Сценарий урока МХК в 11 классе «Русская музыкальная культура. П.И.Чайковский. Опера «Пиковая дама»

МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов г.Екатеринбурга

Свердловской области








Сценарий урока МХК в 11 классе

Русская музыкальная культура.

П.И. Чайковский опера «Пиковая дама»









Подготовила:

Пашкова Елена Юрьевна

учитель музыки и МХК

высшей категории











Екатеринбург, 2013 г.



Сценарий урока по мировой художественной культуре

в 11 классе

Запись на доске:

Русская музыкальная культура.

П.И. Чайковский опера «Пиковая дама»



Я могу с любовью и увлечением писать

музыку на сюжет немало не эффектный,

лишь бы действующие лица внушали мне

живое сочувствие, лишь бы я любил их,

жалел, как любят и жалеют простых

людей

П.И. Чайковский

Оформление класса: журнальный столик, подсвечник со свечами на столе, два портрета в рамочках – Пушкин и Чайковский, два кресла.

1.Звучит музыкальный эпиграф урока – вступление к опере.

2.Из писем П.И. Чайковского (читают ребята – заранее раздать):

а) «Я ищу интимной, но сильной драмы, основанной на

конфликте положений мной испытанных или виденных,

могущих задеть меня за живое»;

б) «Писал я оперу с самозабвением и наслаждением»;

в) «Или я ужасно, непростительно ошибаюсь, или «Пиковая

дама» в самом деле будет мой chefd*ocuvre…» (шедевр).

Чайковский не ошибался, а пророчествовал. Произведению, созданному им в непостижимо короткий срок – 44 дня флорентийских праздников 1890 года – суждена была жизнь настоящего шедевра.

Всё в этом творении любезно для русского сердца, и, прежде всего, сопряжение двух великих имён нашей культуры: Пушкина и Чайковского и у каждого из них своя «Пиковая дама».

Сценическая судьба оперы сложилась счастливо. Менее чем через полгода 7 декабря 1890 года – премьера в Мариинском театре, поставленная со всей роскошью императорской сцены. Затем Киев, Москва, Одесса… Популярность «Пиковой дамы» на Западе особенна, и у себя на родине она не сходит с театральных подмостков.

Сюжет пушкинской «Пиковой дамы» (1833г.) не сразу заинтересовал Чайковского. Однако со временем это произведение всё более овладевало его воображением.

Популярность повести объяснялась реалистическим воспроизведением типов и нравов петербургского общества начала XIX столетия.

В либретто оперы содержание пушкинской повести во многом переосмыслено.

Назовите основные действующие лица: Герман, Лиза, графиня.

Сегодня на уроке мы постараемся проследить за развитием образа Германа у Пушкина и Чайковского.

Дома вы должны были познакомиться с повестью Пушкина «Пиковая дама».

Каким мы видим Германа у Пушкина? (зачитать найденные высказывания).

Свежие документы:  Сценарий географического мероприятия "ПОСВЯЩЕНИЕ В ГЕОГРАФЫ" 6 класс

а) В душе одержимый игрок, но не играет.

-Почему? (не было возможности, беден).

б) «Герман немец, он расчётлив, вот и всё» – заметил Томский.

в) «Этот Герман лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»

Итак: Герман у Пушкина – человек сильных страстей и огненного воображения, скрытен, азартен в душе, но расчётлив и бережлив почти до скупости.

О чём мечтает? (разбогатеть. «Деньги – вот чего алкала его душа»,-говорит Лиза о Германе).

Для чего нужны деньги? (жажда обогащения необходима ему, чтобы завоевать прочное положение в петербургском дворянском «свете»).

А для этого любые средства хороши: увлечь молодую девушку, которую он не любит, стать любовником 87-летней старухи, и даже пойти на преступление.

Пушкин создал тип нового буржуазного героя-хищника, который начал возникать в это время в реальной действительности (власть денег над людьми).

Способен ли пушкинский Герман на глубокие чувства? (нет, слишком расчётлив, слишком азартен).

Для Германа отношения с Лизой – интрига, путь к старухе.

Что же представляют его письма к Лизе? (переписаны из немецкого романа).

«В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло».



Что представляет собой Герман у Чайковского?

Обратимся к музыке. Ариозо Германа «Я имени её не знаю»

Что можно сказать об этом Германе? (перед нами «живой» человек, способный на глубокие чувства. Герман влюблён, влюблён пылкой и страстной любовью. Душа яркая, открытая).

— Как звучала музыка? (светло, поэтично, мелодично, мечтательно, мягко, нежно, чуть обречённо).

