготовленные вопросы. Делают выводы. Фиксируют домашнее задание. | Анализиро вать степень усвоения нового материала.
| Выслуши вают одноклассников, озвучивают своё мнение. | Строить понятные для собеседника высказывания. | Оценивают личные достижения и уточняют пробелы в знаниях. | Прини мать и сохранять учебную цель и задачу, осуществ лять итоговый и пошаговый контроль по результату, планиро вать будущую деятель ность |
Используемая литература.
ФГОС_ОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897.
Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2011.
А.С. Чесноков, К.И. Нешков Дидактические материалы по математике 5 класс — М.: Просвещение, 2010—2011.
Математика. 5 класс. Рабочая программа по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / Т.А.Лопатина, Г.С.Мещерякова. Учитель, 2009.