Областное государственное образовательное казенное
учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, специальная (коррекционная)
школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья №25 г. Братска
Урок в 6 классе по предмету
математика
Тема: «Письменное деление четырёхзначных чисел, оканчивающихся нулем на однозначное число»
Подготовила урок:
Зайцева Марина Александровна,
учитель математики,
высшая квалификационная категория
город Братск
2014
Аннотация урока
Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью. Путь к этому лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Использование дифференцированных самостоятельных работ в определённой степени решает проблему активизации познавательного интереса. Творческая атмосфера в классе появляется оттого, что ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность.
Назначение данного урока научить делению чисел данного вида, продолжить отрабатывать вычислительные навыки, навыки устного счёта.
Урок построен в соответствии с программными требованиями.
При подготовке к уроку мною были учтены возрастные, индивидуальные особенности учащихся, а также уровень самостоятельности при выполнении работы (1 группа — дети, способные справиться с заданием самостоятельно; 2 — ой группе – необходима незначительная помощь; 3 группа – дети, которым требуется постоянная дополнительная помощь).
Учитель: Зайцева Марина Александровна
Полное название образовательного учреждения: Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья № 25 г. Братска.
Предмет: математика
Класс: 6
Учебно-методическое обеспечение: учебник Г.М. Капустина, М.Н. Перова, Математика 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2011 г.
Авторский медиапродукт: Microsoft office PowerPoint — Презентация.
Тема урока: «Письменное деление четырёхзначных чисел, оканчивающихся нулем на однозначное число».
Тип урока: изучение нового материала
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, фронтальная.
Методы работы: словесный, наглядный, иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, конверты с цифрами «5», корточки с решением домашнего задания, карточки для устно счете (геометрический материал), карточки для самостоятельной работы с дозированной помощью (2 варианта), карточки – «помогайки», учебники.
Время реализации занятия: 45 минут.
планируемые результаты:
предметные:
правильно выполнять приём письменного деления четырёхзначных чисел, оканчивающихся нулем на однозначное число;
личностные:
проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу
понимают причины успеха в учебной деятельности;
Универсальные учебные действия:
регулятивные
определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учатся работать по предложенному учителем плану;
познавательные:
делают выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составляют алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
слушают и понимают речь других;
Цель урока: учить выполнять действие деление чисел оканчивающихся нулем на однозначное число в пределах 10000.
Задачи урока:
Образовательная: научить делению чисел данного вида на основе решения примеров и задач.
Коррекционная: : развитие процессов анализа, синтеза посредством выполнения заданий на исключение лишнего, составления пословицы, нахождения ошибки в примерах и установление причины ошибки, нахождения не правильно решенных примеров не производя вычислений.
Воспитательная: воспитание адекватной самооценки на основе критерий оценивания
Соблюдение здоровьесберегающего режима на уроке.
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Устный счет
Коррекционно-развивающее упражнение
Геометрический материал
Арифметический материал
Постановка темы, цели и задач предстоящего урока
Актуализация опорных знаний
Повторение алгоритма деления
Изучение нового материала.
Тренировочные упражнения
Домашнее задание
Итог урока рефлексия, оценка работы учащихся.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Организационный момент
Эмоциональная минутка
Коррекционно-развивающее упражнение
Психологический настрой
Сообщение плана урока | -Все вы слышали звонок?
Заливистый школьный звонок Позвал нас опять на урок Будьте все внимательны А ещё старательны Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться Мы хороший дружный класс Всё получится у нас. -Всё ли в порядке: ручки, книги и тетрадки? — Садитесь. Откройте тетради, отступите 4 клетки от последней записи, запишите дату, классная работа. (СЛАЙД 2)
— Составьте пословицу из слов (слова: трут, всё, перетрут, и, ученье на экране): (СЛАЙД 3) — Проверьте (СЛАЙД 4) Ребята, на уроке мы будем трудиться, а для этого нам сегодня понадобятся: ваши внимательные глаза, чуткие уши и сообразительные головы. На доску вывешиваются пиктограммы. Сегодня на уроке мы: Проверим домашнее задание. ??????
которая поможет вам догадаться о теме урока. Откроем новые знания Выполняя задания на доске и в тетради, вы закрепите полученные на уроке знания.
Выяснив Д/З, подведем итог урока. | Да!
Хором проговаривают стихотворение
Да! Записывают в тетради дату, классная работа, проверяют правильность написания по записи на слайде.
Читают на слайде слова, из них составляют пословицу.
Читает 1 ученик вслух, остальные про себя,
Рисуют в тетради пиктограммы. | |||
Проверка домашнего задания
| Сверить ответы с ответами на карточке. Тот, у кого все ответы правильные может взять из конверта одну «5». | В карточке с числами, записанными в порядке возрастания, дети находят ответы примеров. Из конверта достают одну «5» | |||
Устный счет
| Геометрический материал (линии в круге) Карточка
Проверь (СЛАЙД 5). Если все правильно, возьми из конверта «5». Математический диктант. — В тетради посередине строчки запишите М.Д. — Учитель читает задания вслух, выполняя необходимые записи на доске.
482:2= 396:3= 4848:4= Дополнительно: 129:3= 459:9= 7288:8= 3577:7= Проверь ответы (СЛАЙД 6). Если все правильно, возьми из конверта «5». | Подписывают на стрелках радиус, хорда, диаметр.
Сверяют правильность на слайде, достают «5».
Записывают М.Д. Читают хором числа, записанные на доске. Выполняют задания учителя самостоятельно, записывая ответы в тетради.
Сверяют правильность на слайде, достают «5».
| |||
Постановка темы, цели и задач предстоящего урока
| На какое арифметическое действие вы решали примеры? Сегодня рассмотрим особый случай деления.
| На деление | |||
Актуализация опорных знаний
| Сначала вспомним то, что знаем. Найди, не выполняя действие, примеры решенные не верно. 3678:3=1226, 1290:3=43, 1269:4=323, 7800 : 3=26 (СЛАЙД 7)
— Посмотрите на СЛАЙДЕ 8, кто из вас был прав. Объясните выбор.
Вспомним алгоритм деления.
Тот, кто выполнил задание правильно, может взять из конверта «5». | Смотрят примеры, записанные на слайде, самостоятельно определяют количество цифр в частном каждого примера, делают вывод о правильности решения примера по данному признаку. Сверяют правильность выводов по слайду Индивидуальные ответы. В частном примера 1290:3=43 должно быть три цифры, а в ответе только две. В частном примера 7800 : 3=26 должно быть четыре цифры, а в ответе только две. Проговаривание вслух хором: делим, умножаем, вычитаем, сносим.
Достают «5» | |||
Изучение нового материала.
| Разберем причину ошибок. Решим примеры «уголком» комментировано у доски с помощью учителя 1290 : 3=, 7800 : 3=
| Ученик у доски объясняет решение (приём) и запись примеров. Остальные записывают решение в тетради. | |||
Физ. минутка | Дальше Физ. минутка (СЛАЙД 9) | Дети выполняют движения | |||
Тренировочные упражнения
| 1). Решение примеров в тетрадях и комментировано у доски. 4600 : 8 = 5400 : 4 = 9800 : 7 =
— Почему нули в частном?
2.) Решение задачи. Условие на (СЛАЙД 10) Чтобы осушить болото, надо вырыть канаву длиной 1100м. Вырыли 1/4 всей длины. — О чем говорится в задаче? — Что известно в задаче? — Что неизвестно в задаче?
Поставьте вопрос, чтобы она решалась в одно действие. Поставьте вопрос, чтобы она решалась в два действия. Дети 1 группы — записать краткое условие и решение задачи в два действия в тетради самостоятельно. Проверка решения задачи индивидуально учителем. Если все правильно, учитель разрешает взять из конверта «5».
Дети 2-3 группы. Запись краткого условия и решения задачи в одно действие на доске. Если все правильно, можно взять из конверта «5».
3) Работа с учебником с 162 № 634 2) Дифференцированная самостоятельная работа. Сверить ответы 1-2 столбика можно на слайде (СЛАЙД 11)
| Ученик у доски объясняет решение (приём) и запись примеров. Остальные записывают решение в тетради. Нуль разделить на число получается нуль. Ученик читает вслух условие задачи, остальные слушают и следят по записи на слайде. О канаве, которую вырыли чтобы осушить болото. Длина канавы 2200м. Вырыли только 1/4 часть. Сколько метров вырыли?
Сколько метров осталось вырыть? Дети 1 группы работают самостоятельно. В случае затруднения получают карточку — «помогайку» .
Ответ: По окончанию работы поднимают руку. Ученик записывает краткое условие и решение на доске объясняет решение (приём). Остальные записывают в тетради, сверяют решение с решением на доске. Берут «5». Находят задание в учебнике. 1 группа выполняет задание самостоятельно. Если все правильно, возьми из конверта «5». 2 группа выполняет задание самостоятельно, используя дозированную помощь на карточках
3 группа учащихся решают примеры на доске с помощью учителя. | |||
Домашнее задание | Дома продолжите решать примеры из этого номера в течении 10 минут. Запишите домашнее задание с 162 № 634 2). | Записывают задание. | |||
Итог урока рефлексия, оценка работы учащихся.
| Оцени свои успехи на уроке: высказывания детей, используя фразы, записанные на слайде (СЛАЙД 12).
— поднимите руку, кто взял пять пятерок. Я согласна с вами, за урок вам «5», кто взял четыре пятерки, за урок вам «4», учитывая вашу работу у доски. СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!! (СЛАЙД 13)
| Дети выбирают 1 фразу.
Ставят оценку за урок на полях тетради. |
Использованная литература
Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе: Учеб. Для студентов дефектол. фак. пединститута. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1984.- 352 с., ил.
Узолрова О.В. Устный счет и математические диктанты для начальной школы 3 класс (1-3), 4 класс (1-4): пособие для начальной школы.- М.: Аквариум,1998. 240 с.
А.А. Свечников. Решение математических задач в 3-4 классах.