Прогуливаясь по Летнему саду, Герман внезапно узнаёт, что та, в кого он влюблён, сосватана за другого.

(У Пушкина Лиза – бедная воспитанница, а у Чайковского – богатая внучка).

В душе Германа тревога, страдание. Он решает бороться за свою любовь.

Обращение его к Лизе? (красавица, богиня, ангел).

Мечта Германа Чайковского? (жениться на Лизе, богатой внучке графини, а для этого нужны деньги).

В конечном счёте, всё равно — деньги и у Пушкина, и у Чайковского.

А теперь обратимся к ещё одному ариозо Германа в конце оперы.

Звучит ариозо «Что наша жизнь – игра»

-Какой из этих Германов Чайковского ближе пушкинскому? Почему?

(последний. Здесь им владеет жажда наживы, азарт игры, нет чувства, сострадания к ближнему)

Влюблённый человек может петь эти куплеты? (нет. Им владеет упоение победой, жестокая радость).

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Театр – волшебный мир»

— Когда Герман у Чайковского превращается в Германа Пушкина? (когда нравственно умирает, переступает закон внутри себя – в спальне у графини).

Герман узнаёт от графа Томского историю трёх карт.

Что решает Герман? (решает любой ценой выведать у графини эту тайну).

Обратимся к Пушкину:

«Сцена в спальне графини» (читать по ролям очень выразительно).

Теперь обратимся к Чайковскому. Именно с этой сцены композитор начал писать оперу. Когда Чайковскому предложили написать оперу на этот сюжет, он не воспринял это всерьёз. А когда написал именно эту сцену, то произведение буквально захватило его.

Почему эта сцена потрясла Чайковского? (борьба сердца и разума идёт до конца. Обнажена душа героя: её порывы, настроения. Добиться своей цели любой ценой).

Как раз вовремя был предложен ему сюжет «Пиковой дамы». Он сыграл роль, похожую на заказ Реквиема Моцарту. В этой опере целый ряд моментов заставлял композитора касаться сферы неведомой и воображением своим разгадывать то, что «там». А там, конечно, провал – так говорит рассудок. А если нет? Если смерть – тоже реальность?

И вот в сцене вспальне графини Чайковский пытается воспроизвести всё, что предшествует таинству смерти, и, наконец, самую смерть. Чайковскому удалось удержать акт кончины человека.

Слушаем «Сцену в спальне» в опере

«Она мертва, а тайны не узнал я» — и у Пушкина и у Чайковского звучат эти слова, так как Германа интересует только тайна трёх карт. Душа отсутствует.

В конце сцены у Чайковского происходит страшное: перед этим был искренен, а самый конец – душа Мефистофеля вселяется и в Германа Чайковского (перевоплощение героя).

Три карты – теперь они хозяйки жизни Германа. Кощунственнее этого разговора с умершей в музыкальной литературе нет и вряд ли будет, как нет иной «Пиковой дамы».

Что для Германа важнее: смерть графини или тайна? (никакого раскаяния).

«Она мертва, а тайны не узнал я» — вот оно нравственное падение. Три карты – символ морального падения человека, вечный мотив преступления.

-Как же всё таки Герман узнаёт эти три карты?

Обратимся к Пушкину (читать выдержки из V главы:

галлюцинации о трёх картах, образ графини, которая называет карты).

-К чему это привело? (к трагической развязке)

Прочтём у Пушкина заключение (Герман заканчивает свою жизнь в сумасшедшем доме).

-А у Чайковского?

Свежие документы:  Тесты по творчеству А.А.Ахматовой (11 класс)

Слушаем финал оперы.

Вместо объявленного туза в руках у Германа оказывается дама «пик» — всё проиграно. В зловещей карте Герману чудится страшный призрак старухи, и, охваченный безумием, он кончает жизнь самоубийством.

-Почему оба творца «убивают» своего героя? (душа уже мертва, тело – лишь оболочка, дело времени).



Вопрос домашнего задания:

-Герман – жертва или преступник?(эссе)



Как и всякий истинный шедевр, сочинение это до конца не постигаемо. Неисчерпаемость и делает «Пиковую даму» подлинной классикой.




Список литературы:



1.Барыкина Л. Пиковая дама. Буклет. – Екатеринбург, 1993.

2.Друскин М.С. 100 опер. – Ленинград: Музыка, 1970.

3.Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990.

4.Прибегина Г.А. Пётр Ильич Чайковский. – М.: Музыка, 1984.

5.Пушкин А.С. Сочинения. В трёх томах. Т. 3. – М.: Художественная литература, 1986.

6.Русская музыкальная литература. Выпуск III. – Ленинград: Музыка,1976.

7.Смирнова Э. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1987.



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: