Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени
Героя России Дмитрия Ерофеева»
с.Топчиха Алтайского края
Конспект урока по математике
в 4 классе
«Единицы времени: Год. Неделя. Месяц.»
подготовила
учитель начальных классов
Красюкова Людмила Ивановна
с.Топчиха
2012
Тема: «Единицы времени: Год. Месяц. Неделя»
ЦЕЛЬ: *способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счета
* познакомить с единицами времени: год, месяц, неделя.
Задачи образовательные:
1. Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычитания именованных чисел
2. Совершенствовать вычислительные навыки и умения заменять
крупные единицы измерения мелкими и наоборот, мелкие крупными;
4. Решать задачи изученных типов.
Задачи развивающие:
Развивать навык быстрого, правильного счёта.
Развитие воображения, мышления, памяти.
Развитие интеллектуальных качеств детей: математическую речь, внимание.
Задачи воспитательные:
1. Воспитание любознательности, активности.
2. Воспитывать аккуратность при выполнении письменных работ, точность, самостоятельность, самоконтроль.
3. Создать эмоциональный и психологический климат в классе, для восприятия учебного материала.
Форма урока: Урок – получения новых знаний.
Формы работы:
1. коллективная
2. фронтальная
3. индивидуальная
Методы:
Словесные
Практические
Наглядные: мультимедийная слайдовая презентация, карманные календари, книга сказка – загадка В. Даля «Старик – годовик», иллюстрации по временам года.
Ход урока:
Организационный момент: (1 мин)
Сообщение темы и целей урока. (Слайд № 1, 2)
Устный счет: (12 мин) (Слайд №3)
— Тема нашей разминки для ума «Три великана Московского Кремля»
1. Длина стен первого Московского Кремля была равна 1 км и еще одна пятая км. Каков был периметр первой Московской крепости? (1км + 200м = 1200 м)
2. После многовековых перестроек общая протяженность стен увеличилась на 1035м. Какова общая протяженность стен современного Кремля? ( 2235 м)
3. В 1735 г. отец и сын Моторины изготовили самый большой колокол – «Царь – колокол». Его масса 12.000 пудов. Самые большие китайские колокола имели массу не более 3000 пудов. Во сколько раз масса «Царь – колокола» больше массы самого большого китайского колокола? (в 4 раза). (Слайд № 4)
4. Недалеко от «Царь – колокола» находится другая знаменитость, отлитая в 1536 г. Андреем Чоховым «Царь – пушка», она была самым большим артиллерийским орудием. Её масса равняется 40 т. Сравни массы «Царь – пушки» и «Царь – колокола» (в 5 раз). (Слайд № 5)
5. Говорят: «Чтобы хорошо узнать человека, нужно с ним съесть сколько – то соли. Сколько? (пуд)
6. Подбери соответствующую единицу измерения и заполни пропуски: (Слайд № 6)
яблоко – 150…. (граммов)
портфель – 3 ….. (килограмма)
цистерна молока – 200…. (литров)
слон – 5….. (тонн)
Работа над новым материалом: (13 мин) (Слайд № 7)
Чтение сказки – загадки В.Даля «Старик – годовик»
— Вышел старик – годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз и полетели первые три птицы.
Повеял холод, мороз.
— Что это за первые три птицы вылетели из рукава старика – годовика?
— Назовите их. (Это три месяца зимы: декабрь, январь и февраль) (Слайд № 8)
— Почему вы так думаете? (потому как повеял холод, мороз)
— Махнул старик – годовик второй раз и полетела вторая тройка. Стал таять снег, на полях появились цветы. (Слайд № 9)
— Что это за тройка? (Это тройка — месяцы весны: март, апрель, май (Слайд № 10)
— Махнул старик – годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. (Слайд №11)
— О каком времени года идет речь в этой части сказки? (Это летние месяцы – июнь, июль, август)
— Махнул старик – годовик в четвертый раз – полетели ещё три птицы. Подул ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы… (Слайд № 12)
— О каких теперь птицах идет речь?
