Составитель: Каптилова В.А. – учитель математики МКОУ Крутоярская сош
Интеллектуальная игра «Эрудит»
Девиз: «Развлекая, просвещать –
Просвещая – развлекать»
Цели:
Содействовать повышению познавательной активности учащихся и углублять их знания по предметам;
Развивать творческие способности учащихся, сообразительность, находчивость, быстроту реакции;
Учить точно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
Воспитывать интерес к учебным предметам.
Участники игры: учащиеся 10-11 классов (7 Учеников).
Правила игры:
Игра охватывает основные предметы школьной программы. Правила игры соответствуют правилам телевизионной игры «Слабое звено» за исключением одного – «банка». В игре 5 туров. В финале остаются два игрока, которым задаётся по пять вопросов. Кто больше даст правильных ответов, выигрывает. Победитель получает ценный приз, остальные участники поощряются за участие.
Полезные советы каждому игроку:
Играй честно, веди себя спокойно, не выкрикивай.
Обидно, когда проигрываешь, но не злись.
Не злорадствуй, когда проигрывают другие.
Будь стойким, не унывай при неудачах.
Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся.
Оборудование:
Таблички с именами игроков.
Таблица для учёта количества правильных и неправильных ответов, данных игроками (статистика).
Таблица учёта количества очков, набранных игроками в финале игры.
Вопросы для 1 тура.
Вопросы для финала.
Презентация финальной части игры.
Призы для победителей.
Правила игры (Игра проводится в соответствии с правилами телевизионной игры «Слабое звено»)
На первый раунд отводится 2 минуты, а каждый следующий на 10 секунд короче.
После каждого раунда один из игроков покидает команду (учитывается мнение игроков или жюри).
В финал выходят два игрока.
В финале побеждает тот, кто ответит на большее число вопросов из пяти предложенных каждому.
Победителю вручается приз. Также можно вручить поощрительные призы последним двум выбывшим из игры: за 2 и 3 места.
I часть игры (5 туров)
1 тур (7 игроков)
парабола сумма Нечётное 150 транспортир шар основания дуга 10 диаметр Уменьшаемое ромб 2 Бесчисл. мн-во 7 конус 27 30 км правильная выход Натуральные квадрат 16 кг да -5 отрезок
Хорда ——————— угол абсцисса 360 градусов Делитель
Пифагор 100 уменьшаемое нет периметр 2000см число 90 ордината 99 7 см 6 окружность уравнение — 15 мин. вектор равны 10 подобные — —————- 180° Да парабола прямой Корней нет аксиома нет корень Уравнение корень -5 параллельные 1/5 пальцы равны колобок равны 1 минута Развёрнутый геометрия. ——————— Трапеция
синус процент числительное диаметр тупой Равны разность половине гипотенузы Биссектриса нет линейка 100 В первой нет Прямая _____________ —————— Катеты, гипотенуза. — 1 касательная копейка 16 кг 1/3 Теорема
Медиана параллелограмм 1 Половине гипотенузы Корней нет
|
Ф И Н А Л (2 игрока)
Первая пара вопросов:
А) Число е и год рождения писателя.
Число е – иррациональное, то есть представляет собой бесконечную десятичную непериодическую дробь: е=2,7182818284590… . Этот писатель никакого отношения к числу е не имеет, тем не менее в записи числа е, обратите внимание, два раза подряд повторяется число 1828. Кто из известных русских писателей родился в этот год? Б) Один из этих писателей закончил физико-математический факультет МГУ.
Вторая пара вопросов:
А) Этот собор является примером удивительного сочетания симметрии и асимметрии. Эта причудливая композиция из десяти храмов, каждый из которых обладает плоскостной симметрией, в целом не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии. Симметричные архитектурные детали «кружатся» в своём асимметричном «танце», создавая впечатление радости и праздника. О каком соборе идёт речь?
Б) В скульптурном убранстве этого храма насчитывается около полутора тысяч резных камней. Собор как бы покрыт тончайшим кружевом. Вся резьба подчинена единому идейному замыслу, заключающемуся в прославлении красоты и совершенства мира, созданного по законам гармонии, а именно симметрии. Чтобы сохранить уникальную резьбу, внешние стены его не белят, не красят, а моют детским мылом. О каком соборе идёт речь?
Третья пара вопросов:
А) Какой цветок носит имя женщины- математика?
Б) Во времена Пушкина жил-был в Дернте русский естествоиспытатель и путешественник. Двадцати двух лет от роду (к тому времени уже доктор и зоолог) он совершил кругосветное путешествие на бриге «Рюрик», на котором он 2,5 года качался на подвесных койках в одной каюте со своим другом ботаником Адельбертом Шамиссо. И когда в неприютной пустыне Калифорнии Шамиссо открыл неведомое Европе растение, он назвал в честь друга его именем. Это имя также дано заливу у американских берегов и группе островов в Тихом океане.
А звали его Иоганн-Фридрих фон … . Укажите фамилию учёного и соответственно название растения.
Четвёртая пара вопросов:
А) «Я знаю, что ничего не знаю». Это известное изречение принадлежит великому греческому мыслителю. Назовите его имя.
Б) Существует легенда, будто однажды один из царей пожелал узнать, действительно ли его корона сделана из чистого золота. Он подозревал, что золотых дел мастер подмешал к золоту более дешёвый металл. Учёному, к кому обратился царь, никак не удавалось решить эту задачу до тех пор, пока однажды, усаживаясь в ванну, он не заметил, что чем глубже он погружается в воду, тем выше поднимается её уровень. Учёный нагим выскочил из ванны с криком: «Эврика! Эврика!» ( Нашел! Нашел!) Затем учёный опустил в ванну корону и вычислил её объём по объёму вытесненной воды. После этого он опустил в ванну кусок чистого золота такой же массы как и корона. Так как вода во втором случае поднялась меньше, это означало, что корона не могла быть из чистого золота. Золотых дел мастер был казнён.
Назвать имя учёного.
Пятая пара вопросов:
А) Кто из великих мыслителей древности использовал математику, физику для обороны государства. Он погиб от руки римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей!»
Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечён.
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.
Прошла столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,
Но знают все, кто был убит.
Б) Кто из математиков прошлого доказал теорему, которую в последствии ученики называли «ослиным мостом», «бегством убогих».
Шестая пара вопросов:
А) Масса Царь-колокола равна 200 тоннам. А чему равна масса отколовшегося кусочка? 1) 20 тонн; 2) 30,5 тонн; 3) 11,5 тонн.
Б) Чему равна масса одного ядра Царь-пушки?
1) 1,5 тонны; 2) 1 тонна; 3) 2 тонны.
Город
Санкт-Петербург Город Москва
Седьмая пара вопросов:
А) Преграда, которую умный обойдёт.
Б) Что обычно ищут в лабиринте?
Восьмая пара вопросов:
А) Какую последнюю цифру имеет произведение всех нечётных двухзначных чисел?
Б) Кто из великих математиков прошлого увидел связь между сторонами прямоугольного треугольника?
Девятая пара вопросов:
Для запоминания каких фактов, правил применяются фразы:
А) «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Б) «Это я знаю и помню прекрасно».
Ответы на вопросы финала:
1 пара вопросов: А) Лев Николаевич Толстой.
Б) Александр Грибоедов
2 пара вопросов: А) Храм Василия Блаженного ( г. Москва).
Б) Дмитриевский собор ( г. Владимир).
3 пара вопросов: А) Гортензия.
Б) Эшшольция.
4 пара вопросов: А) Сократ.
Б) Архимед.
5 пара вопросов: А) Архимед
Б) Пифагор
6 пара вопросов: А) 11,5 тонны
Б) 1 тонна
7 пара вопросов: А) гора
Б) выход
8 пара вопросов: А) 5
Б) Пифагор
9 пара вопросов: А) Спектр, цвета радуги.
Б) Число π = 3,14159…
Таблица подсчёта очков в каждом туре.
1 тур (7уч.) | 2 тур (6уч.) | 3 тур (5уч.) | 4 тур (4уч.) | 5 тур (3уч.) | Финал (2уч.) | |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
Финал
|
| |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
счёт |
|
|
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ,