Внеклассное мероприятие по математике «Поле чудес»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Камышеватовская основная общеобразовательная школа

Алексеевского района Белгородской области




ПОЛЕ ЧУДЕС

по математике



Подготовила и провела:

учитель математики Никитенко Татьяна Васильевна














Камышеватое

2011г.

Цели и задачи:

Обучающие:

  • Знакомство с великими математиками, историческими фактами из области математики, старинными задачами;

Развивающие:

  • Развитие мотивации к изучению математики;

  • Развитие творческих способностей обучающихся;

Воспитательные:

  • Воспитание культуры общения и поведения;

  • Воспитание культуры умственного труда;

  • Организация общения в группе.


Ход мероприятия:


Ведущий: Внимание! Мы начинаем игру капитал-шоу «Поле математических чудес». Ваша активность, сообразительность украсят нашу встречу, сделают ее интересной, содержательной, запоминающейся. Ведь «предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». Это говорил Б. Паскаль.

Принимать участие в игре может весь зал. В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, учителю, родителям, ведущему. Форма привета – песня, стихотворение, дружеский шарж, собственная поделка. Если участник игры отгадывает три буквы, то он имеет возможность выбрать одну из двух шкатулок: одна пустая, вдругой сладкий приз. Итак, мы начинаем! (Приглашается первая «тройка»)


Задание первой тройке


Этот человек родился в Тверской губернии. Его сын на могильном камне написал, что «…отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом…»

В 1700 году Петром первым он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский для школы учебник по математике и навигации. М.В.Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его «вратами учености».

В знак признания достоинств этого математика Петр первый пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо. Назовите фамилию этого великого математика.

ОТВЕТ: МАГНИЦКИЙ

(Просмотр презентации)




Игра со зрителями


(Правильный ответ отмечается жетоном, на котором указано количество баллов: кто больше наберет, тот получит приз)


Задание1 (из «Арифметики» Л.Ф.Магницкого)

«Некий человек нанял работника на год, обещал ему 12 рублев и кафтан. Но тот, работав 7 месяцев восхотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству 5 рублей и кафтан, ведательно есть, а какой цены оный кафтан был, т.е. сколько стоит кафтан?»

ОТВЕТ: 4 рубля 80 коп.

Задание2

Сколько горошин может войти в пустой стакан? (Можно предложить стакан и горох).

ОТВЕТ: Горошины не ходят

Задание3

Как двум пиратам разделить добычу, чтобы оба были довольны?


ОТВЕТ: Один разбивает добычу на две части, а второй выбирает ту часть, которая ему больше нравится.



Задание второй тройке


Обозначение этого числа происходит от греческого слова perijerio «периферия», что означает «окружность». Впервые это обозначение использовал в 1706 году английский математик, но общепринятым оно стало после того, как его (начиная с 1736 года) стал систематически употреблять Леонард Эйлер. Архимед доказал, что число одинаково для любого круга.

«Вычисление точного значения во все века неизменно оказывалось тем блуждающим огоньком, который увлек за собой сотни, если не тысячи, несчастных математиков, затративших бесценные годы в тщетной надежде решить задачу, не поддававшуюся усилиям предшественников, и тем снискать себе бессмертие» Кэрролл Л. (Додгсон)

 «Куда бы мы ни обратили свой взор, мы видим проворное и трудолюбивое число: оно заключено и в самом простом колесике, и в самой сложной автоматической машине» Кымпан Ф.









Гордый Рим трубил победу

Над твердыней Сиракуз;

Но трудами Архимеда

Много больше я горжусь.

Надо нынче нам заняться,

Оказать старинке честь,

Чтобы нам не ошибаться,

Чтоб окружность верно счесть,

Надо только постараться,

И запомнить все как есть

Три — четырнадцать —

пятнадцать — девяносто два и шесть!

С. Бобров

ВОПРОС: Кто автор обозначения этого числа?

ОТВЕТ: Джонс

(Просмотр презентации)


Игра со зрителями


Задание1

По дороге вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов

Сосчитать я также смог,

Что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

И вопрос мой к вам таков:

Сколько было петухов?


ОТВЕТ: 7.

Задание2

В одной семье 2 отца и 2 сына. Сколько это человек?

ОТВЕТ: 3(дед, отец, сын)


Задание3

Опять ужасная. Опять

В журнале будет двойка.

Слеза стекает на тетрадь,

Нет сил держаться стойко.

Несчастный класс сидит в тоске,

От горя чуть не плачет.

А на доске, а на доске

Ужасные задачи!

Их целых пять. Их даже – шесть!

Они страшней прививки.

Они мешают спать и есть,

Пить кефир и сливки.

Как час расплаты настает,

Такая вот работа.

Холодный прошибает пот,

В глазах круги без счета.

А за столом пугая всех,

Грозя кнутом и ссылкой,

Сидит ужасный человек

С язвительной улыбкой.

Суров, неумолим и тих,

Внушая страх и трепет,

Он соберет работы их

И всем им двойки влепит!

И лишь одно сердца

Учеников несчастных:

Что две минуты до конца

Мучений их ужасных,

Что прозвенит звонок опять –

Луч солнца в царстве школьном,

И можно вновь спокойно спать,

Забыв о дне ужасном.

О чем в стихотворении идет речь?

ОТВЕТ: Контрольная

Задание третьей тройке


Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил, что «в математике нет царской дороги». В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик?

ОТВЕТ: Евклид

(Просмотр презентации)







Игра со зрителями.

Задание 1. На какое число надо разделить 2, чтобы получилось 4?

ОТВЕТ: 1/2

Задание 2. Три курицы за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней?

ОТВЕТ: 12 (по 1 яйцу в 3 дня)

Задание 3. Как можно истолковать равенства: 19+23=18; 9+8=5?

ОТВЕТ: на языке часов.



Финальная игра.

Греческий ученый, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ, рассказывает, что этот ученый, наблюдая звезды, упал в колодец, а стоящая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается на небе, а что у него под ногами не видит …». Древнегреческий ученый Прокл приписывает ему следующие открытия: того, что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др. Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний. Определил продолжительность года, предсказал, как говорит предание, одно солнечное затмение. Был причислен к группе «семи мудрецов». Кто этот ученый?


ОТВЕТ: Фалес



(Просмотр презентации)







Подведение итогов. Победитель на заработанные баллы выбирает призы.

Призы очки

1.Набор чертежных инструментов 80

2. Транспортир 10

3. Общие тетради (2 шт.) 50

4. Фломастеры 70

5. Шоколадка 35

6.Циркуль 15

7.Четырехзначные математические

таблицы 20

8. Набор карандашей 30

9. Клей 25

10. Линейка 5

11. Диск 20

 

















Игра со зрителями

Задание 1. Сумма и произведение, каких трех чисел равны?

ОТВЕТ: 1,2,3

 Задание 2. Назовите древний геометрический инструмент, который по утверждению римского поэта Овидия (I в.), был изобретен в Древней Греции.

ОТВЕТ: циркуль

 Задание 3. Какой знак нужно поставить между двумя двойками, чтобы получилось число больше 2, но меньше 3?

ОТВЕТ: запятую

Подводятся итоги игры со зрителями. Победителям вручают призы.

Суперигра (по желанию победителя)

В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорийцев. С ними связывались мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной. Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве, является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения. Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена знаменитым немецким математиком XVII в. Готфридом Вильгельмом Лейбницем. В 19-м предложении VII книги Евклид доказывает основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения разных задач и в древности, и в средние века, легко и быстро с его помощью решаются задачи и в настоящее время. О каком математическом понятии идет речь?

ОТВЕТ: Пропорция

Разрешается назвать 4 буквы. На обдумывание дается одна минута.


Поздравление победителя суперигры.

Вручение призов.

Подведение итогов вечера.


Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Дециметр"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: