Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
Забайкальский край, город Чита
Исследовательская работа по МХК
(раздел «Русская культура»)
Ёлочная игрушка как отражение русской истории и культуры
Выполнила: Решетняк Полина Сергеевна,
ученица 9 класса В
Руководитель:
Пентюхина Татьяна Александровна,
учитель МХК
Чита, 2013
Краткая аннотация
В работе рассматривается история развития ёлочной игрушки. Автор доказывает, что ёлочная игрушка является отражением русской истории и культуры.
Исследователь считает эту тему важной, потому что история русской ёлочной игрушки (своего рода – произведения искусства) неразрывно связана с разными эпохами нашей страны (новизна исследования). Автор исследования полагает, что общение с ёлочной игрушкой помогает нам быть добрей и не терять ощущение праздника, не забывать, что когда-то мы все были детьми и с нетерпением ждали волшебный Новый Год и наряжали ёлку. Исследуя проблему, автор хочет привлечь внимание сверстников к необходимости сохранения традиций русского народа. Ведь, как сказал знаменитый А.С. Пушкин: «Человек, не знающий своего прошлого, — дикий человек». Связь поколений не прервется, если мы будем изучать и уважать традиции наших предков.
Аннотация
Цель работы: исследование вопроса о значении ёлочной игрушки в отражении русской истории и культуры.
Методы и приёмы. Для реализации цели данного исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ и обобщение научной и публицистической литературы по проблеме исследования, систематизация; классификация), эмпирические (интервьюирование, индивидуальные и групповые беседы; сравнение). Названные методы стали основой исследования и явились обобщающим результатом работы в соответствии с поставленными целью и задачами.
Полученные данные. Изучив теоретический материал и исследовав данную проблему, была систематизирована информацию о развитии ёлочной игрушки в России, представлено поэтапное развитие елочной игрушки, подтвержденное примерами и подробным описанием игрушек.
Проведя практическое исследование данной проблемы, можно сделать вывод, что история и культурные традиции прошлого не забыты, они живут рядом с нами, стоит только проявить интерес.
Изучив теоретический материал, познакомившись с собраниями коллекционеров, побеседовав с хранителями домашних новогодних раритетов, мы убедились в том, что определенная тематика ёлочных игрушек соответствует определенному историческому отрезку времени. Действительно, каждая ёлочная игрушка имеет свою историю. Меняется эпоха, власть и игрушка тоже претерпевает изменения, отражая, как в зеркале, определенные исторические периоды и нравы общества.
Ёлочная игрушка является и предметом искусства, в ней кроется какая-то волшебная красота, которая не может оставить равнодушным никого. Талантливые руки русских мастеров всегда умели творить чудеса.
Сохраняя старинные ёлочные игрушки в домашних коллекциях или в выставочных залах музеев, мы тем самым узнаем прошлое своего народа, сохраняем связь поколений, а значит, храним в своей душе, в своем сознании традиции и культуру родного Отечества.
План исследований
Вопрос, подлежащий исследованию: значение ёлочной игрушки в отражении русской истории и культуры.
Гипотеза: если мы рассмотрим историю развития елочной игрушки, то докажем, что она отражала основные события в жизни нашей страны, являясь связующей нитью поколенй.
Подробное описание ведущих методов: для решения поставленных в работе цели и задач был использован метод интервьюирования и сравнительно исторический метод.
Методами называются способы, с помощью которых исследуется тот или иной объект в определенной научной дисциплине. Методы представляют собой искусственно созданные человеком приемы познания.
Наше исследование потребовало использование сравнительно исторического метода.
Суть сравнительно исторического метода [1] заключается в сравнении состояния одного и того же факта или совокупности фактов в исторически разные периоды времени и в регистрации и описании тех изменений, которые произошли в эти периоды в форме или содержании фактов (тематика и внешний вид елочных игрушек).
Основной прием сравнительно исторического метода — сравнение исследуемых единиц во времени и между разными языками, поэтому его называют иначе сравнительно историческим.
Одной из универсальных закономерностей, по которым изменяется предмет, является закон изменения форм и значений предмета по аналогии. На основании аналогии «работает» один из видов исторического метода — метод реконструкции, используемый для вычисления состояния значения или формы определенной единицы в заданный исторический отрезок времени. Для этой цели используются данные не только одного этапа развития, но и других (игрушки разных эпох).
Одно из главных исторических открытий, сделанных с помощью исторического метода, заключается в том, что явления искусства (каким является ёлочная игрушка) перестали рассматриваться как статичные, раз навсегда данные явление. Они представляются как процесс, как динамическая система, в которой предметы изменяются в соответствии с реалиями времени (документальное подтверждение об истории развития елочной игрушки). Таким образом, практическое применение исторического метода привело к новому теоретическому пониманию сущности и значения предметов искусства (в нашем исследовании – ёлочные игрушки).
Интервьюирование [2] представляет собой своего рода технологию, включающую в себя следующие этапы:
— подготовка интервью (общая и конкретная подготовка);
— начало;
— основная часть;
— завершение;
— обработка результатов.
В исследовании была использована литература по методологии, культурологи и мировой художественной культуре, в работах ученых рассматриваются методы исследования проблемы, особенности развития елочной игрушки в России:
1. Кудрявцев В.Т. в монографии «Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода» рассматривает развитие, становление и особенности сравнительно исторического метода. Рассматривает сравнительно исторический метод как разновидность исторического метода, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений.
2. Белановский С. А. в работе «Сравнительный анализ свободного и формализованного интервью в социально-экономических исследованиях. Сравнительный анализ и методики социологических исследований» описывает методику интервьюирования. Настоящая книга — первое в России учебно-методическое пособие по проведению глубокого интервью в социальных исследованиях. Глубокое интервью широко применяется при изучении самых различных проблем: исследованиях организаций, маркетинга, рекламы, теневой экономики, преступности и отклоняющегося поведения, проблем семьи, медицины, а также в социологических опросах, связанных с проблемами образования молодежи. Издание книги ставит своей целью расширение методической базы, используемой в отечественных социальных исследованиях. Предназначена для социологов, психологов, экономистов, журналистов, преподавателей и студентов.
3. Книга доктора филологических наук Е.В. Душечкиной представляет собой первый в отечественной культуре опыт исследования истории и мифологии рождественской ёлки. Читатель узнает, как и где родился обычай ставить в доме ёлку и когда он пришел в Россию, как праздновали Рождество и встречу Нового года наши предки, чем они украшали елку, как мастерили елочные игрушки, какие подарки дарили детям. Написанная на основе мемуарных, исторических и литературных источников, книга адресована самому широкому кругу читателей.
4. В центре исследований доктора исторических наук Аллы Сальниковой находится советская ёлочная игрушка, хотя большое внимание уделено и ее предшественницам — игрушкам дореволюционным. Как наряжали советские ёлки? Как и из чего делали украшения? Как их использовала власть, и как относились к ним дети и взрослые? И что произошло с ёлочными игрушками после распада СССР? Ёлочные игрушки таинственным образом превращают обычное дерево в волшебную сказку. Однако сказка эта всегда была тесно связана с жизнью, которая прочитывалась в ёлочной игрушке как в открытой книге.
5. Стравинская М. в статье «Меры украшения. Коммерсантъ» отмечает, что в ёлочной игрушке поэтапно отразилась советская история. Она называет этапы развития новогодней игрушки, дает подробное описание технологии её изготовления и особенностей.
Исследовательская статья
Проблема исследования: определение значения ёлочной игрушки в отражении русской истории и культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Организовать и провести практическое исследование проблемы.
3. Доказать, что ёлочная игрушка действительно является отражением русской истории и культуры.
Русская история и культура знает множество традиций, которые являются духовной памятью народа. Такие праздники как Масленица, день Ивана Купала прочно вошли в жизнь русского народа и получили развитие в сказках, преданиях, легендах.
Одной из наиболее значимых традиций, несомненно, является празднование Нового года. Каждый календарный год заканчивается и начинается тем, что мы любуемся нарядами пушистой ёлочки: то на ней заполыхают красные шары, то она приоденется в золото, то выберет себе серебряный наряд, то станет переливаться всеми цветами радуги — так сверкают гирлянды, мишура, и, конечно, елочные игрушки.
Ёлочная игрушка имеет свою историю. Меняется эпоха, власть и игрушка тоже претерпевает изменения, отражая определенные исторические периоды и нравы общества.
Ёлка в русской народной традиции. В Древней Руси в образе ели люди не видели ничего поэтического. Внешние свойства ели и места ее произрастания, видимо, обусловили связь этого дерева с образами низшей мифологии (чертями, лешими и прочей лесной нечистью). Слово «ёлс» стало одним из имен лешего, черта, нечистой силы. Ель традиционно считалась у русских деревом смерти, о чем сохранилось множество свидетельств. Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон.
Считаясь «деревом смерти», ель, тем временем, в некоторых местах использовалась для изготовления оберегов, а в Ярославской губернии использовался на свадьбах, как символ вечной молодости.
Весь этот сложный и противоречивый смысловой комплекс, закрепленный за елью в русском сознании, не давал, казалось бы, оснований для возникновения ее культа — превращения ее в объект почитания. Но, тем не менее, это произошло.
В России обычай новогодней ёлки ведет свое начало с петровской эпохи. По возвращении домой после своего первого путешествия в Европу (1698-1699) Петр I устраивает переворот, вплоть до перемены календаря. Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летоисчисление не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника, в том числе… украсить столицу (тогда еще – Москву) хвоей. Это стало началом обычая устанавливать ёлку на зимних праздниках. Тем самым, ёлка превратилась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера помещений, чем она стала впоследствии. После смерти Петра, его рекомендации в отношении ёлки были забыты.
Рождественское дерево в России в первой половине XIX века. С елкой как с «ритуальным атрибутом рождественской обрядности» Россия встречается в начале XIX столетия. Происходит это в Петербурге – новой столице России. Первые рождественские ёлки появились в домах немцев, которых в это время было много в Петербурге. В русской печати первых десятилетий XIX столетия об этом обычае сообщалось с подробностями, характерными для описания особенностей чужой культуры. А. Бестужев-Марлинский в повести «Испытание» (1831), изображая святки в Петербурге 1820-х годов, пишет: «У немцев, составляющих едва ли не треть петербургского населения, в канун Рождества есть детский праздник. На столе, в углу залы, возвышается деревцо …Дети с любопытством заглядывают туда».
Установить точное время, когда ёлка впервые была установлена в русском доме, пока не представляется возможным. Однако, в рассказе С. Ауслендера [3] «Святки в старом Петербурге» (1912) рассказывается о том, что первая рождественская ёлка в России была устроена государем Николаем I в самом в конце 1830-х годов по инициативе его супруги императрицы Александры Федоровны. Ведь на её родине, в Пруссии, традиция украшать ёлку на Рождество была давно известна. В начале 1940-х годах обычай украшать елку на Рождество прочно вошел в моду и среди придворных, а затем охватила весь Петербург, и всю Россию [3].
Проанализировав историю традиции украшения новогодней ёлки, можно сделать вывод, что со временем эта традиция претерпевала изменения: от «дерева смерти» до «дерева праздника».
Этапы развития ёлочной игрушки в России. Что мы знаем о ёлочных игрушках? Когда они появились? Какими они были раньше? Давайте проследим историю этого знакомого с детства предмета.
Ёлочные игрушки – это художественно оформленные предметы (обычно сделанные из стекла, металла, дерева или керамики), которые используются, чтобы украсить Рождественскую ёлку.
Оказывается, ёлочные игрушки неразрывно связаны с историей и культурой нашей страны. Хранители музея елочной игрушки в Великом Устюге (резиденция Деда Мороза), говорят, что по ёлочным игрушкам можно «прочесть» историю страны, ведь мастера ёлочных украшений как истинные художники всегда активно отзывались на события в стране новыми игрушками.
В развитии ёлочной игрушки можно выделить следующие периоды:
1. Первые елочные украшения (вторая половина XIX века).
2. Елочная игрушка дореволюционного периода России (начало XX века).
3. Советская елочная игрушка.
4. Современный период.
Первые ёлочные украшения (вторая половина XIX века) (см. приложение №1). К середине XIX века обычай наряжать ёлку прочно вошел в обиход россиян. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а еще золоченые орехи, яблоки и, конечно же, свечи.
Первые игрушки, появившиеся в России, были немецкого производства, так называемый «дрезденский картонаж». Самая распространенная тема игрушек того времени — рождественский сюжет.
Многие игрушки делались в то время своими руками в домах даже самых знатных вельмож.
Первые стеклянные игрушки, появившиеся в России, были тоже немецкого производства и стоили очень дорого. Иметь даже одну такую вещицу было престижно. На территории нашей страны первые стеклянные игрушки начали выпускать в имении Александра Меньшикова под Клином на стекольном заводе.
Стеклянные шары в то время изготавливались и расписывались вручную, были тяжелыми, из толстого стекла, их привязывали широкими лентами к самым прочным ветвям рождественского дерева.
Также в конце XIX века в России изготавливали ёлочные игрушки из ваты, папье-маше и тертого стекла.
Ёлочная игрушка дореволюционного периода России (нач. XX века). Начало 20-го века принесло новое и в технологию изготовления игрушек и в традицию украшать ими ёлки. В эти годы было модно вешать на ёлку кукол из настоящих кружев и красивых тканей. Их лица изготавливались из бумаги, а в более дорогих вариантах – из фарфора.
В начале XX века продолжается распространение «дрезденского картонажа». Теперь тисненый и раскрашенный картон изображал машинки, паровозы, воздушные шары, киноаппараты – символы эпохи технического прогресса.
Так начала своё развитие елочная игрушка в России. Но вскоре наступило другое время и о праздничном рождественском наряде для ёлки, к сожалению, пришлось забыть. Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения ёлки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.
После революции запрет отменили. Первую общественную ёлку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге[4].
Советская ёлочная игрушка. Шло время, менялись идеалы, история, правители, менялась и елочная игрушка. В данном периоде можно выделить несколько этапов, каждый из которых отражает исторические события нашего Отечества.
Послереволюционный этап развития (30-е годы 20 века). С 1926 года украшение ёлки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года запретила празднование Рождества. Рождественская ёлка стала считаться буржуазным пережитком. Наши прадеды слышали такие стихи:
Только тот, кто друг попов,
Елку праздновать готов!
Мы с тобой враги попам,
Рождества не надо нам! [5 с. 72-73]
Прекратился завоз игрушек из Германии. Но люди все равно старались отметить любимый праздник. В это время появляется большое количество «домодельных» игрушек, т.е. сделанных не на фабрике, а дома, своими руками.
Казалось бы, ёлочную игрушку уже не ждет ничего хорошего… Но в 1935 году правительством было принято решение о возобновлении празднования Нового года в СССР. И уже 28 декабря 1935 года заработал конвейер по производству нашей, национальной новогодней утвари.
Новое поколение ёлочных игрушек разительно отличалось от старого: если до революции большой акцент делался на библейские сюжеты, то в советское время (с 1935 г.) на смену восковым ангелочкам и «Вифлеемским» звездам пришли игрушки соответствующие историческим реалиям. Вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Появились игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом, шары со звездами. Выпускались шарики с изображениями членов Политбюро. Эти шары — особенная редкость, поскольку производились только в течение одного года, 37-го, и только в Москве (см. приложение № 2).
Эра воздухоплавания отразилась на ёлках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами. (см. приложение № 2).
