МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35»
Конспект урока
по искусству
«Критический реализм в изобразительном искусстве. П.А. Федотов»
Подготовила: учитель изо
школы № 35
Салмина Н.А.
Саранск 2008
Тема: Критический реализм в изобразительном искусстве. П.А. Федотов
Цель: 1. Познакомить учащихся с творчеством П.А. Федотова.
2. Расширять знания о критическом реализме через работы П.А. Федотова.
3. Совершенствовать умения анализа картин.
4. Развивать навыки самостоятельного поиска материала.
Тип урока: комбинированный
Оборудования: мультимедийный проектор, компьютер.
Учитель: (слайд 1) «Первая половина XIX в. – время подъема русской национальной культуры. Оно ознаменовалось развитием прогрессивных освободительных идей и созданием на их основе величайших произведений русского классического искусства.
Характерной особенностью первой половины XIX в. было то, что общественная и культурная жизнь сосредотачивалась в дворянском обществе. Искусство и литература являлись достоянием главным образом первого сословия России.
Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов 1825 г., всколыхнув всю русскую жизнь, составили определенный период в истории русской культуры.
В творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.И.Герцена, П.А.Федотова, М.И.Глинки и других наиболее ярко и полно были выражены те черты гуманизма, гражданственности, которые стали определяющими для дальнейшего развития русской культуры».
Ведущим художественным направлением в литературе и искусстве первой половины XIX века является реализм.
Реализм – от позднелатинского слова «realis» — вещественный, действенный. (слайд 2)
Основные признаки реализма: а) объективное отображение существенных сторон жизни;
б) воспроизведение типичных характеров, конфликтов в типичных обстоятельствах;
в) социальная и историческая обусловленность образов;
г) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».
Все эти черты реализма вы сможете увидеть на сегодняшнем уроке, который будет проходить в необычной форме. В форме – заочной экскурсии по залам музея «Одного художника». Именно П.А.Федотов является родоначальником критического реализма в русской живописи. Его работы как ничьи другие наиболее ярко показывают всю суть реализма.
Для того чтобы начать нашу экскурсию, мы обратимся в бюро экскурсоводов. Первый зал посвящен биографии художника. С биографией художника нас познакомит экскурсовод Тремасова Эллина. (слайд 3)
Экскурсовод 1: Федотов Павел Андреевич (1815-1852), выдающийся русский живописец и рисовальщик. Родился он в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. У отца его был маленький деревянный домик; человек он был бедный, семья была большая, и дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора. Нравы улицы, где жили Федотовы, были самые патриархальные, какие еще долго существовали на окраинах Замоскворечья: все соседи жили одной семьей, и подрастающее поколение проводило целые дни летом на сеновалах, а зимой на дворе в салазках. В одиннадцать лет его отдали в кадетский корпус.
Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде. Следуя семейной традиции, после окончания Московского кадетского корпуса Федотов 10 лет служил в Финляндском полку в Санкт-Петербурге.
Он был разносторонне развитой личностью: играл на флейте, писал стихи, прозу, ставил спектакли, рисовал. В Петербурге, во время службы, он посещал вечерние классы Академии Художеств и вскоре прославился как полковой художник. Его талант был замечен царской семьей, и он получил предложение уйти в отставку и посвятить себя батальной живописи. В 1844 г. Федотов действительно ушел в отставку; о батальной живописи, однако, вскоре было забыто, так как все внимание художника оказалось приковано, по его словам, к «нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни».
Он мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его жизнь. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни. Весной 1852 года его характер круто изменился; из веселого он сделался задумчивым, стал говорить, что много времени прошло, много воды утекло, но что еще не поздно, пока есть еще фашины и камни, еще можно задержать течение. Приятели догадались, что художник ненормален и нуждается в строгом надзоре. Его пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных, и там он окончил свое грустное существование.
Хоронили его 18 ноября 1852 года, и большая толпа почитателей шла за его гробом.
Павел Андреевич Федотов прожил 37 лет – роковой рубеж для таланта в отечественной истории
Учитель: Сюжеты своих картин Павел Андреевич брал преимущественно из повседневной жизни, подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью. Творчество П.А. Федотова многопланово и многообразно, так в 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» на сюжет одноименной басни И.А. Крылова. (слайд 4)
Отрывок из басни читает Напалкова Яна.
Чтец басни: А.И. КРЫЛОВ
РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА (отрывок)
Невеста-девушка смышляла жениха.
Тут нет еще греха,
Да вот что грех: она была спесива.
Сыщи ей жениха, чтоб был хорош, умен,
И в лентах, и в чести, и молод был бы он,
(Красавица была немножко прихотлива):
Ну, чтобы все имел — кто ж может все иметь?
Еще и то заметь,
Чтобы любить ее, а ревновать, не сметь.
Хоть чудно, только так была она счастлива,
Что женихи, как на отбор,
Презнатные катили к ней на двор.
Но в выборе ее и вкус и мысли тонки:
Такие женихи другим невестам клад,
А ей они на взгляд
Не женихи, а женишонки!
Ну, как ей выбирать из этих женихов?
Тот не в чинах, другой без орденов;
А тот бы и в чинах, да жаль, карманы пусты;
То нос широк, то брови густы;
Тут этак, там не так;
Ну, не прейдет никто по мысли ей никак.
Посмолкли женихи, годка два перепали;
Другие новых свах заслали:
Да только женихи середней уж руки.
«Какие простаки!»
Твердит красавица: «по них ли я невеста?
Ну, право, их затеи не у места!
И не таких я женихов
С двора с поклоном проводила;
Пойду ль я за кого из этих чудаков?
Как будто б я себя замужеством торопила,
Мне жизнь девическа ничуть не тяжела:
День весела и ночь я, право, сплю спокойно».
Толпа и эта уплыла.
Потом, отказы слыша те же,
Уж стали женихи навертываться реже.
Проходит год,
Никто нейдет;
Еще минул годок, еще уплыл год целой:
К ней свах никто не шлет.
Вот наша девушка уж стала девой зрелой.
Зачнет считать своих подруг
(А ей считать большой досуг):
Та замужем давно, другую сговорили;
Ее как будто позабыли.
Закралась грусть в красавицыну грудь.
Посмотришь: зеркало докладывать ей стало
Что каждый день, а что-нибудь
Из прелестей ее лихое время крало.
Сперва румянца нет; там живости в глазах;
Умильны ямочки пропали на щеках;
Веселость, резвости, как будто ускользнули;
Там волоска два-три седые проглянули;
Беда со всех сторон!
Бывало, без нее собранье не прелестно;
От пленников ее вкруг ней бывало тесно:
а ныне, ах! ее зовут уж на бостон!*
Вот тут спесивица переменила тон.
Рассудок ей велит замужеством торопиться:
Перестает она гордиться:
Как косо на мужчин девица ни глядит.
Чтоб в одиночестве не кончить веку,
Красавица, пока совсем не отцвела,
За первого, кто к ней присватался, пошла.
И рада, рада уж была,
Что вышла за калеку.
Учитель: — Ребята! Что общего вы видите в этих двух произведениях? Какой момент изобразил художник?
А сейчас нас дополнит экскурсовод Романова Анастасия.
Экскурсовод 2: С беспощадной сатирой характеризует П.А. Федотов своих персонажей: старую деву, ее жениха — франтовато одетого горбуна и обрадованных родителей. Невестой в то время девица могла считаться максимум до 23 лет, дальше — засидевшаяся в девках. Выдать такую замуж без богатого приданого — задача очень сложная. Потому-то так радуются родители, подглядывая из-за двери за сватовством явно незавидного и уродливого жениха. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Годы напряженного труда не пропали даром, художник научился виртуозно передавать материальность предметов, блеск красного дерева и переливы шелкового платья невесты, позолоту рам и мягкую ворсистость ковров.
Учитель: Ну что ж, спасибо за информацию. А что происходит в следующем зале? (слайд 5)
Инсценировка. (отрывок из пьесы А.Островского «Свои люди сочтемся»)
Аграфена Кондратьевна: Ну что, новенького нет ли чего, Устинья Наумовна? Ишь у меня девка-то стосковалась совсем.
Липочка: И в самом деле, Устинья Наумовна, ты ходишь, ходишь, а толку нет никакого.
Устинья Наумовна: Да ишь ты, с вами не скоро сообразишь, бралиянтовые. Тятенька-то твой ладит за богатого:6 мне, говорит, хоть Федота от проходных ворот, лишь бы денежки водились, да приданого поменьше ломил. Маменька-то вот, Аграфена Кондратьевна, тоже норовит в свое удовольствие: подавай ты ей беспременно купца, да чтоб был жалованный, да лошадей бы хороших держал, да и лоб-то крестил бы по-старинному. У тебя тоже свое на уме. Как на вас угодишь?
Липочка: Не пойду я за купца, ни за что не пойду. Затем разве я так воспитана: училась и по-французски, и на фортепьянах, и танцевать! Нет, нет! где хочешь, возьми, а достань благородного.
Аграфена Кондратьевна: Вот ты и толкуй с ней.
Устинья Наумовна: Да что тебе дались эти благородные? Что в них за особенный скус? Голый на голом, да и христианства-то никакого нет: ни в баню не ходит, ни пирогов по праздникам не печет; а ведь хошь и замужем будешь, а надоест тебе соус-то с подливкой.
Липочка: Ты, Устинья Наумовна, родилась между мужиков и ноги протянешь мужичкой. Что мне в твоем купце! Какой он может иметь вес? Где у него амбиция? Мочалка-то его, что ли, мне нужна?
Аграфена Кондратьевна: Ведь и тятенька твой не оболваненный какой, и борода-то тоже не обшарпанная, да целуешь же ты его как нибудь.
Липочка: Одно дело тятенька, а другое дело-муж. Да что вы пристали, маменька? Уж сказала, что не пойду за купца, так и не пойду! Лучше умру сейчас, до конца всю жизнь выплачу: слез не достанет, перцу наемся.
Устинья Наумовна: Никак, ты плакать сбираешься? И думать не моги! И тебе как в охоту дразнить, Аграфена Кондратьевна!
Аграфена Кондратьевна: А кто ее дразнит? Сама привередничает.
Устинья Наумовна: Пожалуй, уж коли тебе такой апекит, найдем тебе и благородного. Какого тебе: посолидней али поподжаристей?
Липочка: Ничего и потолще, был бы собою не мал. Конечно, лучше уж рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтоб не курносого, непременно чтобы бал брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному. (Смотрит в зеркало.) Ах, господи! А сама-то я нынче вся, как веник, растрепанна.
Устинья Наумовна: А есть у меня теперь жених, вот точно такой, как ты, бриллиантовая, расписываешь: и благородный, и рослый, и брюле.
Липочка: Ах, Устинья Наумовна! Совсем не брюле, а брюнет.
Устинья Наумовна: Да, очень мне нужно на старости лет язык-то ломать по-твоему! как сказалось, так и живет. И крестьяне есть ,и орген на шее; ты вот пойди оденься, а мы с маменькой-то потолкуем об этом деле.
Липочка: Ах, голубушка, Устинья Наумовна, зайди ужо ко мне в комнату: мне нужно поговорить с тобой.
Аграфена Кондратьевна: Ох, уж ты мне, егоза!
Экскурсовод 3: С самого открытия выставки в этом зале постоянно была толкотня и слышались восторженные возгласы: три небольшие картины бывшего гвардейского офицера П. Федотова взволновали чопорную петербургскую публику. Да и названия у них были совершенно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора»… Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Нередко сквозь толпу зрителей протискивался сам автор, давая необходимые пояснения к своим картинам. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.
Чтец: Начинается, начинается рассказ
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.
Экскурсовод 3 : Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Перед ними неожиданно открывалась хорошо знакомая комната купеческого дома, в которой происходили спешные, последние приготовления к встрече жениха. Со свойственной ему остротой и юмором П. Федотов подмечает в изображаемом событии и в каждом из действующих лиц самое характерное, самое типичное. Для своей картины он выбрал самый напряженный момент, когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, проявляясь со всей полнотой и искренностью. Вот взволнованная, разряженная невеста, засмущавшись, спешит убежать из комнаты. Ей, конечно же, было известно о приходе жениха. О чем, как не об этом, говорят и ее дорогое платье, и жемчужное ожерелье, и только что сделанная прическа. Она и убегает не столько от вполне естественного волнения, сколько от желания продемонстрировать девичью робость и скромность:
Чтец: Мужчина, чужой!
Ой, стыд-то какой!
Экскурсовод 3: К счастью, маменька вовремя успевает схватить ее за платье («Умная мать за платье — хвать!»), так как на пороге уже появляется сваха в нарядном парчовом платье и с лукаво-веселой улыбкой сообщает о приезде жениха. Тип маменьки на картине П. Федотова — просто великолепен. Это истая, дородная «хозяйка купца» в шелковом платье золотого цвета с голубою ниткой. Только не найдя по своей голове модного чепца, она …
Чтец: По-старинному, в сизом платочке…
Остальной же наряд
У француженки взят
Лишь вечор для нее и для дочки…
Экскурсовод 3: Растерянно улыбаясь, хозяин дома дрожащей рукой торопится застегнуть сюртук, но от радости и волнения никак не может справиться. Об этом тоже рассказывает федотовская «Рацея»:
Чтец: Как хозяин-купец,
Невестин отец,
Не сладит с сюртуком;
Он знаком больше с армяком.
Как он бьется, пыхтит,
Застегнуться спешит:
«Нараспашку принять — неучтиво!»
Экскурсовод 3: Все лица типичны для купеческой среды тех лет. Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки. Тот, торопясь с бутылками к столу, выразительно указывает ей на соседнюю комнату, где в ожидании стоит жених —
Чтец: Майор толстый, бравый,
Карман дырявый.
Крутит свой ус:
«Я, дескать, до денежек
Доберусь…»
Экскурсовод 3: Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора». Расписанный потолок со свисающей люстрой, портреты на стенах, убранство накрытого стола, поблескивающие бокалы и бутылки рядом с просфорой и Священным писанием…
Один из друзей художника потом вспоминал: «При отделке этой картины Федотову прежде всего понадобился образец комнаты, приличный сюжету картины. Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным. Один раз, проходя около какого-то трактира… художник приметил сквозь окна главную комнату и люстру с закопченными стеклышками, которая «так и лезла сама в картину». Тотчас он зашел в трактир и нашел то, что искал так долго».
Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Однако если зритель повнимательнее всмотрится в это полотно, то непременно заметит, что все герои картины П. Федотову по-своему милы, всех он осветил своим ласковым отношением. Да, они лицемерят, хитрят, плутуют — но вовсе не злые люди: они смешны, может быть, но не противны. Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за благородного?»
Учитель: Да, ситуация для того времени была типичная. Художник изобразил не конкретных людей, а собирательный образ.
Ну что ж, нас ждут в другом зале. А в третьем зале представлена одна из самых спорных картин П.А. Федотова «Завтрак аристократа». И по-моему я слышу там чьи-то голоса. (слайд 6)
Экскурсовод 4: —«Не в пору гость», «Завтрак аристократа»…
Посетитель: — Давайте начнем со второго названия, поскольку часто происходило в жизни Федотова, что было два названия у картины.
Экскурсовод 4: —Действительно, названия картин порой менял Федотов и сам, и они менялись в процессе бытования картин. Нужно сказать, что наиболее привычнее для любителей искусств название «Завтрак аристократа» появилось уже фактически после смерти Федотова. Нужно сказать, что скорее всего слово «аристократ» следовало бы взять в кавычки, потому что речь идет, конечно, не о представителе аристократии русской, изображенной на картине, а, скорее, о той иронии, которая присутствует в определении. Авторское название картины Федотова – «Не в пору гость». Возможно, «Ложный стыд» — еще одно название картины – тоже было ему известно при жизни и имело авторский характер, потому что так картина была обозначена в отчете Императорской Академии художеств. И вот это определение «ложный стыд» действительно точно характеризует ситуацию, в которой художник изображает своего героя.
Посетитель: — А почему ложный стыд?
Экскурсовод 4: —Потому что художника волновала не проблема бедности как таковой этого человека, а то, что он своей бедности стыдится. Персонаж картины прикрывает книгой кусок ржаного хлеба, который составлял его завтрак. При этом и его собственный облик – шелковый халат, шелковые восточные шальвары, предметы обстановки, которыми он окружен, свидетельствуют о претензии на лоск и блеск жизни. Но этой претензии не соответствует собственное внутреннее ощущение человека. И вот эта ситуация ложного стыда была озвучена и в русской литературе в сороковые годы: она становилась предметом фельетонов Гончарова, Панаева, Достоевского.
Посетитель: — А «Ложный гость» — что к нему заглянул кто-то не вовремя и застал его врасплох?
Экскурсовод 4: — Конечно. Отчего случился этот стыд, эта ситуация беспокойства от застигнутости врасплох, потому что к хозяину пришел неожиданный гость. Хозяин, судя по всему, холостяк.
Посетитель: — Он еще и молодой очень, ему лет 15-16. А вот платок на голове у него или колпак – это что?
Экскурсовод 4: — Это не колпак. Это шапочка, напоминающая ермолочку или некий головной убор, похожий на тюбетейку, из бухарского шелка, из кусочка дорогого бухарского шелка. На нем шелковый халат по последней парижской моде со шнуром, который продет в огромные петли, свободно висящие, и широченные красные шальвары, моду на которые ввела английская аристократия, английские светские люди в те годы.
Посетитель: — А вот мы все-таки говорим, что его запросы не соответствуют тому уровню жизни, который мы видим здесь на картине. А собака-то, между прочим, из дорогих, и хорошо и дорого пострижена.
Экскурсовод 4: — Почему я и говорю, что его материальная несостоятельность очевидно временная.
Посетитель: — Он игрок, наверное.
Экскурсовод 4: — Возможно, игрок, потому что под столом валяется коробка из-под распечатанной колоды карт. А о дурных привычках молодого человека и, возможно, тоже как дань моде, говорит пепельница с окурком папиросы в ней. Конечно, он посещал театр и другие, обязательные для светских молодых людей мероприятий.
Посетитель: — А что об этом говорит?
Экскурсовод 4: — На спинке стула афишки театральные, афишка с рекламой устриц, которые продавались по весне в биржевых лавках, и посещение этих лавок и поедание устриц входило в обязательный обиход светских молодых людей.
Посетитель: — Это петербургская квартира?
Экскурсовод 4: -Скорее всего да, потому что именно петербургские жители были особенно изощрены в умении жить, в желании показать и продемонстрировать это умение жить. Вот этим озабочен и модой человек.
Посетитель: Скажите, это его квартира, это его комната. Это вообще апартаменты, комната или, может быть гостиница?
Экскурсовод 4: -Вы знаете, если внимательно посмотреть саму картину, то вы увидите, что за спиной персонажа этажерка, а за этажеркой ширма, за которой прячется застеленная кровать. То есть комната выполняет сразу несколько функций: спальни, кабинета и, возможно, приемной, гостиной для таких же холостых приятелей. Причем набор мебели тоже свидетельствует о том, что это не специально подобранная обстановка действительно богатого, действительно светского человека, а набор нескольких случайных вещей.
Посетитель: — Скульптуры какие-то, два обнимающихся тела.
Экскурсовод 4: — Ну, возможно, это Амур и Психея.
Посетитель: — Мы поняли, что это Петербург, что это какая-то съемная квартира в доходном доме, да?
Экскурсовод 4: — Очевидно.
Посетитель: — Так все-таки кто он? Он аристократ, он делает вид, что он аристократ, к какому классу он принадлежит, чем занимается?
Экскурсовод 4: — Безусловно, он принадлежит к дворянскому сословию, но скорее всего из тех молодых людей, которые приезжали в Петербург из провинции и проживали в Петербурге благополучно те деньги, что присылались им из дома, деньги, заработанные трудом тех самых крепостных крестьян. И здесь возникает еще один аспект темы, раскрываемой Федотовым: не просто ложный стыд, не просто двуличие поведения и жизни – он прикрывает стыдливо, торопливо кусок ржаного хлеба, тем самым стыдясь самой основы жизни ради внешнего лоска и блеска, составляющей смысл его существования. И у Федотова есть такие же стихи: «Они судьбой к ним тороваты», — где речь идет о подобных людях:
«Все избалованы давно,
Живя в приволье на готовом,
В роскошный век едят и пьют –
Все даром, за крестьянский труд.
Одеты вечно в новом, модном
Им остается только в свете
В кругу таких же на паркете
Свою любезность развивать».
Учитель: —А какие впечатления у вас от просмотра этой картины? Как вы относитесь к герою картины?
— В последнем зале висит одна из последних картин П.А. Федотова, в отличие от предыдущих, передающая трагическое настроение. Замысел, которой повлияла судьба овдовевшей сестры Федотова, оставшейся после смерти мужа с двумя маленькими детьми.
Я предоставляю слово Китовой Ксении. (слайд 7)
Экскурсовод 5: Картина «Вдовушка» представляет собой первую чисто драматическую картину Федотова. Множество предметов раскрывает ее основную мысль. Бытовые детали одна за другой вводят в прошлое, и изображенное на картине предстает как итог этого прошлого.
Ясно представляешь себе, как в мрачную сутолоку похорон ворвались кредиторы, поспешившие заявить свои права и наложить запрет на имущество. Комнату наполняют вещи, в беспорядке сваленные в корзинах или составленные на полу. Это предметы роскоши и расточительства. Они отмечены алыми клеймами сургучных печатей. Полузакрытая тяжелыми зелеными драпировками дверь в соседнюю комнату запечатана и является как бы символом навсегда отрезанного прошлого. Маленький комод красного дерева также опустошен кредиторами: на это намекает неплотно задвинутый ящик. Сверху на комоде – личные вещи вдовы, которые закон милостиво оставил ей как ее скудную собственность.
Этот великолепный натюрморт таит в себе глубокую и скорбную иронию. В нем значительна каждая деталь. Портрет умершего мужа – молодого человека в гусарской форме – раньше висела, вероятно, в соседней комнате и теперь снят со стены. На шкатулочке стоит икона Спасителя, тут же церковные книги в кожаных переплетах. Из-под коробки виднеется тетрадка нот. К боковой стенке комода прислонены пяльцы. Надолго оставленное рукоделье тщательно закрыто бумагой. Поза и лицо вдовушки выражают бессилие перед судьбой. У нее выплаканные глаза, покорно склоненная голова и безвольно опущенная рука. Но ей присуще и предощущение будущего материнства, и это чувство составляет внутренний центр картины. Так, в одном трогательном образе сплетены горечь потери, обессиливающий страх перед будущим и зарождающаяся нежность к ребенку.
Учитель: Да, ребята вот и закончилась наша экскурсия. Несмотря на то, что мы познакомились с малой крупинкой в искусстве, но и она дорогого стоит. Я думаю, вы поняли, что хотел показать своими работами П.А. Федотов.
Давайте еще раз вспомним принципы реализма, и вы мне скажете, в каких произведениях П.А. Федотова наиболее ярко они проявляются. И в чем?
(слайд 8) Основные признаки реализма: а) объективное отображение существенных сторон жизни;
б) воспроизведение типичных характеров, конфликтов в типичных обстоятельствах;
в) социальная и историческая обусловленность образов;
г) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».
А сейчас мы проведем тест.
Тест.
Правильное название картины П.А. Федотова:
а) «Сватовство гусара»
б) «Сватовство кавалера»
в) «Сватовство майора»
2. Какое время суток в картине «Завтрак аристократа»:
а) полдень
б) вечер
в) утро
3. Творческий метод картины П.А. Федотова «Разборчивая невеста»:
а) классицизм
б) романтизм
в) критический реализм
4. За кого выходит замуж героиня картины «Разборчивая невеста»:
а) за горбуна
б) за безногого
в) за карлика
5. Какой породы собака на картине «Завтрак аристократа»:
а) болонка
б) пудель
в) спаниель
6. Назвать «лишнее»:
а) «Сватовство майора»
б) «Всадница»
в) «Вдовушка»
г) «Завтрак аристократа»
7. Жанр картины «Вдовушка»:
а) драматический
б) сатирический
в) бытовой
8. Авторское название картины «Завтрак аристократа»:
а) «Не в пору штаны»
б) «Не в пору гость»
в) «Не в пору стук»
По окончанию теста проводится самопроверка. За правильный ответ учащиеся ставят по одному баллу, за неправильный ноль.
Фамилия ————————-
Имя ———————————
Класс ——————
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
________________________________________
Фамилия ————————-
Имя ———————————
Класс ——————
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
________________________________________
Фамилия ————————-
Имя ———————————
Класс ——————
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
________________________________________
Фамилия ————————-
Имя ———————————
Класс ——————
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия ————————-
Имя ———————————
Класс ——————
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
____________________________________
Фамилия ————————-
Имя ———————————
Класс ——————
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
____________________________________
Фамилия ————————-
Имя ———————————
Класс ——————
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
____________________________________
Фамилия ————————-
Имя ———————————
Класс ——————
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|