Урок математики в 4 классе
«Деление на двузначное число столбиком»
УМК «Перспективная начальная школа»
А.Ф.Шафигуллина, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока:
Сформировать способность к делению многозначного числа на двузначное; вывести алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное.
Задачи урока:
1) актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы
умножения на однозначное число, алгоритм деления с остатком.
2) развивать вычислительные навыки, логическое мышление,
математическую речь.
3) развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез,
обобщение.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийная презентация, интерактивная доска
Чекин А.Л. Математика 4 класс, часть 2. Математика в вопросах и заданиях – тетрадь для самостоятельной работы №2.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
Цели: — мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики;
— определить содержательные рамки урока: умножение и деление многозначных чисел на двузначное число.
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока: « Где есть желание, найдётся путь!»
— Почему сегодня у нас такой девиз?
— Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
— Вы готовы к работе? Тогда в путь.
— Пожелайте друг другу удачи!
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Цели: — актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и делением (а : в = с, с * в = а);
— тренировать вычислительные навыки.
Форма работы – в парах
1) Обсудите, на какие группы можно разбить эти выражения:
56:14 39:13 1222:47
46:23 968:44
Ответ: деление двузначного числа на двузначное, деление многозначного числа на двузначное число
2) Самостоятельная работа.
Задание: найти значения выражений.
— Какой метод деления двузначного числа на двузначное вы знаете? (метод подбора)
— Вспомним алгоритм письменного деления:
1. Найти первое неполное делимое.
2. Определить число цифр в частном.
3. Найти цифры в каждом разряде частного.
3) Выполнение задания в тетради.
56:14 46:23 39:13 968:44 1222:47
4) Проверка выполнения задания
56:14=4 46:23=2 39:13=3
968:44=(?) 1222:47=(?)
— Как можно доказать, что вы решили правильно?
— Проверить.
— Как проверить деление?
— Действием умножения. (Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное)
— 14×4=56 23×2=46 13×3=39
44x?=968
47x?=1222
3.Выявление места и причины затруднения
Цель: — организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость определения нового способа деления.
— Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления. Почему получились разные значения при делении? (не умеем делить многозначное число на двузначное число)
4.Построение проекта выхода из затруднения
— Какова цель нашего урока?
( Научиться делить многозначное число на двузначное столбиком)
— Сформулируйте тему урока. ( Деление на двузначное число столбиком)
— Как будем выходить из этого затруднения? Что вы предлагаете?
— Каким методом мы умеем делить двузначные числа на двузначное? (методом подбора)
— Попробуем применить этот метод при делении многозначного числа на двузначное.
5.Реализация построенного проекта
Цели: — организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа деления;
— зафиксировать построенный способ действия деления в речи и знаках.
— Давайте вернёмся к решению примеров столбиком, в которых у вас возникли трудности. Разделим столбиком 968 на 44. Подходит ли нам алгоритм письменного деления на однозначное число? (ученик у доски с объяснением)
— Находим первое неполное делимое – 96. В записи частного получится два числа.96 делим на 44 методом подбора. Получится 2. Число записываем в частное. 2 умножить на 44 получится 88. 96 вычесть 88 получится 8. Остаток меньше делителя. 88 делим на 44 методом подбора. 2 пишу в частное. 88 вычесть 88 получится 0. Ответ 22.
Аналогично решаем пример 1222:47
6.Первичное закрепление с проговариванием
Цель: — зафиксировать способ действия при делении многозначного числа на двузначное.
Фронтальная работа (с проговариванием вслух)
№ 36, стр. 14 (решение примеров столбиком у доски с проговариванием алгоритма)
Физкультминутка
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели: — тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
— проверить способность к делению многозначного числа на двузначное.
— Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.
Работа в тетради для самостоятельных работ стр. 8 № 16
— Обменяйтесь тетрадями проверьте друг друга, поставьте оценку.
8.Включение в систему знаний и повторение
Цели: — закрепить умение решать текстовые задачи;
— тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление;
— развивать творческие способности учащихся.
— Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на двузначные?
— Задание: составить задачу по чертежу и решить её самостоятельно.
Самопроверка
9.Рефлекия учебной деятельности
Цели: — оценить результаты собственной деятельности;
— зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: деление многозначных чисел на двузначное число.
— Чему научились? Каким способом научились?
— Довольны ли вы своей работой?
-Я передаю вам памятку, давайте проведем проверку.
Как ты себя чувствовал на уроке? | да | нет | |
1 | Приложил все силы? |
|
|
2 | Мог бы лучше? |
|
|
3 | Не очень старался? |
|
|
4 | Совсем не старался? |
|
|
5 | Было интересно? |
|
|
6 | Было трудно? |
|
|
7 | Было понятно? |
|
|
Домашнее задание: стр.14 №37 решить задачу, по желанию составить и решить обратную задачу.
— Молодцы! Спасибо за хорошую работу!