В конце 30-х на ёлках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, Красная Шапочка, Кот в сапогах, доктор Айболит. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Тогда же появилось и популярное и в наши дни украшение – разноцветные стеклянные бусы.
В 1938 году Московские артели по производству елочных игрушек выпустили ватные игрушки для ёлки, посвященные экспедиции Папанинцев на Северный полюс. И вновь в ёлочных игрушках оказалась запечатлено одно из знаменательных событий в жизни страны. (см. приложение № 2).
Данный период характеризуется большим разнообразием елочных игрушек, которые отражают различные события в жизни нашей страны. Увеличивается количество фабрик, заводов по выпуску елочных украшений. Появляются новые технологии, виды и формы игрушек [5]. Но вскоре для страны наступит трагическое время – Великая Отечественная война, выпуск новогодних украшений сократится, их вид станет совсем иным. Изменяется история, изменяется и ёлочная игрушка.
Военное время (Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). В годы Великой Отечественной войны стране стало не до производства игрушек… и все же она их производила! Люди не перестали украшать новогодние ёлки. «Военные» ёлки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «пограничниками с собаками», «собаками-санитарами» (см. приложение № 3)
В домашних условиях игрушки делали из чего только можно. Военные ёлки укрывал снег из медицинской ваты, украшения мастерили из бинтов, из бумаги, из химических колб. Характерная игрушка тех лет – перегоревшая электрическая лампочка. Их обрезали сверху, разукрашивали, расписывали, припаивали сверху петельку, превращая в подобие новогоднего «шарика». А иногда просто покрывали краской… И вот, обычная старая лампочка становилась ёлочным украшением [6]! (см. приложение №3)
Послевоенный этап развития. После войны популярны были ватные игрушки в силу дешевизны и простоты изготовления. Изготавливались они из прессованного хлопка, которому придавали нужную форму. (см. приложение № 3).
Появляются новые темы, сюжеты в украшении лесной красавицы. Например, «Набор ёлочных украшений «15 национальностей» включал фигурки девочек в национальной одежде (см. приложение № 4). Так на ёлке отражались идеалы братства между республиками и идеи интернационализма.
Еще одна интересная тема – сказки. К юбилею А.С.Пушкина были выпущены наборы игрушек с изображениями героев из произведений нашего великого поэта: «Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила».
Также вошли в моду игрушки на сельскохозяйственную тему: помидоры, морковки, снопы пшеницы, хлеб и прочие вкусности. В конце пятидесятых годов, когда на экраны кинотеатров вышел фильм Э.Рязанова «Карнавальная ночь», появились ёлочные игрушки-часы, на которых всегда было без пяти двенадцать (см. приложение № 4)
Грандиозное событие 1960-х — освоение человеком космического пространства нашло отражение в елочных игрушках: появляются спутники, ракеты, космонавты (см. приложение № 4).
В 50-60-е годы выпускаются игрушки на прищепках (см. приложение № 5). Такие игрушки ещё сохранились во многих домах [7].
После 1966 года производство елочных игрушек стало на поток. Игрушки становятся менее разнообразными. В связи с этим решением международной организации коллекционеров елочных игрушек «Golden Glow» («Золотое свечение») старинными сейчас признаются лишь игрушки, произведенные с конца XIX века до 1966 года. Для коллекционеров игрушки после этой даты – уже не раритет[8].
Современные тенденции. Игрушки нового века имеют тенденцию возврата к доброму прошлому. Сейчас в моде елочные игрушки ручной работы: шары с тщательно выписанными пейзажами (см. приложение № 5), миниатюрные фарфоровые фигурки. Сегодня часто встречаются неординарные и нестандартные елки, игрушки и украшения.
Удивительно, но обыкновенная маленькая ёлочная игрушка, которую мы каждый год достаем из коробки, чтобы нарядить красавицу – ёлку, отражает историю страны, бытовую и художественную культуру русского народа, а также является предметом искусства. Ёлочная игрушка – это зеркало жизни.
Интерес современного общества к ёлочным украшениям. В настоящее время ёлочная игрушка вызывает большой интерес у людей. Сегодня ёлочная игрушка — это не только праздничное украшение, но и музейный экспонат, предмет гордости коллекционеров.
В нашей стране существуют музеи ёлочных игрушек, в преддверии новогодних и рождественских праздников в некоторых учебных учреждениях работают тематические выставки, проводятся мастер-классы по изготовлению украшений для лесной красавицы — ели.
Самыми известными музеями елочных игрушек в нашей стране являются музеи в г. Великий Устюге и в г. Клин [9].
Большой вклад в сохранение русских рождественских и новогодних традиций вносят и коллекционеры елочных игрушек. Одним из самых известных в России коллекционеров игрушек в России является Сергей Геннадьевич Романов. Сергей Геннадьевич живет в Москве, он историк игрушки, художник и реставратор. В коллекции елочных игрушек Сергея Романова встречаются поистине редкие вещицы. Например, матовый шар цвета самолетного крыла. По нему шагают зверюшки и человечки в буденовках. Над ними вьется надпись: «С Новым 1941 годом!». Сергей Геннадьевич работает педагогом во Дворце детского творчества на Воробьевых Горах, учит ребят мастерить ёлочные игрушки по старым технологиям [10].
В городе Новосибирске живет очень интересный человек – историк по образованию, а по зову души коллекционер ёлочных игрушек Татьяна Гартвич. Уже много лет она собирает по всей России ёлочные украшения, изучает историю ёлочной игрушки.
Собирают наши ёлочные игрушки и иностранцы. Одна из самых крупных в мире коллекций ёлочной игрушки была собрана американкой Ким Балашак, с 1995 года живущей в России. В собрании более 2,5 тыс. экземпляров российской и советской игрушки[11].
В разных городах России в преддверии новогодних и рождественских праздников открываются выставки старинных елочных игрушек. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Томск, Новосибирск – этот список можно продолжать ещё долго. И наш город не стал исключением. В период новогодних праздников в выставочном центре Забайкалья состоялась выставка елочных игрушек. Да, у наших современников есть интерес к истории и культуре своей Родины. Люди сохраняют семейные традиции, берегут прошлое наших предков. А значит, у России есть будущее.
Изучив теоретический материал и исследуя данную проблему, нам удалось систематизировать информацию о развитии елочной игрушки в России (см. приложение № 6)
Эти данные подтверждают и проведенные нами практические исследования.
Про ёлочные игрушки мы вспоминаем раз в году. Любимые всеми, они абсолютно беззащитны: каждый следующий Новый год любая из хрупких вещичек может не пережить. В результате многие игрушки, которые помнят теперешние папы, мамы, бабушки, исчезли: разбились или потерялись. Но до сих пор живут они в рассказах, в людской памяти.
Изучая историю ёлочной игрушки, мы разговаривали со многими людьми, одна из них Гаврилова Полина Порфирьевна, учитель английского языка МОУ СОШ № 30, сейчас она на заслуженном отдыхе. (Интервью с Гавриловой П.П. и игрушки из её домашней коллекции представлены в приложении № 7)
Нам удалось побеседовать еще с одним учителем нашей школы – Семеновой Татьяной Николаевной. Она показала игрушки из своей домашней коллекции и рассказала немного о том, как они появились в их доме. (Интервью с Семеновой Т. Н. и игрушки из её домашней коллекции представлены в приложении № 8.)
В наши дни сохранилась традиция изготовления самодельных игрушек. Это очень увлекательное и интересное занятие. В настоящее время в России проводятся всевозможные конкурсы на лучшую новогоднюю игрушку, сделанную своими руками.
Чита не стала исключением. В декабре 2012 года в Выставочном Центре Забайкалья прошел первый конкурс на лучшую детскую новогоднюю игрушку, а в Краевой филармонии проходил конкурс на самую оригинальную дизайнерскую ёлку. И в нашей школе в предпраздничные дни проходит выставка самодельных елочных украшений, которые потом украшают ёлку в школьном дворе и на территории детского сада (см. приложении № 9)
Таким образом, проведя практическое исследование данной проблемы, можно сделать вывод, что история и культурные традиции прошлого не забыты, они живут рядом с нами, стоит только проявить интерес.
Исследуя вопрос о значении ёлочной игрушки в русской истории и культуре, мы сделали вывод о том, что ёлочная игрушка действительно отражает историю нашей страны. Изучив теоретический материал, познакомившись с собраниями коллекционеров, побеседовав с хранителями домашних новогодних раритетов мы убедились в том, что определенная тематика ёлочных игрушек соответствует определенному историческому отрезку времени.
Ёлочная игрушка является и предметом искусства, в ней кроется какая-то волшебная красота, которая не может оставить равнодушным никого. Талантливые руки русских мастеров всегда умели творить чудеса.
Сохраняя старинные елочные игрушки в домашних коллекциях или в выставочных залах музеев, мы тем самым узнаем прошлое своего народа, сохраняем связь поколений, а значит, храним в своей душе, в своем сознании традиции и культуру родного Отечества.
И когда в следующем году мы будем вновь с вами доставать эти старые елочные игрушки, то давайте обязательно вслушаемся: они расскажут нам про историю семьи, про историю и культуру нашей Родины, про интересные традиции русского народа.
Я призываю своих ровесников не откладывать в сторону те старенькие, может быть, слегка поблекшие ёлочные игрушки, которые хранятся у вас дома. Ведь именно в них скрывается чудесная новогодняя сказка, которую мы все так любим и ждем каждый год.
Мы считаем, что стихотворение Татьяны Петулько «Ёлочным игрушкам посвящается» [12], звучит своеобразным выводом по теме исследования:
Уложены, укутаны,
Под ватой белоснежной,
Считая дни — минутами,
Спят тихо, безмятежно
Стеклянные создания —
Царевны и лягушки,
А в них — воспоминания
Зарылись, как в подушки.
Но раз в году заветная
Шкатулка открывается,
И тайна разноцветная
По свету разливается.
И каждому, и каждому,
В раздумии стоящему,
Покажется, вот — важное,
Вот это – настоящее,
И ёлочной мелодией
Забытое и вечное —
Свеченье Новогоднее,
Как детство бесконечное…
Источники
Содержание
(литература указана по мере употребления в тексте)
1. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Рига: Психологический центр «Эксперимент», 1999. Ч. 1. 160 с.
2. Белановский С. А. Сравнительный анализ свободного и формализованного интервью в социально-экономических исследованиях //Сравнительный анализ и методики социологических исследований. М.: ИС АН СССР. – 1989.
3. Душечкина Е.В. Русская ёлка: История, мифология, литература. — СПб., 2002,Русская ёлка.-
4. https://christmas-collection.narod.ru
5. Сальникова А. «История ёлочной игрушки, или как наряжали советскую ёлку».- Издательство «Новое литературное производство». М.;. -2010 г.
6. Анисонян М. Как новый год к нам пришел… Природа и человек (Свет). — 2005. — № 12.
7. https://www.promoroz.ru/
8. Близнюк А. Новогодняя и рождественская игрушка. Наука и жизнь. — 2003. — № 12.
10. Романов С. Праздник нашего детства. Дошкольное воспитание. — 2001. — № 12.
11. Стравинская М. Меры украшения. Коммерсантъ. Власть.- 2006.- № 51.
12. Петулько Т. Чудо-праздник. Мой кроха и я. — 2006. — № 12.
Иллюстрации (размещены в приложении)
1.https://www.echo.msk.ru/programs/time/738648-echo/
2.https://www.oytoy.ru/interesting/181-istoriya-novogodney-igrushki-v-rossii.html
3.https://www.luzina.kiev.ua/index/ussr
4.https://www.etoretro.ru/pic42906.htm
5.https://christmas-collection.narod.ru/pr-history-grate-catalog.html