1.
Тема: Умножение многозначных чисел на однозначное с переходом через разряд .
Цели:
— Познакомить со способом письменного умножения многозначных чисел на однозначные с переходом через разряд;
— повторить табличное умножение;
— развивать логическое мышление, внимание, умение анализировать, приёмы сравнения, делать выводы, развивать математическую речь, память;
— воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.
— формировать потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование: квадрат «да», «нет»; карточки для работы в паре; таблица 27 15 8 9 24 6 7 32; краткая запись задачи; карточки – помощницы, апельсины, яблоки, груши, огурцы, витамины.
I. Организационный момент
–Ребята! Готовы вы к уроку? (Да)
На вас надеюсь я, друзья,
Мы хороший дружный класс.
Всё получится у нас! Присаживайтесь.
Хотите ли вы, чтобы урок получился интересным, познавательным?
(да, хотим)
Сегодня мы вместе повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.
Стук в дверь. (Заходит Доктор Айболит). Здравствуйте, ребята! Я спешил к вам на уро к, принёс вам подарки, но по дороге потерял ключик от волшебного сундучка. Помогите, ребята, открыть сундучок.
2.
Чтобы волшебный сундучок открылся, нам надо выполнить задания.
Приглашаем тебя Доктор Айболит принять участие в нашем уроке.
II. Устный счёт. Диагностика знаний и умений.
И так первое задание.
1. Игра « Верно – неверно» (сигнальные карточки: красный – зелёный)
Если вы согласны с высказыванием, показываете зелёный квадрат, если не согласны — красный
-В прямоугольнике все углы прямые? (з)
— В любом прямоугольнике все стороны равны?(к)
— У квадрата все углы прямые? (з)
— Число 40 не делится на 8? (к)
-100 – самое маленькое трёхзначное число? (з)
-999 – самое большое трёхзначное число? (з)
-Если 9 увеличить на 3, получится 21? (к)
С первым заданием мы справились успешно.
2. Работаем в парах (на листочках).
(1 вариант читает выражения 2 варианту, 2 в. записывает только ответы на листок, потом 2 вариант читает выражения 1 варианту, 1 в. записывает только ответы)
— Множители 9 и 3, Найди произведение. 27
— 5 умножили на 3 и получили 15
-Делимое 24, делитель3. Найди частное. 8
— На какое число надо умножить 3, чтобы получилось 27 9
-Число 6 увеличь в 4 раза. 24
-Число 48 уменьши в 8 раз. 6
-Во сколько раз число 49 больше, чем число7? 7
3.
-Найди произведение 8 и 4. 32
Прочитайте получившийся ряд чисел: ( открываю таблицу)
н м т а и в и ы
27 15 8 9 24 6 7 32
и а и м т ы н в
—Что можете сказать о числах?
-Назовите двузначные числа.
-Какие действия умеем выполнять с двузначными числами?
( складывать, вычитать, представлять в виде суммы разрядных слагаемых).
( Устно) — Представьте двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
( Устно) — Подчёркнутые числа представьте в виде произведения двух множителей числа: 15 6 32 8
(Задание предлагает Доктор Айболит)
На парте рассыпались числа.
1 вариант располагает числа в порядке возрастания, а 2 – в порядке убывания.
Если вы правильно выполните задание, у вас получится одинаковое слово.
Прочитайте слово, которое у вас получилось. (Витамины)
Молодцы!
Слово «вита» означает «жизнь». Витамины – это вещества, необходимые для поддержания жизни. Они образуются растениями или животными и должны поступать в организм человека в микроскопических количествах для продолжения жизненных процессов.
До конца 19 века странная и опасная болезнь под названием «цинга» часто серьёзно поражала команды кораблей во всём мире. Ещё в конце 18 века было обнаружено, что с помощью свежих фруктов и овощей болезнь
4.
излечивалась. Учёным понадобилось 100 лет, чтобы открыть причину этого явления: оказывается, свежие продукты содержат витамины!
3.Откройте тетради, запишите число,
Классная работа.
-Что записано на доске? ( произведение 123 х 3)
— Найдите значение произведения тем способом, который вам больше нравится.
-Какой способ решения вы выбрали? ( в столбик)
— Объясните алгоритм решения.
-Чему равно значение?
-Есть ли другой способ?
Какой способ вам больше нравится?
Почему? ( удобно, рационально)
III. Работа над новым материалом.
Задание усложняется.
Вспомните работу в в группе.
Каждой группе дано произведение. Найдите значение произведения удобным способом.
126 х 3( 3 группы) 378
Какую особенность вы заметили в произведении?( при умножении единиц 1 десяток переходит в разряд десятков)
258 х 2 (4 группы) 516
А во втором произведении? ( при умножении единиц 1 десяток переходит в разряд десятков, а при умножении десятков 1 сотня переходит в разряд сотен)
У других групп получились такие же значения?
