Урок математики в 1 классе по ФГОС «Числа и цифры. Римские цифры»

Урок математики в 1 классе по ФГОС. Тема урока: «Числа и цифры. Римские цифры»

Цели урока:

Метапредметные цели:

— личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частичной задачи;

— регулятивные: развивать умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— познавательные: произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

— логические: установление причинно-следственных связей;

— коммуникативные: формирование коммуникативных способностей, умение формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные цели:

— систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах;

— познакомить с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации, с римскими цифрами и их написанием;

— учить пользоваться римской нумерацией.

Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ, исторических сведений, творческих заданий.

Задачи урока:

— создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах;

— способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов, творческих способностей через знакомство с историческими сведениями о нумерации, с римскими цифрами и их написанием;

— воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.

Основные дидактические методы:

— проблемные методы обучения

— продуктивно — практический

— частично – поисковый

— объяснительно-иллюстративный

— метод проекта

— принципы самоорганизации познавательной работы учащихся

Оборудование:

— для учителя – компьютер, презентация, фонограмма, предметные картинки, карточки арабских и римских цифр;

— для учащихся – информационные источники: тетрадь, учебник; цифровые «веера», карточки для групповой работы.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя и ученика

Планируемые результаты

1. Организационный момент.


Раз, два – выше голова. Три, четыре – плечи шире.

Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим.

Беритесь, ребята, скорей за работу!

Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету!

Вспомним, что мы уже знаем. Возьмите свои цифровые «веера» и проверим, все ли вы «отбросили лень»?

Личностные УУД: развивать учебно-познавательный интерес к уроку, развить мелкую моторику.

2. Актуализация знаний.


Работа с отрезком натурального ряда чисел.

– Покажите на цифровом «веере», какое число следует за числом 6? 8? Как мы получили последующее число?

– Покажите, какое число является предыдущим для числа 4? 10? Как мы получили предыдущее число?

– К какому числу надо прибавить 2, чтобы получить 7?

– Из какого числа нужно вычесть 1, чтобы получить 6?

– На сколько надо уменьшить число 9, чтобы получить 5?

Предметные УУД:

систематизировать и обобщить знания о числах и цифрах.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном процессе.

3. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.


1) Наши герои учебника Лена и Петя читают: кто-то из них журнал, а кто-то книгу. Петя не читает журнал. Кто читает книгу?

2) В одной старой книжке Петя увидел рисунки.

— Что вас удивило? Что интересного заметили? Что могут означать записи под рисунками? Как бы вы прочитали знаки под рисунками? Что для этого надо сделать?

– Что такое цифра? Эти знаки — цифры индейцев племени майя в Америке, древнего народа. Этими знаками записано число предметов на каждом рисунке.

– Помогите Пете сосчитать предметы на рисунке и назвать эти цифры. (Работа в парах)

– Таким образом, какой знак, какую цифру использовал народ майя для обозначения числа один? пять? девять?

– А мы с вами такими же цифрами (значками) обозначаем числа?

– Значит, для одного и того же числа существуют разные цифры, знаки. А вам интересно узнать какие?

Итак, тема нашего урока: «Числа и цифры».

– Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?

– А для чего нам это надо?

3) Люди научились считать давно, а вот записывать числа – гораздо позже. Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве, узлами на веревке, и только потом придумали для обозначения чисел значки – цифры. При этом у многих народов эти знаки были разными.

— Сейчас поработаем в тетрадях. Откройте свои тетради.

4) Вова предлагает вам следующее задание.

– Запишите число точек на каждой карточке цифрами, с которыми вы познакомились на уроках математики. (Самостоятельная работа в тетрадях)

– Какие действия вы выполняли?

– Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 называют арабскими. Их всего десять. В 200 году в Индии они выглядели совершенно иначе. Со временем написание цифр совершенствовалось. Арабы выбрали из этих различных видов цифры наиболее удачные. От них цифры продолжили свой путь по Земле.

– А в наши дни мы записываем цифры так — арабские цифры — 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

– Значит, на предыдущих уроках мы с вами учились, какие цифры писать? 

Физкультминутка

Мы считали и устали.

Дружно все и тихо встали.

Ручками похлопали, Раз, два, три.

Ножками потопали Раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять считать начнём.

5) А Катя хочет познакомить вас с римскими цифрами.

– Сможете ли назвать числа, которые здесь записаны?

– А теперь сможете назвать эти числа? Как вы догадались?

— Представьте себе, что вы — древний римлянин, не знаете цифр. Посоветуйтесь в парах, как показать с помощью пальцев на ваших руках числа 1, 5, 10? (Работа в парах)

– Римская цифра V напоминает ладонь с оттопыренным большим пальцем, а число X две скрещенные руки. 

— Римских цифр всего три. С помощью них записывают числа. Посмотрите в учебнике на стр. 30 в № 3 натуральный ряд римских цифр. Как вы думаете? Как, по какому принципу записаны цифры? Какая существует здесь закономерность? (Работа в группах)

Личностные УУД: развить учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частичной задачи.


Регулятивные УУД: развивать умение преобразовывать практическую задачу в познавательную.


Познавательные УУД: произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.


Логические УУД: устанавливать причинно-следственные связи.


Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные способности, уметь формулировать собственное мнение и позицию.



Я тетрадь свою открою, уголочком положу.

Я от вас ничуть не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.



Предметные УУД:

владеть ранее изученной информацией и т употреблять её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.



Предметные УУД:

ознакомить с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации.



Познавательные УУД:

осуществлять анализ, синтез и сравнение информации, строить логические рассуждения.


Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию.


Предметные УУД:

Читать и работать с информацией, понимать задание и извлекать нужную информацию.

4. Первичное закрепление изученного.


1) Работа с учебником и тетрадью.

— Выполняем задание №4 на стр. 31. Пишем римские цифры в тетради по образцу учебника. (Самостоятельная работа. Проверка)

— Где вам встречались римские цифры?

2) Работа в учебнике.

— Выполняем следующее задание №5 в учебнике. Обозначим число предметов разными цифрами.

Вывод. Для чего нам нужны числа? Как вы поняли, что такое цифра?

3) Проверим ваши высказывания, прочитав вывод в учебнике на с. 31. Верны ли ваши предположения?

Чтение правила в учебнике.

– Значит, с помощью чисел мы называем количество предметов, называем предметы по порядку, а цифра это знак. С помощью цифр мы записываем числа.

Физкультминутка для глаз «Солнышко».

Предметные УУД:

уметь пользоваться римской нумерацией.




Логические УУД: устанавливать причинно-следственные связи.


Познавательные УУД:

осуществлять анализ, синтез и сравнение информации, строить логические рассуждения.


5. Самостоятельная работа в парах.


— Закрепим наши знания. Выполняем задание № 6, с. 31

— Какие числа не записал Вова? Помоги ему записать пропущенные числа от наименьшего к наибольшему арабскими цифрами.

— Вверху напишите арабские цифры?

— Какие римские цифры пропустил Вова?

— Назовите числа, следующие за числом V, VIII, IX.

— Назови числа, предыдущие числам II, IV, X.

Предметные УУД:

уметь пользоваться римской нумерацией.



6. Творческое задание – создание проекта


— Ребята, давайте теперь попробуем придумать свою систему цифр с помощью условных знаков, рисунков. 

(На интерактивной доске – «заготовка» числового луча.)

Дети в группах, советуясь друг с другом, выбирают, придумывают свою систему цифр с помощью рисунков, знаков, которые они выбрали и нарисовали сами около делений шкалы. Это придуманные ими знаки, обозначающие «волшебные» цифры. Затем идёт защита проекта.

Метапредметные УУД:

выступать перед аудиторией с сообщением, используя свою работу (рисунок, чертёж).

Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные способности, умение формулировать собственное мнение и позицию.

7. Рефлексия.

Итог урока.


– Сегодня на уроке мы сделали еще один шаг на пути изучения математики.

– Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

— Какая система чаще всего используется нами? Почему?

— Какая не используется? Почему?

– Что показалось вам наиболее интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

— Поднимите руки те, кто: работал в полную силу;

работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

– Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников. На следующем уроке мы закрепим знания о римской нумерации. Вы можете сами составить примеры по своей системе «волшебных» цифр. Спасибо за урок.

Регулятивные УУД:

Осуществлять итоговый контроль результатов.

Личностные УУД:

Формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу, понимать необходимость учения.

Свежие документы:  Конспект урока по математике "Лист Мебиуса" 8 класс


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: