-1-
Урок математики в 3классе ( «Начальная школа 21 века).
Тип урока: урок «открытия новых знаний».
Тема: Умножение двузначного числа на двузначное.
Методы обучения: наглядный, словесный, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Основное содержание урока
Цель: Организовать деятельность учащихся по закреплению понятий: двузначное и однозначное число, разрядные слагаемые; создать условия для реализации метода взаимообучения.
Предметные задачи урока:
— повторить свойство умножения суммы на число;
-формировать представления о способах умножения двузначного числа на двузначное;
— способствовать использованию нового при решении задач.
Метапредметные задачи урока:
— формировать интерес к познанию математических законов, способности к самоизменению и саморазвитию (личностные);
— развивать умение контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками, на основе рефлексивной самоорганизации; (регулятивные);
— развивать познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции. Развивать внимание, память, математическую речь; умения выделять главное, существенное в изучаемом материале. Формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия;
(познавательные);
— воспитывать культуру поведения, ответственность; прививать любовь к математике; воспитывать умения выслушивать и уважать мнение другого человека в работе парами (коммуникативные).
Средства обучения: Учебник «Математика», 3 класс (автор В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва). Опоры по теме урока.
-2-
Ход урока.
І. Организационный момент
Цель: внешняя и внутренняя подготовка к уроку.
На доске высказывания гениев науки: «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит» (М.В.Ломоносов), «Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым» (А.П.Конфорович)
-Это всё о математике. Вы согласны с авторами этих строк? Есть желающие поспорить?
Вывод. Важно на уроке всё: и точный математический счёт, и грамотное объяснение математических суждений, и осознанное чтение заданий. Давайте проследим за всем этим на нашем уроке.
ІІ. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель:1) включить учащихся в учебную деятельность; 2)определить содержательные рамки урока: продолжаем работать над умножением чисел.
Чтобы урок проходил результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.
— Предлагаю проверить своё внимание.
Решение логической задачи:
Таня, Арина и Валя заняли призовые места на математической олимпиаде. Известно, что место Вали нечётное, Таня заняла не первое место, а место Арины выше, чем у Вали. Распределите места между девочками.
— Предложите, как будем рассуждать. (Здесь удобно использовать граф)
Таня 1 место
Арина 2 место
Валя 3 место
( В задаче сказано, что у Вали нечётное место, то есть либо 1- е, либо 3 — е. Также сказано, что у Арины выше, чем у Вали. Значит, у Вали 3место.Таня заняла не 1 место, и не 3место, значит – 2место. Остаётся 1-е место для Арины.)
-3-
ІІІ.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение.3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.
— Ребята, для открытия нового обязательно нужно повторить ранее изученное. Вспомните, какие числа мы являются чётными (нечётными)
Арифметический диктант
а) Увеличьте 9 в 4 раза. (36)
б) Найдите сумму чисел 18 и 36. (54)
в) Найдите произведение чисел 7 и 3 (21)
г) Первый множитель- 3, второй на 2 единицы больше первого. Чему равно произведение чисел? (15)
д) Чему равно делимое, если делитель равен 8, а частное равно 4? (32)
Проверка в парах (учащиеся обмениваются тетрадями)
-На какие две группы можно разделить полученные числа?
1 группа — 36, 54, 32 (двузначные, чётные)
2 группа — 21, 15 (двузначные, нечётные)
Числа второй группы представьте в виде суммы разрядных слагаемых:
21=20+1
15=10+5
Повторение свойства «Умножение суммы на число».
— Соедините пары выражений.
(40+5)∙2 31∙3+13∙3
(31+13)∙3 (30+6)∙2
30∙2+6∙2 40∙2+5∙2
-Какое свойство использовали? (Умножение суммы на число)
— Запишите закономерность в общем виде.
(а + b) ∙ с = а ∙ с + b ∙ с
Внетабличное умножение: 36∙2, 5∙16, 24∙4, 13∙3,18∙3, 2∙45, 5∙17,26∙3.
-Какое свойство умножения использовали?
ІV. Организация восприятия. Постановка проблемы. (Этап построения проекта выхода из затруднения.)
Цель:1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;2) согласовать и зафиксировать цель и тему урока.
-Чем похожи и чем отличаются данные выражения? Найдите лишнее.
16∙4 14∙3 25∙7 28∙15 33∙5
-4-
(Все примеры на нахождение произведения. Даны случаи внетабличного умножения, лишний пример28∙15)
-Какие способы решения вы предлагаете?
28∙(10+5)=28∙10+28∙5=280+140=420
-Всегда ли удобен этот способ вычисления?
—Определим цель нашего урока (научиться умножать двузначное число на двузначное).
V.Реализация построенного проекта. Работа с учебником.
Цель: сформировать представление об умножении двузначного числа на двузначное.
Коллективная работа-стр. 122 (Волк и Заяц). Затем разбор решений у доски: 17∙23 , 54∙11 , 13∙27 .
Парная работа,на доске варианты заданий.
(Записать примеры)
— Думаю, что работая в парах, вам интереснее будет справиться с этим заданием. Решите примеры 1вариант-1-3-ий примеры, 2 вариант -2-4-ый примеры. Закончив работу, проверьте работу друг у друга.
Сделайте вывод: как же умножать двузначное число на однозначное?
(Двузначные числа запишем в столбик. Сначала умножаю на число единиц, получаю первое неполное произведение. Затем на число десятков. Это второе неполное произведение. Полученные результаты складываю. Читаю ответ).
VІ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция
Составим алгоритм вычисления.
1.Записываем в столбик: десятки под десятками, единицы под единицами
2.Умножаем на число единиц.
3.Записываем первое неполное произведение.
4.Умножаем десятки.
5.Записываем второе неполное произведение.
6.Складываем.
7.Находим конечный результат.
— Продолжаем открытие нового. Работа по учебнику стр.52 № 170.
Самостоятельная работа с использованием алгоритма вычисления.
-5-
1вариант – примеры 1 и 3.
2вариант – примеры 2 и 4.
Проверка по эталону (вынести на доску)
1вариант
24∙38=
22∙44=
2вариант
18∙17=
51∙16=
Рефлексия успешности.
— Оцените себя (+ или ?)
Физминутка.
— Открытие новых знаний у нас состоялось. Отдохнём.
VІ І. Включение в систему знаний и повторения.
Цель: организация деятельности учащихся по применению изученных знаний, выделение существенных признаков, конкретизация ЗУН
Применение изученных знаний.
стр. 52 № 171.
Коллективное решение задачи двумя способами.
— Ученье везде найдёт примененье! Используем новый приём вычислений при решении задач.
— Прочитайте.
«Для уроков технологии необходимо приобрести набор цветной бумаги по 34 рубля и клеевой карандаш по 12 рублей за каждый. Сколько необходимо денег, чтобы обеспечить 3 «б» класс, в составе 22 человек, всем необходимым материалом?»
— Решаем задачу двумя способами.
Первый способ:
(34+12)∙22=1012(руб.)
Второй способ:
34∙22+12∙22=748+264=1012(руб.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учебник стр.123 № 4 (по вариантам)
Геометрический материалпо теме «Площадь».
VІІІ.Инструкция по выполнению домашнего задания: стр.53-55
-6-
ІХ. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности учащихся.
— Наш урок подошёл к концу. Какие же знания мы открыли?
— Ребята, определите, насколько важна та работа, которой мы сегодня занимались?
-А теперь оцените по 5- бальной шкале работу на уроке с разных позиций:
„Я“ 0________5 (Каждый отмечает в тетради).
„Мы“ 0________5 (На доске ).
— Спасибо за работу!