Авторская разработка урока учителя математики
Тюльневой Светланы Викторовны
ГОУ ЦО № 1099 г. Москвы.
Урок обобщения и повторения по теме «Решение уравнений» в форме сказки,
УМК математика 5 класс, Виленкин Н. Я. и другие,
применение игровых технологий.
2008-2009 учебный год.
Тема: «Решение уравнений».
Данный урок — третий в изучении темы «Уравнения». На первом уроке шло повторение изученного в начальной школе, решали уравнения с одним действием в левой части, узнали, как можно решать задачи с помощью уравнения. На втором уроке решали разными способами уравнения, которые содержат в левой части два действия и скобки, решали задачи с помощью уравнения.
Цели урока.
закрепить, систематизировать и углубить знания, полученные на предыдущих уроках;
провести контроль знаний и умений;
усилить интерес к изучению математики.
Задачи урока.
создать благоприятные условия для развития ребёнка;
усилить мотивацию обучения за счёт нестандартной формы урока;
поддержать интерес к предмету;
снять усталости на уроке за счёт игровой формы урока.
ТСО. Компьютер, проектор, презентация урока со звуковым сопровождением сказки, раздаточные материалы с печатной основой.
Начало урока: приветствие, объявление темы урока, музыкальное сопровождение – песня «Не бывает в наши дни чудес на свете» из к/ф «Приключения Маши и Вити». Слайд 1.
Актуализация знаний:
проверка домашнего задания.
№ 447 (а) – проверить составленное к задаче уравнение и ответ.
№ 462 (б) – повторить два способа решения уравнения.
№ 439 (а,б) – повторить понятие корня уравнения, учиться обосновывать свое решение.
У детей на партах «Пропуск в сказочный лес», на доске – слайд 2. Надо заполнить пропуски, чтобы попасть в сказочный лес.
Пропуск в сказочный лес выдан
_____________(фамилия, имя).
№ 447 (а) Ответ:________остался.
№462 (б) Проверь уравнения, решенные БАБОЙ-ЯГОЙ и ЛЕСОВИЧКОМ. Подчеркни ошибку.
БАБА-ЯГА ЛЕСОВИЧОК
115 – (35 + У) = 39 115 – (35 + У) = 39
35 + У =115 – 39 115 – 35 – У = 39
35 +У = 86 80 – У = 39
У = 86 – 35 У = 80 – 39
У = 51 У =41
Кто решил ВЕРНО ?____________
№ 439 (а). Угадай корень уравнения: Х +Х = 64.
Корень уравнения – число _____, потому что ____+____ =64.
№ 439 (б). Угадай корень уравнения 58 + У + У + У = 58.
Корень уравнения – число ___,
потому что 58+ ___+___+___ =58.
Свойства сложения и вычитания.
Баба Яга стерла от вредности все знаки арифметических действий.
Помоги лесовичку восстановить запись.
1. ( а + в ) + с = а ( в с)
2. а – ( в + с ) = а в с
3. ( а + в ) – с = ( а с ) в
Дети заполняют пропуски, один ученик работает у доски по тетради с домашним заданием. Затем фронтальная проверка работы.
Итог выполнения задания – дети попадают в сказочный лес.
Слайд 3.
Закрепление умений и навыков.
Идет работа в парах на решение заданий 1,2,3.
Слайд 4.
1 задание
Лесовичок весит Х граммов, его башмачки весят 2022 грамма, а одежда – 3 килограмма.
Сколько весит лесовичок в башмачках и одежде?
Составь буквенное выражение и упрости его
_______________________________________________________
Найди его значение при Х=3018
_______________________________________________________
2 задание
Угадайте, как зовут подружку Кота Матвея?
| |
394 – ( 94 + 200 )= |
|
1385 – 379 – 6 = |
|
( 233 + 759 ) – 659 = |
|
21 + 22 + 23 + 24 + 25 + 26 + 27 + 28 + 29 = |
|
Расставьте числа в порядке возрастания
|
|
|
|
| |
буквы |
|
|
|
|
|
Как зовут подружку кота Матвея?
__________________________________________________________
На слайде появляется таблица для расшифровки имени подружки.
с | |
100 | ф |
1000 | я |
333 | о |
225 | р |
1134 | т |
Обоснование ответов с использованием законов сложения и вычитания.
3 задание
Расколдуйте яблоньку, составьте волшебное уравнение.
Зрелых яблочек — ?
Незрелых — ?, на 75 больше.
Всего – 301 ябл.
Пусть было Х зрелых яблочек,
тогда незрелых — __________яблочек,
всего____________________яблочек.
По условию всего 301 яблочко.
Составим уравнение_______________________
Динамическая пауза. Зарядка от кота Матвея.
Все повторяют слова и движения.
Шел как-то я по лесу, по лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
Головкой покачаем, качаем, качаем.
И снова начинаем, и снова начинаем. (с каждым разом темп усиливается)
Обобщение знаний.
Решаем задачу с помощью уравнения. Решение – самостоятельно, но с поэтапной проверкой: сначала выяснили, что обозначили за С, затем проверили, какое составили уравнение, а потом все сверили решение уравнения (один ученик заполняет пропуски на доске, используя свое решение в тетради).
4 задание
Помогите Бабе-Яге вспомнить, сколько сосисок заказал на обед Кащей?
Купила сосисок — ?
Слопал кот – 33 с.
Дал подружке – 17 с.
Осталось – 113 с.
Пусть было С сосисок, после того, как кот слопал 33 сосиски,
стало (_____) сосисок, а после того, как отдал подружке 17 сосисок,
осталось (С — ___)-___сосисок, по условию это 113. Составим уравнение.
(С — ___ ) — ___ = 113
С –(___+___)= 113
С — ___ = 113
С = _______
С = ___
Было ____ сосиски.
Ответ: ____ сосиски заказал на обед Кащей.
5 задание
Кащей забыл, где спрятал сундук с учебниками. Разгадайте ребус и узнайте подсказку.
Напишите первые буквы ответов.
Как называется значение буквы, при котором из уравнения получается верное равенство?
Первая буква русского алфавита.
Как называется сумма длин сторон многоугольника?
Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
Как называется закон ( а + в ) + с = а + ( в + с ) ?
Название класса числа.
Царица всех наук или название учебника математики.
Контроль умений и навыков: Самостоятельная работа.
Задачи 1-4 решить с помощью уравнения. К задаче 5 составьте уравнение.
Дополнительно – решите уравнение к 5 задаче.
КОМУ Кащею.
КУДА В сказочный лес.
ОТ КОГО от учении___5 класса___________________________________.
2 | 3 | 4 | 5 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОЦЕНКА_____.
Составьте и решите уравнение к задаче.
Кот поймал 340 мышей, сколько ему надо еще поймать мышей, чтобы их стало 480?
Составьте и решите уравнение к задаче.
Змей Горыныч Весит 2600 кг. На сколько ему нужно похудеть, чтобы весить 1700 кг ?
Составьте и решите уравнение к задаче.
Когда Кащей был злым и глупым, он задумал несколько гадких дел. Если к ним добавить еще 40, то будет 115 гадких дел. Сколько гадких дел задумал Кащей?
Решите с помощью уравнения.
У Кащея m стальных мечей. Он подарил Горынычу 19 стальных мечей и осталось 68. Сколько мечей было у Кащея?
Составьте уравнение для решения задачи.
У Кащея с Бабой Ягой всего 74 вставных зуба. У Кащея – Х зубов, а у Бабы Яги на 12 зубов меньше. Сколько зубов у каждого?
_________________________________________________________________
Дополнительное задание.
Решите составленное уравнение к задаче № 5 и запишите ответ.
|
|
|
|
|
|
Ответ: у Кащея ____зубов, у Бабы Яги ___зубов.
Учащиеся обмениваются работами и проверяют работу соседа по парте. (Ответы на доске.) Затем дети складывают телеграммы в почтовый ящик.
Заключительный этап урока: Подводятся итоги урока, выставляются оценки, задаётся домашнее задание.
Домашняя задача.
Печка напекла Кащею несколько пирожков с мясом, коту Матвею 49 пирожков с рыбой, но кот Матвей съел 19 пирожков. Осталось всего 1029 пирожков. Сколько Печка напекла пирожков с мясом для Кащея?
Пусть к пирожков с мясом напекла Печка.
Всего с мясом и рыбой _____________ пирожков напекла Печка.
После того, как кот съел 19 пирожков, всего осталось (________) — ___ пирожков. А по условию осталось 1029 пирожков.
Составим уравнение: (___________) — _____ = _____
_=_______
К =_____________
К =____
_____пирожков с мясом напекла Печка.
Ответ: Печка напекла Кащею _____ пирожков.
Дополнительное задание. Составьте и решите другие задачи о приключениях героев в сказочном лесу.
Саморефлексия.
Понравились вам приключения в сказочном лесу?
Чему вы научились на этом уроке?
Помогли ли вы соседу на уроке?
Какие чувства вы испытывали во время сказки?
Сценарий сказки. (Аудиозапись).
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучать уравнения. Вы будете
учиться решать разными способами сложные уравнения, тренироваться решать задачи с помощью уравнения.
Сейчас мы совершим путешествие в сказку. Но чтобы туда попасть, надо получить пропуск в сказочный лес. Проверим, как вы сделали домашнюю работу? Подпишите пропуск и выполните задания. Проверка .
— Молодцы! Произнесем волшебные слова! Раз, два, три, в сказку пропусти!
Лесовичок висит на дереве(фрагмент песни из к/ф).
— Здравствуйте, ребятки! В нашем лесу все раньше были образованные и умные, но как-то раз злой и жадный Кащей разозлился и запретил учиться, а учебники спрятал. Теперь нам не решить даже самой простой задачки. Так и висеть мне на сучке, если никто не решит задачу.
Дети решают 1 задание и спасают Лесовичка.
— Спасибо вам. Эта мышка укажет вам путь к Кащею.
(Звук убегающей мышки).
Появляется кот Матвей (песня).
— Мяяяууу! Съел я вашу мышку, умненькие вы мои. Угадаете, как зовут мою подружку, укажу вам путь к Кащею. А не угадаете, съем!
Дети решают 2 задание.
— А, угадали…(разочарованно). Ну ладно, ступайте по тропинке к яблоньке.
Появляется Яблонька (песня).
-Кащей меня заколдовал и яблочкам созреть не дал.
А чтоб меня расколдовать, ответ вам надо разгадать.
Дети решают 3 задание.
— Мои яблочки опять стали быстро созревать!
Дам вам яблочко одно,путь укажет вам оно. (звуковое сопровождение)
Появление Бабы Яги.
— А, детки на жаркое пожаловали.
Матвей.
— Бабулечка, Ягулечка, не надо их на жаркое. Они помогут нам задачку
решить.
Баба Яга.
— Правда, помогут. Говори.
Матвей.
— Я стащил у Яги авоську с сосисками. Съел 33 штуки. Кошке Фроське дал еще 17. И осталось 113 сосисок. Сколько сосисок купила Яга на обед Кащею?
Помогите решить, пожалуйста.
Дети решают 4 задание.
— Помогли вы мне. И я вам за это помогу. Тайну открою. Если накормите Кощея сосисками, подобреет. Просите его, чего хотите. Ну, ступайте к Кащею.
Появление Кащея. (звук)
— Попались, голубчики. Теперь вы отсюда не уйдете! Что это у вас? Сосиски?
Ням, ням, ням! Ну, теперь говорите, чего пришли? А, знаю, за учебниками. А сундук то я не помню где! Запишите первые буквы ответов, узнаете.
Разгадывают сканворд. 5 задание.
— Сдаюсь! Все знаете! Забирайте учебники. Но с условием. Не знаю я, как задачи решить. Пришлите мне решения. Пожалуйста. Я посмотрю и научусь. Договорились? Ну, до встречи.
Дети выполняют задачи в телеграмме для Кащея.
Заключительная песня «Чтоб могли на Марс летать».
Самоанализ урока
Урок проходил в середине октября. У пятиклассников идет период адаптации к средней школе. Особенно важно сейчас создавать благоприятные условия для учебной деятельности: учеников не должно быть стрессовых ситуаций на уроке; урок должен способствовать повышению уровня самооценки каждого ученика, создавать ситуацию успеха, поддерживать и развивать интерес к предмету.
В данном уроке соединены математика и сказочный сюжет. Это способствовало поддержанию интереса к уроку на всём его протяжении. Даже слабые и немотивированные дети работали с большим энтузиазмом. Поддержанию интереса к уроку способствовала и яркая презентация со звуковым сопровождением сказки. Задания давали сами сказочные герои, такой нестандартный подход тоже помог активизировать внимание детей.
Посильные задания, а также работа в парах создали ситуацию успеха для каждого ученика.
Работа в парах воспитывает ответственность перед товарищами за совместную работу, развивает «чувство локтя» и способствует развитию классного коллектива.
Урок был направлен на развитие математической речи, на развитие умения аргументировать свой ответ, грамотно оформлять решение.
Самостоятельная работа показала хорошие результаты.