Молодцы! Я рада, что вы правильно нашли значение произведений.
5.
Сформулируйте тему урока.
— Сегодня наша учебная задача – учиться умножать многозначные числа на однозначные с переходом через разряд в столбик.
— Откройте учебник на с. 49 №1 1 столбик, найдите значения новых произведений.
Проверяем.
— Назовите пример с ответом 848 ( 212 х 4),
696 (116 х 6),
729 ( 243 х 3),
302 (Примера с таким ответом нет). Почему?
— Какая ошибка допущена? ( при умножении десятков не посчитали десяток, который перенесли).
— Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте на полях 2 плюса.
— Кто 1 ошибку 1 плюс.
IV. Физминутка.
Доктор Айболит предлагает нам отдохнуть.
( проводит физминутку)
Утром рано умывались (вращение головой)
Полотенцем растирались (ножницы)
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись (наклоны)
И друг другу улыбались (повороты)
Вот здоровья в чём секрет (потягиваемся)
Всем друзьям физкульт — привет! ( машем руками)
Тихо сели.
6.
— Положите правую руку на область сердца. Прислушайтесь, ребята, как стучит наше сердце.
-Как вы думаете, что влияет на правильную работу сердца?
( правильный режим, витамины, питание)
Правильное питание тоже влияет на работу сердца.
V. Решение задач.
А вы знаете, что рисовая каша переваривается в желудке 2 часа. Вареная говядина на 2часа больше, а жареная свинина на 6 часов больше говядины. Сколько часов должен работать желудок, чтобы переварить жареную свинину? (10ч.)
-Какие из этих продуктов предпочтительнее ребенку на ужин?
( рисовая каша)
-Какие ещё продукты необходимо употреблять детям в пищу?
( ответы детей)
— Почему?
— Используя таблицу, составьте задачу. (открываю таблицу)
— О каких величинах задача?
— Как вы думаете, о чём задача? (Выставляю яблоки, груши)
( о яблоках и грушах)
В какую колонку поставим 6кг, 32 корзины, 5кг, 42корзины?
Количество коробок | Масса всех коробок | ||
|
| ? |
? |
|
| ? |
7.
Составьте задачу.
— Что сказано о яблоках?
— О грушах?
-Какой вопрос задачи?
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? ( нет)
-Почему? (не знаем сколько кг яблок в 32 коробках)
-Каким действием узнаем? (умножением)
— Когда узнаете сколько яблок, сможем ответить на главный вопрос? (нет)
-Почему? ( не знаем сколько кг груш в 42 коробках)
— Каким действием узнаем?
— Как вы будете записывать умножение? (в столбик)
(при умножении в столбик, удобнее большее умножить на меньшее)
— Когда мы будем знать количество яблок и груш мы ответим на вопрос?
( да)
— Каким действием? (сложением)
Запишите решение.
1 ребёнок записывает выражение на доске .
— Сколько кг яблок? 192
— Груш? 210
— Что обозначает число 402?
— Какой вид вычислений использовали при умножении? ( переход десятка)
— У кого были проблемы в умножении?
VI. Закрепление знаний.
Чтобы сундучок открылся нам надо выполнить последнее задание.
8.
На доске записаны примеры, помогите вставить пропущенные цифры и найти значение произведений.
26 1 3 . 2 . 2 1 33 (закрыто огурчиками)
Х 3 х 2 х 4 х .
____ ____ _____ ____
. 8 274 9 6 8 6 6 5
(7) (7) (4) (5)
Данный вид вычислений соответствует теме урока?
VII. Итог урока.
-Чему новому научились на уроке?
-Что больше понравилось на уроке?
VIII. Оценивание.
IХ. Д.з с. 34 № 259 ( жёлтый цвет 1- 2), (зелёный 1- 4), красный( 1 – 5)
Х. Рефлексия.
У каждого на партах карточки с вопросами.
Около каждого вопроса поставьте + или — .
— Доволен ли ты как прошёл урок?
— Было ли тебе интересно?
— Сумел ли ты получить новые знания?
-Ты был активен на уроке?
-Сегодня ты сумел показать свои знания?
Посчитайте свои + и – ,переверните апельсин и дорисуйте с каким настроением вы закончили урок.
Собираю карточки. Спасибо за ответы. Я вижу, что урок вам понравился, выработали плодотворно. Благодаря этому волшебный сундучок открылся. Доктор Айболит угощает детей витаминами.
Список используемой литературы
1.Методическая библиотека. Открытые уроки в начальной школе, проведённые в рамках конкурса « Учитель года – 2006».ЮАО г. Москвы.
2. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. — М., 2006.