— (Это осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)
— А птицы были непростые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. (Слайд № 13)
— Кто отгадает эту загадку? (Птица – это месяц, у которого 4 недели, в каждой неделе 7 дней)
— Каждое перо со своим именем. Одна половина крыла черная, а другая белая. Махнет птица крылом раз – станет светлым светло, махнет птица другой – станет темным – темно.
— А кто отгадает эту загадку? ( Перо – это день недели. Каждый день недели имеет свое название. В течение дня бывает светлым светло – это день, темным – темно – это ночь)
— Почему старик волшебник назван в сказке годовиком?
(Четыре времени года составляют год) (Слайд № 14)
(Учащиеся в ходе игры – загадки работают с календарем)
— Ребята, а какие загадки вы знаете о временах года? (загадки загадывают заранее подготовленные дети) (Слайд № 15)
— Несу я урожай,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я …. (осень)
— Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня ….. (весна)
Дел у меня не мало,
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ….. (зима)
Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю.
Купайтесь! Приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я …… (лето)
Закрепление. (2 мин)
Работа с календарями. (Слайд № 16)
— Сколько месяцев в году? (12)
— Сколько дней в месяце? (30, 31 или 28 или 29)
— Ребята я попрошу вас, исследуйте календарь, скажите – сколько дней в феврале? (28 или 29)
— Ребята, весь год разбит на 4 времени года или на 4 части. Каждая часть тоже разбита на 3 части, но эти части не равны между собой. И вот, можно сказать, что февралю – месяцу, как бы не хватило дня. И вот в течение 3 лет по минуткам скапливается время, и на 4 год выходит день.
— Теперь скажите, в каком году было 29 дней, и в каком теперь будет 29 дней? (дети работают с календарями, и называют года)
— А как называется такой год? (високосный)
— Сколько суток в году? (365 или 366)
VI. Закрепление. (2 мин) (Слайд № 17)
— Для закрепления нового материала, мы опять вернемся к нашим великанам Московского Кремля.
— Знаменитые куранты на Спасской башне были установлены в 1851 году.
(Слайд №18)
— Если к числу дней марта прибавить число дней мая, к полученному результату прибавить число, обозначающее количество месяцев в году, то получится число, равное числу, обозначающему высоту цифр на циферблате курантов (сантиметрах) (31 + 31 +12 = 74)
— Чему равна эта высота? (74 см).
VII. Физминутка. (2 мин) (Слайд № 19)
VIII. Работа с учебником. (10 мин) (Слайд № 20)
стр. 59 № 304.
Июнь – 30 дней
Июль – 31 день
2 см. – по 12 дней
Ост. — 7 дней.
Всего — ? дней.
30 + 31 + 12 • 2 = 84 дня
84 + 7 = 91 день.
Ответ: 9 день
— А как можно иначе решить эту задачу? (посмотреть по календарю)
Июнь — 30 дней
Июль – 31 день
Август – 31 день
Всего – 91 день.
№ 307.
23.000 + 250 7.050 – 7.000
18.000 + 350 6.080 – 6.000
38.000 + 480 8.090 – 8.040
3. № 308 – самостоятельно.
IX. Итог урока. (1мин)
— Итак, ребята, чему мы учились сегодня на уроке?
( Мы познакомились с единицами времени: год, месяц, неделя; решали примеры и задачи, работали с календарями)
X. Рефлексия (1 мин) (Слайд № 22)
XI. Домашнее задание. (1 мин) (Слайд № 23)
Стр. 59 № 306.
Литература.
1. С. В. Бахтина, Поурочные разработки по математике: 4 класс:
к учебнику М.И. Моро и др.- М.: Издательство «Экзамен», 2010
2. С. А. Веретенникова «Четыре времени года».
3. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В.
Степанова. Математика. Учебник для 4 класса. – 6 изд. – М.
Просвещение, 2010.
4. В. Даль Сказка – загадка «Старик – годовик» — М.: ООО
Издательство «Мелик –Пашаев», 2009