МОУ ДОД «Школа искусств №2»
г. Усть – Илимск Иркутская область
Конспект урока
Романтизм в зарубежной музыке.
Творчество Гектора Берлиоза
(1806-1858)
Автор: Кононенко Галина Владиславовна,
преподаватель мировой художественной культуры
Романтизм в зарубежной музыке.
Творчество Гектора Берлиоза
(1806-1858)
Раздел: Преподавание МХК, 10 класс.
Урок выстроен по классическому для предмета мировая художественная культура методу художественно-педагогической драматургии.
Класс разделен на 3 группы для удобства работы. По времени — сдвоенный урок.
Цель: познакомить учащихся с одним из известнейших произведений
Г. Берлиоза «Фантастической симфонией»; проанализировать, как проявились черты романтизма, индивидуальность и новаторство композитора в музыке.
Развивать способность к восприятию музыкальных образов.
Воспитывать вдумчивого слушателя.
Задача: Создать условия для активного включения учащихся в познавательную (когнитивную) и эмоционально-ценностную деятельность.
Оборудование: Портреты Бетховена, Берлиоза, Наполеона.
Репродукции картин: Давид «Портрет Наполеона», Делакруа «Свобода, ведущая народ», Жерико «Скачки в Эпсоме», «Плот «Медузы»,
Музыкальный материал: Соната Бетховена №14, Симфония №9 Бетховена,
«Фантастическая симфония» Берлиоза.
Оформление доски:
Названия частей «Фантастической симфонии»:
1ч. Мечтания. Страсти.
2ч. Бал. Вальс.
3ч. Сцена в полях.
4ч. Шествие на казнь.
5ч. Шабаш ведьм.
До определенного момента надпись закрыта от учащихся.
Эпиграфы урока: 1. «Я подобрал музыку там, где Бетховен ее оставил»
Г. Берлиоз
«Жаворонок величиной с орла»
Гейне о Берлиозе
3. – Согласитесь, однако, господин Берлиоз, что цель музыки – доставить приятное ощущение нашему слуху!
— Да нет же! Я хочу, чтобы от моей музыки меня лихорадило, чтобы …..
(остальной текст закрыт от учащихся)
Из разговора с Берлиозом.
ЭКСПОЗИЦИЯ
Звучит фрагмент сонаты №14 Бетховена, часть 3.
На фоне музыки зрительный ряд: Давид «Портрет Наполеона», Делакруа «Свобода, ведущая народ», Жерико «Скачки в Эпсоме», «Плот «Медузы»
ЗАВЯЗКА
Учитель: Эти произведения позволяют нам окунуться в эпоху романтизма. Что мы уже знаем о романтиках? Каковы были основные идеи романтизма?
Ученики: Романтизм – это стиль в искусстве первой трети XIX века. Одновременно так называли целую эпоху. Романтики, отрицая действительность, критикуя абсолютизм и буржуазию, выдвинули идею бесконечного движения, развития. Можно выделить 2 лагеря романтиков: у одних – человек – игрушка судьбы, объект пассивный. У других – личность, бунтующая против враждебного ей окружающего мира. Их герой – мятущийся, борющийся, создающий свой мир, хотя пути ему не ведомы.
Звучит фрагмент финала симфонии №9 Бетховена.
Учитель: Чья музыка звучит?
Ученики: Это Симфония Людвига Ван Бетховена
Учитель: Что вы помните о новаторстве Бетховена в музыке?
Ученики: Бетховену, чтобы выразить полноту своих переживаний, ощущений, пришлось изменить состав оркестра – усилить группу медных духовых, ударных. Его симфония зазвучала призывно, темы героизма, борьбы – творческие принципы композитора. Он развивает программную симфонию. Героическим шагом было введение хора.
Учитель: Обратите внимание, мы видим картины французских художников, а музыка звучит немецкого композитора. Первое тридцатилетие 19 века подарило Франции Давида, Делакруа и Жерико, Гюго, Мюссе, де Виньи. Для музыки оно было бесплодным, пока на небосклоне французского искусства не зажглась яркая звезда. Первый симфонист, одаренный писатель, публицист, критик, талантливый дирижер – Гектор Берлиоз. Однажды он сказал: «Я подобрал музыку там, где Бетховен ее оставил».
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 1
Учитель: Гейне назвал Берлиоза «Жаворонок величиной с орла». Он имел в виду силу и мощь таланта, грандиозность замыслов, новаторство, страсть. Но было что-то в музыке, что делало ее не похожей на ту, которая звучала вокруг. И было что-то в личности композитора, что позволило
Р. Роллану сказать о нем: «Наполеоном музыки»
На экране высвечивается портрет композитора работы Н. Эрмана
Учитель: Почему Берлиоза называют так?
РАЗРАБОТКА 1
Учитель: Прочтите текст, выделите приемы, которые можно назвать новаторскими и которые указывают на романтизм.
Раздаются листы со следующим текстом. Ученики работают в группах.
«Берлиоз считал, что музыка – это высшая поэзия, не признающая господина. Он усиливал выразительность в области чистой музыки. Он не только ввел новые инструменты в оркестр, но и совершенно по-новому заставил звучать многих давно известных участников симфонического оркестра: соло альта (он всегда был на втором плане), тромбона (который вообще редко использовали). Оркестр Берлиоза называли «одним из чудес XIX века». Музыка композитора программна: она представляет собой последовательное развертывание в музыкальных образах сюжета, как в литературном повествовательном произведении. Его симфонии – театр, который должен быть пережит, воссоздан исполнителем, а потом снова обращен в звуки. Он исполняет симфонию под открытым небом, как театральное действо. И все в его творчестве было подчинено главному – достижению максимальной выразительности, глубины и полноты выражения. Берлиоз говорил: «Нужно чтобы музыка сама бросалась в огонь, как Наполеон, чтобы она шла в первом ряду фаланги, как Александр. Что жизнь? Тень мимолетная, фигляр, неистово шумящий, на помосте и через час забытый всеми, сказка в устах глупца, богатая словами и звоном фраз, но нищая значеньем!»
Ученики в группах обсуждают, затем каждая группа выбирает отвечающего. Идет обсуждение.
Ученики высказываются, что «Наполеоном» композитора можно назвать за его неординарность, смелость и решительность реформатора в музыке, страстную натуру, за то,
что он был лидером, революционером в музыке и т.п.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 2
Учитель: Обратимся к эпиграфу №3: «Из разговора с Берлиозом.– Согласитесь, однако, господин Берлиоз, что цель музыки – доставить приятное ощущение нашему слуху!- Да нет же! Я хочу, чтобы….
А что же хотел передать в своей музыке французский композитор? Давайте узнаем о том, каков был внутренний мир композитора, как принимали его самого и его музыку современники, давайте, наконец, послушаем музыку Гектора Берлиоза!
Дальнейший фрагмент урока по жанру можно назвать музыкально-литературной композицией. Здесь по усмотрению учителя можно добавить соответствующий антураж: свечи, стилизованные костюмы ведущих, предметы, характерные для той эпохи и т. п.
На экране высвечивается портрет Берлиоза работы Домье,
звучит фрагмент 1 ч. «Фантастической симфонии».
Ведущий 1: «Может показаться парадоксальным, если сказать, что нет ни одного музыканта, которого знают так плохо, как Берлиоза. Всякий уверен, что знает его. Германия оспаривает у Франции славу формирования и поддержки его гения, Россия, своим триумфальным приемом утешившая Берлиоза после парижского равнодушия устами Балакирева сказала, что он был «единственным французским музыкантом». В том-то и несчастье, что думают, будто Берлиоза можно узнать, не тратя больших усилий. Для него лучше быть закутанным в покровы: ибо, если ему суждено долго оставаться непонятным, зато, по крайней мере, когда его захотят понять, дадут себе труд доискаться до тайны его помыслов».
Ведущая 2: В нем все было обманчиво, начиная с внешности. Кто не представлял его себе – согласно портретам и создавшемуся о нем легендарному представлению – в виде смуглого южанина с черными, как смоль, волосами, со жгучими глазами? Он был светлым блондином, и глаза у него были голубые. Критики называют его «Наполеоном музыки», а сам о себе в «Мемуарах» композитор написал: «Я до последнего дня остаюсь бедным двенадцатилетним ребенком, разбитым непосильной для него любовью».
Ведущий 3: В том же году, когда Стендаль написал роман «Красное и черное», Делакруа – картину «Свобода, ведущая народ», Гектор Берлиоз создает «Фантастическую симфонию». Он тогда был страстно влюблен в мисс Смитсон (знаменитую ирландскую актрису, лучшую исполнительницу Шекспировских ролей). Она не обращала на него никакого внимания. Он очень страдал. В этом теле горца, крепком, худощавом и выносливом жила пламенная и хрупкая душа: «Неумолимая потребность в нежности убивает меня. Любить, любить, быть любимым: я готов все за это отдать».
Тихо звучит музыка 3 части симфонии
Ведущая 4: Название партитуры: «Фантастическая симфония». Чуть ниже названия надпись – «эпизод из жизни артиста». Необычно в ней все: и то, что она, как драма состоит из 5 частей-глав, и то, что в ней как в драме живые, реальные герои – молодой музыкант и его возлюбленная, и то, что в симфонии есть литературная программа.
Звучит фрагмент из 1 части симфонии.
Ведущий 5: «Вступление. Молодой музыкант, с болезненной чувствительностью и горячим воображением, погруженный в тяжелый сон, сопровождающийся странными видениями, во время которых его ощущения, чувства и воспоминания претворяются в его больном мозгу в музыкальные мысли и образы. Сама же любимая женщина становится для него мелодией и как бы навязчивой идеей». Этой мелодией он связал все 5 частей симфонической драмы.
Ведущая 6: Каждая часть имеет свое название.
Открываются записи на доске. Названия частей иллюстрируются небольшими музыкальными фрагментами.
1ч. Мечтания. Страсти. Мелодия появляется у скрипок и флейт, как мечта о возлюбленной.
2ч. Бал. Вальс. Герой встречается с любимой среди шума пышного праздника.
3ч. Сцена в полях. Летний вечер в деревне. Музыкант слышит пастухов, которые наигрывают свои пастушьи попевки. Одиночество… молчание…
4ч. Шествие на казнь. Герою снится страшный сон: «Я убил ее. Меня осудили, ведут на казнь. Тема любви «как последняя мысль о любви, прерываемая роковым ударом».
5ч. Шабаш ведьм. «Я на шабаше ведьм, среди ужасного скопища теней колдунов, всяких чудовищ, собравшихся на мои похороны. Странные шумы, взрывы смеха, заглушенные крики, которым издали отвечают другие. «Она прибыла на шабаш. Рев радости при ее прибытии… звуки погребального колокола».
Звучит фрагмент пятой части. Звук постепенно усиливается, затем – замолкает.
Учитель ведет беседу с учениками о характере музыки, о том, какие чувства она выражает, что может изображать музыка, о тембрах музыкальных инструментов.
Учитель: Можно ли назвать эту симфонию романтическим произведением?
(Учащиеся анализируют произведение, обращая внимание на фантастические образы, характерные для романтизма)
Учитель: Бетховен говорил: «Музыка должна высекать огонь из сердец человеческих». Как вы думаете, какую цель видел в музыке Берлиоз, какого эффекта он хотел добиться?
Учащиеся: Он хотел заставить слушателя переживать те чувства, которые испытал сам. Он хотел своей музыкой потрясти и поразить. Его музыка – душевные метания и страдания человека.
Учитель: Давайте спросим самого композитора:
На экране высвечивается портрет Берлиоза, учитель открывает вторую половину
текста эпиграфа №3:
– Согласитесь, однако, господин Берлиоз, что цель музыки – доставить приятное ощущение нашему слуху!
— Да нет же! Я хочу, чтобы от моей музыки меня лихорадило, чтобы нервы мои напрягались до крайности… Неужели же вы воображаете, сударь, что я слушаю музыку ради какого-то удовольствия?
КУЛЬМИНАЦИЯ
Учитель: Может быть поэтому он был не понят и не принят своим обществом. Как и Наполеон, он был всеми покинут и забыт. По-видимому, одиночество – удел гениев…
Звучит фрагмент из 4 части – тема марша. На фоне музыки звучит текст:
Учитель: Он совершил бы в музыке революцию. Но… его творчество не находило широкого признания в Париже. Слишком непривычным оно было. Сам композитор с горечью высчитал, что его намерения начнут понимать около 1940 года.
Великий реформатор музыки, которого многие считали «первым композитором века» проводил свои последние годы в безотрадном одиночестве. Одинокий – это слово, повторяется в музыке его юных дней и старости.
Это слово мы считаем на портрете перед нами, портрете, запечатлевшем Берлиоза со скорбным упреком, устремленным на эпоху, которая его не поняла.
ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ
На экране высвечивается портрет Берлиоза кисти Домье.
Звучит фрагмент из 4 части – тема марша, ученик читает стихи:
Как в ночь звезды падучей пламень,
Не нужен миру я,
Хоть сердце тяжело как камень,
Но все под ним змея.
Меня спасало вдохновенье
От мелочных сует;
Но от своей души спасенья
И в самом счастье нет.
Молю о счастии, бывало,
Дождался наконец,
И тягостно мне счастье стало,
Как для царя венец.
И, все мечты отвергнув, снова
Остался я один –
Как замка мрачного, пустого
Ничтожный властелин.
Рекомендуемая литература
Берлиоз Г. И.,А. Избранные письма, тт. 1-2. М. Г., 1984—1985
Чегодаев А.Д. Наследники мятежной вольности М., 1989
История зарубежной музыки (учебник для музыкальных училищ)
https://taina.aib.ru/biography/gektor-berlioz.htm
https://mus-info.ru/composers/berlioz.shtml
https://ru.wikipedia.org/wiki/