Тема урока:«ЖИВОПИСЬ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ»
Форма урока –встреча в литературно-художественной гостиной.
Возраст участников: учащиеся старших классов.
Количество участников: один-два класса.
Оборудование:
— мультимедиапроектор или видеоаппаратура,
— слайды, репродукции картин,
— музыкальная аппаратура,
— аудиозаписи.
Подготовка
1 этап. Самостоятельная работа школьников с литературой.
2 этап. Просмотр фильма о живописи итальянского Возрождения. Индивидуальное задание:
— выбрать художника, произведения которого произвели наибольшее впечатление, и одну из его картин;
— найти характеристику этой картины, содержащую не сухое теоретическое, а, скорее, поэтическое описание ее.
— подобрать стихотворение, характеризующее этого художника или
картину.
— подобрать фрагмент музыкального произведения, больше всего соответствующий этой картине по эмоциональной направленности.
Используемая литература
1. Алпатов М. Немеркнущее наследие: Книга для учителя / Сост. С.Н. Истратова.М., 1980.
2.Варшавский А. Судьбы шедевров. М., 1984.
3.Дмитриева В.А. Краткая история искусства. Вып.1. М., 1985.
4.Западноевропейский сонет ХП — XVII веков: Поэтическая антология. М., 1988.
5.Искусство: Книга для чтения / Сост. М.В, Алпатов. М., 1958.
6.История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение / Под ред.Ц.Г. Нессельштраус. М,, 1982.
7. Любимов Л. Искусство Западной Европы: Книга для чтения. М., 1982.
8. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского сонета/ Сост. В, В. Холщевников. Л., 1983.
9. Островский Г. Перед загадками старых картин. М., 1968.
10. Памятники мирового искусства. Искусство Италии ХШ — ХЧ веков / Сост.И.А. Смирнова. М., 1988.
11. Памятники мирового искусства. Искусство Италии XVI века. М., 1987.
12. Петрарка Ф. Лирика.М., 1980.
13. Русский сонет: ХЧШ — нач. ХХ вв. М., 1983.
14. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. М.: Аванта, 1997.
15. Этюды об изобразительном искусстве: Книга для учащихся / Сост. Н.Н. Платонов, В.Ф. Тарасова. М., 19
Ход урока
Звучит «РИЧЕРКАР VII ТОНА» Дж. Палестрины.
Учащийся: Во все века жила, затаена,
И жажда светлых, благостных веселий.
Настали сроки: струны вновь запели
И краски вновь зардели с полотна.
Из дряхлой Византии в жизнь — весна
Вошла, напомнив о любви, о теле;
В своих созданьях Винчи, Рафаэли
Блеск бытия исчерпали до дна.
Те плыли за Колумбом в даль Америк,
Те с Кортецом несли на чуждый берег
Крест, чтоб с ним меч победно пронести.
Стремились все — открыть, изобрести,
Найти, создать… Царила в эти годы
Надежда — вскрыть все таинства природы.
(В. Брюсов)
Учащийся. Одной из величайших, переломных эпох в развитии мирового искусства явилась эпоха Возрождения, которая охватывает период с XIV по XVI века. В это время возник горячий интерес к античности, ее культуре и искусству. Однако художники Ренессанса не просто копировали старые образцы, они вкладывали в них новые
идеи, мысли и содержание. Они стремились к правдивому изображению природы и человека. Именно человека, одаренного безграничными творческими возможностями, способного изменить окружающий мир, прославляли они в своем искусстве.
Искусство Возрождения началось с Италии. В Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть.
Живопись итальянского Возрождения, которую мы воспринимаем сейчас как нечто единое и цельное, имела свою историю, пережила за два столетия существования немало изменений. Знакомясь с этой историей, мы встретим имена многих именитых мастеров,
Учащийся. Я — тот, кем угасшая живопись
снова воскресла,
Чья столь же тонкой рука,
сколько и легкой была,
В чем недостаток искусства,
того не дала и природа.
