Математическая мозаика, 5 класс. Учитель Дорофеева МЯ.
Ноябрь 2012 года.
Цели: 1. Привить интерес к математике.
2. Познакомить кратко с биографией Николая Ивановича Лобачевского.
3. Развить и приобщить ребят к выполнению коллективных общих дел.
На доске запись:
«Русский математик ( 01.12. 1792 – 24. 02. 1856 ) – творец неевклидовой геометрии».
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы, разделившись на две команды, будем играть в математическую мозаику. На доске есть мозаика, вы выбираете цвет, на котором есть задание и начинаете его выполнять: отгадывать кроссворд, из которого узнаете имя русского математика, побываете в стране « Считалии» и многое другое. По порядку номеров « Рассчитайсь!». Четные – 1 команда, нечетные – 2 команда. Выбирайте капитана и в игру окунемся.
Лепесток « Кроссворд».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель:
Числа, употребляемые при счете предметов ( натуральные).
Четырехугольник с прямыми углами ( прямоугольник).
Цифры 0; 1; 2; 3; … ( арабские).
Наглядное представление разных числовых данных. ( диаграмма).
Результат от деления ( частное).
Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое ( знаменатель).
Сумма одинаковых слагаемых ( произведение).
Закон сложения ( переместительный).
Площадь квадрата со стороной 100м ( гектар).
Отрезок, длина которого равна 1. ( единичный).
Угол меньше прямого ( острый).
Ответ: Лобачевский.
Ученик: ( сообщение).
Николай Иванович Лобачевский родился 1.12.1792 г. в Нижнем Новгороде. Отец умер, когда мальчику исполнилось 7 лет, и мать вместе с тремя сыновьями переехала в Казань. Лобачевский окончил Казанский университет. С 14 лет жизнь Николая Ивановича Лобачевского была связана с Казанским университетом. В 22 года Николай Иванович преподает в университете: читает лекции по математике, физике, астрономии, заведует обсерваторией, возглавляет библиотеку. В 35 летнем возрасте становится ректором данного университета и возглавляет его 19 лет. Он выдвинул новую теорию геометрии, которую почти никто не понял. Прошло еще 20 лет после его смерти, только тогда геометрия Лобачевского завоевала умы ученых – математиков. Скончался 24.02.1856 г. в Казани.
В 1886 году Казанский университет издал «Полное собрание сочинений по геометрии Лобачевского». В 1893 году в честь столетия со дня рождения Лобачевскому воздвигли памятник в Казани. В 1895 году учредили премию имени Лобачевского за выдающие работы в области геометрии. Эту награду поныне присуждает Российская академия наук.
Ученик: Высокий лоб, нахмуренные брови. В холодной бронзе — отраженный луч.
Но даже неподвижный и суровый, он как живой, — спокоен и могуч.
Когда – то здесь, на площади широкой, на этой вот Казанской мостовой,
Задумчивый, неторопливый, строгий, он шел на лекции великий и живой.
Пусть новых линий не начертят руки, он здесь стоит, вознесенный высоко,
Как утверждение бессмертья своего, как вечный символ торжества науки.
Лепесток: Страна «считалия»
Учитель: Сейчас мы переместимся в страну « Считалию». Проведем конкурс команд. Кто правильно и быстро ответит на вопросы, а жюри посчитает баллы, определит победителя в этом конкурсе.
Тут затеи и задачи. Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю вам удачи, за работу, в добрый час!
— капитаны команд тянут жребий, кому отвечать первым.
1. Может ли при умножении получиться ноль?
2. Прибор для измерения углов ( транспортир).
3. Число разрядов в классе ( три).
4. Наименьшее натуральное число ( 1).
5. Чему равен угол в квадрате? ( 90).
6. Прибор для построения окружности.
7. Прямая, ограниченная одной точкой ( луч).
8. Угол, на который поворачивается солдат при команде « кругом»?
9. Прямая, ограниченная двумя точками. ( отрезок).
10. Сумма сторон геометрической фигуры ( периметр).
11. Решить уравнение, значит … ( найти его корень).
12. Когда стрелки часов составляют развернутый угол? ( 600 и 1800).
13. Когда стрелки часов составляют прямой угол? ( 300; 900; 1500; 2100 ).
14. Назовите имя легендарной русской женщины, впервые поднявшейся в воздух на аппарате тяжелее воздуха. ( Баба- Яга).
15. 10 котят в прятки играли, 10 львят к ним прибежали, 8 львят скрылись у речки,
2- е в канаве, в темном местечке, 3 –е котят за забор убежали,
4 – ро в будку, их видно едва – ли?
Ну – кА проверь – все разбежались?
Или немногие все же остались? ( 10 + 10 — 8 – 2 – 3 – 4 = 3 осталось).
16. Полюбили ребятишки приключенческие книжки.
Прочитал 15 Коля, на 3 книжки больше Оля.
Сосчитайте, ребятишки, все прочитанные книжки. ( 15 + ( 15 + 3 ) = 33 книжки ).
Лепесток « Разминка капитанов».
Учитель: Пока жюри подводит итоги, мы проведем разминку капитанов.
Какой цифрой оканчивается произведение всех чисел от 7 до 12? ( 0).
Из Иркутска до Усолья- Сибирского поезд шел 1 час 20 минут. А из Усолья – Сибирского до Иркутска 80 минут. Что случилось в пути?
Первое – предлог, второе – летний дом,
А целое порой решается с трудом. ( задача).
10 солдат строились в ряд, 10 солдат шли на парад, было усатых.
Сколько там было безусых солдат? ( 1 ).
Лепесток « Фокусник».
Учитель: В нашем классе есть фокусник, который отгадает у всех результат вычисления.
Пригласим его?
Ученик – фокусник: ( вслух)
— Задумайте любое натуральное число. х
— Прибавьте к нему 4; х+4
— Умножьте все на 3; 3х + 12
— Прибавь 3; 3х + 15
— Теперь результат удвой; 6х + 30
— Вычти 12; 6х + 18
— Результат раздели на 6; х + 3
— Вычти задуманное число; 3
— Результат умножь на 4. 12
— Вы получили 12.
А как получилось, сейчас узнаете. ( объясняет)
Учитель: Дадим слово жюри для подведения результатов при отгадывания кроссворда, в
конкурсах команд и капитанов. ( жюри подводят итоги).
Лепесток « Устный счет».
Учитель: На каждом уроке вы проводите устный счет, я хочу на одном примере проверить, умнеете ли вы считать. На доске записан столбик цифр. Они закрыты бумагой. Я буду открывать число за числом, все устно считают про себя и в конце называют хором ответ Верно ли сосчитано? ( Обычно многие называют 5000 , а надо 4 100.)
1 000
30
1 000
40
1 000
20
1 000
10
Лепесток « Эстафета».
Учитель: Сейчас мы проведем последний конкурс « Эстафета», каждый подбегает, решает, находит по ответу на циферблате часов букву и записывает возле своего примера ее, затем читают получившееся слово. Кто правильно и быстрее решит, та команда и вырвется вперед. Открываем последний листок и сложилась на доске красочная мозаика — цветок! Цветок красоты, ума, талантливости, смекалки и удачи.
Не даром ребятам смекалка дана.
Во всем и везде помогает она. И, так начали!
1 команда: 324 : 54 м 2 команда: 168 : 28 м
144 : 12 о 96 : 8 о
800 : 80 л 200 : 20 л
168 : 14 о 117 : 13 о
171 : 57 д 186 : 62 д
96 : 12 е 200 : 25 е
98 : 14 ц 91 : 13 ц
Учитель: Слово жюри.
Подводятся итоги, награждение.