Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Цель урока:
• Дать представление о жанре оперы;
• Знакомство с оперным искусством, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;
• укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;
• совершенствовать навыки вокально–хорового исполнения.
Оборудование:
• Слайдовая презентация;
• Видеофрагмент из оперы – былины «Садко»;
• музыкальные фонограммы.
Ход урока
I. Организационный момент
Музыкальное приветствие ребят и учителя.
II. Изучение нового материала.
1. Беседа.
• Знаете ли вы, что такое театр?
• Кто из вас был в театре? Что вам больше всего понравилось?
• Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
• А кто занимается постановкой спектакля? Как называются люди, которые исполняют роли (смотрят спектакли)?
• Как называется место, где актеры исполняют свои роли?
• Чем украшают сцену?
• Вам нравится, когда действия актеров происходят под музыку? Почему?
• Как вы думаете, нужна ли музыка в спектакле?
• Вам приходилось когда-нибудь участвовать в спектакле?
• Какая у тебя любимая роль?
• Кого бы ты хотел (а) сыграть в спектакле?
2. Сообщение темы урока.
3. Рассказ учителя о театре.
Во времена языческих богов уже существовали театральные представления, они имели вид ритуальных танцев и песнопений, которые прославляли и ублажали богов. В Египте устраивали представление возле храма, в Греции были карнавалы, в Китае – танцы в храмах, римляне устраивали зрелище, а вот Восток придерживался обрядового стиля. И все же местом возникновения театра считают Античную Грецию. Именно у них была сцена, она имела форму круга, и располагалась у подножья холма, а зрители сидели на склонах. Римские театры, того времени, были похожи на греческие, но располагались на ровной плоскости и имели приподнятую сцену.
Возникновение первого театра датировано 497г до н.э в Афинах, а первый каменный театр появился в 52 году до н.э, но уже в Риме. Театр пережил все стадии развития от процветания до упадка и гонения, и выжил благодаря кочевым театральным труппам, именно им театр обязан эпохой Возрождения. В эпоху Возрождения произошли кардинальные преобразования. В этот период театр становится литературным, приобретает жанровые стили и оседает в культурных центрах.
4. Знакомство с определением опера.
Опера — это слово означает «труд», «творение», «сочинение», «музыкальная повесть», «труд композитора» — это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют.
Основа оперы – солист, оркестр, хор, ансамбль.
Музыкальный театр – содержит синтетические виды искусства.
В этом театре присутствуют музыка, живопись, танец, драматургия, песня.
К опере относятся Музыка, драматургия, живопись (костюмы, декорация)
5. Знакомство с творчеством Н. Римского – Корсакова.
Родился 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил.
Однако в 1862 г. по окончании Морского корпуса Римский-Корсаков отправился в трёхлетнее кругосветное морское путешествие на клипере «Алмаз». По возвращении в 1865 г. Николай Андреевич поселился в Петербурге и, не оставляя службы во флоте, всецело занялся музыкальным образованием под руководством Балакирева. Его первым крупным сочинением стала Первая симфония (1865 г.). Затем появились «Увертюра на русские темы» (1866 г.), «Сербская фантазия» (1867 г.), симфоническая картина «Садко» (1867 г.), Вторая симфония («Антар», 1868 г.), ряд ярких поэтичных романсов (всего композитором написано 79 романсов).
Успех этих сочинений был столь велик, что в 1871 г. Римского-Корсакова пригласили в Петербургскую консерваторию на должность профессора инструментовки и свободного сочинения.
В 1873 г. Николай Андреевич окончательно оставил службу во флоте и получил должность инспектора военных оркестров флота (которую занимал вплоть до её ликвидации в 1884 г.), совмещая её с профессорскими обязанностями в консерватории.
Главным жанром в творчестве композитора стала опера. Свою первую оперу «Псковитянка» он написал в 1872 г. В 1879 г. появилась «Майская ночь» на сюжет Н. В. Гоголя. В 1881 г. Римский- Корсаков создал, пожалуй, самое вдохновенное своё произведение — оперу «Снегурочка» на сюжет весенней сказки А. Н. Островского.
После опер «Млада» (1892 г.) и «Ночь перед Рождеством» (1895 г.) композитор вновь обратился к былинным образам. Так была написана опера «Садко» (1896 г.), которая сразу получила широкую известность и популярность.
Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. Заслуги его как педагога также велики. Николай Андреевич воспитал около 200 композиторов, среди которых А. К. Глазунов, А. С. Аренский, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев.
Умер 21 июня 1908 г. в усадьбе Любенск близ Луги (ныне в Ленинградской области).
6. Прослушивание фрагментов оперы-былины «Садко» с последующими комментариями учителя
III. Подведение итога урока.
1. Рефлексия.
Продолжи вразу:
— Сегодня на уроке я узнал(а)……
— Мне понравилось……
— Я бы хотел(а)…….
2.Оценки.
3. Дом. задание. нарисовать пригласительный билет в театр.
IV. Организованное окончание урока.