Урок математики 2 класс «Единицы длины . Миллиметр»

Математика 2 класс

Дата: 22.04.2014 г.

Тема: Единицы длины . Миллиметр.

Цели: Познакомить с новой единицей длины – миллиметром. Вывести соотношение сантиметра и миллиметра. Сформировать умение измерять длину отрезков в миллиметрах, складывать и вычитать длины отрезков. Переводить более крупные единицы измерения длины в более мелкие и наоборот. Тренировать вычислительный навык, решать текстовые задачи. Использовать полученные знания в учении и повседневной жизни. Прививать любовь к урокам математике.

Оборудование: Интерактивная доска, классная доска, таблицы мер длины, индивидуальные карточки, лестница успеха для рефлексии.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Учебник: Математика «Учись учиться». 2 класс часть 3 Л. Г. Петерсон УМК «Перспектива»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации учебно- познавательной деятельности

1. Мотивация

(самоопределение) к деятельности

Психологический настрой.

Посмотрите на своего товарища, протяните ему свои ладошки и постарайтесь передать тепло своей ладошки. Улыбнитесь!

Улыбка, сопереживание, готовность помочь – это так необходимо в нашей жизни. Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

Сегодняшний урок начнём с задания, которое вам поможет определить, чему будет посвящён урок. Кроме того, это задание полезно тем, что тренирует вашу память.

  • Задание заключается в следующем: я назову вам восемь пар чисел, вы должны запомнить только двузначные числа.

Учитель читает пары чисел 2-3 раза:

102;18 26;1 98;555 9;57

40;800 69;90 3;77 6;81

Назовите эти числа.

-А теперь посмотрите на доску. Найдите среди чисел на доске, те числа, которые вы запомнили.

— Проверим, правильно ли вы назвали числа.

  • А теперь прочитаем слово, оно и будет подсказкой к тому, чем вы будете заниматься на сегодняшнем уроке. Назовите это слово. (Величина.)

  • Итак, на сегодняшнем уроке мы займёмся работой с величинами.

  • Как вы будете работать? (Мы после повторения выполним задание, с помощью которого поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами построить новый способ.)

  • С чего начнёте работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

  • А зачем повторять? (Узнать ,где мы затрудняемся, и открыть новое знание)



























Карточки с числами (на доске)

102,555,800,903,1,9,6,3,

18-В

26-Е

98-Л

57- И

40 – Ч

69- И

77 – Н

81 — А




фронтально
























Фронтальная,

коллективная











2. Актуализация знаний: повторение изученного материала

1.Открыть тетради, записать число, классная работа.


2.Я предлагаю начать с решения задач.














-Какие ответы вы получили? (30 дм³, 28 см².)

  • Давайте проверим.

  • У кого так же ?

  • Кто получил другой ответ?

  • Что объединяет эти задачи? (Обе задачи были с величинами.)

  • Какие величины встретились в задачах? (Длина, объем, площадь.)

  • Назовите единицы измерения этих величин. (См, дм, м…)

  • Какие ещё величины вы знаете? (Масса, температура, литр…)

  • Что такое величина? (То, что можно измерить и выразить числом.)

  • Что, значит, измерить величину? (Это значит, что нужно выбрать мерку и выяснить, сколько раз мерка уложится.)

  • Что ещё можно делать с величинами? (Их можно сравнивать, складывать и вычитать.)

При каких условиях возможны действия с величинами? (Если они выражены в одинаковых единицах измерения.)




— Прочитайте задачи.

— Запишите решение задачи ,без краткой записи.

Задачи на интерактивной доске.

1.Весной Федя сделал скворечник. Его длина – 3 дм, ширина – 2 дм, высота – 5 дм. Чему равен объём скворечника?


2.Ширина прямоугольника 4 см, длина – на 3 см больше. Вычислите площадь этого прямоугольника.


Оценить свою работу на лестнице успеха.

Оценка на лестнице успеха




Индивидуальная














Фронтальная устная



3. Постановка учебной задачи

-Какой единицей вы воспользуетесь, измеряя длину:

карандаш– см

дом- м

парта –дм

дерево – м

тетрадь — см

Муравей — ?

— Почему вы не можете ответить на последний вопрос? ( Самая маленькая из известных нам единиц измерения длины- сантиметр, но для измерения длины муравья нужна единица еще меньше.)

— Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

( Узнать о новой единице измерения длины, которая меньше, чем сантиметр, научить чертить отрезки, сравнивать с новой единицей измерения, выполнять вычисления используя новую единицу измерения ).

Наглядное пособие: на интерактивной доске

карандаш– см

дом- м

парта –дм

дерево – м

тетрадь — см

Муравей — ?

Фронтальная ,устная

4.

Открытие нового знания


  • Ваши знания о величинах помогут вам выполнить задание на карточках.

  • Найдите карточку № 1

-Измерьте и запишите длину отрезка в сантиметрах.

  • Проверим. Назовите длину отрезка в сантиметрах. (7 см.)

  • Что вам помогло выполнить это задание? (Линейка.)

  • Какие единицы измерения длины вы знаете? (Дециметр, метр, сантиметр)

  • Как связаны эти единицы измерения? (В 1 метре 10 дециметров, в 1 дециметре 10 сантиметров.)

Учитель открывает на доске таблицу мер длины .





Найдите карточку № 2

-Что нужно сделать в данном задании? (Измерить длину отрезка.)

  • Что нового в нем? (Пока не знаем.)

  • Попробуйте измерить длину данного отрезка и записать результат его измерения.

Учащиеся выполняют пробное действие на карточках .

  • Кто не записал длину?

Учащиеся поднимают руки.

  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить длину отрезка ОМ.)

  • Кто выполнил это задание, какое число вы записали?

Учащиеся поднимают руки. Несколько ответов учитель может выписать на доску. Вероятно, что среди ответов будут 3 см 2 мм, 3 см 4 мм. Затруднение фиксируется так:

  • Правильный ответ будет 3 см 2 мм.

  • Кто не получил этот ответ, какое у вас затруднение? (Мы не смогли правильно измерить длину отрезка ОМ.)

  • Кто получил это число, назовите правило, которым вы воспользовались.

Учащиеся в замешательстве, так как нет соответствующего правила, нужной единицы измерения на эталоне

  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ.)

  • Какой следующий шаг должен быть на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были измерить отрезок ОМ.)

  • Какой единицей измерения вы пытались воспользоваться? (Мы пытались измерить в сантиметрах.)

  • В чем возникло затруднение? (При измерении отрезка мы увидели, что сантиметр полностью укладывается в отрезке 3 раза, но осталась некоторая часть, меньше одного сантиметра.)

  • Что вы можете сказать об единицы измерения сантиметр? (Эта единица слишком большая для измерения данного отрезка.)

  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет в эталоне единицы измерения меньше одного сантиметра.)

  • Откройте учебники на странице 79 и прочитайте правило.

Один из учащихся читает правило вслух.

  • Как называется новая единица измерения? (Миллиметр.)

  • Как соотносится миллиметр с сантиметром? (В одном сантиметре 10 миллиметров.)

  • Как дополнить эталон?

Один из учащихся мелом дописывает открытую на 2 этапе урока таблицу соотношения мер длины .

  • Прочитали правило в учебнике, поняли, что единица измерения, которая меньше сантиметра, называется миллиметром. Мы установили, что в одном сантиметре 10 миллиметров. Мы считаем, что в нашем эталоне нужно справа дописать новую единицу измерения и соединить дугой 1 см и 1 мм, а под дугой написать число 10.

  • Какую единицу измерения вы узнали? (Миллиметр.)

Учитель дописывает тему урока.



Музыкальная физминутка

«Танец маленьких утят»

  • Какой инструмент вам помогает измерять длину? (Линейка.)

  • Рассмотрите линейку, есть ли на ней миллиметры? (Да.)

  • Как они выглядят? (Это маленькие деления.)

  • Можете ли вы теперь измерить длину отрезка ОМ? (Да.)

  • Измерьте.

Учащиеся самостоятельно измеряют длину отрезка ОМ.

  • Чему равна длина отрезка? (3 см 2 мм.)

  • Выразите эту длину в миллиметрах. Объясните, как это нужно сделать. (3 см 2 мм = 32 мм.)

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

  • А теперь вы сами сможете начертить отрезок 4см 6мм, 7см 3мм ?

  • Попробуйте.

  • А теперь измерим отрезки на доске.

( Измерение отрезков на доске)

— Поднимите руку , кто научился чертить отрезки с новой единицей измерения?

— А кто еще не умеет чертить отрезки с новой единицей измерения?

— Молодцы! Мы с вами уже научились чертить отрезки с новой единице длины

— А что еще мы можем делать с величинами? ( Сравнивать)

  • (Рассмотреть таблицу в учебнике на с. 80)

— Эта схема поможет вам узнавать не только соотношение между «соседними» единицами длины, но и, например, сколько в одном дециметре миллиметров. Как можно это сделать по схеме? (Зная, что в 1 см 10 мм, а в одном дм 10 см, надо 10 умножить на 10, получиться, что в 1 дм – 100 мм.)

  • Т. е. при переходе к более мелким единицам измерения надо выполнить … (Умножение.)

  • Что вы можете теперь делать? (Измерять отрезки миллиметрами, выполнять задания с новыми единицами измерения длины.)

  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)


Карточка № 1



в







1м 1дм 1см


10 10 10


Таблица мер длины:

1м=10 дм

1дм=10 см



Карточки для пробного действия

Карточка № 2

О

М

ОМ = _________





























































Дописать эталон




1м 1дм 1см 1мм


10 10 10






Запись темы урока на доске

Миллиметр



























На доске изображение линейки.


4см 6 мм, 7см 3мм











1м 1дм 1см 1мм


10 10 10


1дм =100 мм

1м = 1000 мм

Индивидуальная



















Индивидуальная





Фронтальная


Запись ответов на доску:

3см 2 мм, 3см 4см






























































































Индивидуальная, коллективная
















5.

Первичное закрепление с проговариванием

4, стр. 80

  • Найдите 4 на странице 80. Сравните.

(1-2 столбики)

  • Нужно сравнить 1 м и 1 мм. Метр больше единицы измерения миллиметра, поэтому ставлю знак «больше».

  • Кто уже справился может выполнить 3 столбик.( Сильные учащиеся)

  • Давайте проверим по эталону

  • У кого так же? Молодцы.

  • А кто допустил ошибки?

( Будем работать на следующем уроке)

Итог: Мы с вами уже научились сравнивать величины.

-При каких условиях можно сравнивать величины? (Если они выражены в одинаковых единицах измерения)

Проверка по слайду

1м>1 мм

1000 мм>1мм


1см=10 мм

10мм=10 мм


100 мм=1дм

100 мм=100 мм


10 дм>1см

100 см >1 см


1000 мм =100 см

1000 мм = 1000 мм

10 см >10 мм

100мм > 10 мм

Работа в парах.

Проговариваем во внешней речи.

— Я буду ходить между рядами и слушать ,как вы проговариваете.

(1м = 1000 мм, следовательно 1 м > 1 мм и т. д.)


Дополнительно :

( Дописать мелом на доске)

-Кто все сделал, выполнит задание на доске.

2м …1мм

1дм …1мм

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Найдите 5 на странице 80.(Без графических моделей).

  • Выразите в миллиметрах числа под буквой а и под буквой б.

  • Нужно выразить 1 дм 2 см 5 мм в миллиметрах. В 1 дециметре 100

миллиметров, в 1 сантиметре 10 миллиметров, а в двух – 20, да еще 5 миллиметров. Значит всего 125 миллиметров. Записываю ответ 125 мм.

Проверим работу по эталону.

-Кто справился без ошибок?

-Кто понял , как выражать единицы длины в миллиметрах?

А кто еще не понял?(Значить на следующем уроке мы продолжим работу )

А № 5 ( в, г) выполните дома.

Итак: Мы научились выражать единицы длины в миллиметрах. Молодцы

-Что еще мы умеем делать с величинами?

(Складывать и вычитать )




Вырази в миллиметрах

( На доске)

а) 1дм 2 см 5 мм = мм

б) 4 дм 8 мм = мм

в) 23 см 8 мм = мм

г) 3 дм 5 см = мм

2 дм 3 см 4мм = мм

3 дм 7 мм = мм

45 см 6мм = мм

8 дм 4 см = мм



Для сильных самостоятельная работа

Со слабыми работаю индивидуально


7. Включение нового задания в систему заданий и повторение.

Давайте попробуем выполнить задание

6 на с. 80

  • Выполните первый столбик самостоятельно.

— Проверьте.

  • У кого возникли затруднения?

  • В каком шаге алгоритма вы ошиблись?

  • В чём причина вашей ошибки?

  • Кому всё удалось?

  • Сделайте вывод.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в рабочих тетрадях.

(Сильные выполняют работу сами).


Кто затрудняется — с комментированием на доске.

Проверка работы – коллективная .



8.

Рефлексия деятельности на уроке.


-С какой единицей измерения длины мы сегодня познакомились?

-Что удобно измерять в миллиметрах?

Давайте вернемся к началу урока.

-Так какой же единицей измерения мы воспользуемся для измерения муравья?(мм)

— А что еще мы можем измерить в миллиметрах? (Ластик, толщину тетради, учебника).

-Сколько миллиметров в 1 см, в 1 дм, в 1 м?

  • Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть новую единицу измерения длины, которая меньше сантиметра.)

  • Удалось ли достичь цели?


Давайте сделаем в тетрадь маленькую самостоятельную работу и убедимся достигли ли мы поставленной цели или нет.









Пожалуйста, приготовьте ваши лестницы успеха.

— Если у вас 6 или 7 точек на верхней ступени, то вы освоили материал на высоком уровне.

— Если у вас от 5 до 3 точек то вы освоили материал на среднем уровне.

-Если у вас меньше 3 точек , то надо работать еще.































Оценивание работы на уроке.

Лестница успеха







Наглядность- Муравей










Самостоятельная работа

Карточка № 3

1.Начертить отрезок длиной 37 мм

2.Вырази в миллиметрах:

1дм 4см 2 мм = мм

3.Вычисли:

6дм 5см 3мм+ 2дм 1мм=

( 854 мм= 8 дм 5см 4мм)



Проверка работы :

фронтальная.

9.

Домашнее задание.

3, стр. 79,№ 7 (а) стр.80,а остальные задания по желанию на с. 80-81,Попробуйте измерить дома маленькие предметы в миллиметрах.




14


Свежие документы:  Урок математики «Программа действий. Алгоритм»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: