Учитель математики и информатики 1 категории
МОУ Прибрежненская СОШ Погодина Надежда Михайловна
Творческий отчёт
учителя математики и информатики 1 категории
Муниципального образовательного учреждения Прибрежненская средняя общеобразовательная школа
«Внедрение информационно-коммуникационных технологий как
средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках
математики, информатики и ИКТ».
Тема работы
«Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, информатики и ИКТ».
Условия возникновения и становления опыта.
Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутриобразовательными причинами. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее — активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.
Системное, эффективное формирование информационно-коммуникативной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только при условии использования ИКТ. А значит, успешность намеченных в школе преобразований во многом зависит от их применения. Другими словами, информатизация — это важнейшее направление модернизации системы образования.
Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное — совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.
Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся…
Основная цель информатизации образовательного пространства – повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом.
Информационные технологии осваиваются нами наиболее эффективно (надежно и быстро) при решении конкретных задач, интересных для учащихся, мотивирующих их. Обучение будет успешным, если ребятам на уроках будет интересно. Задача учителя – вызвать интерес к той или иной деятельности. Добиться этого можно через применение разнообразных методов и форм обучения.
Актуальность и перспективность развития опыта.
между низким уровнем мотивации учащихся к обучению и как следствие — слабая математическая подготовка и высокими требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику;
между интересами учащихся, возникающими в период ускорения научно-технического прогресса и содержанием материала, представленного в учебной литературе;
между математическими знаниями, полученными на уроках математики и способностью применять их в жизненной практике, будущей профессиональной деятельности.
Актуальность опыта очевидна, так как роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Согласно концепции модернизации математического образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Успех процесса обучения определяется уровнем учебной мотивации учащихся. Моя задача, опираясь на диагностические исследования, интересы учащихся, особенности возрастного развития применить такие педагогические технологии, техники и приёмы, которые позволяют повысить учебную мотивацию.
В настоящее время ускорения научно-технического прогресса, когда владение необходимой информацией становиться важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.
Включение новейшей техники в традиционные формы и методы обучения позволяет повысить производительность труда учащихся и учителей.
Применение информационно-коммуникационных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся.
Использование мультимедийной продукции позволяет повысить уровень мотивации у ребят, способствует по — иному вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом.
Новейшие технические средства, хорошая материально-техническая база в школе, дают возможность более эффективного обучения. В наш век новых информационных технологий книга перестала быть главным источником информации. При всех ее достоинствах, книге не хватает оперативности. Обновление информации происходит стремительно, справиться с потоком новых сведений под силу только электронным средствам.
Умение грамотно применять информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Цель и задачи работы
ЦЕЛЬ
Использование мультимедиа продуктов как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, информатики и ИКТ в общеобразовательных классах.
Чтобы реализовать данную цель, решаю следующие задачи:
оптимальное развитие математических способностей учащихся, посредством внедрения мультимедийной продукции;
усиления связи математических знаний с жизненной практикой и будущей профессиональной деятельностью;
создание условий для формирования умений и навыков исследовательской и поисковой работы в информационных ресурсах современных компьютерных средств;
внедрение ИКТ для развития познавательного интереса учащихся, формирования логического и системного мышления, развития рефлексии.
Теоретическое обоснование опыта
Для реализации педагогического опыта конструирую и провожу уроки и занятия разнообразные по своему типу. Чередую нетрадиционные формы с традиционными.
При планировании учебной деятельности учитываю следующие аспекты:
определение места в общей системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся.
Основные типы уроков, проводимые для внедрения опыта:
Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
При объяснении нового материала используется ЦОР или презентация. Имеет место самостоятельная работа учащегося с цифровыми образовательными ресурсами, индивидуальный подход, занятия в малой группе, демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности.
Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Направление обучаемых на самостоятельную поисковую и исследовательскую работу, возможность моделировать и опробовать различные варианты решения проблем, реализация умений оперирования с мультимедийной информацией как средством индивидуальной информационной защиты, отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.
Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Формирование умений оперирования с мультимедийной информацией, мотивов деятельности, развитие познавательных интересов учащихся, творческого мышления и воображения, социальной и общественной направленности действий обучаемых
Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Коллективная работа, телекоммуникационное общение между группами обучаемых, занятия в малой группе, индивидуальный подход, работа над проектами, групповое создание информационных ресурсов.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: тестирование, контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Апробация тестов, корректировка знаний, тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам.
Одной из возможностей использования ИКТ технологий, является подготовка и проведение интегрированных уроков. ЦОР или презентация может быть использована во время урока-лекции, урока-беседы или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.
Кроме презентаций, ученики могут создавать базы данных, это дает возможность расширить информационное поле у учащихся, а также закрепить навыки, полученные на уроках информатики, и применить их.
Использование ИКТ в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, требованиями к здоровью ребенка, к надежности работы оборудования и программного обеспечения
Сущность опыта, его технологии. Преимущества представляемой технологии по сравнению с другими.
Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое задание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им новых знаний.
Главная идея опыта заключается в создании мультимедийной продукции или использование готовых ЦОР с учетом понимания важнейшей их особенности — интерактивности, т. е. пользователь является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля.
Необходимыми условиями достижения выделенных целей и задач, активно применяемыми в своей педагогической практике, считаю:
повышение информативной ёмкости и наглядности изучаемого материала; (Приложение №1), (Приложение №2)
лучшее освоение знаний, умений и навыков за счет использования индивидуальных образовательных траекторий;
формирование умения моделировать и проектировать изучаемые процессы;
развитие навыков самостоятельной работы обучаемых, превращение их из пассивных потребителей информации в исследователей;
раскрытие потенциала и значимости изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности;
оперативность и объективность контроля знаний. (Тест)
Дополнительными условиями достижения целей и задач образования, развития и воспитания считаю: расширение использования возможностей современных компьютерных технологий в школе, их применение при преподавании не только математики, но и других предметов.
Выделяю пять видов педагогической деятельности:
проектировочная деятельность – это планирование, определение целей и задач. Они направлены на творческую переработку программного материала с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся. Накопление, хранение и обработка необходимой для этого информации на компьютере обеспечивает максимальную эффективность этой деятельности.
диагностическая деятельность – это познавательная деятельность, умение провести анализ своей деятельности и деятельности учащихся. Возможности Интернет-технологий, электронных энциклопедий и справочников, электронных таблиц и баз данных в этой деятельности будут как нельзя более кстати.
конструктивная деятельность – это моделирование, подбор средств и методов. В конструктивной деятельности педагога можно успешно использовать электронные энциклопедии и справочники, электронные таблицы, текстовые и графические редакторы, анимационные редакторы.
коммуникативная деятельность – характеризует отношения между преподавателем и учащимися. Для совершенствования коммуникативного компонента своей деятельности педагог может применять различные психолого-диагностические компьютерные программы, а также любые программные средства для организации проектной деятельности учащегося.
организаторская деятельность – направлена на мобилизацию, координацию и взаимосвязь действий обучаемых в ходе учебного процесса. Организаторская деятельность – это практическая реализация проектировочной деятельности. Программные средства, которые могут быть здесь использованы: различные редакторы, тесты, обучающие программы, а также Интернет-технологии.
Выводы о результатах работы. Основные показатели, подтверждающие полезность и значимость опыта.
Мир информационных и коммуникационных технологий очень динамичен. Использование их позволяет в кратчайшие сроки решать широкий круг задач, недоступных ранее. В настоящее время происходит внедрение современных компьютерных технологий в преподавании естественных учебных дисциплин, в том числе и в математике. Преподавание математики немыслимо без использования различных методов и средств обучения. Использование информационных технологий в процессе преподавания математики дает то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения способствует развитию самостоятельности.
Над данной темой я работаю три года. Так как школа сельская и параллельных классов нет, то говорить о результатах этой работы я могу, только проанализировав отношение детей к предмету и уроки с применением ИКТ.
Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков с применением ИКТ и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных заданий, тестов, примеров. К компьютерному тестированию у детей появилось совсем другое отношение: они видят сразу оценку, поставленную компьютером, а не учителем, и понимают что это то, что они заработали.
Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Применение электронных учебных пособий на уроках показало:
повышение интереса к изучаемому предмету;
улучшение дисциплины на уроках;
улучшение успеваемости по другим предметам;
повышение внимания и улучшение памяти.
Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, при помощи которых решались те или иная умственные задачи, поддерживали и усиливали интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как сильный рычаг умственного развития ребёнка. Однако, учащиеся понимают, что использование компьютера на уроке не даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет.
Главным признаком того, что данная работа стремится решить задачи обучения школьников телекоммуникационным навыкам, может служить тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной работе по математике, принимая активное участие в Неделе математики, создавая различные тематические презентации.
Итак, нельзя отрицать, что ИКТ – реальность современного урока. Мой опыт использования компьютера на уроках математики показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников. А от учителя требуется освоение возможностями ИКТ, тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на каждом этапе урока. Время на подготовку учителя к уроку с использованием ИКТ несомненно увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт и методическая база, создаваемая совместно учителя и учениками, что значительно облегчает подготовку уроков в дальнейшем. Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия, посвященные материалу, выходящему за рамки школьных учебников.
По мере достижения цели данной работы выявлено, что осознанное использование информационно-коммуникативных технологий необходимо не только учителю, но и учащимся, что необходима адаптация учащихся к новым методам работы с информацией. И когда технологическая культура учащихся повышается вместе с учительской, учитель становится организатором учебного процесса, познавательной активности учащихся. Тогда нет места пассивности на уроке ни одной из сторон взаимодействия, и деятельностный подход становится основным в ходе обретения знаний.
Подводя итоги работы можно сделать выводы:
как бы ни были захватывающими и многофункциональными новые информационные технологии роль учителя остается по – прежнему ведущей в учебном процессе, а ученик становится субъектом педагогического процесса;
компьютер освобождает время учителя, выполняя многие рутинные работы, позволяет ему больше внимания уделять индивидуальным работам с учащимися, творчески подходить к учебно-воспитательному процессу;
нужно осознать ключевые преимущества мультимедиа и стремиться максимально использовать их;
возможность создавать яркий запоминающийся образ (образы).
Я буду продолжать использовать ИКТ в дальнейшей педагогической деятельности, ведь эффективность обучения с применением ИКТ может быть достигнута лишь в том случае, если сам учитель понимает и осознает перспективность такого обучения, применяя в своей практике современные методы и формы обучения. Так же важно понимать, и что использование ИКТ не решит всех проблем моментально. Ни в коем случае не следует увлекаться набором различных приемов и способов организации учебной работы: только согласованность и логичность отбора позволит создать целостность и завершенность урока, а использование информационных технологий повысить его эффективность.
Список литературы:
1. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: / Диагностика и развитие, М.И. Лукьянова.- М.: Творческий центр, 2004.-141с.
2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. / И.В.Роберт. – М.: «Школа – Пресс», 1994. – 205с.
3. Трайнёв В.А., Трайнёв И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии. Учебное пособие – 3-е изд.- М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007г. – 280 с.
4. Применение современных информационных технологий в образовании: Сборник трудов 6-го научно-практического семинара, 2004г.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. -100 с.
5. www .pedsovet.org (Живое пространство образования)
6. www.it-n.ru (Сеть творческих учителей)