Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 55» г. Перми
Обыкновенные дроби
Конспект урока математики в 5 классе
Выполнила: Костина Марианна Рудольфовна
учитель математики
2010 год
«Восхождение на Олимп
или
ещё раз об обыкновенных дробях»
Цели урока:
Образовательные:
— содействовать закреплению понятия «Обыкновенные дроби»
— отработать навыки основных действий с дробями
— закрепить умение решать задачи на части
Развивающие:
— способствовать развитию психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти
Воспитательные:
— развивать познавательный интерес к предмету через использование межпредметных связей
— способствовать развитию коммуникативной культуры
— показать практическую направленность математических знаний
Ход урока:
организационный момент: мобилизация, мотивация
введение в тему
целеполагание
отработка знаний и умений
рефлексия
На доске задача, написанная в форме папируса
1 этап: постановка целей урока. Учащимся предлагается, посмотрев на задачу, назвать тему и цель урока.
Совместными усилиями выясняется, тема — «Обыкновенные дроби», цель – повторение и закрепление ранее изученного.
Учитель: Наш сегодняшний урок – один из последних в этой теме. С дробями люди познакомились очень давно, а т.к. самые знаменитые математики были греками, мы с вами отправляемся в Древнюю Грецию, где встретимся с некоторыми математиками. Вспомните, пожалуйста, самое высокое место в Древней Греции – ОЛИМП. И мы отправляемся на «Математический Олимп». Путь наш не короткий, но и не длинный, потому что об обыкновенных дробях вы знаете достаточно много, но ещё и не все; не простой, но и не очень сложный, потому что многие из вас без труда решает сложные задачи.
2 этап: Корректировка знаний.
Доска открывается и на ней портреты математиков: Пифагора, Евклида, Фалеса и Архимеда.
Итак, первый на нашем пути Пифагор – один из самых известных математиков,
Учитель: Пифагор родился на острове Самос и знаменит тем, что открыл Пифагорийскую школу, в которой занимались не только математикой, но и другими науками, в частности философией. Одно высказывание мне хотелось бы вам привести: «Сыщи себе верного друга; имея его ты можешь обойтись без богов». Как вы это понимаете?
Пифагор первым разделил числа на четные и нечетные, простые и составные. Пифагор предлагает вам отгадать его кроссворд, заодно и вспомним некоторые правила действий с дробями.
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
| 5 |
|
| |
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое
Дробная черта – это действие …
Деление числителя и знаменателя на одно и тоже число называется …
Определите, не прибегая к вычислениям, какое выражение больше (первое или второе): 1 – 1/2003 или 1 – 1/2004?
Плод банан состоит из кожуры и мякоти. Кожура составляет 2/5 массы банана. Если бананы весят 10 кг, то сколько весит мякоть?
Учитель: Я начинаю, а вы мне в рифму отвечайте:
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной.
Посмотрите, что за дробь –
Дробь обыкновенная.
Проведем сегодня с ней
Действия мгновенные
Одна вторая плюс две пятых
Сколько будет? …
Действие неверное –
Действие мгновенное.
Ну а правильный ответ
Кто мне даст?
Чтобы дроби вычесть или сложить
Надо общий знаменатель получить
Дробь на дробь просто умножить
Надо числители и знаменатели перемножить
Несложно дроби и разделить:
Стоит лишь вторую заменить
Дробью для нас приятной,
Называется – обратной.
3 этап: Обобщение изученного
Учитель: Мы с вами повторили все правила действий с дробями, продолжаем путь дальше.
Следующий на нашем пути – Евклид, родившийся в г.Александрия, которая знакома вам по знаменитому Александрийскому маяку – одному из семи чудес света. Евклид является автором первого учебника по геометрии. Одна из легенд рассказывает, что к Евклиду обратился юноша с просьбой взять его в ученики, сказав, что желает изучать геометрию, она ему несомненно нужна. Вместо ответа Евклид повелел своему слуге:»Дай этому человеку три обола (древняя монета), он ищет в геометрии пользу».
Учитель: Евклид предлагает вам решить несколько задач (по вариантам)
Чтобы построить дом, богатому греку нужно нанять 36 рабочих. 4/9 из них должны быть плотники, 1/6 – каменщики, остальные – разнорабочие. Сколько разнорабочих занято на строительстве?
На своем участке земледелец посадил 3 локтя пшеницы и 5 локтей гречи, что составило 4/21 от всей площади земельного участка. Какова площадь участка?
Фалес. Этот математик родился в г.Милет и также как Пифагор знаменит своей школой. Известно, что Евклид при написании своей книги пользовался очень многими открытиями Фалеса.
Учитель: Говорят, что Фалес первым посоветовал морякам ориентироваться по Полярной звезде. Давайте и мы с вами посмотри на «наше» небо.
(Учитель лазером рисует на потолке разные цифры – для учащихся это разминка для глаз.)
А Фалес предлагает вам посчитать.
Предлагаются цепочки вычислений, задания к которым разложены на партах заранее. Смысл задания:
У каждого ученика карточка с порядковым номером и заданием, которое необходимо выполнить с ответом предыдущего участника. У первого номера пример целиком. Весь класс разбит на три группы (по рядам). Ответы выписываются на доске. Каждый ученик будет выходить для этого к доске – хорошая физическая разминка.
Последний математик, встретившийся на нашем пути – Архимед. Он родился в г.Сиракузы. этот великий ученый подарил человечеству крылатое восклицание: «ЭВРИКА!»
Учитель: я вам предлагаю сделать небольшое открытие. Одним из самых загадочных образов математики является магический квадрат, его «волшебность» заключается в том, что по всем вертикалям, горизонталям и диагоналям сумма чисел одинаковая. Я вам предлагаю его заполнить. Одно число я уже записала, три вы впишите, решив задачи, а остальные посчитаете.
3. | 2. | |
| 1 2 |
|
|
|
|
Чтобы слепить статую богини скульптору нужно 50 кг различного материала – 24 кг глины, 16 кг гипса, остальное – вода. Какую часть всех материалов составляет вода?
Греческая аристократка приобрела на рынке 5 метров льна для пошива платья, 3/25 этого количества она отдаст швеям за работу. Сколько материала получают швеи?
На изготовление глиняного горшка у ремесленника ушло 1/10 пуда глины, что составляет 1/7 от всех имеющихся у него запасов. Сколько центнеров глины у ремесленника в запасе?
Нужно вписать ответы в соответствующие клетки квадрата и заполнить его до конца.
4 этап: Подведение итогов.
Учитель: Итак, мы с вами преодолели не простой путь и взобрались на вершину горы, которую образно в начале урока назвали «Математический Олимп».
Давайте определим, все ли успешно совершили восхождение. Кто считает, что его вершина достигнута и нечего больше делать?
Современную систему записи дробей с числителями и знаменателями создали в Индии, только там писали наоборот – числитель внизу, а знаменатель – наверху. Записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы, но с ними мы встретимся в следующий раз.
Список использованной литературы
Дидактические материалы по математике для 5 класса А.С. Чесноков, К.И. Нешков- М.: Классикс Стиль, 2004.-145с.: ил.
Математика 5 класс- Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- 19-е издание, стер.- М.: Мнемозина, 2006.-288с.:ил
3. Дидактические материалы по математике для 5 класса А.С. Чесноков, К.И. Нешков- М.: Классикс Стиль, 2004.-160с.: ил.