Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 п. Новый
Надеждинского района»
Утверждена приказом
Директора МОУ СОШ №6
_____________________
«____» _________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета- искусство (МХК) 8 класс
Статус учебного предмета — обязательный
Объём учебного предмета – 34 часа в год ( 1 час в неделю)
Рабочая программа по искусству (МХК) для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень) , с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации, программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура 8-11 классы», автор Г.И.Данилова, основной образовательной программы (основного общего образования), учебного плана МОУ «СОШ № 6 п. Новый Надеждинского района».
Составитель: Шкуренко Людмила Сергеевна
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании методического
объединения
Протокол №____ «____»____________2011 года
Руководитель методического объединения _______________________________(ФИО)
Согласовано:
Председатель методического совета
Протокол №____ от «____»____________2011 года
_____________________________________________
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 п. Новый Надеждинского района»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСКУССТВО (МХК) 8 класс
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству (МХК), с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации, программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура 8-11 классы», автор Г.И.Данилова, основной образовательной программы (основного общего образования), учебного плана МОУ «СОШ № 6 п. Новый Надеждинского района», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации .
Цели курса:
— развитие чувств, эмоций, образно – ассоциативного мышления и художественно – творческих способностей;
— воспитание художественно – эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
— освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
— овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
— использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Задачи программы:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;
освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике языка разных видов искусства);
овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;
формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
использованию приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Согласно учебному плану МОУ «СОШ №6 п. Новый» на 2011 – 2012 учебный год на изучение
Предмета «Искусство (МХК)» в 8 классе отводится 1 учебный час в неделю.
Построение программы «Мировая художественная культура. 8 класс» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;
— принцип историзма;
— принцип опоры на творческий метод (стиль);
— принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;
— принцип художественно-педагогической драматургии урока.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Предмет «Искусство (МХК)» в 8 классе изучается в следующем режиме:
I учебная четверть
| II учебная четверть
| III учебная четверть | IV учебная четверть | всего за год | |
всего часов | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
контрольных работ | 2 | 2 | 1 | 1 | 6 |
творческих работ | 2 | 3 | 1 | 1 | 7 |
Контроль осуществляется в следующих видах:
— текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
— самостоятельная работа;
— устный опрос;
— взаимоопрос;
— синквейн;
— тест.
Для обучения используется учебно- методический комплект:
учебник Г.И.Данилова «Мировая художественная культура»7 – 9 класс М.: Дрофа,2008
Планируемые результаты освоения программы по искусству (МХК)
Изучение предмета «Искусство (МХК)» в 8 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:
1 четверть
тема урока | тип урока, вид деятельности | прогнозируемый результат | |
1 | Соотношение понятий «цивилизация» и «культура» | Комбинированный | Введение в курс мировой художественной культуры. Знать соотношение понятий «цивилизация» и «культура». Что значит быть культурным и цивилизованным человеком. |
2 | Понятие о мировой художественной культуре | Комбинированный, фронтальный. | Знать понятие о мировой художественной культуре как совокупности множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического развития человеческой цивилизации. |
3 | Художественные символы народов мира | Комбинированный | Знать художественные символы народов мира: египетские пирамиды, Эйфелева башня, сакура (отражение в произведениях живописи и поэзии), берёза как художественный символ России, его отражение в произведениях устного народного творчества, обрядах и праздниках русского народа. |
4 | Единство мировой культуры | Комбинированный, фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать выдающиеся творения великих мастеров, созданные в различные исторические эпохи, их мировое и общечеловеческое значение; культурные связи народов мира; универсальность идей мировой культуры и их постижение через шедевры произведений искусства. |
5 | Многообразие и национальная самобытность культуры | Комбинированный, фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать основные критерии, определяющие национальную самобытность народа и его культуры. Знакомство с образами и мотивами национального искусства Японии -искусство чайной церемонии, расстановки цветов в вазах и его символический характер, красота недосказанности в искусстве японских садов. Представления древних о мире, отраженные в искусстве (наскальные рисунки, геометрический орнамент, первые музыкальные инструменты). Отзвуки древних ритуалов и символов в современности. |
6 | Жизнь Человека в искусстве | Комбинированный | Понятие о мифологии – главный источник образов и символики искусства Древнего мира. |
7 | Художественный канон в искусстве | Комбинированный | Закрепить понятие канон в скульптуре и живописи Древнего Египта.
|
8 | «Дома вечности» богов и фараонов | Комбинированный, фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать погребальные сооружения и храмы Древнего Египта; понятие о пирамидах.
