Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №19» г.о. Саранск Республики Мордовия
Урок мировой художественной культуры
в 8-м классе по программе Г.И. Даниловой
«Дорога к храму»
Разработала: Пучкова Мария Владимировна,
учитель МХК
2011
Тема урока: «Дорога к храму».
Цели:
Создать условия по закреплению знаний об особенностях русского храмового зодчества, иконописи; значении православной культуры в жизни русского народа.
Способствовать:
развитию ключевых компетенций: анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы по изученному материалу;
формированию мотивации к изучению русских архитектурных и живописных православных традиций.
Содействовать:
формированию уважения к культурному наследию предков;
формированию чувства потребности творческого участия в сохранении и созидании русских храмов.
Средства обучения: компьютерное обеспечение, учебные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради учащихся.
Ход урока:
Уважаемые гости, ребята, я рада Вас приветствовать на смотре знаний. Мы изучили с вами особенности храмового зодчества, и сегодня мы собрались, что бы оценить ваши знания. Класс разделился на 5 групп, каждой будут предоставлены пакеты с равнозначными заданиями. Оценивать результаты будут эксперты: представители педагогического коллектива, родители и ученики (по экспертным листам). Итак, начнем…
Невозможно представить себе современный русский город, село без этого сооружения. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем родные друг другу и нам архитектурные сооружения всегда были главным украшением пейзажей России. О каких сооружениях идет речь? (о храмах)
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Задание №1. Особенности храмовой архитектуры.
Можем ли мы отличить христианские храмы от архитектурных сооружений других религий? По каким признакам? Какие архитектурные традиции вы можете назвать?
Группа №1. Сравнивает христианский храм с мусульманской мечетью.
Группа №2. Сравнивает христианский храм с буддистским храмом.
Группа №3. Сравнивает христианский храм с католическим храмом.
Группа №4. Сравнивает христианский храм с восточной пагодой.
Группа №5. Сравнивает христианский храм с протестантской церковью.
Какие разновидности православных храмов вы знаете? (на примере архитектурных построек Республики Мордовия)
1группа — Кафедральный собор святого праведного воина Федора Ушакова,
2 группа — церковь Николая Чудотворца,
3 группа — часовня Александра Невского,
4 группа — Рождественско- Богородичный Санаксарский монастырь,
5 группа — колокольня Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Макаровка ).
1 группа. Под именем «храм» в Православной Церкви разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему. Если в городе имеется несколько храмов, то главный из них называется «собором». В торжественные дни сюда собирается духовенство из различных церквей, и богослужение совершается соборно (сообща). Тот собор, в котором служит епископ, называется «кафедральным».
2 группа. Часо́вня — небольшая христианская постройка без специального помещения для алтаря.Православная часовня — обычно отдельно стоящее здание в городах, деревнях, на дорогах и кладбищах.
3 группа. Це́рковь (дом) Господа) — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
4 группа. Монастырь — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
5 группа. Колокольня – архитектурное сооружение, представляющее собой башню с открытым ярусом для колоколов. Она является составной частью здания христианского храма, или размещается вблизи него.
Для чего предназначены храмы? (Для встречи каждого человека с Богом, так как храм – дом Божий; для совместных молитв, для совершения богослужений.)
Задание №2. Символика куполов.
Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?
Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.
Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
1 группа — три главы (три Лица Святой Троицы);
2 группа — пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
3 группа — девять глав (девять чинов Ангельских);
4 группа — тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.
5 группа – тридцать три купола.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
Задание № 3. Колокольные звоны.
Как вы думаете, зачем нужны колокола?
Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
Попробуйте определить, какой вид колокольного звона звучит? (рождественский трезвон).
Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Задание №4. Внутреннее устройство храма.
Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.
Каждой группе было дано задание: назвать и дать характеристику той или иной части храма.
Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.
1 группа. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
2 группа. Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть — место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.
3 группа. Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
4 группа. Самое важное место в алтаре — престол — особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.
5 группа. Иконостас собой перегородку, отделяющую алтарную часть от средней части храма».
Задание №5.
Вспомните основные этапы создания иконы.
1 группа — подготавливали доску, делали ковчег,
2 группа — наклеивали ткань – паволоку,
3 группа — наносили левкас,
4 группа — наносили рисунок – припорох,
5 группа — приступали к золочению, работали красками, прописывали лики.
Задание №6.
О какой иконе идет речь? Определите по репродукции.
1 группа. Простой бытовой сцене — трапезе трех ангелов — автор придал большую художественную силу. Сидящие за столом ангелы склонились над чашей. Они тихо, неспешно беседуют. Расположение ангелов на иконе не случайно: вокруг них можно описать круг- фигуру, издревле считавшуюся олицетворением гармонии и имевшую магическое значение.
Неяркие, пастельные цвета одежд ангелов — голубой, салатовый, сиреневый — воплощают гармонию, свойственную всему творчеству иконописца.
(Икона А.Рублева «Троица»).
2 группа. Икона была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли. По старинному обычаю, ее везли летом на санях летом. В нескольких верстах от Владимира кони неожиданно встали…
Продолжите легенду. О какой иконе идет речь?
(икона Владимирской Богоматери).
Кого на Руси называют святыми?
Святые – мифические или исторические лица, которым в различных религиях (христианстве, исламе) приписываются благочестие, праведность, богоугодность, посредничество между богом и людьми.
3 группа. Св. Борис и Глеб
Первыми русскими святыми, прославленными Церковью, стали благоверные князья Борис и Глеб. Слово «страстотерпец» стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников».
4 группа. Параскева Пятница.