Больше никто не писал,
лучше — никто не умел.
А. Полициано. Стихи на могиле Джотто
Именно итальянское Возрождение оказало огромное влияние на искусство Франции, Испании, Германии, Англии, России.
Звучит «СЛАДЧАЙШАЯ ЛАУРА» М.Ф. Каррозо,
Учащийся. Художником, с которого началось новое искусство, считается Джотто ди Бондоне.
Кисть Чимабуэ славилась одна,
А нынче Джотто чествуют без лести.
И живопись того затемнена.
(Данте)
Джотто видел в жизни то, что другим было недоступно. Он принес естественное искусство, явился изобретателем и открывателем великой науки, которая была погребена около шестисот лет. Одним из величайших произведений живописного искусства Джотто является фреска «Поцелуй Иуды».
Учащийся. Все обреченнее, все глуше и слабее
Звучала исповедь отверженной души.
И смолк он и к тому взмолился, кто в тиши
Единственный не спал под небом Иудеи.
«Иуда, — крикнул он, собою не владея,—
Ты знаешь цену мне и знают торгаши,
Так не раздумывай и дело пореши,
Ведь наделен же ты решимостью злодея».
Эта фреска отличается великолепной композиционностью, основные фигуры Христа и Иуды изображены на фоне разъяренной толпы. На дальнем плане скопление народа изображено темно-фиолетовой безликой массой.
Мы видим толпу, которая плотным кольцом окружает Христа и Иуду. Иуда обнимает своего учителя — это условный знак, по которому римские воины узнают Христа в толпе и схватят его.
В сцене «Поцелуя Иуды», одной из самых впечатляющих во всем мировом искусстве, головы Христа и Иуды приближены друг к другу, и каждая выявляет человеческий характер: первая исполнена высокого благородства и мудрости, вторая— низменного коварства. Это не индивидуальные портреты, но и не символы, это как
бы образы самого человеческого рода, в контрасте добра и зла утверждающие его величие. Ибо Иуда предает своим поцелуем Христа, но Христос читает в душе Иуды и одним своим взглядом торжествует над ним.
Сопоставление лиц Иуды и Христа потрясает драматизмом. Иуда тянется к Христу губами, но смотрит ему не в глаза, а поверх них, в его сияющий белизной лоб. И в ответ устремляется взгляд Христа — твердый и спокойный. Он знает о совершающемся предательстве, но путь его выбран и предрешен. Евангельские события художник наполняет психологическим и драматическим содержанием земной человеческой жизни, деталями быта — будь то люди, их взаимоотношения, будь то природа или архитектура. Все вместе это окружает зрителя со всех сторон с небывалой до той поры интенсивностью бурного и радостного самоутверждения. Каждая фигура у Джотто — монумент человеку, утверждающему себя в мире.
Звучит «ТРИ ФАНТАЗИИ» Ф. да Милано.
Учащийся. ХV век открывает творчество Мазаччо, художника, одержимого искусством. Одной из наиболее интересных его работ является фреска «Изгнание из рая». В этом произведении Мазаччо положил начало движению, порыву в живописи, т.е. изображению реальности, первым разрешил труднейшую для своего времени задачу правильного изображения и постановки обнаженной фигуры. Нагие тела Адама и Евы не только анатомически правильны, но и движения их естественны, позы выразительны.
Учащийся. Блаженны те из вас, кто скорбь души печальной
Слезами изливал! Скорбей легчайших нет,
С тех пор, как совершен был грех первоначальный.
Зритель верит тому, что Адама и Еву, нарушивших Божественный запрет, ангел с мечом в руках действительно изгоняет из рая. Они бредут, спотыкаясь, охваченные безысходным отчаянием, покорные судьбе, преследуемые ангелом. Фигура ангела дана в сложном ракурсе: он несется из глубины вперед на зрителя, чем усиливается иллюзия пространства. Главное здесь — не библейский сюжет и внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками,
и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта.
Мазаччо достиг в передаче движения и эмоций такой правдивости, что фигуры кажутся живыми. Работы, созданные до него, можно назвать написанными, работы, созданные им, — живыми, правдивыми и естественными.
Учащийся. Венецианский художник Джованни Беллини
пользовался большой популярностью у современников. Одним из
лучших произведений Беллини является картина «Священная аллегория», написанная в 1390 году. На протяжении четырех веков эта странная картина зачаровывала зрителей и будоражила умы ученых своей загадочностью и непохожестью на других. Она стоит
особняком даже в творчестве ее автора. Ее можно назвать уникальной по набору символов и по космичности образов.
Действие происходит на типичной венецианской террасе. На заднем плане скалистые, поросшие редкой растительностью горы,
селение и феодальный замок. На террасе в углу — мраморный трон, на котором сидит богоматерь.
Звучит «РИЧЕРКАР» А. Габриели.
Учащийся. Когда она вошла в небесные селенья,
Ее со всех сторон собор небесных сил,
В благоговении и тихом изумленье,
Из глубины небес, слетевшись, окружил.
«Кто это?» — шепотом друг друга вопрошали—
«Давно уж из страны порока и печали
Не восходило к нам в сияньи чистоты
Столь строго девственной и чистой красоты».
И, тихо радуясь, она в их сонм вступает,
Но замедляя шаг, свой взор по временам
С заботой нежною на землю обращает
И ждет — иду ли я за нею по следам…
Петрарка. Пер. Майкова)
Слева от богоматери женщина в короне, возможно, аллегория правосудия.
Справа — высокая красивая молодая женщина в типичном одеянии венецианки. За перилами — апостолы Петр и Павел. В центре картины группа младенцев, играющих под деревом. Сцены напоминают театральные представления религиозного содержания, которые устраивались в итальянских городах во время больших праздников. Несмотря на свою фантастичность, картина содержит образы вполне
реалистичные. Реалистична фигура женщины в черном платке которую, кстати,считают аллегорией Венеции. Природа, напротив, изображена романтично. Мирный, спокойный пейзаж холоден и несколько суров — он по ту сторону добра и зла.
В этой картине все проникнуто настроением. Оно преобладает над сюжетом. В ней запечатлена некая ситуация равновесия между жизнью и смертью, возможно, картина сна. «В той стране, которая открывается за уснувшими зеркальными водами Леты, мы узнаем нашу страну молитв и очарований…» (П.И. Муратов). Только во сне и мистических видениях религиозные образы так свободно соединяются с обыденной жизнью.
Учащийся. В искусстве выдающегося художника итальянского Возрождения Сандро Боттичелли, в отличие от большинства мастеров, преобладало личное переживание мастера. В картине «Весна», навеянной образами аллегорических стихотворений Полициано, наиболее полно проявились черты его оригинального «готически-ренессансного» стиля.
На фоне темной зелени фантастического сада выступают изящными силуэтами гибкие стройные фигуры. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковер. В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической задумчивости. Ее окружает свита: амур с луком парит над ее головой,три юные грации ведут хоровод, из рощи бежит нимфа, преследуемая фавном. На переднем плане Весна, или богиня Флора в венке и затканном цветами платье шествует cтpeмительно и так легко, что еле касается босыми ногами земли.
Звучит «ПАВАНИЛЬЯ» М.Ф. Каррозо.
Учащийся. Она бела и в белое одета,
Убор на ней цветами и травой
Расписан, кудри золотого цвета
Чело венчают робкою волной.
Улыбка леса — добрая примета.
Никто, ничто ей не грозит бедой.
В ней кротость величавая царицы,
Но гром затихнет, вскинь она ресницы. (Полициано)
Это единственное лицо в картине, которое разрушает царство меланхолии и угасания и вносит в него резкую, свежую и живительную струю. Ее решительная задорная походка сама стремительность и воля к жизни. Особенно замечательно
подвижное худенькое лицо. В нем нет ничего от богини или от мадонны: ни унылой застылости, ни слащавой красивости. Зато есть осмысленность, энергия и смелость современной девушки. В левом углу фигура юноши, которого обычно называют Меркурием. Ритм струящихся линий объединяет композицию в единое целое,создает утонченную цветовую гармонию.
Художник применил архаичный для своего времени прием: тончайшую
штриховку золотом некоторых деталей, среди них цветы, плоды, лучи. Восхитительны отдельные фигуры трех танцующих граций. Покоряет прелесть очертаний их фигур, одежд, словно сотканных из воздуха, движений рук, касаний пальцев.
Пронизанный музыкальным ритмом танца, трепетом линий, образ трех граций прославляет наступающую весну — праздник природы и человеческих чувств. Самое неожиданное в картине — почти черный фон, придающий картине несколько траурный оттенок. Может быть, это и придает картине Боттичелли свойственный ему оттенок грусти, отрешенности. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки. Радость, смешанная с печалью, счастье, сознающее свою непрочность и недолговечность. Это скорее элегия, чем гимн.
Учащийся. Одним из величайших художников эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи. Живописные произведения Леонардо, созданные им в начале XVI века, стали новым шагом на пути к искусству Высокого Возрождения.
Звучит МОТЕТ «АВЕ МАРИЯ» Дж. Палестрины
Учащийся. Леонардо да Винчи—
в бескрайности зыбкой
Морок тусклых зеркал, где,
сквозь дымку видны,
Серафимы загадочной манят
улыбкой
В царство сосен,
во льды небывалой страны.
Ш. Бодлер
Одним из образов, привлекавших внимание художника, был образ Мадонны.
В Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранится одна из наиболее ранних работ Леонардо да Винчи, дошедших до нашего времени, — Мадонна с цветком, или Мадонна Бенуа(около 1378 г.). Леонардо взял тему, обычную для его времени. В образе Мадонны богоматери с младенцем художники воспевали материнство; Леонардо изобразил
юную мать в тот момент, когда она играет со своим ребенком, протягивая ему цветок и с улыбкой следя за тем, как неловко он старается его схватить. Перед зрителем возникает простая жизненная сценка. Добиваясь впечатления реальности, Леонардо старался заворожить объемом, рельефом. Основное изобразительное средство художника, которое помогает ему в этом, — светотень.
Художник отказался от традиционной трактовки образа Мадонны, которую изображали величавой, грустной или задумчивой, и создал образ жизнерадостный, исполненный чисто земной прелестью.
Звучит «ВИЛАНЕЛЛА И КАНЦОНА»
Неизвестные авторы XVI в. (Италия).
Учащийся. Одной из наиболее известных картин в мире является «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Это воздушная перспектива, совершенная по исполнению. Невозможно представить композицию более простую и ясную, более завершенную и гармоничную. Однако прежде взгляд зрителя останавливается на лице изображенной дамы, Эта красота, к которой стремится изболевшаяся душа, весь опыт мира собраны здесь и воплощены в форму женщины… Все живет и трепещет в ее фигуре, она подлинна как сама жизнь. На ее лице едва играет улыбка, которая приковывает внимание зрителя.
Учащийся. Меж стройных жен, сияющих красою,
Она царит — одна во всей вселенной,
И пред ее улыбкой несравненной
Бледнеют все, как звезды пред зарею.
(Петрарка)
Что означают они — этот взгляд и улыбка? Мы видим в них и мудрость, и лукавство, и высокомерие, и знание какой-то тайны, как бы опыт всех предыдущих тысячелетий человеческого бытия. И кажется нам, будто эта улыбка разливается по всей картине, обволакивая все тело этой женщины, ее высокий лоб, ее одеяние и
лунный пейзаж. Она не кажется ни красивой, ни любящей, ни милосердной, но, взглянув на нее, мы попадаем под ее власть.
Ведущий. В искусстве есть бессмертные имена. К ним
принадлежит и имя флорентийца Рафаэля Санти. Через все
творчество Рафаэля проходит образ Мадонны.
Звучит «АВЕ МАРИЯ» Ж. Депре.
Учащийся. Я не ропщу на трудный путь земной,
Я буйного не слушаю невежды:
Моим ушам понятен звук иной,
И сердцу голос слышится надежды
С тех пор, как Санцио передо мной
Изобразил склоняющую вежды,
И этот лик, и этот взор святой,
Смиренные и легкие одежды
И это лоно матери, и в нем
Младенца с ясным, радостным челом,
С улыбкою к Марии наклоненной.
О, как душа стихает вся до дна!
Как много со святого полотна
Ты шлешь, мой Бог, с пречистою Мадонной!
(А. Фет)
«Мадонна Коннестабиле» — одно из самых ранних произведений Рафаэля.
Она овеяна поэзией тонкой и неподражаемой свежести. Она единственная, неповторимая как юность, как обаяние весенних цветов. Стиль ее проникнут духом кватроченто. Мадонна кроткая и чистая, с младенцем на руках выделяется на фоне умбрийского пейзажа. Она углублена в чтение молитвенника. Ребенок, с недетскою серьезностью также смотрит на страницы, как бы помогая ей держать молитвенник.
Вдали видна река, несущая весенние воды, раскинулись зеленые холмы, снежная гряда завершает даль. Тонкие, еще безлиственные деревья ажурной сеткой рисуются на фоне голубого неба. Музыкальный ритм ясных и текущих очертаний напоминает Перуджино, а самый тип Мадонны с удлиненными чертами и очень небольшим ртом выдает еще влияние умбрийца Пинтуриккьо.
«Мадонна Коннестабиле» поэтична и подкупает живой выразительностью образов и кристальной ясностью композиции.
Учащийся. Микеланджело Буонарроти выделяется даже среди великих художников Возрождения.
Звучит МЕССА БРЕВИС.
Sanctus, Benedictus Дж. Палестрины.
Учащийся. Микеланджело, мир
грандиозных видений,
Где с Гераклами
в вихре смешались Христы,
Где, восстав из могил,
исполинские тени
Простирают сведенные мукой
персты.
(Ш. Бодлер)
В его творчестве слились понятия человека и борца. Способность к героическому подвигу, борьба за утверждение прав человека на свободу — вот что служило лейтмотивом его творчества.
Крупнейшей живописной работой Микеланджело явился «Страшный суд», написанный на алтарной стене Сикстинской капеллы в 1536 — 1541 годах. Религиозную тему Микеланджело воплотил как человеческую трагедию космического масштаба. Хотя сама
тема призвана олицетворять торжество справедливости над злом, фреска воспринимается как образ вселенской катастрофы, как воплощение идеи крушения мира.
Учащийся. Те, кои умирают,
У Господа под гневом, во грехах,
Сюда, мой сын, отвсюду притекают;
И не коснят здесь долго на брегах:
Бог не дает им отдохнуть нимало,
И всякого сильней желанья страх.
Здесь добрых душ отвека не бывало.
(Данте) .
Посередине фрески — Христос, проклинающий грешников, отвернувшийся от богоматери, которая уговаривает его спасти заблудших. Как планеты окружают солнце, так святые теснятся вблизи Христа-судии. Толпы ожидают божественного приговора. Одни полны отчаяния, другие — надежды. Наверху группа освобожденных, радостных.
Все фигуры в «Страшном суде» нагие. Здесь чувствуется глубочайшее знание форм, скорченных, дрожащих от боли, полных необычайной силы.
Учащийся. Мы там — я страха своего не скрою,—
Где тени грешных в озере застылом,
Как пузырьки, что в стенке надо мною.
Тот лежа, этот встал, повернут тылом,
Иные вовсе висят вверх ногами,
Кто-то перекручен так, что пятки — с рылом.
(Данте)
Эта огромная фреска способна вызвать у зрителя головокружение. Микеланджело отступил от традиционной иконографии, выбрав не момент свершения суда, а только его начало, когда все действующие лица охвачены смятением. Эта сцена — олицетворение страха, ужаса и тревоги.
Учащийся. Художником тонкой поэзии, глубокого лирического чувства,скрытых переживаний был Джорджоне. Музыка, меланхолия, созерцательное настроение — естественное содержание его картин. В них как будто отсутствует сюжет и активное действие, но присутствует порой сложный подтекст. Творчество его человечно, полно пленительной красоты. Главную роль в его живописи играет колорит, с многообразием тонов, с их мягкими переливами.
Одна из ранних работ Джорджоне — «Юдифь». Она посвящена подвигу библейской героини, спасшей родной город от пришествия ассирийцев. Отправившись в стан врагов, она убила их полководца.
У невысокой каменной ограды, за которой простирается пейзаж, под сенью дерева стоит Юдифь. Опираясь на меч, она опустила взгляд на отрубленную голову и попирает ее обнаженной ногой. Изящная рука слишком нежна для тяжелой рукоятки меча. Лицо с мягкой улыбкой безмятежно и ясно. Крепкий ствол могучего дерева оттеняет гибкость и стройность юного тела, облаченного в розово-красную одежду.
Учащийся. Снять голову с него она спешит
Рукой победной, поднятой мгновенно.
Но, заглянув в лицо ему, стоит,
Гнушаясь местью низкой и презренной.
(Лудовико Ариосто)
Прекрасная кроткая Юдифь олицетворяет в картине высшую справедливость.
Она утверждает новый идеал, идеал Высокого Возрождения. Утверждает внутренней раскрепощенностью композиции, внутренней соразмерностью, сочетающейся с душевной подвижностью всего образа, музыкальностью тонов, мягкостью линейных и красочных сочетаний. В этом образе загадка — и это роднит ее с образами
Леонардо. Женщина, изображенная на этой картине, похожа на статую средневекового собора и на прекрасную античную Венеру. Так же, чуть улыбаясь, держа в руке атрибуты, которые должны раскрыть смысл изображения, стояли те у готических стен соборов. Безупречная красота лица, гармония и соразмерность пропорций
тела, осязательность его форм напоминали изваяния богинь Олимпа. Мелодичность создается красотой форм и цветом пейзажа.
Учащийся. Одним из титанов эпохи Возрождения был Тициан
Вечеллио, который родился в 1477 году. На картины Тициана
трудно смотреть вблизи, они тяготеют к монументальному искусству. Вглядываясь в мерцающие, колеблемые светом полотна художника, ловишь себя на страстном желании постичь тайны его искусства. Одной из самых замечательных и знаменитых картин мира является «Венера Урбинская». На этой картине много пространства,
простора, воздуха. «Венера Урбинская» — красавица-венецианка, современница художника. Он изображает ее на лоне природы, в обычном окружении — в комнате патрицианского дома, на пышном ложе. Ряд деталей создает атмосферу интимности и теплоты. Кажется, что она излучает золотистый, солнечный, ровный свет всем телом своим и взглядом, затуманенным ожиданием.
Звучит «О ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ» К. Монтеверди.
Учащийся. И целомудренно и смело,
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядающей красой.
Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось!
(А. Фет)
Учащийся. Одним из крупнейших венецианских живописцев
XVI века, наряду с Тицианом и Тинторетто, был Паоло Веронезе.
Венецианцев покорили его картины на библейские темы. Он писал
на них не святых, а своих современников. Его картины — светлые
праздники, прозрачные, кристально яркие, полные одушевления. Это
море света, которое заливает все и блещет, и горит торжественно на сверкающих костюмах и утвари,«Брак в Кане» — первый из его знаменитых пиров, снискавших ему славу непревзойденного мастера декоративной живописи. Грандиозная картина, высотой 6 метров и шириной 10 метров, поражала воображение современников мастера,
Джорджо Вазари писал: «… произведение дивное по своему величию, по многочисленности фигур, по разнообразию одеяний и по замыслу… там можно найти более 150 разных голов, выполненных с большой тщательностью», Сюжет картины взят из Евангелия. На свадебном пиру в Кане Галилейской Христос совершил свое первое чудо, превратив воду в вино.
Перед нами венецианский пир под синим небом, в роскоши мраморного дворца, на фоне грандиозных колоннад. Разодетые женщины и кавалеры, виночерпии, бесчисленные слуги, музыканты. В огромной панораме этого пира, построенной на сочетании лазоревых, пламенных, зеленых, пурпурных, золотистых тонов
все и всех объединяет торжественно-радостное оживление. В композиции множество фигур, и ни одна из них не лишняя, не случайная. Каждый жест перекликается с другим жестом. Ее композиционный центр там, где Мария и Христос возвышаются над музыкантами.
На левом конце стола сидят главные герои праздника — невеста и жених. Жених изображен в богатом восточном одеянии, с чалмой на голове. Невеста — единственный персонаж картины, который смотрит прямо на зрителя. Особого внимания заслуживает музыкальный квартет — он изображен недалеко от Христа, в центре картины. По преданию, Веронезе изобразил в образе музыкантов четырех самых знаменитых художников — Тициана, Тинторетто, Якопо Бассано и себя.
Убежденный в том, что жизнь — это красота и радость, Веронезе стремился увековечить светлый и радостный облик Венеции — пеструю толпу, синее небо,драгоценные камни, мрамор, парчу, шелк, бархат. Его картины поражают разнообразием красочных оттенков, блеском и звучностью цвета.
Учащийся. Одним из крупнейших художников позднего Возрождения был Тинторетто. В своем творчестве он был гигантской фигурой, творцом вулканического темперамента, бурных страстей. Одной из излюбленных его тем была тема «Тайной вечери». В конце творческого пути художник создает свою последнюю «Тайную вечерю».
Он запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет
хлеб. Сцена проникнута глубокой одухотворенностью и мистическим волнением, охватившими всех сидящих за пасхальной трапезой. Религиозный сюжет у Тинторетто получает демократическую
окраску. Место действия — бедная таверна, но пространство ее, тонущее в полумраке, кажется безграничным, что усилено расположением стола углом, уходящим в глубину. Таверна живет будничной жизнью. На переднем плане помещены не связанные с сюжетом хозяин, служанка, кошка, заглядывающая в корзину с провиантом. Кувшин, блюдо с едой и фруктами усиливают по контрасту царящую таинственность и напряженность, атмосферу происходящего чуда. Взволнованные люди являются здесь активными участниками события, их образы исполнены невиданной дотоле в живописи выразительности. На картине характерное для Тинторетто освещение — не дневное и не вечернее. Сумрачное помещение освещается колеблющимся пламенем светильника и именем Христа. Его мерцающий холстяный зеленовато-золотистый свет проникает повсюду, достигает потолка, где возникают, словно раздвигая пространство, похожие на призраков летящие ангелы. Асимметричность композиции, ее динамика, сложные ракурсы фигур, звучная, насыщенная цветовая гамма способствуют сильному эмоциональному воздействию изображенного.
Звучит «ГЛОРИЯ 4» (Григорианский хорал 11 века.
Первая рождественская месса).
Учащийся. Живопись итальянских художников эпохи Возрождения вызывает совершенно особые эмоции. Она переносит нас в мир чувств подобно могущественной волшебнице, увлекает нас ввысь на своих крыльях. Наслаждаясь этой красотой, по-новому воспринимаешь видимый мир, так что веришь: он уже не должен,
не может быть иным. Это и есть магия великого искусства.
Учащийся. Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным…
(А. Блок)
Звучит «ДУХ ЛЮБВИ» Дж. Палестрины, постепенно затихая.