Урок-игра « Что такое признак?»
Цель:
1. Выявить осознанность изученного материала.
2. Активизировать интерес и мотивацию обучения учащихся путем привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный опыт ученика.
Содержание:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Тема урока сегодня…( открывает створки доски, а там написано слово « ПРИЗРАК». )
Учитель: Да…, кажется тут кто-то что-то перепутал ( исправляет «ПРИЗРАК» на « ПРИЗНАК»). А знакомо ли вам это слово? Назовите признаки весны, признаки болезни.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь перечислены различные свойства одного и того же предмета. Попробуйте догадаться, о чем идет речь: 1) он длинный 2) у него корпус из дерева 3) он цилиндрической формы 4) он красный 5) у него на корпусе изображены смешные зверюшки 6) им можно писать и рисовать. Да, правильно. Это карандаш. Какие из перечисленных признаков карандаша являются существенными, а какие -несущественными? ( Важно подчеркнуть, что если изменяется несущественный признак, то объект по-прежнему будет тем же самым по своей сути. Если же изменяется существенный признак, то перед нами появляется совсем другой объект.)
Учитель берет в руки сборник кроссвордов и загадок. Учитель: как вы думаете, ребята, какое отношение к теме нашего урока имеет этот сборник? Отгадайте загадку: ни лает, ни кусает, а в дом не пускает? По какому признаку вы догадались, что речь идет о замке? То есть в загадках, кроссвордах указывают существенные признаки, которые могут помочь опознать объект.
А в математике вы встречались со словом ПРИЗНАК? (признаки равенства треугольников, признак равнобедренного треугольника, признаки параллельности прямых, признаки делимости чисел…). Назовите признаки равнобедренного треугольника.
Далее учащимся раздаются таблицы:
| |
2. В параллелограмме противолежащие углы равны. |
|
3. В параллелограмме диагонали точкой пересечения делятся пополам. |
|
4. Если диагонали четырехугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник- параллелограмм. |
|
5. Если в четырехугольнике две противоположные стороны равны и параллельны, то этот четырехугольник- параллелограмм. |
|
6. В Параллелограмме противолежащие стороны равны. |
|
7.Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны, то этот четырехугольник- параллелограмм. |
|
Задание: В правом столбце таблицы отметьте утверждения, которые являются признаками параллелограмма. Обратите внимание, что существенные признаки объекта в первую очередь указываются в определении.
Так что же такое признак? (Признак – это свойство объекта, по которому мы можем узнать его, установить сходство или различие).
А теперь я попрошу вас разбиться на группы. Мы проведем с вами небольшое соревнование.
Задание №1: Кто быстрее вычислит: (ответ: 100). Та команда, которая выиграла, показывает как она считала.
Задание №2: Командам выдаются карточки со словами: erfahren, das Anzeichen, das Merkmal , andeuten, das Symptom, vorsagen, die Besonderheit. Требуется разбить слова на 2 группы по любому признаку (например: существительные и глаголы). Позже можно обратить внимание учащихся на перевод слов: признак-das Anzeichen ,das Merkmal, das Symptom ; особенность- die Besonderheit; узнавать-erfahren, намекать-andeuten, подсказывать-vorsagen. Эти слова учащиеся могут использовать при составлении синквейна в задании №4.
Задание №3: Демонстрируется презентация. Узнать знаменитого человека о котором идет речь.
Задание №4: Составить синквейн на тему « Признак». Каждая команда зачитывает свой вариант.
Учитель: Ну что же? По всем признакам наш урок подошел к концу. До свидания.
Литература:
Э.Г .Гельфман «Тождества сокращенного умножения» -Томский университет,1995г.
справочник по элементарной математике
русско-немецкий словарь