Конспект урока «Азбука театра эпохи Возрождения» 10 класс





Фильчина Елена Владимировна учитель МХК

МБОУ гимназии г. Гурьевска Калининградской обл.

Конспект урока МХК в 10 классе «Азбука театра эпохи Возрождения».







































Цель урока. Освоение культурно-исторического достояния эпохи Возрождения на примере итальянской комедии дель арте и театра В. Шекспира.

Задачи урока

  1. Познакомить учащихся с театром В.Шекспира и итальянской комедией дель арте.

  2. Ввести понятия «амплуа» и «актуальность темы».

  3. Развивать навыки работы с текстом, навыки критического мышления.

Оборудование: мультимедийная аппаратура; презентация, подготовленная учителем; две древнегреческие маски; тексты о древнегреческом театре, комедии дель арте, театре Шекспира; видеофрагменты пьесы Шекспира «Гамлет» в постановке разных режиссеров и фильма «Труффальдино из Бергамо»; 3 перевода фрагмента монолога Гамлета.

Ход урока 1. Слово учителя.

— Сегодня на уроке мы поговорим о том, что включает в себя понятие театр, вспомним знакомый древнегреческий театр и познакомимся с театрами эпохи Возрождения, побываем в роли актёров, режиссеров, костюмеров.( слайд 1)

— Что такое театр? Назовите слова ассоциации, которые возникают у вас со словом театр (Предполагаемые ответы: актёр, сцена, буфет, костюмы, пьеса и т.д.). — Из перечисленных вами понятий я выберу «сцена», «актёр». От своего лица добавлю «амплуа» и «актуальность темы» (с помощью презентации учитель ведёт диалог с учениками о знакомых понятиях театра, как « сцена», «актёр», вводится понятие» амплуа»). Понятие «актуальность темы» будет введено по ходу урока (слайд 2-5).

2. Знакомство с театром эпохи Возрождения. Проследим, какие изменения произошли в театральной деятельности, начиная с древнегреческого театра.

Ученики должны собрать разбросанную таблицу (Приложение №1), используя тексты с информацией о древнегреческом театре, комедии дель – арте и театре Шекспира (каждая собранная строка таблицы комментируется учениками.)

В качестве комментария к разделу таблицы «Основные сюжеты древнегреческого театра» учащиеся в древнегреческих масках представляют диалог Прометея и Старшей Океаниды из трагедии Эсхила « Прометей прикованный» (Приложение №2).

Остальному классу предлагается ответить на вопросы 1) Что кроме огня дал людям Прометей. 2)Какие душевные качества Прометея проявились в этом фрагменте? 3) Почему древнегреческая трагедия востребована и играется сейчас спустя 2,5 тысячи лет?

Предполагаемые ответы учащихся 1) Отнял дар предвидения своей судьбы и заменил даром надежды на лучшее. 2) Проявил сострадание к людям и жертвенность по отношению к себе. 3) Темы поднимаемые драматургами древней Греции актуальны и сейчас — это жертвенность, сострадание, неравнодушие к чужой беде и т.д.

В разделе таблицы « Основные сюжеты. Комедия дель арте» можно показать фрагмент хф « Труфальдино из Бергамо» режиссера Владимира Воробьёва.

( слайд 6- 10)

После заполнения раздела таблицы «Основные сюжеты Театр Шекспира» учащимся предлагается посмотреть видеофрагменты (используются несколько видео фрагментов «The Six Princes of Denmark», «To be or not to be» (Гамлет — Гела Месхи), «To be or not to be Hamlet Jude Law Of NLC», «Владимир Высоцкий — Быть или не быть. Монолог Гамлета»).

— Какие впечатления оставили фрагменты просмотренного видео?

— Сыграть Гамлета в карьере многих актёров большая удача и заветная мечта. Попробуем разобраться, какие вопросы мучают Гамлета? (учащимся предлагаются распечатанные фрагменты различных переводов монолога Гамлета «Быть или не быть» (Приложение №3), нужно определить, между, чем выбирает Гамлет и подчеркнуть ключевые слова в каждом переводе. Из проведённой работы делается вывод, что главный герой стоит перед выбором, перед которым оказывается каждый человек в своей жизни.)

Какое значение для исполнения роли Гамлета имеет одежда, окружающий интерьер, почему режиссеры не всегда обращаются к одежде и окружающей обстановке исторической эпохи Шекспира?

3. Творческая мастерская. На следующем этапе работы учащимся предлагается самим побыть в роли режиссеров и костюмеров спектакля по пьесе «Гамлет». На листе бумаги учитель просит описать или нарисовать своего Гамлета, написать, какие темы выбора актуальны для современной молодёжи или самого учащегося. По готовности выслушиваются придуманные мини-проекты.

