Пояснительная записка.
Данная программа составлена к учебнику «Мировая художественная культура. 7-9 классы» Г.И.Даниловой, является продолжением предмета «Искусство», который был представлен музыкой в 8-ом классе и МХК в 9-ом классе. Программа рассчитана на 34 часа.
Основная тема этого курса – художественная культура народов мира. Главное внимание сосредоточено на своеобразии художественных традиций народов мира, раскрытии их внутренней сущности и характерных особенностей. Различия между культурами разных стран, нашедшие отражение в произведениях искусства, обычаях, праздниках и религиозных представлениях о мире, составляют содержание данного курса. В программе реализуются принципы преемственности и интеграции: в 5-6-ых классах учащиеся познакомились с мифологией, библейскими сюжетами и вечными образами искусства на уроках православия и литературы, в 7-8-ых классах на уроках литературы, истории, обществознания учащиеся обращались к проблемам человеческой личности, изучали её связь с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных представлениях и замечательных художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, идеалах благородного рыцарства, стали содержанием курса МХК в 9-ом классе, рассчитанном также на 34 часа.
В соответствии с общей концепцией курса МХК подача информации в учебнике сопровождается иллюстративным материалом, что позволяет учащимся не только познакомиться с особенностями определённой культуры в учебнике, но и рассмотреть, обсудить на уроках МХК известные миру культурные памятники и произведения искусства.
На уроках МХК учащиеся будут определять роль и место человека в художественных культурах разных народов и разных эпох, давать оценку произведениям искусства, а в конце года они будут самостоятельно определять личные пристрастия и интересы в области художественного творчества.
Нормативные документы,
обеспечивающие реализацию программы.
Закон «Об образовании» |
«Программы Министерства образования РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по мировой художественной культуре. 5-9 классы». «Дрофа» — М.2008 |
Базисный учебный план МОУСОШ № 65 |
Учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования РФ: «Мировая художественная культура. 7-9 классы», 10-е издание, стереотипное, под редакцией Г.И.Даниловой. «Дрофа» — М. 2008 |
|
2.Цели и задачи курса.
Общеучеб — Ные | Развитие творческих способностей школьников; формирование прочной и устойчивой потребности общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни; воспитание художественного вкуса, создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе. Развивать умение отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры | |
Предметно – ориентиро — ванные | Изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов; Формирование и развитие понятий о художественно- исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации; Осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира.
| |
Компоненты | ||
Региональные | Знакомство с культурой Дона и донского края. Посещение лекций и выставок краеведческого музея, музея изобразительных искусств, театральных постановок ростовских театров, экскурсии по городу и области. |
3.Содержание курса.
Модуль (глава) | Кол-во часов | |
1. | В мире художественной культуры | 3 |
2. | Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций | 5 |
3. | Мир и человек в художественных образах | 7 |
5. | Художественные традиции народов мира: | 17 |
5/1 | Празднование Нового Года и Рождества в разных странах мира | 2 |
5/2. | Героический эпос народов мира | 2 |
5/3 | Праздники и обряды народов мира | 2 |
5/4 | Храмы разных народов | 2 |
5/5 | Театр народов мира | 2 |
5/6 | Изобразительное искусство и музыка народов мира | 3 |
5/7 | Самобытность танцевальной культуры | 2 |
5/8 | Памятники истории, культуры, архитектуры Ростова-на-Дону | 2 |
6. | Творчество учащихся (защита проектов,презента- ций, музыкальных произведений) | 2 |
Перечень творческих работ.
Мой символ родного города, моей школы, класса (рисунок, эмблема, графика).
Сочинение на тему: «Любимый уголок родного города».
Доклад на одну из тем: «Древнерусские храмы», «Исламские мечети», «Буддийская храмовая архитектура» , «Церкви Ростова-на-Дону».
Рисунок-орнамент.
Сочинение на тему: «Любимый праздник» или «Интересный обряд».
Презентация творческой работы (танец, песня, стихотворение собственного сочинения, макет архитектурного здания, модель костюма, платья или модель машины, самолёта, корабля, детская игрушка, вышитая или написанная картина )
-4.Контроль реализации программы.
Стартовый контроль.
Беседа по вопросам.
— Что включает в себя, по вашему мнению, мировая художественная культура?
— Что вы понимаете под словом «цивилизация» ?
— Что такое искусство? Какие виды искусств вы знаете? Какими видами искусства вы увлекаетесь?
— Какие древние культуры вы знаете? Что можете о них рассказать?
— С какими художественными символами разных стран вы знакомы ? Расскажите о них.
— С творчеством каких известных художников и композиторов вы знакомы? Расскажите о них.
— Почему наш город называется Ростов-на-Дону? Сколько лет ему исполняется в этом году? Кто основал наш город?
— С произведениями каких донских поэтов, писателей, художников, композиторов, скульпторов вы знакомы? Приведите примеры.
Итоговый контроль.
Сочинение на одну из тем: «Любимый праздник», «Интересный обряд»,
« Возрождение традиции», «Увлекательный карнавал».
Творческая работа, выполненная руками учащихся( картина, вышивка, костюм, мягкая игрушка, сувенир, модель чего-то) или художественный номер (танец, песня, музыкальное произведение, собственного сочинения стихотворение и т.д.)
Информационно-методическое обеспечение.
Авторы | Название | Год издания | Издательство | |
1. | Министерство Р.Ф. | Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. 5-9 классы | 2008 | «Дрофа» Москва |
2. | Г.И. Данилова | Мировая художественная культура. 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. | 2008 | «Дрофа» Москва |
3. | В.В.Алексеева | Что такое искусство? | 1991 | «Просвещение» Москва |
4. | Э.Гомбрих | История искусства. | 1998 | «Просвещение» Москва |
5. |
| Энциклопедия для детей. Религии мира. Т.6 ч. 1 и2 | 1996 1999 | «Просвещение» Москва |
6. |
| Энциклопедия для детей. Искусство. Т.7, ч. 1 и 2. | 1996 1999 | «Просвещение» Москва |
7. |
| Энциклопедия для детей. Страны. Народы. Цивилизации . Т.13. | 1999 | «Просвещение» Москва |
Дополнительная литература
Авторы | название | Год издания | издательство | |
1. | А.С.Миловский | Народные промыслы. | 1994 | Москва «Просвещение» |
2. |
| Народный театр. Библиотека русского фольклора. | 1991 | Москва |
3. | А.Ф.Некрылова | Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища. | 1984 | «Просвещение» Москва |
4. | Л.Д.Райгородский | Беседы о русских иконах. | 1996 | Санкт-Петербург |
Календарно-тематическое планирование уроков МХК
8 – 9 классе
Учитель_____________________
Дата | Тема урока | Домашнее задание | |
1. |
| В мире художественной культуры. Введение. Понятия «Цивилизация» и «Культура». Понятие о мировой художественной культуре. |
Конспект урока. Глцивилизацийава 1, п. 1-3 |
2. |
| Художественные символы народов мира. Символы Ростова и Ростовской области. | Доклады, сооб- щения, рисунки. Глава 1, п. 4 |
3. |
| Единство и многообразие культуры. | Конспект главы 2 |
4. |
| Своеобразие художественной культуры древнейших цивилиза-ций. Особенности художественной культуры Древнего Египта. |
Глава 3, сообще- ния, вопросы с.37 |
5. |
| Своеобразие художественной культуры Древнего Востока. | Глава 4, вопросы с. 44-45,сообщ-я |
6. |
| Греция – «колыбель европейской цивилизации». | Глава 5,вопр. с.51, доклады, сообщ-я |
7. |
| Художественные достижения доколумбовой Америки. | Глава 6, вопр. с.60 Индивид-е зад-я |
8. |
| Древнейшие цивилизации Дона. | Конспект урока |
9. |
| Мир и человек в художест- венных образах. Идеал Человека в культуре народов мира.
|
Конспект главы 7, доклады, сообщ-я |
10. |
| Герой и защитник Отечества. | Глава 8, доклады по теме. |
11. |
| Образ женщины-матери сквозь ве-ка. Лик Богоматери в православ-и и католицизме. | Глава 9, п. 1-3, доклады, сообщ-я |
12. |
| Образ женщины-матери в искусстве 19-20 веков. | Глава 9, п. 4-5, вопросы с. 89 |
13. |
| Человек в мире природы. | Глава 10, наизусть 1-2 стихотвор-я |
14. |
| Человек эпохи Римской империи. | Глава 11, п. 1-2 |
15. |
| Человек эпохи Возрождения и человек нового времени. | Глава 11, п. 3-4, конспект |
16.
|
| Художественные традиции народов мира.
Празднование Нового Года и Рождества в разных странах мира |
Сообщения, презентации |
17. |
| Празднование Нового года и Рождества в России. | Сообщения, рисунки, инд-ые задания |
18. |
| Героический эпос народов мира. | Глава 12, п. 1-2 |
19. |
| Карело-финский эпос «Калевала» | Глава 12, п. 3 |
20. |
| Праздники и обряды народов мира. | Глава 13, сообщ-я |
21. |
| Казачьи праздники, обряды, тра-диции. | Сценки, игры, сообщения |
22. |
| Храмы разных народов. Дом – жилище человека. | Глава 14, сообщ-я, презентации |
23. |
| Храмы Ростова-на-Дону | Сообщ-я, рисунки |
24. |
| Театр народов мира. | Глава 16, сообщ-я по теме |
25. |
| Ростов театральный. | Посещение театра, отзыв о спектакле |
26. |
| Древнерусская иконопись и византийская мозаика. | Глава 15, п. 1-2, посещение музея изобраз-х иск-в |
27. |
| Книжные миниатюры Востока и скульптура Африки. | Глава 15, п. 3-4, сообщения |
28. |
| Своеобразие музыкальной культуры. | Глава 16, сообщ-я |
29-30 |
| Танцы народов мира. | Глава 18, тан-цевальные номера |
31-32 |
| Памятники истории, культуры, архитектуры Ростова-на-Дону | Доклады, сообщ-я |
33-34 |
| Защита творческих работ уч-ся (проектов, презентаций..) |
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение
СОШ №65 с углубленным изучением английского языка
Рабочая программа
Предмет Мировая художественная культура
Класс
Образовательная область филология
МО (кафедра) учителей русского зыка и литературы
Учебный год 2009-2010
Зайцева Наталья Анатольевна
СОГЛАСОВАНО _____________________________________
Зав. МО (кафедрой)
Председатель МС _____________________________________
УТВЕРЖДАЮ ________________________________________
Директор _________________________________________
г. Ростов-на-Дону
2009 год