Урок математики в 1 классе по ФГОС. Тема урока: «Числа и цифры. Римские цифры»
Цели урока:
Метапредметные цели:
— личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частичной задачи;
— регулятивные: развивать умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— познавательные: произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;
— логические: установление причинно-следственных связей;
— коммуникативные: формирование коммуникативных способностей, умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные цели:
— систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах;
— познакомить с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации, с римскими цифрами и их написанием;
— учить пользоваться римской нумерацией.
Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ, исторических сведений, творческих заданий.
Задачи урока:
— создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах;
— способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов, творческих способностей через знакомство с историческими сведениями о нумерации, с римскими цифрами и их написанием;
— воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.
Основные дидактические методы:
— проблемные методы обучения
— продуктивно — практический
— частично – поисковый
— объяснительно-иллюстративный
— метод проекта
— принципы самоорганизации познавательной работы учащихся
Оборудование:
— для учителя – компьютер, презентация, фонограмма, предметные картинки, карточки арабских и римских цифр;
— для учащихся – информационные источники: тетрадь, учебник; цифровые «веера», карточки для групповой работы.
Ход урока
Деятельность учителя и ученика | Планируемые результаты | |
1. Организационный момент.
| Раз, два – выше голова. Три, четыре – плечи шире. Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим. Беритесь, ребята, скорей за работу! Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету! –Вспомним, что мы уже знаем. Возьмите свои цифровые «веера» и проверим, все ли вы «отбросили лень»? | Личностные УУД: развивать учебно-познавательный интерес к уроку, развить мелкую моторику. |
2. Актуализация знаний.
| Работа с отрезком натурального ряда чисел. – Покажите на цифровом «веере», какое число следует за числом 6? 8? Как мы получили последующее число? – Покажите, какое число является предыдущим для числа 4? 10? Как мы получили предыдущее число? – К какому числу надо прибавить 2, чтобы получить 7? – Из какого числа нужно вычесть 1, чтобы получить 6? – На сколько надо уменьшить число 9, чтобы получить 5? | Предметные УУД: систематизировать и обобщить знания о числах и цифрах. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном процессе. |
3. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
| 1) Наши герои учебника Лена и Петя читают: кто-то из них журнал, а кто-то книгу. Петя не читает журнал. Кто читает книгу? 2) В одной старой книжке Петя увидел рисунки. — Что вас удивило? Что интересного заметили? Что могут означать записи под рисунками? Как бы вы прочитали знаки под рисунками? Что для этого надо сделать? – Что такое цифра? Эти знаки — цифры индейцев племени майя в Америке, древнего народа. Этими знаками записано число предметов на каждом рисунке. – Помогите Пете сосчитать предметы на рисунке и назвать эти цифры. (Работа в парах) – Таким образом, какой знак, какую цифру использовал народ майя для обозначения числа один? пять? девять? – А мы с вами такими же цифрами (значками) обозначаем числа? – Значит, для одного и того же числа существуют разные цифры, знаки. А вам интересно узнать какие? Итак, тема нашего урока: «Числа и цифры». – Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? – А для чего нам это надо? 3) Люди научились считать давно, а вот записывать числа – гораздо позже. Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве, узлами на веревке, и только потом придумали для обозначения чисел значки – цифры. При этом у многих народов эти знаки были разными. — Сейчас поработаем в тетрадях. Откройте свои тетради. 4) Вова предлагает вам следующее задание. – Запишите число точек на каждой карточке цифрами, с которыми вы познакомились на уроках математики. (Самостоятельная работа в тетрадях) – Какие действия вы выполняли? – Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 называют арабскими. Их всего десять. В 200 году в Индии они выглядели совершенно иначе. Со временем написание цифр совершенствовалось. Арабы выбрали из этих различных видов цифры наиболее удачные. От них цифры продолжили свой путь по Земле. – А в наши дни мы записываем цифры так — арабские цифры — 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. – Значит, на предыдущих уроках мы с вами учились, какие цифры писать? Физкультминутка Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали. Ручками похлопали, Раз, два, три. Ножками потопали Раз, два, три. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнём И опять считать начнём. 5) А Катя хочет познакомить вас с римскими цифрами. – Сможете ли назвать числа, которые здесь записаны? – А теперь сможете назвать эти числа? Как вы догадались? — Представьте себе, что вы — древний римлянин, не знаете цифр. Посоветуйтесь в парах, как показать с помощью пальцев на ваших руках числа 1, 5, 10? (Работа в парах) – Римская цифра V напоминает ладонь с оттопыренным большим пальцем, а число X две скрещенные руки. — Римских цифр всего три. С помощью них записывают числа. Посмотрите в учебнике на стр. 30 в № 3 натуральный ряд римских цифр. Как вы думаете? Как, по какому принципу записаны цифры? Какая существует здесь закономерность? (Работа в группах) | Личностные УУД: развить учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частичной задачи.
