МБОУ; Черноборская сош,Чесменский район,Челябинская область
Выполнила: Шеметова Любовь Геннадьевна, учитель высшей категории.
shemetova_lyubov@mail.ru
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Математика Л.Г. Петерсон. 2 класс. Урок №47. Стр.4 ,2 часть. | |
Тип урока | Структура усвоения новых знаний. |
Тема | Обратные операции. |
Планируемые результаты | Предметные: -На основе взаимно-обратных действий (УДЕ) познакомить учеников с понятием «взаимно-обратные операции»; — рассматривать действия «сложение» и «вычитание» как взаимно-обратные друг другу операции; — учить находить обратными действиями исходное число; Личностные УУД: внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе; мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавтельный интерес к новому учебному материалу ; установка на здоровый образ жизни; Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы и контролировать действия партнёра;
Познавательные УУД: использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; устанавливать причинно- следственные связи;
|
Основные понятия | Обратная операция |
Межпредметные связи | Русский язык, окружающий мир |
Ресурсы: основные и дополнительные | Диск «Тренажёр по математике Л.Г.Петерсон» |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
Технология | Проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии |
Оборудование | Проектор, компьютер, карточки |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | Включение в деловой ритм Создаёт эмоциональный настрой . Итак, математика, друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! Коррекция настроения. Посмотрите друг на друга Пожмите друг другу руку. И конечно, улыбнитесь друг другу. _Надеюсь, у вас хорошее настроение. сегодня на уроке мы будем с вами работать в группах.
Распределитесь по группам по желанию.На счёт 1,2,3,4,5, группа создана опять. (3группы) | Подготовка класса к работе.
Показывают на смаликах своё настроение.
Формирование групп | Личностные: самоопределение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Ребята, кто желает сегодня пойти к «волшебному столику» и выбрать задание, то которое он хотел бы выполнить и конечно же порадовать нас. (Желает весь класс, поэтому учитель достаёт волшебный мешочек в котором все имена учащихся и с закрытыми глазами достаёт имена тех ,кто пойдёт к столику. ) В это время повторяем то, что проходили на прошлом уроке Ситуация выбора на доске карточки: назвать объект операции, операцию,результат операции.
| Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
( 2 ученика работают у «волшебного столика. Ситуация выбора задания.(по цветовой гамме)зелёная карточка-высокий уровень; жёлтая –повышенный; красная- базовый)
приводят примеры разных операций из жизненного опыта и на математическую тему (объект операции 300, операция зачеркнуть нули, результат операции 3) или Вася—сломал—грузовик Птичка—-села—на ветку ит.д.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Постановка учебной задачи. | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. А теперь представьте себе такую картину: на ветку села птичка, ветер дунул, птичка улетела. ( постановка проблемы ) !? — Можно ли сказать, что была выполнена операция? — Какая? Объясните, почему?
— Что произошло в ходе данной операции?
— Можете ли вы дать название данной операции.
— Как сделать результат в обратной операции снова объектом?
— Приведите примеры.
Как снова получить объект операции?
_Чтобы расшифровать тему нашего урока, решите примеры и расположите ответы в порядке убывания. Н 50 -2 Б 76-20 Р 61-7 А 23 +29 Т 46 +4 О 28 +30 Я 38+6 А 60 — 14
| Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока
( птичка прилетела и улетела обратно)
( все стало, как и раньше – ветка снова опустела ) Да, она обратная Завязать бант – развязать бант встать – сесть открыть – закрыть
обратными действиями 8 детей выходят к доске, берут карточку ту, которая им понравилась и быстро считают.
Сосчитав, встают в порядке убывания 58 56 54 52 50 48 46 44 Радуясь, что у них получилось называют тему Обратная и добавляют операция | Регулятивные: целеполагание; планирование; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование проблемы
коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Построение проекта решения учебной задачи | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Стр.4 №2
Парная работа
Как работаем в парах. (В это время одна пара работает по тренажёру Л.Г.Петерсон у компьютера по теме «Операции»)
Стр.4 №3 Лесорубы срубили дерево. Есть ли для этой операции обратная? Придумай примеры операций,которые не имеют обратных.
Самостоятельная работа Стр.5,№5
Стр.5 №6 Найти значение числового выражения 987-394+394=
| Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
Стараемся услышать своего товарища, договариваться и приходить к общему решению.
Разбилась чашка, сорвали цветок, Молодость- старость(нет обратной операции ит.д.)
Какой вывод можно сделать? — Сравните свой вывод с выводом в учебнике. (Если выполнять операцию, а потом обратную операцию,то придём к исходному результату) Вывод:об обратимости прибавления и вычитания одного и того же числа, можно использовать при решении различных задач.
Рассуждение детей: Поскольку здесь выполнены взаимно обратные операции(вычитание 394 и прибавление 394), то исходное число(число987) не изменится. Значит, не вычисляя, можно записать ответ. | Регулятивные: планирование;, прогнозирование; познавательные_ моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка
| Проводим по СанПин для улучшения мозгового кровообращения: 1. Исходное положение (далее — и.п.) — сидя на стуле. 1 — 2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 — 4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный. 2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный. 3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3 — 4 — то же правой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.
| Выполняют задания. | Личностные Ценностно-смысловая ориентация обучающегося на здоровый образ жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Решение уравнений. с.6 № 9 ( постановка проблемы !? ) — Можно ли уравнение связать с понятием операция? Почему? — А с понятием обратная операция? Почему?
| Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух
Делают вывод.(Можно…) | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра –контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. Стр.5 № 7 — Рассмотрите внимательно схему. — Какую задачу можно составить, используя данную схему? — Прочитайте следующее задание. — Что значит: придумать задачу, обратную данной? ( постановка проблемы !? ) — Сколько вариантов обратных задач можем составить? — Решите их.
| Групповая работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Вывод: В обратной задаче меняются местами известные и неизвестные величины, а в обратной операции- объект и результат этой операции. Для данной задачи можно составит три обратные задачи: когда неизвестна первая часть,вторая и третья. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и свестниками; управление поведением партнёра –контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию
Что узнали нового на уроке? — С какими понятиями познакомились? — Что запомнилось больше всего? — Что удалось? — Над чем еще надо поработать? Заполните лист самооценки в тетради «Рефлексия»
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
В тетради по Рефлексии заполняют лист самооценки Лист самооценки»
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |