Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №81»
Конспект урока
по теме «Авторская песня»
( Мировая художественная культура. 11 класс)
Выполнила:
Красильникова Г.А.,
учитель МХК
Ижевск
2012
Тема урока: «Авторская песня»
Цель урока: познакомить учащихся с авторской песней – явлением русского искусства 60-х гг. ХХ вв., показать значение творчества авторов-исполнителей в истории художественной культуры нашей страны.
Задачи урока.
Образовательные:
приобщить учащихся к музыкальной культуре авторской песни;
познакомить с авторами-исполнителями и их творчеством;
Воспитательные:
формировать личность старшеклассника, его духовный мир, эмоциональную чуткость;
формировать собственную эстетическую позицию и умение отстаивать ее;
формировать познавательную активность, трудолюбие.
Развивающие:
уметь формулировать свои мысли и составлять впечатление о пройденном материале;
развивать способности к целенаправленной творческой деятельности;
уметь замечать прекрасное в окружающей действительности.
Структура урока
Деятельность учителя | Деятельность Учеников | Примечания | Вре- мя | |
I | II | III | IV | V |
1.Музыкаль- ный эпиграф
| Звучит песня Ю.Визбора «Милая моя»
|
| На демонстра-ционном стенде выставлены книги о создателях авторской песни и сборники их стихов. | 1
|
2. Организа- ционный момент
| Приветствие учащихся.
Объявляется тема урока (на доске вывешен плакат) и цель. Дается задание по ходу урока делать запись в соответствии с заданными вопросами. Обращаю внимание на то, что их записи будут необходимы для подведения итогов урока. | Приветствие учителя
Учащиеся записывают тему урока на карточке.
|
Каждому ученику перед началом урока выдана карточка с вопросами и специально отведенными местами для ответов. Эти карточки будут вложены в тетради. | 1 |
3.Объясне- ние нового материала
| Вопрос учащимся: — Может быть кто-то из вас попытается сформулировать, что же такое авторская песня? Дается значение термина «авторская песня» и «бард». Авторская песня – это песня, автор которой является поэтом, композитором и исполнителем в одном лице, причем песня исполняется под аккомпанемент гитары. Создатели авторской песни получили еще одно имя — «барды», так назывались народные певцы кельтских племен, а позже бродячие поэты. | Учащиеся отвечают на вопрос учителя, записывают термины.
|
| 3
|
Слово учителя
Выступление ученика- соавтора.
| В начале урока прозвучала известная песня Ю.Визбора «Милая моя», с которой дети знакомились на уроках музыки. Своими впечатлениями об этой песне поделится один из учащихся.
| Ученик демонстрирует свой рисунок и рассказывает о своем восприятии песни.
| На демонст-рационный стенд ставится портрет Ю.Визбора.
Работа ученика тоже устанавливается на стенд.
| 1
|
Проверка эрудиции учащихся | Вопрос: —Что вы еще знаете о Ю.Визборе? Учитель дополняет рассказ учащихся.
| Учащиеся рассказывают то, что им известно о Ю.Визборе. Записывают имя автора, название его песни. |
| 2
|
Слово учителя
| Дается значение термина «оттепель» 60-х г. ХХ в. Период истории советского государства (1956-1964) называют «оттепелью». После смерти И.В.Сталина происходит ослабление тоталитаризма, раскрываются преступления сталинского режима. Для этого периода характерно оживление культурной и общественной жизни страны. Интеллигенция связывала с «оттепелью» свои надежды на распространение идей свободы личности |
|
| 2
|
Работа со словарем | Предлагаю учащимся найти в словарях Ожегова и Даля обычное значение слова «оттепель». Вопрос: -Как вы думаете, почему 60-е годы называют периодом «оттепели»?
| Учащиеся находят в словаре и зачитывают классу, что такое «оттепель».
Учащиеся отвечают на вопрос учителя, записывают термин.
| Ученикам выданы словари Ожегова и Даля. | 2 |
Слово учителя
Выступление ученика- соавтора.
| Первыми авторами бардовской песни стали поэты-шестидесятники, а основателем ее по праву можно считать Б.Окуджава. Предлагаю рассказать стихи Б.Окуджава.
|
Ученица читает стихотворение Б.Окуджава «Чувство собственного достоинства». |
| 2
|
Просмотр фильма. |
На экране кадры с концерта Окуджавы, где он исполняет песню «Давайте восклицать…». Рассказ учителя о Б.Окужаве. Вопрос: -У вас в руках — текст этого стихотворения. О чем в нем говорится?
|
Учащиеся отвечают на вопрос, записывают имя автора, название его песни. |
Стихи Б.Окуджавыа «Давайте восклицать…» распечатаны и выданы учащимся перед началом урока. |
2 |
Слушание музыкального материала | Звучит песня В.Высоцкого «Диалог у телевизора». Вопрос учащимся: —Узнали ли вы голос исполнителя? Что вы можете рассказать об этом авторе?» Учитель дополняет рассказ учащихся.
| Учащиеся рассказывают то, что им известно о В.Высоцком. Записывают имя автора, название его песни. |
| 2 |
Слово учителя
| «Вечные» темы в искусстве и литературе. Вопрос: -Какие темы мы можем назвать «вечными»?» — Тема войны – это «вечная» тема? Как затронула война ваши семьи? Празднование 60-летия победы над фашистской Германией. Тема Великой Отечественной войны в творчестве бардов. Ю.Визбор «Помни войну», Б.Окуджава «Бери шинель – пошли домой», «А нынче нам нужна одна победа» из к/ф «Белорусский вокзал», В.Высоцкий «Он вчера не вернулся из боя» и др. |
Ответы учащихся. |
| 3
|
Слушание музыкального материала | Звучит «Песня о воздушном бое» В.Высоцкого. |
|
| 2 |
Проверка эрудиции учащихся
Слово учителя
Хоровое исполнение песни
| Продолжение традиций авторской песни 60-х годов ХХ в. Грушинский фестиваль. Вопрос: —Может быть, кто-нибудь из вас знает об этом фестивале? Учитель дополняет ответы учащихся, рассказывает о том, что свое название этот фестиваль получил в честь одного из участников движения авторской песни – В.Грушина, который ценой собственной жизни спас тонувших детей. Приглашаю всех присутствующих стать участниками фестиваля бардовской песни.
Предлагаю всем присутствующим исполнить песню О.Митяева «Как здорово».
|
Учащиеся рассказывают то, что им известно о Грушинском фестивале.
Один из мальчиков зажигает символический костер. Все присутствующие встают и исполняют песню. |
Зажигается свеча или используется спецэффект «Fire».
| 2
2
3
|
Слово учителя
Слушание музыкального материала | Краткий рассказ о современном представителе «думающей» песни И.Талькове. Звучит песня «Россия». | Учащиеся записывают имя автора, название его песни. |
| 2 |
4.Закрепле- ние материала и подведе- ние итогов. | Привлекаю внимание детей к карточкам, с которыми они работали в течение урока. Задаю вопросы, записанные на карточке. Что такое авторская песня? Как по-другому называют авторов-исполнителей? Когда возник этот жанр? Что такое «оттепель» 60-х? Назовите имена первых авторов-исполнителей. О чем поют барды в своих песнях? Почему творчество бардов актуально и популярно в наши дни? Какие песни вам понравились больше всего и почему? Назовите современных авторов-исполнителей, близких по духу к бардам. Это могут быть и ансамбли, исполняющие авторскую песню, но не забывайте – авторская песня писалась думающими людьми для думающих людей».
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
|
| 3 |
5. Вывод. | Предлагаю учащимся самостоятельно сделать вывод. (Авторская песня родилась в нашей стране в период, «оттепели» 60-х годов прошлого века. Песни бардов затрагивают лучшие струны человеческой души, заставляют стать добрее, внимательнее и терпимее друг к другу» | Ученик формулирует вывод. Остальные ученики записывают вывод на карточке.
|
| 2 |
6. Оценка работы | Учащиеся оценивают свою работу на уроке. Учитель оценивает замечательную работу учеников-соавторов и тех, кто наиболее активно отвечал на уроке. |
|
| 1 |
7. Домашнее задание. | Предлагаю поделиться на группы по 4-5 человек, выбрать ответственных. Каждая группа готовит проект: сообщение или презентацию об авторе-исполнителе. Это может быть и современный автор или ансамбль. Нужно рассказать о творчестве, представить особенно понравившиеся песни. Каждая группа будет защищать свой проект.
| Учащимся дается время для того, чтобы разбиться на группы и выбрать ответственного, определиться, о каком авторе-исполнителе они будут готовить задание.
| На следующем уроке ученики показывают выполненное задание. Время защиты 4-5 минут. | 2 |
Список используемой литературы
Аннинский Л.А. Барды. М.; Согласие, 1999
Возьмемся за руки, друзья. Рассказы об авторской песне. Составитель Беленький Л.П. М.; Молодая гвардия, 1990.
Высоцкий В.С. Нерв. М.; Современник, 1988
Высоцкий Владимир. Авторский сборник. Избранное (подарочный комплект из 2 книг, в футляре). Издательство: Локид-Пресс.2005г
Высоцкий Владимир. Песни. Стихотворения. Проза. Издательство: Эксмо.2010
Зубрилина Светлана Николаевна Высоцкий Владимир: страницы биографии. Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону.1998г
Окуджава Булат. Арбатский дворик: Стихи и песни. Под ред. Краснопольского В. М.; Зебра Е, 2006
Окуджава Б.Ш. Возьмемся за руки, друзья: Стихи и песни. Под ред. Наумова В.Н. М.; Муза, 2004
Приложение 1
Карточка для заполнения на уроке
Тема урока:___________________________________________________
Ответ | |
Что такое «оттепель» 60-х?
|
|
Что такое авторская песня?
|
|
Как по-другому называют авторов-исполнителей?
|
|
Когда возник этот жанр? |
|
Автор-исполнитель и его песня |
|
Автор-исполнитель и его песня |
|
Автор-исполнитель и его песня |
|
О чем поют барды в своих песнях?
|
|
Почему творчество бардов актуально и популярно в наши дни?
|
|
Назовите современных авторов-исполнителей, близких по духу к бардам. Это могут быть и ансамбли, исполняющие авторскую песню, но не забывайте – авторская песня писалась «думающими людьми для думающих людей». |
|
Чувство собственного достоинства — вот загадочный инструмент:
созидается он столетьями, а утрачивается в момент
под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,
иссушается, разрушается, сокрушается на корню.
Чувство собственного достоинства — вот загадочная стезя,
на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,
потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,
растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.
Чувство собственного достоинства — это просто портрет любви.
Я люблю вас, мои товарищи — боль и нежность в моей крови.
Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего
не придумало человечество для спасения своего.
Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету —
потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.
Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?
Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.
1989
«Давайте восклицать…»
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью –
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, —
Тем более что жизнь короткая такая.
1 вариант
Сообщение
Требования к работе:
Автор-исполнитель или группа.
Яркие страницы творчества, интересные факты биографии.
Портрет, иллюстрации.
Объем 2 страницы печатного текста.
Рассказ с исполнением наболее понравившейся песни (участие принимают все члены группы). 4-5 мин.
Критерии оценки:
Интересное содержание.
Красочность и аккуратность оформления.
Свободная правильная речь.
Эмоциональность.
Соблюдение регламента.
Умение отвечать на вопросы.
————————————————————————————————
2 вариант
Презентация
.
Требования к работе:
Автор-исполнитель или группа.
Яркие страницы творчества, интересные факты биографии.
Иллюстрации, портрет.
Наиболее понравившаяся песня.
Объем — 10-15 слайдов..
Защита презентации с иллюстрацией песен (участие принимают все члены группы). 4-5 мин.
Критерии оценки:
Интересное содержание.
Красочность и аккуратность оформления.
Свободная правильная речь.
Эмоциональность.
Соблюдение регламента.
Умение отвечать на вопросы.