|
9 | Художественная культура Древнего Египта (обобщающий урок) | Контрольно-обобщающий урок. Фронтальный, групповой, индивидуальный | Обобщение знаний по теме «Культура Древнего Египта». |
2 четверть
тема урока | тип урока, вид деятельности | прогнозируемый результат | |
10 | Художественная культура Китая | Урок нового материала, фронтальный | Знать основы художественной культуры Китая, особенности китайского зодчества. Понятие о Великой китайской стене. |
11 | Природа и Человек – главная тема восточного искусства | Комбинированный | Знать основы китайской пейзажной живописи. Знакомство с поэтом и живописцем 18 века Ван Вэй, картинами художника Го Си. |
12, 13 | Художественная культура Японии | Урок нового материала, фронтальный | Знать основы художественной культуры Японии, особенности зодчества, национальная одежда. |
14 | Традиции и обряды в Индийской культуре | Урок нового материала, фронтальный | Знать характерные особенности буддийских памятников архитектуры и изобразительного искусства. Буддизм. Ступа в Санчи. |
15
| Религиозные верования и их отражение в искусстве | Комбинированный | Знать понятие буддизм. Знакомство с архитектурой буддизма — Ступа в Санчи. |
16 | Культура восточных стран (обобщающий урок) | Контрольно-обобщающий урок. Фронтальный, групповой, индивидуальный | Обобщение знаний по теме «Культура Востока». |
3 четверть
тема урока | тип урока, вид деятельности | прогнозируемый результат | |
17 | «Страна героев и богов» | Комбинированный | Знать характерные особенности художественной культуры Древней Греции; изображение богов и героев в скульптуре; образ человека в древнегреческой скульптуре. |
18, 19 | Прогулка по афинскому Акрополю | Урок-путешествие, комбинированный. | Понимать значение древнегреческой архитектуры, порядок и гармония в древнегреческом храме. Акрополь – общественный и культурный центр Афин.. |
20 | Своеобразие культуры ольмеков | Комбинированный, фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать особенности скульптуры ольмеков. Расцвет города Теотиукана в Центральной Америке. Пирамида Солнца – грандиозное архитектурное сооружение.
|
21 | Характерные черты искусства ацтеков | Комбинированный, фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать характерные черты искусства ацтеков.Теночтитлан – столица ацтеков. Архитектура и скульптура ацтеков. |
22 | Особенности художественной культуры майя | Комбинированный, фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать особенности культуры майя. Архитектура майя- пирамиды, стадионы. Знать характерные черты изобразительного искусства.
|
23 | Памятники художественной культуры инков | Комбинированный, фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать памятники художественной культуры инков, шедевры искусства могущественной империи инков. |
24 | Понятие об идеале | Комбинированный | Понимать, что такое идеал в искусстве. «Давид» Микеланджело – идеал Возрождения. |
25 | Идеал Человека в религиях мира | Комбинированный, фронтальный, групповой, индивидуальный | Понимать, что такое божественный идеал в буддийской религии, художественный канон изображения Будды в произведениях искусства. Индийский бог Шива как олицетворение движения жизни в природе. Понимать, что такое божественный идеал в христианском искусстве. Фигура Доброго Пастыря как наиболее часто встречающийся христианский символ. Образ Христа в произведениях средневекового искусства. Божественный идеал в исламской религии. |
26 | Святые и святость | Комбинированный, фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать образы святых, их отражение в произведениях устного народного творчества: образ Святого Себастьяна в произведениях художников итальянского Возрождения; князь Борис и Глеб – первые святые канонизированные русской церковью. |
4 четверть
тема урока | тип урока, вид деятельности | прогнозируемый результат | |
27
| Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества | Комбинированный, фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать историю жизни святого, повсеместное распространение культа: написание жития, икон, возведение храмов. Изображение Г.Победоносца в произведениях искусства: скульптура Донателло «Святой Георгий», картина Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона», икона «Святой Георгий» из Успенского собора Московского Кремля, икона «Чудо Георгия о змие», герб города Москвы. |
28 | Идеал благородного рыцарства | Урок — путешествие, комбинированный | Понятие о рыцарском кодексе чести, военные навыки рыцарей, внешний облик, доспехи средневекового рыцаря. |
29 | Александр Невский – патриот Земли Русской | Комбинированный | Знать основные вехи героической жизни легендарного воина, образ Александра Невского в произведениях искусства. |
30
| «Венеры» первых художников Земли | Комбинированный | Повторение темы «Изобразительное искусство первобытного общества» |
31 | Священный лик Богоматери | Комбинированный | Знать основные типы изображения Богоматери в произведениях древнерусской иконописи. Образ Богоматери – ведущая тема средневекового искусства. Икона «Владимирской Богоматери» — один из лучших образцов Византийской живописи. Древнерусская иконопись. |
32 | Мадонны титанов Возрождения | Урок-экскурсия, комбинированный. | Культ Мадонны в странах Западной Европы. Знать произведения искусства художников эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» — жемчужина коллекции Эрмитажа, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля как гениальное воплощение идеи материнства и жертвенности любви, скульптурное изображение Мадонны Микеланджело.
|
33 | Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова | Комбинированный | Знакомство с образом русской женщины-крестьянки в творчестве И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова, величавая славянка в творчестве А. Г. Венецианова. |
34 | Женщина – мать в искусстве XX века | Комбинированный, фронтальный, групповой, индивидуальный | Познакомиться с творчеством К. С. Петрова-Водкина как наиболее ярким художественным воплощением темы. Тема материнства в картине А. А. Дейнеки «Мать». Тема материнства в художественных произведениях периода Великой Отечественной войны. |
Мировая художественная культура 8 класс
34 часа – 1 час в неделю
В мире художественной культуры (5ч.)
Цивилизация и культура — (3ч)
Соотношение понятий «цивилизация» и «культура». Понятие о мировой художественной культуре. Художественные символы народов мира.
Единство и многообразие культуры – (2ч)
Единство мировой культуры. Многообразие и национальная самобытность культуры.
Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций (18ч.)
Особенности художественной культуры Древнего Египта – (4ч)
Жизнь Человека в искусстве. Художественный канон в искусстве. «Дома вечности» богов и фараонов. Художественная культура Древнего Египта (обобщающий урок).
Своеобразие художественной культуры Древнего Востока – (7ч)
Художественная культура Китая. Природа и человек – главная тема восточного искусства.
Художественная культура Японии. Традиции и обряды в индийской культуре. Религиозные верования и их отражение в искусстве. Культура восточных стран (обобщающий урок).
Греция – «колыбель европейской цивилизации» — (3ч)
«Страна героев и богов». Прогулка по афинскому Акрополю.
Художественные достижения доколумбовой Америки – (4ч)
Своеобразие культуры ольмеков. Характерные черты искусства ацтеков. Особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков.
Мир и человек в художественных образах (11ч.)
Идеал Человека в культуре народов мира – (3ч)
Понятие об идеале. Идеал Человека в религиях мира. Святые и святость.
Герой и защитник Отечества – (3ч)
Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества. Идеал благородного рыцарства.
Александр Невский – патриот Земли Русской.
Образ женщины – матери сквозь века (5ч.)
«Венеры» первых художников Земли. Священный лик Богоматери. Мадонны титанов Возрождения. Величавая славянка в творчестве А.Г.Веницианова. Женщина – мать в искусстве XX века.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс.
Наименование раздела. Тема урока. | Кол – во часов | Дата | ||
Раздел | Тема | |||
| 1 полугодие |
|
|
|
| В мире художественной культуры |
|
|
|
| Цивилизация и культура | 3 часа |
|
|
1. | Соотношение понятий «цивилизация» и «культура» |
| 1 |
|
2. | Понятие о мировой художественной культуре |
| 1 |
|
3. | Художественные символы народов мира |
| 1 |
|
| Единство и многообразие культуры | 2 часа |
|
|
4. | Единство мировой культуры |
| 1 |
|
5. | Многообразие и национальная самобытность культуры |
| 1 |
|
| Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций |
|
|
|
| Особенности художественной культуры Древнего Египта | 4 часа |
|
|
6. | Жизнь Человека в искусстве |
| 1 |
|
7. | Художественный канон в искусстве |
| 1 |
|
8. | «Дома вечности» богов и фараонов |
| 1 |
|
9. | Художественная культура Древнего Египта (обобщающий урок) |
| 1 |
|
| Своеобразие художественной культуры Древнего Востока | 7часов |
|
|
10. | Художественная культура Китая |
| 1 |
|
11. | Природа и Человек – главная тема восточного искусства |
| 1 |
|
12,13. | Художественная культура Японии |
| 2 |
|
14. | Традиции и обряды в Индийской культуре |
| 1 |
|
15. | Религиозные верования и их отражение в искусстве |
| 1 |
|
16. | Культура восточных стран (обобщающий урок)
|
| 1 |
|
2 полугодие | ||||
| Греция – «колыбель европейской цивилизации» | 3 часа |
|
|
17. | «Страна героев и богов» |
| 1 |
|
18,19. | Прогулка по афинскому Акрополю |
| 2 |
|
| Художественные достижения доколумбовой Америки | 4 часа |
|
|
20. | Своеобразие культуры ольмеков |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
21. | Характерные черты искусства ацтеков |
| 1 |
|
22. | Особенности художественной культуры майя |
| 1 |
|
23. | Памятники художественной культуры инков |
| 1 |
|
| Мир и Человек в художественных образах |
|
|
|
| Идеал Человека в культуре народов мира | 3 часа |
|
|
24. | Понятие об идеале |
| 1 |
|
25. | Идеал Человека в религиях мира |
| 1 |
|
26. | Святые и святость |
| 1 |
|
| Герой и защитник Отечества | 3 часа |
|
|
27. | Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества |
| 1 |
|
28. | Идеал благородного рыцарства |
| 1 |
|
29. | Александр Невский – патриот Земли Русской |
| 1 |
|
| Образ женщины – матери сквозь века | 5часов |
|
|
30. | «Венеры» первых художников Земли |
| 1 |
|
31. | Священный лик Богоматери |
| 1 |
|
32. | Мадонны титанов Возрождения |
| 1 |
|
33. | Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова |
| 1 |
|
34. | Женщина – мать в искусстве XX века |
| 1 |
|
| Итого за год | 34 часа |
|
|