Урок математики в 1 классе по системе учебников «Школа России»
Тема: Дециметр.
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.
Задачи урока:
Образовательные: учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;
Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование урока:
Учащиеся:
— учебник «Математика» 1 класс, М.И.Моро, С.В.Степанова и др.;
— тетрадь «Математика и конструирование» 1 класс, С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина;
— деревянные брусочки (мерки) длиной 1см и 1 дм;
— линейка;
— карточки;
— ПК Macbook, программа ПервоЛого.
Учитель:
— магнитный плакат «Сотенный квадрат» и карточки с буквами;
— таблички с названием величин;
— ПК, экран, проектор;
— фрагмент м/ф «38 попугаев».
Ход урока:
Деятельность учителя | Задания для учащихся | Деятельность учащихся | |
I. Мотивация к учебной деятельности | Проговаривает стихотворение – правила поведения на уроке, объясняет, для чего нужно соблюдать эти правила. | Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Организация рабочего места. |
II. Актуализация знаний. (устные упражнения) | Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать. Организует актуализацию умений выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. | Ребята, перед трудной работой мы с вами всегда проводим разминку. Я предлагаю не изменять этому правилу. Итак, разминка! 1. Учитель загадывает число, учащиеся его называют, записывают. Учитель выставляет на доску соответствующую карточку с буквой. -Число, предыдущее числу 13; -Число, следующее за числом 20; -В этом числе 6 десятков и столько же единиц; -Число больше 30 на 5; -Число показывает, на сколько 40 меньше 90; -Я задумала число. Из него вычла 40 и получила 5. Какое число я задумала? -Какое число стоит между числами 85 и 87? -Это число равно сумме 50 и 8. Если вы расставите числа в порядке возрастания, у вас получится слово. -Что такое величина? 2. Повторим известные величины. Соедините величины и единицы их измерения. | Работа с магнитным плакатом Дети повторяют знание нумерации в пределах 100. Называют последующее и предыдущее число. Высказывание предположений, актуализация опыта. Дети записывают числа: (12-В); (21-Е); (66-Н); (35-Л); (50-Ч); (45-И); (86-А); (58-И); 12, 21, 35, 45, 50, 58, 66, 86; ВЕЛИЧИНА Величина – это признак, который можно измерить. Дети повторяют известные величины и единицы измерения. |
III. Подведение к проблеме | Введение в тему урока. Показ фрагмента мультфильма «38 попугаев». | -Сегодня на уроке мы поговорим о единицах измерения длины, поможем известным героям мультфильма и познакомимся с новой единицей измерения. Фрагмент мф. -Ребята, что делали зверята? Как? При помощи кого? -Прав ли удав в том, что в попугаях он длиннее? Почему? -Какой единицей измерения вы предпочли бы измерить удава? — Ребята, я просила некоторых из вас найти материал о старинных единицах измерения длины, которыми пользовались на Руси. Давайте послушаем. Может мы найдём удобную единицу для измерения длины удава?! — Будем ли мы иметь точное представление о длине удава, пользуясь этими мерами длины? — Да, мы можем измерить длину удава в данных марках. Но точное представление о длине иметь не будем, так как эти мерки устаревшие и требуют долгого преобразования в современные единицы длины.
| Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод. (Измерять нужно одной меркой) У детей возникает затруднение, т.к. сантиметр слишком маленькая единица измерения. |
IV. Формирование нового знания через деятельностный подход. | Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. Организует составление совместного плана действий. Реализует план выхода из затруднения. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. | Проведём практическую работу. -У вас на партах лежат две мерки. Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте измерить длину удава этой меркой. Удобно? (нет) -Возьмите другую мерку и измерьте длину удава этой меркой. Удобно? (да) -Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10) Значит, большая мерка равна 10 см. Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР. На доске появляется карточка с названием единицы измерения. -Сколько в 1 дециметре сантиметров? (10см) А теперь при помощи дм измерьте длину парты. -Какова длина парты? | Учащиеся с помощью маленькой мерки пробуют измерить длину парты. Фиксируют индивидуальное затруднение. Учащиеся высказывают свои предположения. Приходят к пониманию проблемы. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Учащиеся проговаривают по слогам название единицы измерения. Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Учащиеся записывают длину парты в дециметрах, а затем переводят в сантиметры. |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | -Итак, с какой единицей длины будем работать на уроке сегодня?… с новой единицей длины – дециметром. Что в процессе эксперимента мы узнали о дм? | Дм – единица длины, 1 дм =10см |
VI. Включение в систему знаний. Физкультминутка. | Организует закрепление новых знаний. | Физминутка Работа по учебнику. Стр. 51 задание №2 №3.
| По алгоритму учащиеся чертят отрезки, преобразуют величины. Учащиеся читают, анализируют и решают задачи. |
VII. Самостоятельная работа. | ъ | — |
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Благодарит за работу на уроке. | -Какую цель ставили? Достигли цели? -Какая тема урока была? -О какой новой единице измерения длины узнали? -Когда ей удобно пользоваться? -Оцените свою деятельность на уроке, используя карточку с бананом: -жёлтый (не было ошибок); -зелёный (были ошибки); -красный (не смог выполнить ни одного задания).
|
|