Учитель – Сорокина Л.В., Схвитаридзе М.Б.
Предмет – МХК, изобразительное искусство
Класс – 9А
Тема урока – «Интегрированный урок — Экспериментальное искусство начала ХХ века. Творчество Анри Матисса» с применением ЭОР для 9 класса
способ определения стилевой принадлежности картины
Цель урока
Обучающий аспект:
получить знания о стиле фовизм (ПУУД);
научиться анализировать художественный стиль на основе способа изучения художественного стиля (РУУД);
расширить знания об использовании средств изобразительного языка (ПУУД).
Развивающий аспект:
развивать речь учащихся, обогащая и усложняя ее словарный запас (РУУД);
развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез (РУУД);
развивать сенсорную сферу учащихся: понимать эмоциональное выражение цвета, его насыщенность, звучание в творчестве художников (РУУД).
Воспитывающий аспект:
воспитывать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку (КУУД);
воспитывать нравственные качества, отражающие отношение к самому себе (ЛУУД);
воспитывать нравственные качества, отражающие отношение к Родине (ЛУУД).
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Этапы урока: Пг – Усв – Зк – Ит
Экспериментальное искусство начало ХХ века. Творчество А. Матисса
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
ЕС – способ определения стилевой принадлежности картины
Этапы: Пг – Усв – Пп – Ит
Оргмомент
Приветствие
Подготовительный этап (7 мин.) Слайд 1
МХК: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок, и не только потому, что у вас сегодня 2 учителя, но и потому, что мы сегодня откроем для себя совершенно новое искусство. Чтобы настроиться на его восприятие, предлагаем вам выполнить творческое задание. Напоминаю, что сегодня за каждое задание вы получаете баллы, которые в итоге сложатся в оценку за урок. Слайд 2
ИЗО: Сейчас вы создадите аппликацию, которая могла бы стать иллюстрацией к цитате, написанной на доске. Работать вы будете в группах, правила работы у вас на столах. Не забывайте, создавая общее произведение, учитывать мнение каждого. У вас всего 5 минут, используйте заготовки, которые уже есть, и проявите фантазию: для этого у вас на столах маркеры, дополнительные листы цветной бумаги и ножницы. Не забудьте озаглавить ваши произведения. Пусть это будет та эмоция, которую вы проиллюстрируете. Время пошло!
На доске цитата «Я хочу искусства равновесия и простоты, которое не беспокоит, не смущает. Я хочу, чтобы перед моей живописью усталый, надорванный, изнуренный человек вкусил покой и отдых». Ученики выполняют задание и вывешивают свои аппликации на доску.
ИЗО: Вам нравится то, что вы сделали? Могу сказать, что вы справились с заданием вполне профессионально, а потому, в зависимости от того, насколько полно вы приняли участие в работе группы, поставьте себе до 1 балла на полях. Что позволило вам передать указаную эмоцию в произведении изобразительного искусства? Какие средства вы для этого использовали?
Цвет, форму, линию
МХК: А можем ли мы считать ваши работы «произведениями искусства»? Достаточно ли этих скупых средств для того, чтобы попасть в число мастеров живописи? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, а поможет нам искусство начала ХХ века. Слайд 3 Запишите тему урока «Экспериментальное искусство начала ХХ века». Кто уже догадался, какова будет его цель?
Ученики высказывают предположения, на экране появляется цель: изучить основы экспериментального искусства
Этап усвоения новых знаний (30 мин.) Слайд 4
МХК: Слова, которые вы иллюстрировали принадлежат Анри Матиссу, художнику, ставшему основателем первого авангардного стиля ХХ века, а потому дополните нашу тему следующим «Творчество Анри Матисса».
Ученики дописывают тему
Какие стили мы уже знаем?
Символизм и модерн
Слайд 7 Посмотрите на картины и соотнесите их со стилями.
На доске появляются «Дездемона» Г. Моро и «Принцесса Гиацинт» А. Мухи
Индивидуальная работа – взаимопроверка: Моро – символизм, Муха – модерн Клик Обсуждение черт при наличии ошибок
МХК: Оцените свою работу до 1 балла (максимум уже «2»).
Слайд 8 Чем же не понравилась публике эта работа, выставленная в 1905 году на Осеннем салоне в Париже?
На экране «Портрет женщины в шляпе» А. Матисса
Ученики высказывают предположения: Цвет! Линии! Мазки!
Слайд 9 Автор картины, как вы уже, наверное, догадались, Анри Матисс. Что заставило его написать такой портрет своей жены? От чего это зависело? Обратимся к фактам из жизни художника.
ЛВ раздает каждому листы с фактами. Далее учитель задает вопрос, а ученики находят необходимые факты из жизни художника и зачитывают их.
Найдите факты о том, какое образование получил Матисс. Кто готов?
1. А.М. получил юридическое образование, но через 2 года бросил карьеру ради занятий живописью.
2. Еще в студенческие годы А.М. посещал курсы рисунка, а в 1891 г. поступил в частную Академию художеств в Париже, а затем продолжил обучение в Школе изящных искусств.
Учитель акцентирует внимание на том, что А.М. получил хорошее художественное образование, хоть уже и в зрелом возрасте
МХК: В наших фактах отражена информация о том, как началась его живописная карьера. Была ли она успешна? Кто нашел?
3. Впервые А.М. выставил свою работу в 1896 г., в уже в 1897 г. его картину «Читающая женщина» приобрело государство для оформления резиденции президента. Слайд 10
МХК: И это не случайно, ведь учителем Матисса в Школе изящных искусств был сам Гюстав Моро! Чье еще влияние вы видите на ранних полотнах художника? Слайды 11 – 13
На экране поочередно появляются репродукции, а ученики определяют, каким художникам подражает ранний Матисс:
1. «Обеденный стол» — Сезанн и импрессионисты (натюрморт с необычного ракурса и техника мазками+интерес к повседневной жизни)
2. «Ваза с фруктами» — Сезанн и Гоген (натюрморт… и яркие краски)
3. «Роскошь, покой и наслаждение» — Синьяк (рисует точками)
За это задание можно выставить дополнительный балл (максимум уже «3») особо активным ученикам и напомнить, что активность, наличие грамотных индивидуальных ответов на уроке оценивается учителем до 1 дополнительного балла
Но может ли действительно талантливый человек лишь подражать кому-то? И Матисс упорно искал своей дороги в искусстве! Его поддерживали и другие ученики Моро, хотя, несомненно, Матисс был самым одаренным из них. Найдите среди фактов реакцию публики на впервые выставленные полотна художников с новыми взглядами на искусство.
4. Работы ряда художников, учеников Г.Моро, выставленные на Осеннем салоне 1905 г., были названы «дикими» (от фр. fauve – дикий).
МХК: Слайд 14 Именно поэтому новый стиль и стали называть фовизмом. ЛВ, чего не увидела публика в этих работах?
ИЗО: Фовистское искусство не стремилось к правдоподобному изображению действительности, а было озабочено выражением реальности, наполненной эмоциональностью. Но художники этого направления используют язык изобразительного искусства, как и другие художники. А что такое язык изобразительного искусства? Это язык знаков, позволяющий художнику обращаться к зрителю. Фовисты представляют видимый мир с помощью определенных средств изобразительного языка. Главные его средства – это цвет, линия, пятно.
Линия становится особым средством художественной выразительности.
Формы упрощаются, изображения становятся более плоскими.
Цвета выбираются яркие, чистые и контрастные. В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный.
Все это позволяет увидеть привычные вещи по-новому, наполнить их особым смыслом или впечатлением, стремясь вызвать у зрителей эмоциональное потрясение.
МХК: Слайд 15 Перед вами черты фовизма.
Они появляются на экране
Посмотрите на предложенные вам репродукции и найдите в них хотя бы 1 черту фовизма. На подготовку у вас 1 минута. Как будете готовы, вывешивайте ваши репродукции на доску.
Парная работа. Ребята вывешивают репродукции и поочередно выступают. Учитель акцентирует внимание на эмоциональной составляющей черт фовизма, без которой средства не приобретают особого выразительного свойства
За это задание вы получаете не только 1 балл (максимум уже «4»), но и распечатанные черты фовизма, которые вклеиваете в тетрадь.
Вернемся к фактам их жизни Анри Матисса. Все ли были критически настроены по отношению к экспериментам новых художников?
5. Одной из первых покупательниц картин фовистов стала авангардная американская писательница Гертруда Стайн, которая познакомила А.М. с русским меценатом Сергеем Щукиным, что значительно поправило финансовое положение художника.
Слайд 16 Для выполнения заказа Щукина Матисс даже приезжает в Москву в 1911г., знакомится с поэтом Валерием Брюсовым, художником Валентином Серовым, но более всего его поражают русские иконы. На вырученные от продажи картин С.Щукину и И.Морозову деньги Матисс купил себе загородный дом под Парижем, в котором он и прожил всю последующую жизнь.
Слайд 17 Но этим связь Матисса с Россией не исчерпывается. В 1933г. он познакомился с Лидией Делекторской, которая стала незаменимым человеком для художника, его другом, музой и любимой моделью.
Первичная проверка усвоения (5 мин.)
ИЗО: Слайд 18 Посмотрите на один из ее портретов, оставленных нам художником.
Выпишите номера черт фовизма, которые вы явно видите в этой работе. Кто готов поделиться ответом?
Черно-белый, а потому нет 1-й черты «кричащие краски» — самопроверка.
ИЗО: Оцените свою работу до 1 балла (максимум уже «5»). Как видите, Матисс пошел дальше своих критиков: даже отказавшись от цвета, он не отказывается от основных принципов своего нового стиля.
На экране рядом с портретом Лидии Делекторской появляется портрет Амели Матисс, с которой началось знакомство с фовизмом, и высвечивается цель урока
Удалось нам достичь цели урока? Как вы сформулируете, в чем суть экспериментального искусства?
Кроме формального перечисления черт, обязательно должна прозвучать мысль о поиске нового, об эксперименте, попытке донести себя до зрителя, поделиться с ним
Итог (5 мин.)
МХК: Посчитайте баллы, которые вы сегодня заработали на уроке. Не забудьте прибавить к ним 1 балл за качественный конспект, если он у вас есть. А за активность мне бы хотелось поощрить… ЛВ! Я никого не забыла? Скажите ваши оценки за урок.
Учитель выставляет оценки
Итог на рефлексивной основе
Мы так много узнали сегодня о творчестве Матисса, что, уверена, вам уже не покажется случайным его увлечение аппликацией, к которой он постоянно возвращался в своем творчестве. Ничего не узнаете?
На экране аппликации Матисса, которые ребята повторили в начале урока, они их узнают и высказывают (хаотично, кратко) свои эмоции
А значит, вы были правы, и ваши аппликации могут быть произведениями искусства, только им пока еще чего-то не хватает… Кто понял, что обязательно должно быть в этих работах? Чего им пока не достает?
Кроме формальных средств, должна присутствовать эмоциональность, желание поделиться этой эмоцией со зрителем.
А какая главная эмоция на полотнах Матисса? Кто откроет нам секрет его притягательности? Посмотрите еще раз на цитату, с которой начался наш урок, возможно она вам поможет…
«Я хочу искусства равновесия и простоты, которое не беспокоит, не смущает. Я хочу, чтобы перед моей живописью усталый, надорванный, изнуренный человек вкусил покой и отдых» – это про любовь к людям, Матисс делал все, чтобы порадовать нас, утешить, дать нам сил
ИЗО: И вот теперь, когда главный секрет фовизма нам известен, давайте создадим новое произведение искусства, наполнив его эмоцией, которую на данный момент вызывает у вас фовизм. Выразите эту эмоцию, вырезав одну фигуру того цвета, который вы связываете сейчас с творчеством Матисса, и наклеив ее на наш общий витраж «Матиссу посвящается»… Позвольте и нам присоединиться к вам.
Ученики и учителя совместно выполняют работу, вывешивают витраж на доску.
МХК: На сегодня все…
ИЗО: … спасибо за урок!
Факты творческой жизни Анри Матисса (1869 – 1954)
1. Анри Матисс (А.М.) получил юридическое образование, но через 2 года бросил карьеру ради занятий живописью.
2. Еще в студенческие годы А.М. посещал курсы рисунка, а в 1891г. поступил в частную Академию художеств в Париже, а затем продолжил обучение в Школе изящных искусств.
3. Впервые А.М. выставил свою работу в 1896г., в уже в 1897г. его картину «Читающая женщина» приобрело государство для оформления резиденции президента.
4. Работы ряда художников, учеников Г.Моро, выставленные на Осеннем салоне 1905г., были названы «дикими» (от фр. fauve – дикий).
5. Одной из первых покупательниц картин фовистов стала авангардная американская писательница Гертруда Стайн, которая познакомила А.М. с русским меценатом Сергеем Щукиным, что значительно поправило финансовое положение художника.