Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86
структурное подразделение Центр дополнительного образования «Радуга»
г.о. Тольятти
ТЕМА «По заповедным тропинкам»
Автор: педагог дополнительного образования, Азизова Г.Р.
Тольятти — 2010
По заповедным тропинкам
(Урок — путешествие)
Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование любви и преданности к родному краю;
воспитание чувства ответственности, бережного отношения к природе и её составным частям
Деятельностная цель: формирование умений реализации универсальных учебных действий:
регулятивные:
осознание качества и уровня усвоения;
способность к мобилизации сил и энергии;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
познавательные:
обработка информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
выдвижение гипотез и их обоснование;
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
поиск и выделение информации;
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез как составление целого из частей;
выбор оснований и критериев для сравнения;
установление причинно-следственных связей;
личностные:
мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
осознание ответственности за общее дело;
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
самооценка;
коммуникативные:
учет разных мнений;
использование критериев для обоснования своего суждения;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;
достижение договоренностей и согласование общего решения;
управление поведением партнера;
разрешение конфликтов;
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
инициативное сотрудничество;
Оборудование: физическая карта России с указанием места и названия заповедников; фотографии животных и растений, занесенных в Красную книгу; документальный фильм о заповедниках.
Ход занятия
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Наш урок я бы хотела начать с такого вопроса — что значит быть патриотом и гражданином своей страны.
Ответы детей.
Учитель: Правильно. Тех, кто по – настоящему любит свою землю, украшает её своим трудом, готов отдать ей все силы и способности, а если потребуется и жизнь, называют патриотами. А как проявляется наше уважение и любовь к Родине?
Ответы детей.
Учитель: Молодцы! И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не просто, чтобы развеяться и отдохнуть, а для того чтобы ещё раз задуматься о судьбе окружающего нас мира, о том, что одной из составляющих любви к Родине является бережное отношение к ее природе.
Актуализация знаний
Учитель: А что вы можете сказать о природе нашей Родины?
Ответы детей
Учитель: И что значит – беречь природу?
Ответы детей
Учитель: Как наше государство старается сберечь природу?
Ответы детей
Учитель: Какие вы молодцы! Как много вы знаете. Ну а путешествовать мы с вами сегодня будем по заповедным тропинкам. И тема урока так и звучит.
Заповедник. Вслушайтесь в это слово. От какого корня оно образовалось? И почему им назвали некоторые территории России.
Ответы детей
Учитель: Заповедники — от слова «заповедь». Заповедники — это главная из форм строжайшей, особой охраны природных территорий. Только благодаря заповедникам удалось сохранить многие редкие виды животных и растений. Только заповедники дали возможность восстановить до необходимой численности уже исчезавшие виды.
Проблемное объяснение нового знания.
Учитель: Заповедники можно найти во всех уголках России, во всех природных зонах нашей Родины, от арктических пустынь и тундры до пустынь и гор.
Учитель предлагает учащимся посмотреть на карте заповедники.
Учитель: Природа России разнообразна и прекрасна. В нашей стране есть все — от теплой красоты Европейской части до холодной красоты Сибири и Заполярья. От лесов и озер до гор и тундр. Сегодня в нашей стране насчитывается около ста заповедников. Наша первая остановка — величественные первозданные леса Урала. Эти заповедные места известны своими крайностями, где прекрасно соседствуют и олени-великаны, и гигантские левиафаны, весом в полтонны, и крошечные зверьки.
Учитель предлагает учащимся посмотреть отрывок документального фильма «Дикая природа России».
Учитель: Во многих уголках Уральских гор мы сегодня побывали, немного устали, поэтому проведем небольшую физкультминутку.
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так.
Головой своей крутили.
Медвежата мёд искали.
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так.
И из речки воду пили.
Вот так, вот так.
А потом они плясали,
Выше ноги поднимали,
Вперевалочку ходили.
Продолжим наше путешествие. А знаете ли вы, что в нашем родном краю тоже есть заповедник. Может мне кто-нибудь подскажет какой?
Ответы детей
Учитель: Правильно – это Жигулевский заповедник Он расположен на Самарской Луке — полуострове, образованном глубоким изгибом Волги в ее среднем течении, на отрезке от с. Усолье до г. Сызрани.
А сейчас мы попробуем разгадать загадки. А разгадав их, узнаем о природе Жигулевского заповедника, в частности о наиболее охраняемых видах животных.
Звучит труба басисто.
Не трогайте солиста!
Пускай садится на цветок
И пьёт в антракте сладкий сок.
(Шмель)
Хищный маленький зверёк,
Но не норка, не хорёк.
Белочка в дупле боится,
Что ее найдет… (куница)
Роет землю, словно плуг
Скромный труженик … (барсук).
Кто на своей голове
Лес носит?
(Лось)
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово «брысь»,
Потому что это … (рысь).
Выдь на зорьке и ступай на север
По болотам, камушкам и мхам.
Распустив хвоста колючий веер,
На сосне красуется … (глухарь).
У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней?
(Лиса)
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
(Белка)
Все иметь всегда хотят
Полосатых поросят.
Забывая, что потом
Каждый станет …(кабаном).
Учитель: Молодцы ребята, вы отгадали всех млекопитающих, но в нашем заповеднике охраняются и насекомые, птицы, рыбы и растения.
А сейчас мы поработаем группами – попробуйте по заданному алгоритму нарисовать животное, которое соединяет в себе сразу несколько разных животных. А потом мы вместе попробуем отгадать, кто в этих рисунках спрятался. Только алгоритм мы составим вместе.
Составление алгоритма.
Алгоритм
Подумайте, каких животных вы хотите объединить в одно?
Найдите самое яркое отличие этих животных друг от друга.
Отобразите эти отличия в одном животном.
Творческая групповая работа.
Подведение итогов работы.
Итог урока.
Учитель: Какие вы сегодня все молодцы, дружно и активно работали, много нового узнали.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что вам запомнилось и понравилось больше всего?
Что вызвало затруднения?
Как вы думаете, почему появились эти трудности?
Какие выводы должны мы сегодня сделать?
Ответы детей
Учитель: Итак, ребята, конечно, помимо заповедников, в нашей стране имеется много других форм охраняемых территорий: памятники природы, национальные парки, заказники, музеи-заповедники. Но человек сегодня должен задуматься над тем, чтобы самому не попасть в заповедник из-за своего бездумного поведения в природе.
Ну а в заключение нашего занятия давайте вместе споем прекрасную песню «Родные места».
Звучит песня и демонстрируются слайды с природой России.