Персонаж вост.-слав. двоеверия, совмещающий в себе дохристианский персонаж — Пятницу (не обязательно носивший в точности это имя) и христ. — Св. Параскеву. Имя, переводят как «день накануне субботы», закрепилось за великомученицей Параскевой, посвятившей себя аскетич. жизни, несмотря на происхождение (она была дочерью богатых и благородных родителей), и погибшей мученич. смертью во время гонений на христиан при имп. Диоклетиане (происходивших в 303—04 н. э.). Ее привели на суд к правителю обл., который предложил взять ее в жены, если она отречется от Христа . Параскева отказалась отречься и была обезглавлена. Прибавление к имени великомученицы названия дня недели, вероятно, не случайно. Видимо, это как-то связано с характеристикой самого дня. Рус. пословица «Пятница — страстям Христовым причастница»
5 группа. Георгий Победоносец.
Святой, пострадал во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен. Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест — путешественников.
Задание № 7.
Перед вами слайд с изображением храма Покрова на Нерли и фразой: «Путей в жизни много, а дорога одна…» Как вы ее понимаете?
Подведение итогов. Эксперты дают оценку деятельности учеников на уроке, представитель каждой группы афиширует оценки каждого ученика.
Сегодня мы говорили с вами о православном храме как о произведении искусства, о явлении культуры, имеющем общечеловеческую ценность. На Руси было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.
…Душа будет вновь стремиться
В чудный мир, обратно, к тишине,
В мир святой, где может возродиться
Та любовь, что спит еще во мне.
Звучит фрагмент церковных песнопений «Приидите поклонимся…»
Литература
Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 400 с.
Саранск – стлица Мордовии: рассказы о столице нашей респ. для ребят./Морд.гос.ун-т им. Н.П. Огарева. Саранск, 2008. – 48с.
Русская культура/ Волков А.Д., Голдовский Б.П., Дмитриев Ю.АВ. и др. – М.: «Энцик-лопедия», 2007. – 320 с.
Интернет-источники
https://www.sobor-ushakova.ru/
https://ru.wikipedia.org
https://www.pravoslavie.ru
ГРУППА №1
Задание №1. Назовите отличия христианского храма от мусульманской мечети.
|
1.1Назовите одну из разновидностей православных храмов, дайте краткую характеристику.
Задание №2. Назовите, что символизирует три купола?
Задание №3. Вспомните виды колокольного звона.
О какой иконе идет речь?
Задание №4. Назовите и дайте характеристику части храма (по фотографии).
Задание №5.
Вспомните один из этапов создания иконы.
Задание №6.О какой иконе идет речь?
Задание № 7. Как вы понимаете фразу: «Путей в жизни много, а дорога одна…»?
ГРУППА №2
Задание №1. Назовите отличия христианского храма от буддистского храма.
|
1.1Назовите одну из разновидностей православных храмов, дайте краткую характеристику.
Задание №2. Назовите, что символизирует пять куполов?
Задание №3. Вспомните виды колокольного звона.
Задание №4. Назовите и дайте характеристику части храма (по фотографии).
Задание №5.
Вспомните один из этапов создания иконы.
Задание №6.О какой иконе идет речь?
Задание № 7. Как вы понимаете фразу: «Путей в жизни много, а дорога одна…»?
ГРУППА №3
Задание №1. Назовите отличия христианского храма от католического.
|
1.1Назовите одну из разновидностей православных храмов, дайте краткую характеристику.
Задание №2. Назовите, что символизирует девять куполов?
Задание №3. Вспомните виды колокольного звона.
Задание №4. Назовите и дайте характеристику части храма (по фотографии).
Задание №5.Вспомните один из этапов создания иконы.
Задание №6.О какой иконе идет речь?
Задание № 7. Как вы понимаете фразу: «Путей в жизни много, а дорога одна…»?
ГРУППА № 4
Задание №1. Назовите отличия христианского храма от восточной пагоды.
|
1.1Назовите одну из разновидностей православных храмов, дайте краткую характеристику.
Задание №2. Назовите, что символизирует тринадцать куполов?
Задание №3. Вспомните виды колокольного звона.
Задание №4. Назовите и дайте характеристику части храма (по фотографии).
Задание №5. Вспомните один из этапов создания иконы.
Задание №6.О какой иконе идет речь?
Задание № 7. Как вы понимаете фразу: «Путей в жизни много, а дорога одна…»?
ГРУППА №5
Задание №1. Назовите отличия христианского храма от протестанской церкви.
|
1.1Назовите одну из разновидностей православных храмов, дайте краткую характеристику.
Задание №2. Назовите, что символизирует тридцать три купола?
Задание №3. Вспомните виды колокольного звона.
Задание №4. Назовите и дайте характеристику части храма (по фотографии).
Задание №5.Вспомните один из этапов создания иконы.
Задание №6.О какой иконе идет речь?
Задание № 7. Как вы понимаете фразу: «Путей в жизни много, а дорога одна…
Экспертный лист ГРУППЫ №1
ФИ ученика | Оценка | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Ответственный ученик ___________________________________________
Экспертный лист ГРУППЫ №2
ФИ ученика | Оценка | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Ответственный ученик ___________________________________________
Экспертный лист ГРУППЫ №3
ФИ ученика | Оценка | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Ответственный ученик ___________________________________________
Экспертный лист ГРУППЫ №4
ФИ ученика | Оценка | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Ответственный ученик ___________________________________________
Экспертный лист ГРУППЫ №5
ФИ ученика | Оценка | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Ответственный ученик ___________________________________________