Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 п. Новый
Надеждинского района»
Утверждена приказом
Директора МОУ СОШ №6
_____________________
«____» _________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета- искусство (МХК) 9 класс
Статус учебного предмета — обязательный
Объём учебного предмета – 34 часа в год ( 1 час в неделю)
Рабочая программа по искусству (МХК) для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень),с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации, программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура 8-11 классы», автор Г.И.Данилова, основной образовательной программы (основного общего образования), учебного плана МОУ «СОШ № 6 п. Новый Надеждинского района».
Составитель: Шкуренко Людмила Сергеевна
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании методического
объединения
Протокол №____ «____»____________2011 года
Руководитель методического объединения _______________________________(ФИО)
Согласовано:
Председатель методического совета
Протокол №____ от «____»____________2011 года
_____________________________________________
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 п. Новый Надеждинского района»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСКУССТВО (МХК) 9 класс
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству (МХК), с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации, программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура 8-11 классы», автор Г.И.Данилова, основной образовательной программы (основного общего образования), учебного плана МОУ «СОШ № 6 п. Новый Надеждинского района», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации .
Цели курса:
— развитие чувств, эмоций, образно – ассоциативного мышления и художественно – творческих способностей;
— воспитание художественно – эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
— освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
— овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
— использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Задачи программы:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;
освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике языка разных видов искусства);
овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;
формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
использованию приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Согласно учебному плану МОУ «СОШ №6 п. Новый» на 2011 – 2012 учебный год на изучение
Предмета «Искусство (МХК)» в 9 классе отводится 1 учебный час в неделю.
Построение программы «Мировая художественная культура. 9 класс» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;
— принцип историзма;
— принцип опоры на творческий метод (стиль);
— принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;
— принцип художественно-педагогической драматургии урока.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Предмет «Искусство (МХК)» в 9 классе изучается в следующем режиме:
I учебная четверть
| II учебная четверть
| III учебная четверть | IV учебная четверть | всего за год | |
всего часов | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
контрольных работ | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 |
творческих работ | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 |
Контроль осуществляется в следующих видах:
— текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
— самостоятельная работа;
— устный опрос;
— взаимоопрос;
— синквейн;
— тест.
Для обучения используется учебно- методический комплект:
учебник Г.И.Данилова «Мировая художественная культура»7 – 9 класс М.: Дрофа,2008
Планируемые результаты освоения программы по искусству (МХК)
Изучение предмета «Искусство (МХК)» в 9 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:
1 четверть
тема урока | тип урока, вид деятельности | прогнозируемый результат | |
1 | Человек и природа. Взгляд через века. | Урок-лекция | Знать соотношение понятий человек и природа.Знакомство с творчеством французского художника Анри Матисса, И. И. Шишкина, серия картин художника К. Хокусая «36 видов Фудзи». Явления природы в музыкальных произведениях А. Вивальди. |
2 | Пространство и время в зеркале мифов | Беседа с опорой на знания учащихся. | Знать мифы народов мира. |
3 | Человек эпохи Римской империи | Комбинированный | Знать примеры императоров Рима: император и полководец Август – эталон гражданственности и патриотизма, император Марк Аврелий – мыслитель и «философ на престоле», Каракала –один из самых злобных императоров.
|
4,5 | Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения) | Комбинированный, фронтальный, групповой, индивидуальный | Понимать идеи гуманизма эпохи Возрождения. Знать портретное творчество художников Возрождения: «Портрет Ипполито Риминальди» -одно из лучших творений Тициана. |
6 | Человек нового времени. | Комбинированный, фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать творчество известного художника 20 века Сальвадора Дали (картина «Постоянство памяти»). Знать представителей лэнд-арта. Американский художник Роберт Смитсон и его «Спиральная дамба».
|
7 | Понятие о героическом эпосе | Беседа | Сформировать понятия об эпосе, установить стилевые и сюжетные связи. |
8 | Герои и темы народного эпоса | Комбинированный | Сформировать понятие о былине. |
2 четверть
тема урока | тип урока, вид деятельности | прогнозируемый результат | |
9 | Всякая душа празднику рада | Комбинированный | Развивать умения анализировать сопоставлять. Развивать коммуникативные навыки работы в группах |
10 | Религиозные праздники и обряды народов мира | Комбинированный | Вспомнить сюжеты и образы Ветхого и Нового |
11
| Ах, карнавал! Удивительный мир | Фронтальный, групповой, индивидуальный | Умение учащихся использовать ранее усвоенные знания. |
12, 13 | Особенности храмового зодчества | Урок — практикум | Уметь раскрывать характерные черты храмового зодчества |
14, 15
| Дом – жилище человека | Урок — лекция | Проследить историю развития жилища. Развивать умение самостоятельно работать с литературой. |
16 | Архитектурные традиции (обобщающий урок) | Урок — зачет | Вырабатывать умение самостоятельного анализа различных источников |
3 четверть
тема урока | тип урока, вид деятельности | прогнозируемый результат | |
17, 18 | Искусство византийской мозаики | Комбинированный | Понимать значение храмовых росписей. |
19, 20
| Древнерусская иконопись | Беседа | Формировать умение отличать религиозную живопись от картин. Вырабатывать умение рассуждать, совершенствовать навыки анализа |
21 | Искусство книжной миниатюры Востока | Фронтальный, групповой, индивидуальный | Понимать что такое книжная миниатюра. |
22 | Скульптура Тропической и Южной Африки | Фронтальный, групповой, индивидуальный | Вырабатывать умение рассуждать, совершенствовать навыки анализа |
23 | Музыка в храме | Беседа | Вырабатывать умение рассуждать, совершенствовать навыки анализа Уметь отличать духовную музыку от обычной. Знать звучание органа. |
24 | В песне – душа народа | Урок-концерт | Знать историю русских народных песен, исполнителей русских народных песен. |
25, 26 | У истоков народной американской музыки | Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать джазовые композиции, их основу. Знать стили джазовой музыки. |
4 четверть
тема урока | тип урока, вид деятельности | прогнозируемый результат | |
27
| Рождение русской народной драмы | Урок-лекция | Знать традиции и характерные особенности русской народной драмы. |
28
| В музыкальных театрах мира | Комбинированный | Знать, как и почему возник музыкальный театр |
29 | Искусство кукольного театра | Комбинированный | Знать историю возникновения и развития кукольного театра. |
30 | Страстные ритмы фламенко | Урок-беседа | Познакомиться с танцем фламенко – художественным символом Испании. Знать особенности его исполнения. Усвоение терминов, связанных с танцевальным искусством. |
31 | Радуга русского танца | Комбинированный | Знать своеобразие танцевальной культуры народов России |
32 | Искусство индийского танца | Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать особенности индийского танца |
33
| Под звуки тамтамов (танцы народов Африки) | Комбинированный | Знать разнообразие танцевального искусства народов Африки, характерные черты. |
34 | Итоговый урок | Урок-зачёт | Уметь выполнять терминологический диктант по пройденным темам. |
Мировая художественная культура 9 класс
34 часа – 1 час в неделю
Мир и человек в художественных образах (6ч.)
Человек в мире Природы – (1ч.)
Человек и Природа. Взгляд через века.
Человек. Общество. Время. – (5ч.)
Пространство и время в зеркале мифов. Человек эпохи Римской империи. Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения). Человек нового времени.
Художественные традиции народов мира (27ч.)
Героический эпос народов мира – (2ч.)
Понятие о героическом эпосе. Герои и темы народного эпоса.
Праздники и обряды народов мира – (3ч.)
Всякая душа празднику рада. Религиозные праздники и обряды народов мира. Ах, карнавал! Удивительный мир.
Своеобразие архитектурных традиций — (5ч.)
Особенности храмового зодчества. Дом – жилище человека. Архитектурные традиции (обобщающий урок).
Изобразительное искусство народов мира – (6ч.)
Искусство византийской мозаики. Древнерусская иконопись. Искусство книжной миниатюры Востока. Скульптура Тропической и Южной Африки.
Своеобразие музыкальной культуры – (4ч.)
Музыка в храме. В песне – душа народа. У истоков народной американской музыки.
Театр народов мира – (3ч.)
Рождение русской народной драмы. В музыкальных театрах мира. Искусство кукольного театра.
Самобытность танцевальной культуры – (4ч.)
Страстные ритмы фламенко. Радуга русского танца. Искусство индийского танца. Под звуки тамтамов ( танцы народов Африки).
Обобщающий урок – (1ч.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс.
Наименование раздела. Тема урока. | Кол – во часов | Дата | ||
Раздел | Тема | |||
| 1 полугодие | |||
| Мир и Человек в художественных образах |
|
|
|
| Человек в мире Природы | 1 час |
|
|
1. | Человек и природа. Взгляд через века. |
| 1 |
|
| Человек. Общество. Время. | 5часов |
|
|
2. | Пространство и время в зеркале мифов |
| 1 |
|
3. | Человек эпохи Римской империи |
| 1 |
|
4,5. | Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения) |
| 2 |
|
6. | Человек нового времени |
| 1 |
|
| Художественные традиции народов мира |
|
|
|
| Героический эпос народов мира | 2 часа |
|
|
7. | Понятие о героическом эпосе |
| 1 |
|
8. | Герои и темы народного эпоса |
| 1 |
|
| Праздники и обряды народов мира | 3 часа |
|
|
9. | Всякая душа празднику рада |
| 1 |
|
10. | Религиозные праздники и обряды народов мира |
| 1 |
|
11. | Ах, карнавал! Удивительный мир |
| 1 |
|
| Своеобразие архитектурных традиций | 5 часа |
|
|
12,13. | Особенности храмового зодчества |
| 2 |
|
14,15. | Дом – жилище человека |
| 2 |
|
16. | Архитектурные традиции (обобщающий урок) |
| 1 |
|
| ||||
2 полугодие | ||||
| Изобразительное искусство народов мира | 6 часов |
|
|
17,18. | Искусство византийской мозаики |
| 2 |
|
19,20. | Древнерусская иконопись |
| 2 |
|
21. | Искусство книжной миниатюры Востока |
| 1 |
|
22. | Скульптура Тропической и Южной Африки |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| Своеобразие музыкальной культуры | 4 часа |
|
|
23. | Музыка в храме |
| 1 |
|
24. | В песне – душа народа |
| 1 |
|
25,26. | У истоков народной американской музыки |
| 2 |
|
| Театр народов мира | 3 часа |
|
|
27. | Рождение русской народной драмы |
| 1 |
|
28. | В музыкальных театрах мира |
| 1 |
|
29. | Искусство кукольного театра |
| 1 |
|
| Самобытность танцевальной культуры | 4 часа |
|
|
30. | Страстные ритмы фламенко |
| 1 |
|
31. | Радуга русского танца |
| 1 |
|
32. | Искусство индийского танца |
| 1 |
|
33. | Под звуки тамтамов (танцы народов Африки) |
| 1 |
|
34. | Итоговый урок | 1 час |
|
|
| Итого за год | 34 часа |
|
|