Урок математики для 1 класса «Ломаная»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Лысково







Проект урока

Тема: Ломаная

1 класс УМК «Гармония»



Автор: Сабанова Елена Владимировна

учитель начальных классов







г. Лысково

Предмет

Математика

УМК

«Гармония» автор Н.Б. Истомина

Тип урока

Урок решения учебной задачи

Тема

Ломаная

Цель урока

Ознакомление учащихся с геометрическим понятием «ломаная», формирование умения строить ломаные линии.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения

Способствовать формированию учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; умения соотносить результат действия с поставленной целью, способности к организации самостоятельной учебной деятельности, способности к преодолению трудностей, умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.


Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения

Регулятивные универсальные учебные действия

принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Познавательные универсальные учебные действия

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их

синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

выражать в речи свои мысли и действия;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения

Строить ломаную.

Находить звенья и вершины ломаной.

Обозначать вершины ломаной буквами. Распознавать замкнутую и незамкнутую

ломаную.

Сравнивать длины ломаных с помощью циркуля и линейки.

Соотносить информацию о ломаной с её изображением.

Выбирать ломаную из данных совокупностей различных линий.

Описывать последовательность действий при сравнении длин ломаных линий.

Использовать циркуль и линейку для сравнения длин ломаных.

Выбирать ломаную линию, соответствующую данному условию.

Основные понятия темы

«ломаная линия», «звено», «вершина», «замкнутая» и «незамкнутая» ломаная линия

Формы работы

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Ресурсы

  1. Истомина Н.Б. Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. (с.66-68)

  2. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Математика: тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Н.Б. Истомина. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. (с.55-56)

Технология

Личностно – ориентированного обучения; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); ИКТ — технология (интерактивная доска). На уроке используется системно-деятельностный подход.

Методы

Частично-поисковый




Исходный уровень знаний:

обучающиеся изучили геометрические фигуры: точка, прямая и кривая линии, замкнутая и незамкнутая кривые линии, луч, отрезок.ф



План урока (этапы)

Время, отводимое на каждый этап

1. Организационный момент

1 мин

2.Создание ситуации успеха.

4 мин

3.Создание ситуации разрыва.

1 мин

4. Формулировка учебной задачи.

1 мин

5. Моделирование. Общий способ решения задачи.

10 мин

6. Физкультминутка.

2 мин

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД .

10 мин

8. Физкультминутка.

2 мин

9. Закрепление полученных знаний о ломаной.

12 мин

10. Итог урока. Рефлексия деятельности

2 мин


Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, интерактивная доска, циркуль, линейка, цветные карандаши, палочки веточки, соломка, полоски бумаги.




Ход урока



Этапы урока

Взаимодействие в образовательном процессе

Формируемые УУД


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Личност-ные УУД

Метапредметные УУД


Предмет-ные УУД

Регуля-тивные УУД

Познава-тельные УУД

Коммуни-кативные УУД

1.Организационный момент
























2.Создание ситуации «успеха»

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

Сейчас у нас урок математики.

-Ну-ка, проверяй, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

— Какие качества мы должны взять с собой на урок?







-Миша нарисовал нам рисунок.









— Какие задания он хотел бы предложить?

— Назовите геометрические фигуры, которые вы видите на этом рисунке.

— А что такое отрезок?



— Какую фигуру мы называем лучом?







— Что вы знаете о прямой линии?



Как бы вы разделили данные линии на группы?

— Что повторяли?



— Для чего?

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.



























Сообразительность, смекалку, внимание, дружбу, старание.













— Назвать геометрические фигуры.

— Прямая, кривая, отрезок, луч.



— Отрезок — это часть прямой линии, ограниченной с двух сторон.

— Луч – это часть прямой, ограниченной с одной стороны. Это геометрическая фигура, у которой есть начало, но нет конца.

— Прямая бесконечна, не имеет границ: ни начала, ни конца, т.е. её можно продолжить в любую сторону

Идёт классификация (по цвету, по наличию точек, ровные — кривые).

— Повторяли геометрические фигуры, их виды.

— Мы должны уметь различать геометрические фигуры и уметь их чертить.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.










Умение слушать и слышать собеседни-ка, обосновы-вать свою позицию, высказы-вать своё мнение.

























Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что уже подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

























Умение осущест-влять анализ объектов с выделе-нием существен-ных и несущест-венных признаков



Умение строить рассужде-ния в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.


Умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.



Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.



















Умение с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

























Знание геометрических фигур и определе-ние их понятий; умение распознавать изученные геометрические фигуры.

3.Создание ситуации «разрыва»

— А Маша к этим фигурам добавила ещё одну.



-А как называется данная фигура?

— Есть ли какое сходство у неё с отрезками?

— Как бы вы её назвали?

— А что бы вы хотели узнать про эту линию?

У детей нет ответа на этот вопрос

-не знаем



— Эта линия с двух сторон ограничена

— Не знаем

— Как называется? Как начертить? Из чего состоит? Как сконструировать? Где можно увидеть?

Формиро-вание учебно-познава-тельного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

Умение анализиро-вать, устанавли-вать аналогии.


Умение выражать в речи свои мысли и действия, задавать вопросы, участво-вать в коллектив-ном обсужде-нии проблем.


4.Формули-ровка учебной задачи

-Кто скажет чему надо научиться сегодня на уроке?

-Так вот, сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием и, надеюсь, ответим на многие ваши вопросы.

— Нам нужно научиться строить новую линию, уметь отличать её от других фигур, узнать, какие бывают новые линии.





Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Самостоя-тельное выделение и формули-рование познава-тельной цели.

Умение с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли.


5.Моделирование. Общий способ решения задачи.



















































6.Физкультминутка



7.Обобщение усвоенного и включение его систему ранее усвоенных ЗУНов и УУд.






































































































8.Физкультминутка (для глаз)





9.Закрепление полученных знаний о ломаной.



— Попробуем сконструировать данную линию (работа в парах).

У детей на партах сухие веточки, солома полоски бумаги, палочки.

-Возьмите материалы, изготовьте с их помощью квадрат. Как вы это будете делать?









Какое название вы бы дали этой линии?

А где можно узнать точно? (с.66)

Выясняем, что точное название линии “ломаная линия”. № 176

IMG_0001

Машина линия похожа на линию АМЕКО?

— Какую фигуру начертила Маша?

— А где в жизни можно встретить модели ломаных линий?









Показ рифмованных движений для снятия переутомления





Работа с учебником №177 с. 66

IMG_0001

— Как называются части-отрезки ломаной линии?

— Сколько звеньев в ломаной, которую начертила Маша?

-Сколько звеньев в ломаной линии, составленного квадрата?

Исследование ломаной линии путём практической работы.

Начертите ломаную линию в тетради.



— Можно ли построить ломаную из 1 звена?

— А из 2 звеньев?

Вывод: наименьшее количество звеньев ломаной – 2.

Вводится понятие “вершина ломаной”. Для этого предлагается задание: “Обозначьте красным карандашом точки, в которых звенья соединяются друг с другом. Дайте им названия»

Данные точки называются вершинами ломаной.

Практическая работа в ТПО на с. 55.

IMG_0003











Работа с учебником на с. 67

IMG_0001











-Что можно сказать об этих ломаных? Разделите на группы.

























К концу указки прикрепляется бабочка





— Самостоятельно выполним практическое задание в ТПО на с.55



Учитель оказывает разъяснительную помощь детям, осуществляя индивидуальный подход.

Практическая работа по сравнению и построению ломаных линий в ТПО на с. 56.












— Сломаем на части, разрежем на части и затем составим квадрат и т.п.

В процессе наблюдения выясняют:

— части линии – отрезки,

— соединяются концами,

— идут друг за другом.

Дети пытаются придумать название: сломаная

— Нужно найти и прочитать материал в учебнике.

















Сравнение по ранее выделенным параметрам

— Ломаную.



Предположения детей: крыши домов, горы и т.д.









Повторение движений учителя





Дети находят модели линий и показывают их.

— Фигура №2 лишняя, потому что это ломаная линия, а все остальные – кривые.







— Звенья ломаной линии.

— 6



— 4

1 группа чертит ломаную из 3 звеньев.

2 группа чертит ломаную из 4 звеньев.

3 группа чертит ломаную из 5 звеньев.

— Нет, для этой линии уже есть название “отрезок”

Дети задумываются и предполагают, что можно.

Выполнение детьми в тетради













Один ученик работает у доски.

Дети сверяют свои варианты с вариантами, предложенными учеником на доске.















— Фигура №3 – замкнутая ломаная.





— Ломаные можно разделить на две группы: замкнутые ломаные и незамкнутые ломаные.





































Дети глазами следят за движениями бабочки.









После самостоятельного выполнения задания, дети обмениваются тетрадями и осуществляют проверку работы соседа.















130

Ученик, который смог объяснить, алгоритм выполнения задания, следуя своему плану выполняет сравнение ломаных.

Ученики на местах выполняют задания, осуществляя самоконтроль и самопроверку.



131, №132 выполняют у доски по 1 ученику.












Способность к самостоятельной к организации самостоятельной учебной деятельности




















Смысло-образова-ние – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и тем, что побуждает деятель-ность.






Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении


Способ-ность к организа-ции к самостоя-тельной учебной деятель-ности.





























Способ-ность к преодоле-нию трудностей



Аккурат-ность.










Способст-вовать формиро-ванию учебно-познава-тельного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.



Способст-вовать формиро-ванию учебно-познава-тельного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

Способ-ность к преодоле-нию трудностей.

Умение планиро-вать своё дейтсвие в соответ-ствии с поставлен-ной задачей и условиями её реализации



Прогнози-рование – предвос-хищение результата и уровня усвоения, его временных характе-ристик.


























Выполнение действий по образцу.




















Самоконт-роль в форме сличения способа действия и его результата.






Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятель-ность, направлен-ную на её решение в сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками.


Самоконт-роль.


Коррекция.





















































Взаимо-контроль.


Коррекция.















Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятель-ность, направлен-ную на её решение в сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками.


Самоконт-роль.

Умение осущест-влять синтез как составле-ние целого из частей.


Моделиро-вание.






Умение осущест-влять поиск необхо-димой информа-ции для выполне-ния учебных заданий с использо-ванием учебной литературы
























Сравнение и классифи-кация по заданным критериям.






Анализ объектов.




























Ориенти-рование на разнообра-зие способов решения задачи.




Осущест-влять анализ объектов с выделени-ем существен-ных и несущест-венных признаков.


















Проводить сравнение и классификацию.



Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.




























Постановка и формули-рование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.


Владеть общим приёмом решения задач.



Моделиро-вание.

Умение строить понятные для партнёра высказы-вания, учитыва-ющие, что партнёр видит и знает, а что нет. Умение вступать в диалог






Умение с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.


























Умение использо-вать речь для регуляции своего действия.


Умение с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами.




















Умение использо-вать речь для регуляции своего действия.






























Умение с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами.




































Выражать в речи свои мысли и действия;

строить понятные для партнёра высказы-вания, учитыва-ющие, что партнёр видит и знает, а что нет.

Понятие «Квадрат».Умение строить квадрат из подручных материалов








Понятия «ломаная линия», «звенья ломаной», «вершины ломаной».



Умение соотно-сить информа-цию о ломаной с её изображе-нием.














Выбирать ломаную из данных совокупностей различных линий.



Строить ломаную.

Находить звенья и вершины ломаной.











Обозначать вершины ломаной буквами


Выбирать ломаную линию, соответствующую данному условию.







Распозна-вать замкнутую и незамкну-тую

ломаную.












Различение замкнутых и незамкну-тых ломаных.













Строить из незамкну-той ломаной замкнутую.


















Сравнивать длины ломаных с помощью циркуля и линейки.


Описывать последовательность действий при сравнении длин ломаных линий.

Использовать циркуль и линейку для сравнения длин ломаных.

10.Рефлексия

— Мы с вами хорошо потрудились на уроке.

— Какое «открытие» мы сегодня сделали?

— Что вы узнали о новой фигуре?









Какие задания вы выполнили с удовольствием?

А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

Спасибо за урок!



— Мы познакомились с ломаной линией.

— Ломаная состоит из отрезков, соединенных своими концами. Части ломаной – звенья. Точки, в которых соединяются звенья, называются вершинами. Наименьшее количество звеньев-2. Ломаные линии могут быть замкнутыми и незамкнутыми.












Умение соотносить результат с поставленной целью.

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Структури-рование знаний.

Умение с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Использо-вать речь для регуляции своего действия.










Литература.

1) Конаржевский Ю.А. Анализ урока/ М.: Образовательный центр «Педагогический поиск». 1999. – с.336.

  1. Илюхина В. Как провести анализ урока. — М., 1999.

3) Истомина Н.Б. Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1/ Н.Б. Истомина. – 11- е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI в, 2011.

4) Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие /Под ред.Н.Н. Деменевой. — М. 2013.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. 2011.







Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Числа от 1 до 10. Число 0»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: