Урок математики в 5 классе по теме : «Упрощение выражений»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги

муниципального образования «Барышский район»

Ульяновской области













Урок математики в 5 классе по теме:


Упрощение выражений
















Подготовила учитель математики

Дмитриева Мария Александровна


Урок по теме: «Упрощение выражений» (3-й урок по теме)

Эпиграф: «Знание свойств и правил — ключ к успеху в работе».

Цели урока:

а) обучающие:

Учащиеся должны знать: переместительное и сочетательное свойства сложения и вычитания, распределительное свойство умножения относительно сложения и относительно вычитания, правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя;

Уметь: упрощать различные выражения с использованием изученных свойств, решать уравнения, предварительно их упростив, решать задачи с помощью уравнений.

б) развивающие:

способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти каждого учащегося;

в) воспитательные:

  • активизация познавательной и творческой деятельности учащихся;

  • формирование интереса к математике;

  • воспитание ответственного отношения к учебному труду;

  • умение оценивать результаты своего труда.

План урока:

1.Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока. Предварительная оценка учащимися своих знаний по теме урока.


2. Математическая разминка-повторение правил.

Задание:собрать домино (у каждого на парте в конверте лежат карточки, на

одной половине которой написаны вопросы, а на другой – ответы)


НАЧАЛО

Как найти неизвестное слагаемое?


Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое

Как найти неизвестное уменьшаемое?


Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое

Как найти неизвестное вычитаемое?


Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность

Как найти неизвестный множитель?


Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на другой множитель

Как найти неизвестное делимое?



Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное

Как найти неизвестный делитель?


Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное

Как умножить сумму на число?



Чтобы умножить сумму на число, надо умножить на это число каждое слагаемое и сложить полученные произведения

Как умножить разность на число?


Чтобы умножить разность на число, надо умножить на это число уменьшаемое и вычитаемое и из первого произведения вычесть второе

КОНЕЦ

Какая же цепочка правил нам сегодня , да и потом , необходима для работы на уроке?

Какие из этих правил мы учили на предыдущем уроке? Как называются эти свойства?

Сформулировать распределительное свойство умножения относительно сложения.

Сформулировать распределительное свойство умножения относительно вычитания. (На экране появляются слайды и на стенде «Сегодня на уроке» буквенная и схематичная запись этих свойств)

(а + в) с = ас + вс; ( ∆ + ) ☼ = ∆ ☼ +  ☼

(а – в) с = ас – вс; ( ∆ — ) ☼ = ∆ ☼ —  ☼

Запомните! В математике просто так ничего не изучается, все, что в ней наработано, применяется в жизни!

3.Устные упражнения ( задание на слайдах)

1)Упростите выражения:

5а + а

45х – х

24р – 13р

17у — у + 4у

2)Найдите значение выражения с помощью распределительного свойства умножения:

82 ∙ 3

299 ∙ 6

49∙17 + 51 ∙ 17

302 ∙97 – 202 ∙ 97

3) Найдите площадь


6 9

Составьте выражения для нахождения площади прямоугольника (большого).


4







a b c d


5

5


e

e


4 6 10







4.Графический диктант ( на слайде) – с последующей взаимопроверкой

Вариант 1

1) 54 ∙1+99 ∙1=5300

2) 4 x+17x-9x =12x

3) 53 ∙8-3 ∙8 =400

4) (60-1) ∙9 =532

5) (6+b) ∙7= 42+b

6) (18+c)∙5=5c +90

Вариант 2


1) 3 ∙8 +2 ∙8 =40

2) 357a –156a=39a

3) 13 ∙42-12 ∙42=430

4) 6∙ (10+9) =114

5) (a+4) ∙3=3a +12

6) (y-7) ∙6= y- 42

Ответы на диктант:

Верно – знак __

ложно – знак ^


Вариант 1: ^ _ _ ^ ^ _

Вариант 2: _ ^ ^ _ _ ^

Критерии оценок:

«5» — 6 заданий верно

«4»- 5 заданий верно

«3»- 3-4 заданий верно

«2»- менее 2-х заданий


5.Актуализация опорных знаний

Частый гость на наших уроках – это Математический клоун ( на доске большой рисунок ), который вечно что-то путает, тем самым вызывая улыбку и смех. Вот и сегодня ему захотелось поиграть с божьей коровкой, но она сегодня очень капризная и не будет с ним играть, пока он не решит задачи, расположенные на ее черных пятнышках

«Божья коровка»

На черных пятнышках сверху прикреплены круги черного цвета, с обратной стороны кругов – задания:

1).Найти значение выражения:

а) 597 ∙10 – (597 ∙8 +597 ∙2);

б) 793 – (703 ∙97 -703 ∙96).

2). Решить уравнение:

у+9+3у+ 24=65;

3).Решите задачу: « Площадь пола кабинета математики в 4 раза больше площади пола лаборантской комнаты, поэтому для ремонта пола кабинета математики потребовалось на 48 м линолеума больше, чем для лаборантской комнаты. Какова площадь лаборантской комнаты и кабинета математики?»


Задания учащиеся выполняют на доске.


6. Математическая зарядка. (Учащиеся выполняют зарядку, стоя за партами.

Каждое задание написано отдельно на карточке, учитель их показывает по отдельности. Если равенство верное – руки поднять вверх, если неверное – руки в стороны.)

  1. 5 ∙ а = 5а

  2. 5 + b = 5b

  3. (x + 4) ∙ (у – 5) = (x + 4)(у – 5)

  4. 6 ∙ 8 ∙ n = 48n

  5. x ∙ (2 + с) = x (2 + с)

  6. 7 ∙ 2 + k = 14 k

  7. b) с = a b с

В конце зарядки повернуться к окну, сильно зажмуриться, потом открыть глаза и посмотреть в окно в даль.


7.Проверка знаний учащихся по теме в форме теста с последующей самопроверкой. ( Задания теста получают в печатном виде на каждую парту, выполняют под копирку)

Тест по теме: «Упрощение выражений»

Вариант 1.

1) Упростить выражение 9а – а + 14

а) 8а + 14; б) 22а; в) 9а + 14.

2) Вставьте вместо ∆ выражение , чтобы равенство было верным.

(132 + у) ∙ 7 = 924 + ∆

а) у; б) 7у; в) 7

3) Корень уравнения 4∙ 25 ∙ а = 1200 равен:

а) 120; б) 300; в) 12.

4)Решите уравнение:

19х – 3х + 5 = 133

5) Решите задачу:

« В первый вагон погрузили угля в 3 раза больше, чем во второй. Сколько тонн угля погрузили в каждый из этих вагонов, если в первый вагон погрузили на 52 т больше, чем во второй?»


Вариант 2.

1) Упростите выражение у + 12у – 7

а) 12у – 7; б) 13у – 7; в) 6у.

2) Вставьте вместо ∆ выражение , чтобы равенство было верным.

5 ∙ (а – 126) = ∆ — 630

а) 5; б) а; в) 5а.

3) Корень уравнения n ∙ 2 ∙ 44 = 880 равен:

а)10; б) 22; в) 44.

4) Решите уравнение:

37х -21х + 8 = 200

5) Решите задачу:

«В первый день автомашина прошла расстояние в 3 раза меньшее, чем во второй .Сколько километров прошла автомашина в каждый из этих дней, если во второй день она прошла на 360 км больше, чем в первый?»

После выполнения самостоятельной работы учащиеся осуществляют самопроверку по готовым ответам, предварительно сдав 1 листок с ответами и решениями. Свои работы учащиеся оценивают по следующим критериям:

«5» -решены все задания верно;

«4» — решены задания 1 -3,4 или 1 -3,5;

«3» — решены задания 1 – 3 или 4 или 5или 4 с одним из заданий 1-3 или 5 с одним из заданий 1-3.

Если не выполняются критерии на «3», то выставляется оценка «2».

Ответы к тесту:

Вариант 1.

1).а;2) б; 3) в ; 4) 19х – 3х + 5 = 133

16х + 5 = 133

16х = 133 -5

16х = 128

х = 128 : 16

х = 8

4) 5) Пусть х тонн угля погрузили во второй вагон, тогда в первый вагон погрузили 3х тонн угля.

Уравнение: 3х – х ==52

2х = 52

х = 52 : 2

х = 26

Значит, во второй вагон погрузили 26 тонн угля, 26 ∙ 3 =78 (т) – угля погрузили в первый вагон. Ответ: 78т, 26т.

Вариант 2.

1). Б; 2) в; 3)а; 4) 37х -21х + 8 = 200

16х + 8 = 200

16х = 200 – 8

16х = 192

х = 192 : 16

х = 12

5) Пусть х км прошла автомашина в первый день, тогда во второй день автомашина прошла 3х км.

Уравнение: 3х – х = 360

2х = 360

х = 360 : 2

х = 180

Значит в первый день автомашина прошла 180 км, 180 ∙ 3 = 540(км) –прошла автомашина во второй день. Ответ: 180 км, 540 км.

8.Рефлексия

Учащиеся высказывают свои мысли по по материалу урока, что понятно, над чем еще нужно работать: «Сегодня на уроке Я…»

9.Задание на дом.

На прошлом уроке по данной теме у вас было задание: «Составить и записать на карточке 1 уравнение и 1 задачу по данной теме».

Сегодня вы обменяетесь этими карточками и выполните задание на двойном листе дома, подписав листочки


Список использованной литературы:


1. Математика 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. [Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. –изд.,- М. : Мнемозина, 2009. -288 с. : ил.

2. Жохов В. И. Преподавание математики в 5—б классах : методическое пособие. — М., 2004.

3. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 5 класс: к учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика. 5 класс» / М.А.Попов. – 7-е изд., перераб. И доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2011.- 95с., (Серия «Учебно-методический комплект»)


Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Решение текстовых задач" 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: