Исследовательская работа «Павел Михайлович Догадин» 8 класс










Исследовательская работа


«Павел Михайлович Догадин»















Выполнила: ученица 8 «а» класса

МБОУ «Килинчинская СОШ

им. Героя России Азамата Тасимова»

Мухамедшаева Айсель


Руководитель: Утепова Нажия Хажвалитовна

учитель ИЗО и МХК






С. Килинчи

2012г.

Цель: узнать о жизни и деятельности П.М. Догадина.


Задачи:

  • изучить историю семьи Догадиных;

  • узнать историю создания коллекции картин;

  • выяснить причины, побудившие Догадина преподнести бесценный дар городу;

  • посетить картинную галерею имени П.М. Догадина и узнать о её современной жизни.


Объект исследования: жизнь и деятельность П.М. Догадина.


Предмет исследования: факты из жизни, документы, статьи.


Проблемный вопрос: почему долгое время имя Догадина было незаслуженно забыто?


Гипотеза: возможно, моя работа пробудит интерес у людей к этому человеку.


Актуальность: нужно развивать интерес к художественной культуре, приобщать к искусству людей всех возрастов и не забывать людей, сделавших огромный вклад в культуру не только нашего города, но и всей страны.


























I. Введение.


Перебирая дома старые газеты, я случайно увидела интересный заголовок «Тень хранителя» и сразу же прочитала эту статью. В ней рассказывалось о призраке, который появлялся ночью в доме на Красной Набережной и сожалел о том, что не смог уберечь свои картины. Она была посвящена купцу Павлу Михайловичу Догадину. Мне было известно это имя, потому что я участвовала в конкурсе «Имена Земли Астраханской» и рисовала его портрет, но материал газеты подвигнул меня узнать как можно больше об этом удивительном человеке и его коллекции.

По разному складываются человеческие судьбы: у кого-то жизнь течет по «накатанным рельсам», кто-то терпеливо и кропотливо идет по своему пути. А бывают судьбы, как яркие звезды, вспыхивают и горят, освещают все вокруг.

Одним из таких людей был Павел Михайлович Догадин.


II. 1. Биографические данные.


Павел Михайлович Догадин родился 9 (21) октября 1876 года в семье астраханского торговца скобяными товарами, гласного Городской Думы, члена различных комиссий. В 1895 году окончил Астраханское реальное училище, потом Императорское московское техническое училище (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана).

В метрической книге Николо-Гостинной церкви города Астрахани за 1876 год сделана запись под № 32. « 9 октября родился Павел, крещен 18 октября. Родители — Астраханский купеческий сын Михаил Павлович Догадин и законная жена Олимпиада Васильевна, оба православные».

Отец Павла Михайловича занимал разные должности: член Городской властной думы, присяжный заседатель, член совета при городской Ремесленной школе Императора Александра П. В августе 1888 года Павел поступает в Реальное училище. Под влиянием опытного, умного педагога сформировался художественный вкус Догадина, чутье будущего коллекционера. Затем Павел окончил Императорское Московское Техническое училище (ныне Технический университет имени Н.Баумана) со званием инженера-механика. «Москва дала Догадину не только технические знания, она захватила его своей новизной: множество храмов, монастырей, особняки разных архитектурных стилей, библиотеки, музеи. Особенно влекли антикварные, художественные магазины, выставки современной живописи. Первые попытки коллекционирования начались именно в Москве.


Там же он сошелся со многими ценителями живописи. По свидетельству современников, Павел Михайлович был скромным, стеснительным человеком, но если судить по его переписке (хранится в Астраханском архиве), он был натурой, искавшей творческого общения, с тонким эстетическим вкусом. Человеком высокой культуры».

Семья Догадиных считалась в Астрахани одной из самых уважаемых. Всему городу была известна догадинская лавка скобяных товаров по улице Шоссейной (ныне Адмиралтейская), догадинская гостиница и кирпичный завод.



Семья была не только уважаемая, но и обеспеченная. Однако жили Догадины по меркам русского купечества весьма скромно. Даже семейный особняк, расположенный в самом престижном районе города, выглядел довольно скромно на фоне других, расположенных по соседству. Клан Догадиных был многочисленным, но в истории города остался только последний из рода – Павел Михайлович Догадин. После смерти отца в 1907 году он возглавил семейное дело.


2. История создания коллекции картин


Догадин увлекся идеей собрать коллекцию картин для города. Это его желание возникло не на пустом месте. В 1887 году в город прибыла выставка художников-передвижников. Впервые астраханцы увидели полотна великих мастеров – И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.И.Шишкина и других(1). Кроме того, можно предположить, что на решении П.М.Догадина сказалось значительное влияние П.А.Власова. Выпускник Академии художеств, талантливый педагог, Власов создал в Астрахани художественную школу. Одно время он преподавал в Реальном училище, где в эти годы учился П.М.Догадин.

В 1912 г. П.М.Догадин приобретает у московского коллекционера А.Г.Голикова три первые свои картины: этюд к «Цветущему лугу» И.И.Левитана, «Валаам» И.И.Шишкина, «Волга. Облака» И.Л.Калмыкова. Эти картины и заложили основу будущей галереи. Догадин завязывает переписку с коллекционерами и торговцами картин, с художественным магазином И.Дациаро и другими. Обладая хорошим эстетическим вкусом, будучи истинным ценителем живописи, он обращает внимание на картины Ф.А.Васильева, С.А. Коровина, И.И. Левитана, В.Д.Поленова, И.Е.Репина, Н.К.Рериха, В.А.Серова, К.А.Сомова, И.И.Шишкина и других. Он приобретал картины с выставок великих деятелей Серебряного века русской культуры: с выставок «Мир искусства», «Союз русских художников», с посмертной выставки В.А. Серова, с персональной выставки А.Н. Бенуа, а также у самих художников: М.В. Нестерова, Н.П. Крымова, К.Ф. Юона. Тогда же было положено начало коллекции русской акварели.

Опору для своей мечты П.М. Догадин, несомненно, обрёл в собирательской деятельности братьев Третьяковых, подаривших свою коллекцию Москве.

Уже в 1916 году он вынашивал мысли о передаче этого собрания городу, которыми делился с Нестеровым.

В одном из своих писем к художнику М.В. Нестерову Догадин писал о желании передать в дар Астрахани собираемую им коллекцию. Нестеров отвечал: «…Можно только приветствовать… прекрасное намерение Ваше со временем принести свое собрание в дар родному городу. Такое намерение Ваше мне столь понятно… Желаю от души… Вам со временем испытать те прекрасные чувства, которые некогда переживал в ином масштабе незабываемый Павел Михайлович Третьяков..» (1916. Москва. 16 апреля. М.В. Нестеров — П.М. Догадину). Но коллекция ещё не была сформирована полностью и поэтому он медлил.

За пять лет (1912-1917) Догадин собрал внушительную коллекцию.

1915 год стал для Догадина самым рекордным: он приобрёл 28 картин самых именитых русских мастеров.


3. Дар городу.


В замыслы коллекционера вмешалась Октябрьская революция.

В 1918 году Павла арестовали по доносу соседей. В доме произвели обыск – искали спрятанное народное золото. Но донос оказался ложным, золота не нашли. Возвращался он домой после ареста с тревогой о коллекции, но всё оказалось в порядке. Все картины были на месте – сыщики просто не разглядели истинного богатства, хранящегося в доме.

Однако, с тех пор Павла Михайловича не покидала мысль, что над его бесценной коллекцией нависла угроза и в следующий раз всё может оказаться гораздо трагичнее.

Догадин принял решение передать своё собрание картин городу. Но при этом Павел Михайлович выдвинул властям несколько условий:

  • его дом должен был стать музеем коллекции;

  • галерее следовало присвоить имя основателя;

  • бессменным хранителем назначить самого Догадина;

  • картины должны были всегда оставаться в Астрахани.


«21 октября 1918 года в культурно-просветительский отдел Совета Профессиональных Союзов Астраханского края поступило заявление от Павла Михайловича Догадина о желании пожертвовать городу коллекцию картин, рисунков, автографов, библиотеку «с целью способствовать тем самым поднятию культурного уровня рабочего населения Астрахани».(2)

Он передал городу более 100 живописных и графических произведений, около 90 автографов писателей, музыкантов, поэтов и исторических деятелей, библиотеку, мебель и небольшой особняк по Набережной р. Кутум, № 39


Для принятия коллекции была назначена комиссия, в которую входили художники П.И. Котов, В.А. Эйферт, Н.П. Протасов. Они составили опись коллекции, сформулировали «Положение о музее», избрали комитет по заведованию галереей. П.М. Догадина назначили заведующим. В знак уважения к его собирательской деятельности и бесценному дару городу галерее присвоили наименование: «Картинная галерея Совета Профессиональных Союзов имени основателя П.М. Догадина». 12 ноября был подписан акт приема коллекции, а 15 ноября в доме дарителя — на набережной реки Кутум, №39 состоялось — торжественное открытие галереи. Вход был бесплатным.


П.М.Догадин заведовал галереей только один год и 14 дней. В декабре 1919 г. он умер от тифа. Все свои средства он вложил в создание художественного музея, и потому похороны были совершены за казенный счет. Похоронили его в фамильном склепе рядом с родителями в Покрово-Болдинском монастыре.


Со временем музейный фонд увеличился в три раза и особняк Догадина стал для него тесен. В распоряжение галереи был передан красивый трехэтажный особняк купца Плотникова на Большой Дмитровской (улица Свердлова), куда она и переехала 12 августа 1921 г. и находится по сей день. А дом Догадина был забыт. Его начинают теснить новостройки, расположенные рядом. И прохожие удивляются, почему до сих пор не снесли этот маленький домик, потому что не знают, что в нём жил известный коллекционер П.М.Догадин.


4. Годы забвения.


Спустя два года после открытия художественного музея имя П.М.Догадина уходит из его названия:

1922-1928 – Астраханская картинная галерея,

1929-1948 – Астраханская государственная картинная галерея,

1949-1957 – Астраханская областная картинная галерея.

В 1958 г. галерее было присвоено имя Б.М. Кустодиева

В 2002 г. открылся филиал АГКГ — Дом-музей Б.М.Кустодиева, что позволило полнее раскрыть жизнь и творчество известного художника-земляка.

В течение всех лет существования галереи ее фонды пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, из бывшего Императорского Румянцевского музея, знаменитой Цветковской галереи, а также предметами из частных коллекций: астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула Австро-Венгерской торговой миссии в Астрахани О.Я.Виблингера, купца-мецената И.А.Репина, собирателя А.А.Перова, художницы и педагога Е.И.Нешмониной, семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника М.П.Митурича-Хлебникова, филолога и галериста Н.М.Краевской и др. В разные годы галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе знаменитые астраханцы — Б.М.Кустодиев и И.С.Горюшкин-Сорокопудов. Все эти поступления сделали собрание музея поистине уникальным.

В 1939 г. был сформирован отдел советского искусства. С 1941 по 1944 гг. коллекция музея находилась в консервации, но уже в начале 1944 музей опять открыл свои залы посетителям. В 60-80-е гг. расширялись экспозиционные площади музея. В 1991 г. открыт отдел зарубежного искусства.


5. Современная жизнь «Догадинки».


Астраханской государственной картинной галерее в 2006 г. было возвращено имя его основателя. Современное официальное название музея: областное государственное бюджетное учреждение культуры «Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина».







Сегодня фонды Астраханской картинной галереи насчитывают более 19 000 предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В экспозиции представлены русские иконы XVI-XIX вв., портреты XVIII в., написанные Ф.С.Рокотовым Д.Г.Левицким, В.Л. Боровиковским и отражающие блестящую эпоху Просвещения. Начало XIX в. представлено полотнами С. Ф. Щедрина, К. П. Брюллова, В. А. Тропинина, русское искусство середины и второй половины XIX в. — произведениями художников-передвижников В.Г.Перова, Н.В.Неврева, Л.И.Соломаткина, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, К.Е.Маковского, Н.А.Ярошенко, К.А.Савицкого. Особое место в собрании галереи занимают пейзажи А. П. Боголюбова, А. К. Беггрова, А.И.Куинджи, Л.Л.Каменева, И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И. И.Левитана. Художественные поиски рубежа XIX-XX вв. воплощены в полотнах М.В.Нестерова, С.Ю.Жуковского, П.И.Петровичева, В.А.Серова, М.А. Врубеля, В.Э.Борисова-Мусатова, А.Я.Головина, К.А.Сомова, С.Ю.Судейкина, К.А. Коровина, Н.К.Рериха.

Картинная галерея живёт и продолжает радовать своих горожан и гостей города.

В её залах проводятся тематические выставки, музыкальные вечера, благотворительные акции, научно-практические конференции, мастер-классы.

Справедливо, что имя Догадина вернули картинной галерее.

Вопрос реставрации догадинского дома годами обсуждался в прессе. В настоящее время отремонтирован фасад здания. Надеюсь, что бесценные художественные сокровища, которые лежат в фондах картинной галереи, в скором будущем будут выставлены в доме Догадина. И лучшего места им не найти. Способствовать развитию культуры в большом и малом — это настоящий долг всех горожан.

Заключение

В результате проделанной работы я изучила:

  • различные материалы, факты, статьи о П.М.Догадине, ознакомилась с его жизнью и деятельностью.

  • с его биографическими данными, краткими сведениями о семье Догадиных;

  • узнала историю создания коллекции картин;

  • выяснила причины, побудившие Догадина преподнести бесценный дар городу;

  • о периоде, когда его имя было незаслуженно забыто;

  • посетила картинную галерею имени П.М. Догадина, узнала о её современной жизни.

Всё это помогло мне создать полную картину жизни человека, внёсшего огромный вклад в культуру нашего города. Я горжусь тем, что именно на нашей Астраханской Земле жил такой замечательный бескорыстный человек — Павел Михайлович Догадин.

Считаю, что исследовательская работа «Павел Михайлович Догадин» имеет практическую значимость. Собранный материал может использоваться педагогами и учащимися на уроках ИЗО, МХК, истории, краеведения, при подготовке внеклассных мероприятий о земляках. Материал рассчитан для широкого круга читателей, которые интересуются историей и культурой своего края.




























Источники:


1. История Астраханского края (под ред. Проф. Н.М.Ушакова). – Астрахань, Изд-во АГПУ, 2000. С. 993.

2. Астраханская картинная галерея им. Б.М.Кустодиева. – Астрахань, 1993. С. 6.

3. Астраханская областная картинная галерея. – М., Советский художник, 1990г.

4. Волга, № 136, 12 сентября 2003 г.

… сайт Астраханской государственной картинной галереи им П.М.Догадина

https://www.wm-painting.ru/RussianMuseums/p2_articleid/190


https://love-astrakhan.narod.ru/obj/ul_sverdlova_d81_mus.htm

https://www.wm-painting.ru/images/Musems/DogadinPM.jpg

https://www.wm-painting.ru/RussianMuseums/p2_articleid/190

https://vechkitova.ucoz.ru/publ/personalii/ljudi_iskusstva/dogadin_pavel/44-1-0-100


5. Е.Щербакова. Тень хранителя. — «Хронометр-Астрахань», № 36, 7 декабря 2004 г.





Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса «Мир детей и мир взрослых в рассказе А.П. Чехова «Белолобый»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: