Урок по математике в 5 классе по теме «Уравнения»
Разработал:
Кобзев Дмитрий Александрович,
учитель математики
МОУ «СОШ №10
с.Солдато-Александровского»
Образовательная: формировать умения решать задачи с помощью уравнения; создать условия для понимания зависимости между величинами, отработать умение составлять план-схему и таблицу по условию задачи, совершенствовать вычислительные навыки, способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения и выделения главного.
Развивающая: навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи при комментировании решений, развивать навыки контроля и самоконтроля; развивать умения: анализировать, оценивать, аргументировать и делать выводы, развитие познавательной активности учащихся, повышение мотивации обучения путём использования яркой, красочной презентации к уроку.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений, формировать умение работать в парах.
Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная.
Оборудование урока: доска, мел, материал для индивидуальной работы, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
Посредством уравнений, теорем
Я уйму всяких разрешил проблем.
(англ.поэт ср.в. Чосер)
Организационный этап
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие.
Проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид).
Отметить отсутствующих (рапорт командира класса).
Объявление темы и целей урока:
Тема нашего урока «Уравнения». Задача нашего урока: выработать умения решать более сложные уравнения и текстовые задачи с помощью составления уравнений.
Закрепление ранее изученного материала
Ребята! А знаете ли вы самое быстроногое животное на Земле? (гепард). А какова его скорость? (Высказываются различные предположения). А хотите узнать? Чтобы узнать скорость гепарда, мы с вами должны показать, что знаем по данной теме, то есть что называют уравнением, корнем уравнения, решение уравнений, решение задач с помощью составления уравнений.
Ребята, внимание!
А) Выполнить устно вычисления:
90-71=19*3=57+23=80:16=5
Б) На экране записаны равенства и выражения. А есть ли среди них уравнения? Если есть, то назовите цифры, под которыми они записаны.
28 -17 = 11
х + 4 +18
х – 28 =17
5 + х + 23
41-(х + 17)=20
27 +18 = 45
Вопрос: что такое уравнение?
В) Не решая уравнения, проверить, какое из чисел является корнем уравнения: 42; 14; 0; 12.
87 + (32 – х) = 105
Вопрос: что такое корень уравнения?
Г) Проверить правильность решения уравнений. Исправить ошибки, если есть:
Х+315=887 (верно)
У+92=144 (не верно)
Х-215=115 (не верно)
Х-47=247 (верно)
100-х=63 (не верно)
Применение знаний и способов действий
Составить уравнение по условию задачи:
В корзине было несколько грибов. После того как в неё положили ещё 27 грибов, их стало 75. Сколько грибов было в корзине?
В спортивном лагере 322 человека. Когда несколько человек ушли в поход, в лагере осталось 275 человек. Сколько человек ушли в поход?
В рулоне было несколько метров ткани. После того, как отрезали 9 м, осталось 23 м. Сколько метров ткани было в рулоне?
Решить уравнения двумя способами вместе с учителем:
(35 + у) – 15 = 31; 12 + (х + 34) = 83
Самостоятельно решить уравнения ( у доски ):
56 – (х – 15) = 30; (45 – у) + 18 = 58; (24 + х) – 21 = 10
Ответ:41 Ответ: 5 Ответ: 7
Физкультминутка
Вы на славу потрудились,
И немного утомились.
Проводится гимнастика для глаз
А теперь, чтобы узнать скорость гепарда, надо решить задачу с помощью уравнения:
«Если к скорости гепарда, выраженной в км/ч, прибавить 134 км/ч, а от полученной суммы отнять 11 км/ч, получим 235 км/ч. Составьте уравнение по условию задачи и решите его»
Пусть х км/ч скорость гепарда.
(х + 134) – 11 = 235,
х + (134 — 11) = 235,
х + 123 = 235,
х = 235 — 123,
х = 112.
Проверка: (112 + 134) -11 = 235.
Ответ: 112 км/ч.
Этап информации о домашнем задании
Составить по уравнениям две разные по виду задачи и решить их.
(х + 120) – 250 = 560; 400 – (х + 210) = 100.
Этап подведения итогов урока
Ответы учащихся на вопросы:
Что такое уравнение?
Что такое корень уравнения?
Что значит решить уравнение?
Какими способами можно решить сложное уравнение?
Достигнуты ли цели урока?
Выставление оценок, выделение активных учащихся.
Рефлексия
Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
Ребята! Давайте мы попробуем каждый с вами оценить свою работу за урок.
Кто работал так, как первый человек? (поднимите веер с числом 1)
Кто работал добросовестно? (поднимите веер с числом 2)
Кто принимал участие в строительстве храма? (поднимите веер с числом 3)