Урок по искусству 8 класс
Человек в зеркале искусства: жанр портрета
Портрет в искусстве России
Цели: познакомить с жанром портрета, определить его изобразительно — выразительные особенности, научиться отличать данный жанр от других видов изобразительного искусства; способствовать развитию межпредметных связей искусства и литературы, формированию художественного вкуса.
Оборудование: презентация «Жанр портрета в живописи»
Ход урока
Вступление учителя
Проверка изученного по темам
А) Упражнение «Цепочка» — 1 ряд, 2 ряд
Расскажите об одной из картин по выбору. (Саврасов «Грачи прилетели», К. Моне «Руанский собор на восходе солнца»)
Б) Теоретическая разминка. (Для 3 ряда)
Вы рассказывали об особом жанре живописи. Как он называется? (пейзаж). Дайте своё определение жанру. (Пейзаж – картина, главным героем которой является природа) Какие выды пейзажа вам известны? (городской, деревеский, марина, пейзаж-картина и т.д.) Приведите примеры пейзажей.
В) Игра « Согласен – не согласен».
Продолжим повтерение пройденного, вспомним темы, изученные ранее.
1 Верно ли определение, что искусство – это любая форма человеческой деятельности, совершаемая умело, мастерски, искусно. ( Согласен)
2 Художественный образ – это конкретное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к человеку. ( Не согласен: обобщенное – жизни)
3 Стиль – характерные черты, почерк, особенность творчества автора. (Согласен)
4 Язык произведения – речь героев. (Не согласен: образность, выразительность, эмоциональность)
5 Знание научное и знание художественное взаимосвязаны, чтобы человек постигал добро. ( Не совсем верно, необходимо добавить истину и красоту).
( Если возможно, то оценить всех выступающих, если нет – только самых активных)
Жанр портрета в живописи (работа с презентацией)
Описание картины Карла Брюллова « Графиня, удаляющаяся с бала»
( слайды 6 — 7) Рассмотрите изображение, определите вид и жанр.
На картине Карла Брюллова, 1839-1840 гг. « Графиня, удаляющаяся с бала» главный образ помещён в самом центре полотна. Мы видим изображение Юлии Самойловой – высокой статной молодой женщины, возлюбленной художника, в ярко- красном платье. Она вызывающе красива: широко расставленные карие глаза, смуглое лицо, пышные чёрные локоны, выразительные губы. Юлия запечатлена в маскарадном костюме королевы на фоне пышного театрального занавеса. Жест её небрежен, взгляд рассеян. Графиня горделива и независима, что было свойственно ей по рождению. Рядом – приёмная дочь Амацилия. «Итальянское полуденное солнце»,- так называл любимую художник. Её судьба показана на картине: равная по рождению царям ( дед по отцу– граф Пален, по матери – внучатая племянница Екатерины I), она оказалась не счастлива в жизни, всё было лишь маскарадом и прошло, как только праздник утих. В 1845 году влюблённые расстались, а в 1849 году Брюллов умер. Графиня пережила его на 23 года, до конца жизни была несчастлива, умерла в нищите в 1875 году.
5.Самостоятельная работа (по вариантам) Думаю, что вам был интересен рассказ о портрете Юлии Самойловой. Попробуйте сами описать картину.
Составь рассказ – описание по картине 1в. «Портрет Лопухиной» Боровиковского, 2в. «Портрет Агаши» Левицкого.
1в.- Рассмотрите изображение, определите вид и жанр. Кто изображён на картине? Какое чувство рождает портрет? Доводилось ли тебе испытывать такое чувство в жизни? Какая музыка могла бы сопровождать рассказ по картине? Прочтите стихотворение, данное в учебнике «Искусство» (с. 34, Полонский) и дайте ответы на вопросы 1 и 4 (с.35).
2в. — Рассмотрите изображение, определите вид и жанр. Кто изображён на картине? Какая музыка могла бы сопровождать рассказ по картине? С героиней какого художественного произведения можно сравнить Агашу? Объясните сходство литературного и портретного героев.
Итоги урока
Рефлексия. Опишите свои чувства, настроения, ощущения появившиеся после просмотра портретов Боровиковского, Левицкого, Брюллова и др.в нескольких словах. ( Например: красота, любование её, восхищение, грусть, светлая радость и т.д.)
Домашнее задание
1. Выучить определение жанра – портрет, знать виды, уметь приводить примеры.
2. Описать картину В. Серова «Девочка с персиками» (по плану: история создания, идея, героиня, интерьер, освещение, настроение, которое рождает картина, с каким музыкальным или литературным произведением можно сопоставить и использовать их как фон для портрета?)