Урок математики в 6 классе по теме «Отношения и пропорции. Разработка урока»

Урок обобщающего повторения по теме

«Отношения и пропорции».

Урок математики в 6 классе.


Учитель: Пустовая Елена Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории.


Тема: Отношения и пропорции.


Тип урока: урок – путешествие.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, оценочные листы, карточки с заданиями для самостоятельного решения, лист с вопросами и ответами по теории.



Цели:

  • Формирование учебно-познавательных компетенций: пропорция, отношение, основное свойство пропорции, прямая и обратная пропорциональные зависимости, масштаб; применение знаний в практической деятельности при решении задач социальной направленности;

  • Социальные компетенции: умение работать в парах; этика общения; создание хороших межличностных взаимоотношений;

  • Коммуникативных компетенций: способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной работы класса;

  • Межпредметные компетенции: применение межпредметных знаний.


Тип урока: урок – путешествие.


План урока

  1. Организационный момент: здравствуйте ребята, сядьте на свои места, мы начинаем наш урок.

  2. Актуализация

Отношения, пропорция, основное свойство пропорции, прямая и обратная пропорциональность – эти понятия являются главными корнями дерева, на котором могут вырасти идеи решения самых разных задач. И корни этого дерева должны быть крепкими. (слайды 1-2)

Ребята, на дворе зима, мороз, так хочется вернуться в лето. Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в летний домик бабушки Лукерьи. А живет бабушка в небольшой деревушке под г.Новгородом. Во время путешествия вам придется применить ваши знания по теме «Отношения и пропорция» к решению маленьких житейских проблем. Оплатой стоимости билета на проезд будут служить ваши знания. Чем выше ваш запас, тем комфортабельней вид вагона.(На столах лежат листы с вопросами по теории, ребята в парах отвечают на 3-4 вопроса и получают оценку).

Задание №1 Сейчас вы будете работать в парах и оцените теоретические знания, выставив соответствующую оценку согласно критериям в оценочном листе.

( слайды 3 и 4 )

Итак, займите места, согласно купленным билетам. Мы отправляемся!

Чтобы время в пути пролетело быстро и незаметно, изучим карту нашего маршрута

( слайд 5 )

На географии вы изучали масштаб и учились работать с масштабом карты. Вот вам:

Задание №2 Определите протяженность пути от г.Апатиты до г.Новгорода имея под рукой карту и сантиметровую ленту. (Учащийся у доски производит измерения и вычисления, класс записывает и проверяет)


Молодцы! Справились и с этим испытанием. А знаете ли вы, сколько литров воды вмещает вагонный титан? Да, он вмещает 20 литров воды.

( слайд 6 )

Если в вагоне едут 16 пассажиров, то каждому достанется по 5 стаканов чая, а если едет 54 пассажира, то как узнать сколько стаканов чая достанется каждому? (Один учащийся у доски записывает условие и производит вычисления)

( слайд 7 )

И вот наконец-то мы приехали. Домик бабушки Лукерьи трудно не заметить. Посмотрите, как он красив. Божественно красив, потому что, он построен с учетом божественной пропорции. Ребята, а кто напомнит мне и расскажет бабушке, что называют «божественной пропорцией»?

В дороге мы с вами утомились и нам необходим небольшой отдых.


Оказывается, ребята, к нашему приезду бабушка Лукерья хотела сварить варенье по старинному рецепту, да вот незадача, запамятовала, как рассчитать ингредиенты, если задано соотношение.

( слайд 8)

Поможем бабушке?

(Один учащийся у доски записывает условие и производит вычисления)



Б.Лукерья рассказала, что лето самое время делать запасы на зиму. Насушить вишню, яблоки, грибы, лекарственные травы. Во всем нужен хозяйский расчет этим вы сейчас и займетесь. У вас на партах лежат карточки с заданиями. На решение 5 минут. (карточки для самостоятельной работы в 2 вариантах) ( слайды 9 и 10 )

Молодцы ребята. За то, что вы помогли бабушке Лукерьи, она отблагодарила вас.

( слайд 11 )


Все хорошее, к сожалению быстро заканчивается. И пришла пора возвращаться домой. Впереди вас ждет новое испытание.

( слайд 12 )

Если вы правильно вставите пропущенное слово или закончите предложение в следующих утверждениях, то все поедем в вагоне «Люкс». Готовы?


3. Итог урока

Мы совершили с вами удивительное путешествие. На пути вам встречались трудности и испытания, но вы справились, потому что имели богатый запас знаний и в нужный момент правильно ими распорядились. На протяжении всего путешествия вы применяли знания о пропорции, рассуждали о пропорциональной зависимости величин, решали практические задачи в житейских ситуациях. В дальнейшем ваши знания пригодятся вам для решения физических и химических задач.

А теперь, ответьте мне на вопрос: вам понравился наш урок? Что нового вы узнали?

Оценки за урок вы узнаете завтра, после обработки оценочного листа.


СПАСИБО ЗА УРОК!


  1. Оценочный лист от ……(дата)………………..


Фамилия, имя……………………………………………………………………….

Опрос по теории

Работа на уроке

Самостоятельная работа

Итог







  1. Карточки для самостоятельной работы:


Вариант 1

  1. Три ученика пропололи грядку за 4 часа. За сколько часов выполнят эту же работу 2 ученика?

  2. Вишня при сушке теряет 65% своей массы. Сколько сушеной вишни получится из 40 кг свежей?


Дополнительно: 7,5 : 3,5 = х : 14



Вариант 2

  1. Четыре маляра могут покрасить дом за 6 дней. За сколько дней выполнят эту же работу 3 маляра?

  2. Грибы при сушке теряют 85% своей массы. Сколько сушеных грибов получится из 30 кг свежих?


Дополнительно: 7,2 : 4,8 = 18 : х







  1. ОПРОС ПО ТЕОРИИ


  1. Что называют отношением двух чисел, что оно показывает?


Частное двух чисел называют отношением этих чисел.


  1. Что показывает отношение?


Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.


  1. Что такое пропорция?


Равенство двух отношений называют пропорцией.


  1. Сформулируйте основное свойство пропорции.


В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.


  1. Как найти крайний член пропорции?


Чтобы найти крайний член пропорции, надо перемножить средние и разделить на известный крайний.


  1. Как найти средний член пропорции?


Чтобы найти средний член пропорции, надо перемножить крайние и разделить на известный средний.


  1. Какие величины называются прямо пропорциональными?


Две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении

(уменьшении) одной из них в несколько раз другая увеличивается (уменьшается) во столько же раз.


  1. Какие величины называют обратно пропорциональными?

Две величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении

(уменьшении) одной из них в несколько раз другая уменьшается (увеличивается) во столько же раз.













Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку в 10 классе по теме «Повторение. Морфемика и словообразование»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: