Технологическая карта урока
Положительные и отрицательные числа
Оборудование: интерактивная доска, листы для работы в группах, фломастеры.
Демонстрационный материал:
Д – 1 понятие натуральных чисел:
Натуральные числа – числа, которые используются при счёте предметов.
Д – 2 понятие положительных и отрицательных чисел:
Числа, которые служат для обозначения возрастания, увеличения и т.д., называют положительными, а числа, которые служат для обозначения убывания, уменьшения и т.д., – отрицательными.
Положительные числа – это обычные числа со знаком «+», а отрицательные числа – обычные числа со знаком «–». (Знак «+» в записи положительных чисел можно опускать.)
Д – 3 обозначение положительных и отрицательных чисел:
Знаю понятие | Умею определять | |
Положительные числа |
|
|
Отрицательные числа |
|
|
Натуральные числа |
|
|
Целые числа |
|
|
Рациональные числа |
|
|
Карточка рефлексии
Этап урока | Цель | Организация учебного процесса на этапе (деятельность учителя) | Прогнозируемая деятельность учащихся на каждом этапе | Использование SMART |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Мотивация к учебной деятельности (1 – 2 мин.) | 1) включить учащихся в учебную деятельность; | — Здравствуйте дети! Вы хорошо справились с контрольной работой и показали умение работать самостоятельно и сегодня мы совершим увлекательное путешествие в гости к Маше и медведю. – Посмотрите оглавление, какую следующую главу вы начнёте изучать? — Вы раньше встречались с таким множеством чисел? — Как вы изучаете новое? — Вспомните, по какому плану вы изучаете новое множество чисел. — В какой последовательности будут изучаться рациональные числа? — Сегодня с чего начнёте? | — Мы можем двигаться дальше в изучении нового? -«Рациональные числа». — Введём понятие, изучим свойства рациональных чисел, построим алгоритмы действий с рациональными числами. — С понятия рациональных чисел. |
Фронтальная работа |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (4 – 7мин.) | 1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: понятия отрицательного числа; 2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи; 3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны); 4) организовать обобщение актуализированных способов действий; 5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализ, сравнение, обобщение; 6)мотивировать к выполнению пробного действия; 7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия; 8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. | — Сравните задачи. Что в них общего? Составьте выражения и найдите их значения. 1) Днем температура была +9о С, а вечером понизилась на 5о С. Какой стала температура к вечеру? 2) Вечером температура воздуха была +4о С, а к ночи понизилась на 4о С. Какой стала температура воздуха к ночи? 3) Ночью температура воздуха была 0о С, а к утру она понизилась на 2о С. Какой температура воздуха стала утром?
— Откройте учебники на стр. 71, № 300. Что надо сделать? Задание выполняется у доски и в тетрадях.
— Что вы использовали при выполнении заданий? — Какой знак вы использовали при переводе слов «тепло», «доход», «выигрыш»? — Какой знак вы использовали при переводе слов «холод», «расход», «проигрыш»? — А теперь я предлагаю следующее задание. На доске карточка с пробным заданием. Из чисел: –24; 21; ; 0; 15; –3,2; 4; 5; 6; ; 7,34; –12; –0,3; 27; ; –1 выпишите натуральные числа. — Что вы использовали при выполнении задания? — Какие числа натуральные? На доску вывешивается эталон с понятием натуральных чисел (Д-1). — Для обозначения множества натуральных чисел используют букву N. — Запишите на математическом языке понятие натуральных чисел, как множество чисел N. — А теперь из данного множества выпишите а) целые числа и б) рациональные числа. — У кого нет ответа? — Сформулируйте своё затруднение.
— Поднимите руки те, у кого ответ совпал с образцом? — Какие эталоны вы использовали при выполнении задания? | Отвечают: — Днём температура была 9 градусов тепла, а вечером понизилась на 5 градусов и стала равна 4 градуса тепла, ночью температура ещё понизилась на 4 градуса и стала 0 градусов, к утру, температура ещё понизилась на 2 градуса и к утру стала 2 градуса мороза. Записывают: 9о С — 5о С = +4о С; + 4о С — 4о С = 0о С; 0о С — 2о С = –2о С.
№ 300. а) + 7; в) 140 р.; д) + 8 оч.; б) 12; г) + 560 р.; е) 4 оч. Опыт, знания из жизни.
21; 15; 4; 5; 6; 27.
— Мы не можем предъявить эталоны, которые использовали при выполнении задания |
|
3. Выявление места и причины затруднения (1 – 2 мин.) | 1) организовать восстановление выполненных операций; 2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение; 3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.); 4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | — Какое задание вы должны были выполнить? — Что вы использовали при выполнении задания? — В каком месте возникло затруднение? — Почему возникло затруднение? | — Надо было выписать целые числа и рациональные числа. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения (3 – 4 мин.)
| организовать построение проекта выхода из затруднения: учащиеся ставят цель проекта; учащиеся уточняют и согласовывают тему урока; учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.); учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
|
— Сформулируйте цель урока.
| -Реализовать построенный план, достигать поставленной цели. | |
5. Реализация построенного проекта (5 – 7 мин.)
| 1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом; 2) организовать фиксацию нового способа действия в речи; 3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона); 4) организовать фиксацию преодоления затруднения.
| Работа в группах. (три группы по 4-5 человек) Группы работают 3 минуты. Все группы вывешивают результат своей работы. Во время ответа групп вводятся понятия положительных и отрицательных чисел.
(Тема урока записывается на доске) На доску вывешиваются эталоны Д-2. — Для обозначения множества целых чисел используется буква Z. Задание группам: запишите множество целых чисел на математическом языке. Z = {– 3, –2, –1, 0, 1, 2, 3, …} Во второе множество вошли натуральные числа, 0, натуральные числа со знаком «», положительные и отрицательные дробные числа. — Для обозначения множества рациональных чисел используется буква Q. На доску вывешивается эталон Д-3. — Вы достигли поставленной цели? — Что дальше необходимо сделать?
| Представитель одной из групп комментирует работу группы, остальные группы должны слушать и выявить, сходство и различие своих рассуждений от рассуждений группы, которая комментирует свою работу. |
|
6. Первичное закрепление во внешней речи (4 – 5мин.)
| организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально.
| Распределить положительные и отрицательные числа по группам. — В какую группу попало число 0? — Поэтому число 0 считают ни положительным ни отрицательным. (дается понятие неположительных и неотрицательных чисел)
№ 316 Задание выполняется у доски. N = {7; 54}; Z = {7; 2; 0; 54; 3108}; Q = {7; 2; 0; 3,6; ; 54; ; 3108} — Какими числами являются числа: 7; 3,6; ; 54? — Какими числами являются числа: 2; ; 3108? — Каким является число 0 положительным или отрицательным? — А какое число 0? — Являются ли числа 7; 54 целыми? Рациональными? — Являются ли числа 7; 2; 0; 54; 3108 рациональными? — Постройте диаграмму множеств N, Z, Q. № 317 Задание выполняется в парах, используется построенная диаграмма, с проговариванием понятий. Проверка проводится по образцу. Проводится при необходимости коррекция ошибок. — Назовите положительные числа.
— Назовите отрицательные числа. | Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетрадях. Один ученик выполняет задание у доски, остальные в тетрадях. — Положительные числа, рациональные числа. 0,2; 1; |
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 – 5 мин.)
| 1)организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; 2) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки; 4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
| Для самостоятельной работы я вам предлагаю выполнить № 318. — У кого возникло затруднение при определении натуральных чисел? — У кого возникло затруднение при определении целых чисел? — У кого возникло затруднение при определении рациональных чисел? — У кого вызвало затруднение определение положительных чисел? — У кого вызвало затруднение определение отрицательных чисел? — Кто с заданиями справился без ошибок? | Выполняют задание, проверяют по эталону. Ошибки исправляются, анализируются, выясняется их причина. |
|
8. Включение в систему знаний и повторение. (7 – 10 мин.)
| 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: применение введённых понятий для решения практических задач; 2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: действия с десятичными дробями.
| — Распредели числа на натуральные и неположительные. — 1) Назови точки, координаты которых являются положительными числами; 2) Назови точки, координаты которых являются отрицательными числами;
— Выполните действия и узнаете имя математика, который впервые ввёл в употребление координатную прямую. — №321(1,3,4) | Устно выполняют действия, проверяют себя по эталонам. Задание выполняется на доске |
|
9. Рефлексия деятельности на уроке (2 – 3 мин.) | 1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; 2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; 4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности; 5) организовать обсуждение и запись домашнего задания. | – Что нового узнали на уроке? – Что использовали для открытия нового знания? – С какими затруднениями встретили? — Вы справились с затруднениями? – Что вам помогло справиться с затруднениями? — Вы достигли поставленной цели? – Проанализируйте свою работу на уроке. Домашнее задание: п.3.1.1.; №№ 316,330,338. | Отвечают на вопросы. Учащиеся работают с индивидуальными карточками для рефлексии. Записывают домашнее задание. |
|