Регулятивные УУД: развивать умение преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные УУД: произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Логические УУД: устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные способности, уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Я тетрадь свою открою, уголочком положу. Я от вас ничуть не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.
Предметные УУД: владеть ранее изученной информацией и т употреблять её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Предметные УУД: ознакомить с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации.
Познавательные УУД: осуществлять анализ, синтез и сравнение информации, строить логические рассуждения.
Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные УУД: Читать и работать с информацией, понимать задание и извлекать нужную информацию. |
4. Первичное закрепление изученного.
| 1) Работа с учебником и тетрадью. — Выполняем задание №4 на стр. 31. Пишем римские цифры в тетради по образцу учебника. (Самостоятельная работа. Проверка) — Где вам встречались римские цифры? 2) Работа в учебнике. — Выполняем следующее задание №5 в учебнике. Обозначим число предметов разными цифрами. Вывод. Для чего нам нужны числа? Как вы поняли, что такое цифра? 3) Проверим ваши высказывания, прочитав вывод в учебнике на с. 31. Верны ли ваши предположения? Чтение правила в учебнике. – Значит, с помощью чисел мы называем количество предметов, называем предметы по порядку, а цифра это знак. С помощью цифр мы записываем числа. Физкультминутка для глаз «Солнышко». | Предметные УУД: уметь пользоваться римской нумерацией.
Логические УУД: устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательные УУД: осуществлять анализ, синтез и сравнение информации, строить логические рассуждения.
|
5. Самостоятельная работа в парах.
| — Закрепим наши знания. Выполняем задание № 6, с. 31 — Какие числа не записал Вова? Помоги ему записать пропущенные числа от наименьшего к наибольшему арабскими цифрами. — Вверху напишите арабские цифры? — Какие римские цифры пропустил Вова? — Назовите числа, следующие за числом V, VIII, IX. — Назови числа, предыдущие числам II, IV, X. | Предметные УУД: уметь пользоваться римской нумерацией.
|
6. Творческое задание – создание проекта.
| — Ребята, давайте теперь попробуем придумать свою систему цифр с помощью условных знаков, рисунков. (На интерактивной доске – «заготовка» числового луча.) Дети в группах, советуясь друг с другом, выбирают, придумывают свою систему цифр с помощью рисунков, знаков, которые они выбрали и нарисовали сами около делений шкалы. Это придуманные ими знаки, обозначающие «волшебные» цифры. Затем идёт защита проекта. | Метапредметные УУД: выступать перед аудиторией с сообщением, используя свою работу (рисунок, чертёж). Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные способности, умение формулировать собственное мнение и позицию. |
7. Рефлексия. Итог урока.
| – Сегодня на уроке мы сделали еще один шаг на пути изучения математики. – Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке? — Какая система чаще всего используется нами? Почему? — Какая не используется? Почему? – Что показалось вам наиболее интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? — Поднимите руки те, кто: работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему? – Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников. На следующем уроке мы закрепим знания о римской нумерации. Вы можете сами составить примеры по своей системе «волшебных» цифр. Спасибо за урок. | Регулятивные УУД: Осуществлять итоговый контроль результатов. Личностные УУД: Формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу, понимать необходимость учения. |