4. Рефлексия.

— Без чего не может существовать театр?

— Что позволяет ему собирать полные залы многие века?

Как в театре всё завершается аплодисментами. Также в конце урока можно использовать фрагмент из французского мюзикла « Ромео и Джульетта» или видеоклип песни «(Les Rois du Monde)» из этого же мюзикла Французская или Российская версия.



Список литературы.

  1. Данилова. Г.И. МХК. Учебник для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля. 10 класс.-4е изд. М.: Дрофа. 2007

  2. Мировая литература от античности до Ренессанса. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. — 192 с: ил. — (Современная школьная энциклопедия).







Приложения.

Приложение №1


Греческий

Итальянская комедия дель арте

Театр Шекспира

Год образования

534г. до н.э.

Конец 16- начало 17 века существовал 200 лет

Конец 16- начало 17 века 1599г. Построен театр

« Глобус»

Сцена

Амфитеатр, орхестра, скена

Действие перед домами, на балконах, лоджиях

Сцена глубоко вдавалась в зал

Амплуа

Маски. Один человек несколько ролей

Маска. Одна и та же роль до глубокой старости.

Особая роль костюма. Символические детали

Особенности театров

Актёры только мужчины

Импровизированная игра актёров

Смена площадок, стремительность действия, минимум декораций

Основные сюжеты

Мифология, отражение общественно — политической жизни, этические проблемы

Плут слуга, обманывающий хозяина. Любовные интрижки.

Главные противоречия эпохи. Борьба за власть. Сила любви. Предательство




Греческий

Итальянская комедия дель арте

Театр Шекспира

Год образования




Сцена





Амплуа






Особенности театров






Основные сюжеты








Древнегреческий театр

Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

В Древней Греции было два главных вида представлений – трагедия и комедия.

Первая постановка трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими.

Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей. Афинский театр Диониса, например, вмещал до 17 тысяч человек, театр в Эпидавре-до 10 тысяч.

Участниками представления были только мужчины.

Актёры использовали маски, обувь на толстой подошве.

Один человек играл несколько ролей в каждом спектакле.

Итальянская комедия дель арте.

В конце 16 -начале 17 века в Италии возник замечательный театр – комедия дель арте (La Commedia dell arte – то есть искусная комедия, «комедия мастерства»). Такое название получил итальянский профессиональный театр, использовавший маски, пантомиму, буффонаду (комическое преувеличение) и просуществовавший около 200 лет.

Итальянская комедия масок, будучи исключительно демократическим искусством, связана с городскими карнавальными праздниками, в которых принимали участие все слои населения.

Первые упоминания о комедии масок относятся к середине 50-х годов 16 века и связаны со знаменитым Венецианским карнавалом. На спектаклях царила атмосфера непринужденного веселья, публика беспрерывно хохотала.

Каждый актер выступал в определенной маске. Маска – это образ актера, который он принимает, в котором он воплощает свою творческую индивидуальность. Это раз и навсегда установленный социальный тип с неизменным обликом, определенными чертами и диалектом… Актер играл одну и ту же роль до глубокой старости. Пьесы могли заменяться каждый день, но их персонажи оставались неизменными. Замена одной маски на другую в труппе актеров была абсолютно невозможна: или маска вообще исключалась из сценария, или актеры отказывались от данного сюжета.

Одной из отличительных особенностей итальянской комедии масок была импровизированная игра актеров. Не имея готового литературного источника, актеры перерабатывали сюжеты для сцены непосредственно на глазах у зрителей. Таким образом, актерская роль бесконечно варьировалась и видоизменялась в процессе каждого театрального представления.

Импровизация актеров – тонкое искусство, требующее больших литературных знаний, художественного вкуса и выдумки. Сценарий комедии предусматривал единство места и времени, поэтому декорации не менялись. Два дома по бокам сцены, задник с несколькими пролетами, кулисы – вот и все декорации. Таким образом, действие неизменно проходило на улице перед домами или на балконах и в лоджиях.

Спектакли комедии дель арте – это синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения.

Число масок на сцене достаточно велико: их более сотни, каждая пользуется определенным диалектом. Это влюбчивый и скупой венецианский купец Панталоне, плут и весельчак доктор Бригелла, простодушный и незлобивый Арлекин, находчивый Пульчинелла, бахвал и трус Капитан, Коломбина и т.д.


Театр Шекспира.

Театральное искусство Возрождения достигло вершины в творчестве великого английского драматурга Уильяма Шекспира. В исторических хрониках, комедиях и трагедиях он сумел выразить главные противоречия своей эпохи. Герои его пьес, обуреваемые сильными страстями, переживают любовь и ненависть, ревность и зависть. Впервые на сцене был представлен человек не только как величайшее творение Бога, но и как воплощение темных страстей зла. Борьба за власть и предательство, кровавые преступления, безумие и раскаяние, сила торжествующей любви и разрушающая ненависть – вот круг проблем, которые разрешают герои шекспировских произведений.

Театр Шекспира органично соединил лучшие достижения античного и средневекового театрального искусства. Обращение Шекспира к вечным проблемам человеческого бытия обеспечили его творениям бессмертие.

Что же представлял собой театр Шекспира? Почти все произведения великого драматурга были поставлены в Лондоне на сцене публичного театра «Глобус».

Здание «Глобуса» было выстроено в 1599 году и имело форму круглой башни с расширяющимся основанием. Театр окружал ров с перекинутыми через него мостками. У входных ворот стояли 2 столба с рекламными афишами.

Над частью сцены иногда натягивали тент – голубой, если разыгрывалась комедия, и черный с золотыми звездами, если играли трагедию.

Во время спектакля зрители вели себя очень активно. Сцена глубоко вдавалась в зрительный зал, и они окружали ее со всех сторон. По ходу спектакля зрители бурно комментировали поступки персонажей, обсуждали внешность и костюмы актеров. Таким образом, они сами становились непосредственными участниками театрального действа.

Сценическое действие сопровождалось постоянной сменой площадок, на которых находились актеры. В дальней части сцены разыгрывались эпизоды, происходящие в замкнутом пространстве. Действие было стремительным, эпизоды один за одним сменяли друг друга.

Характерной особенностью было минимальное использование декораций. Они включали лишь самый необходимый реквизит: кусок дерна обозначал сад или лес, трон – дворец, а молитвенная скамья – церковь. Иногда вывешивался разрисованный задник с изображением панорамы города. Главное внимание было приковано к страстным речам актеров.

Театр Шекспира — это театр актера. Голос актера, его мимика и пластика, темперамент и сила чувств завораживали публику или повергали ее в ужас. Труппа актеров была невелика и составляла от 8 до 14 человек. Женские роли исполняли юноши.

Особая роль отводилась костюмам. Здесь важно было все: форма, цвет, символические детали.

Немалое значение в спектакле играла музыка, гремели трубы, оглушительно били барабаны, звучали рев оленей, соловьиные трели, крики петуха. В обязанности актеров входила игра на музыкальных инструментах. Звуковое оформление спектакля дополняли гром и молния, ночь, тьма, появление призраков, зловещие звуки.



Приложение №2

Старшая Океанида Грудь каменная и душа железная

У тех, кто над бедою, Прометей твоей

Не плачет. Мне же лучше б не видать совсем

Твоих печалей. Сердце рушат страх и боль.

Прометей Да, стал я жалок для друзей, на верное.

Старшая Океанида А большего не сделал, чем рассказывал?

Прометей Да, я избавил смертных от предвиденья.

Старшая Океанида От этой язвы исцеленье как нашёл?

Прометей В сердцах надежды поселил незрячие.

Старшая Океанида Большое облегченье роду смертному.

Прометей Ещё не всё! Я людям подарил огонь.

Старшая Океанида Владеют однодневки знойным пламенем?

Прометей Огонь искусствам всяческим научит их.

Старшая Океанида И за вину такую Зевс казнит тебя?

Прометей Погнал на пытки. Неустанно мучает.

Старшая Океанида И срока казни нет, конца палачеству?

Прометей Нет срока, нет, пока не пожелает Зевс.

Приложение №3

ГАМЛЕТ — 1828 (М.П. Вронченко)

Быть иль не быть — таков вопрос; что лучше,

Что благородней для души: сносить ли

Удары стрел враждующей фортуны,

Или восстать противу моря бедствий

И их окончить. Умереть — уснуть –

ГАМЛЕТ — 1892 (П.П. Гнедич)

Быть иль не быть — вот в чем вопрос.

Что благороднее: сносить удары

Неистовой судьбы — иль против моря

Невзгод вооружиться, в бой вступить

И все покончить разом… Умереть…

ГАМЛЕТ — 2001 (Виталий Поплавский)

Быть иль не быть — вот как стоит вопрос.

Что хуже — сознавать свое бессилье

Перед судьбой, снося ее плевки,

Или, пойдя с оружьем против моря

Угроз, войну закончить? Умереть —




Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "П.П. Бажов "Серебряное копытце"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: