Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
Сценарий внеклассного мероприятия
по предмету «Мировая художественная культура» в 11 классе
«Силуэты серебряного века, или Ожившие полотна»
подготовила
преподаватель фортепиано и МХК
Колесникова Лариса Васильевна
Северск
2014
Цель урока: обобщение знаний по художественной культуре серебряного века русского искусства в области литературы, изобразительного искусства, театра и музыки, формирование целостного впечатления об эпохе «серебряного века», создание «портрета эпохи» путем синтеза видов искусства.
Задачи:
Закрепить знания, полученные на уроках, посвященных искусству «серебряного века».
Дать развернутую панораму художественной жизни во всех областях творчества: в живописи, поэзии, музыке.
Исследовать проблему «Человек – общество – культура» и влияние социокультурных потрясений эпохи на художественное творчество.
Показать многообразие направлений в искусстве и причины их появления.
Определить духовные и нравственные ценности эпохи.
Показать сложный и мучительный путь поиска эстетических идеалов.
Направить внимание учащихся на появление новых форм и средств выразительности в искусстве.
Возрождение традиций альбомной культуры путем записи своих размышлений в альбом «Что Вы думаете о Вечности?».
Определить место и роль эпохи для последующих поколений.
Методы исследования:
метод исторического анализа явлений действительности;
метод экспозиционного монтажа произведений искусства;
метод сравнительного анализа памятников культуры;
метод сопоставления контрастных тенденций в развитии искусства.
Структура занятия:
I. Организация класса. Вступительное слово учителя.
II. Погружение в эпоху. Кафе «Бродячая собака».
III. Выступления учащихся по заданной теме.
IV. Обобщение по теме.
V. Заполнение альбома «Что Вы думаете о Вечности?».
Материалы: стихи поэтов, презентация.
Тип занятия: литературно-музыкальная гостиная. Посещение литературно-артистического кафе-кабаре «Бродячая собака» в Петербурге.
Время проведения: 2 урока или во внеурочное время. Примерное время — 1,5 часа.
Предварительная работа: продумать и подготовить высказывания для записи в альбом «Что Вы думаете о Вечности?».
Эпиграфы
Как в сердце, где расколот образ мира,
Воздвигнуть храм свой может Аполлон?
Р.-М. Рильке
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
А. Ахматова
I. Организационный момент.
Определение цели и задач занятия.
II. Актуализация опорных знаний по пройденному материалу.
Ответить на вопросы:
Как появилось название серебряный век?
Провести аналогию с «золотым веком» русского искусства.
Можно ли назвать серебряный век по имени одного творца, как мы говорим о «пушкинской эпохе»?
Каковы были социально-экономические причины, породившие новые явления в духовной жизни общества на рубеже веков?
Как ощущал себя человек в фокусе потрясений времени?
Перечислите исторические события, определившие противоречия эпохи.
В какую область человеческих знаний устремились мысли человека?
Что вы знаете о вечных ценностях? Назовите их.
Почему возникает такое изобилие имен в искусстве, течений и направлений?
Обращение к эпиграфу. Как понимать эти слова? Возможно ли творчество в условиях разрушающегося мира?
Примерные ответы учащихся:
Невероятный всплеск русского искусства на рубеже XIX-ХХ вв. до сих пор остается загадкой для исследователей. Все, кто жили в России в то время, испытывали на себе влияние его поисков и свершений.
Эпоха поколебала привычные представления о мироустройстве. Бурные события действительности, цепь социальных катаклизмов обнажили сложные противоречия и поставили новые вопросы. Необходимо было заново осмыслить исторические судьбы России.
Поиск идеалов был напряженным, обращенным к внутренним состояниям души. Происходит девальвация и разрушение смысловых опор. Человек испытывает ностальгию по утраченной гармонии и цельности, что приводит к изменению человека, его менталитета. Человек оказывается в фокусе социокультурных потрясений эпохи.
Формируются новые черты личности: энциклопедичность знаний, религия и философия становятся элементами мышления, универсальность духа. Формируется культурная аура нового типа.
Феномен «одновременности культур» – уникальное явление в поэзии серебряного века. Культура прошлого выступала не как предмет изучения, а как собеседник в живом диалоге, собеседник, от которого ждут ответа на вопросы сегодняшнего дня. Язычество и христианство, античность и средневековье, классицизм и романтизм участвовали в построении новой культуры, призванной обновить жизнь.
Культ творчества становится менталитетом «серебряного века». Искусство оказалось отдушиной, куда устремилась человеческая душа в поисках вечных ценностей: Истины, Добра и Красоты.
В центре внимания искусства оказывается человек, его духовный мир, поэтому из широкого потока явлений искусства мы выбрали одну область художественного творчества — портрет, где образ человека царит безраздельно, а в портрете — людей, олицетворяющих искусство: поэтов, артистов, музыкантов.
«Серебряный век» – эпоха выдающихся художественных открытий. Человек является творцом культуры, но его «Я» обладает полицентричностью, отсюда возникает обилие имен и направлений в искусстве, отражающих разные грани сложной духовной жизни общества.
II. Погружение в эпоху.
Проблемный вопрос: Кто же были они – творцы «духовно-культурного ренессанса»?
Обращение к зрительному ряду. По мере действия демонстрируется презентация в виде портретной галереи образов поэтов, музыкантов, художников.
Рассказ учителя.
Главная задача — дать панораму образов эпохи, увидеть в них заряд духовности, путь, полный утрат, поисков и обретения Истины. Представить их живыми людьми, услышать их голоса. Мы не будем последовательно излагать историю каждого направления. Наша задача состоит в том, чтобы показать их в единстве и борьбе противоположностей, переплетении, услышать «мировой оркестр» А. Блока, как они существовали в своем времени, подчеркнуть их принадлежность эпохе.
Общению художников, поэтов, артистов и музыкантов способствовало в те годы открытие многочисленных художественных кафе и кабаре. Здесь читали новые стихи, звучала музыка, спорили до хрипоты, рождались новые идеи и проекты. Одним из знаменитых мест в Петербурге было артистическое кафе-кабаре «Бродячая собака», открытое в подвальном этаже дома на Михайловской площади под новый 1912 год. Здесь царила особая художественная элита, взгляды которой влияли на духовную жизнь общества. Для этого мы посетим излюбленное место их встреч — кафе «Бродячая собака».
Здесь постоянно звучала музыка. На двух роялях исполняли концерты Листа и Сен-Санса, бывали монографические вечера, посвященные творчеству И. С. Баха, Л. Ван Бетховена, исполняли произведения П. И. Чайковского, И. Брамса. Целый калейдоскоп новинок можно обнаружить в программах вечеров.
Известно, что завсегдатаями кафе были А. Крученых, В. Хлебников, В. Каменский, Б. Лившиц, В. Маяковский, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов, часть символистов К. Бальмонт, Ф. Сологуб, а вот А. Блока на вечерах никогда не было. Тем не менее, мы решили собрать представителей трех основных направлений — символизма, акмеизма и футуризма — в одно время и в одном месте в Петербурге.
В Петербурге мы сойдемся снова,
Словно солнце мы похоронили в нем,
И блаженное, бессмысленное слово
В первый раз произнесем.
В черном бархате январской ночи,
В бархате всемирной пустоты,
Все поют блаженных жен родные очи,
Все цветут бессмертные стихи… (О. Мандельштам)
Ведущий 1. Ко дню открытия все было готово: деревянные столы, удобные стулья, был даже буфет, где кипел самовар и лежала колбаса для изготовления бутербродов. И вот «Собака» в полном блеске своего успеха и в апогее своей славы предстает перед нами.
Ведущий 2. К воротам дома подъезжают извозчики, посетители спускаются по лестнице, чтобы оказаться в помещении, которое вмещало 30-40 человек, а порой здесь бывало до 100 посетителей. Вас ошеломляет музыка, пестрота стен, расписанных художниками, шум гудящего вентилятора. И кто только не перебывал в этом подвале, кто не оставил автографа в «Свиной книге»! Был в «Собаке» и собственный гимн:
Чтец.
Во втором дворе подвал
В нём – приют собачий.
Всякий, кто сюда попал,-
Просто пёс бродячий.
Но в том гордость, но в том честь,
Чтобы в тот подвал залезть!
Ведущий 1. А спустя год волшебная новогодняя ночь 1913 года запомнилась всем присутствующим. Гимн, чтение пародийных телеграмм, вручение орденов «Собаки», шансонетки, пантомимы в масках, нескончаемые хохот и веселье… Ведущий 2. Михаил Кузмин сочинил новогодний гимн:
От рожденья до подвала
Пролетел лишь быстрый год,
Но «Собака» нас связала
В тесно-дружный хоровод.
Чья душа печаль узнала,
Опуститесь вглубь подвала,
Вместе. Отдыхайте, отдыхайте,
Отдыхайте от невзгод.
Ведущий 1. На эстраде кто-то читает стихи, его перебивает музыка или звуки рояля, кто-то ссорится, кто-то объясняется в любви, кто-то рассуждает о высоком предназначении искусства. Их разговоры были наполнены содержательностью и светились глубоким умом.
III. Выступление учащихся
Действующие лица сидят в произвольном порядке. Можно оформить класс, как помещение кафе, в котором за столиками сидят посетители. Во время демонстрации слайда участник, произносящий слова своего персонажа, принимает позу, соответствующую изображению на полотне художника — ведь второе название занятия «Ожившие полотна».
Задача: представить наиболее интересные факты из жизни своего героя, найти высказывания о творчестве, о вечности, о любви, прочитать любимые или яркие стихи, показать портреты деятелей культуры и искусства, выполненные художниками в различной творческой манере, принадлежащих к самым разным, порой противоположным, художественным направлениям и течениям.
Ведущий 2. Великие творцы серебряного века приглашают нас заглянуть в их творческую лабораторию. Послушаем, о чем они говорят!
Чтец.
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор — к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней — царственное слово. (А. Ахматова)
А. Бенуа (Л. Бакст. Портрет А. Бенуа). «Мне иногда кажется, что никого и ничего не понимаю, у меня где-то в глубине какой-то огонек тлеет, и я не теряю надежды, что он согреет меня и осветит мне дальнейший жизненный путь. Раз и навсегда я желал бы знать, за что мы себя мучаем? Или у нас есть жизненные идеалы или у нас их нет! Если нет, то и прекрасно, бросим вообще оценивать поступки и уж во всяком случае бросим себя мучить! Если же есть, то какие же? Отчего в нас такое недовольство собой? Что мы желали и что не исполнилось?»
А. Белый (Л. Бакст). «Все дело в том, что мы — дети того и другого века, мы — поколение рубежа… Правота нашей твердости видится мне скорее в решительном ответе «нет», сказанном девятнадцатому столетию, чем в «да», сказанному веку двадцатому».
М. Кузмин (портреты А. Головина и К. Сомова). «Я этого ничего не вижу и не слышу, я все время будто слушаю, что у меня внутри, а там так покойно, гармонично и радостно, что я не знаю, с чем сравнить, будто играют Моцарта».
В. Брюсов (портрет М. Врубеля). «…Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство! Да!.. оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду я! Да, я!».
В. Брюсов. «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Искусство — то, что в других областях мы называем откровением. Создания искусства — это приотворенные двери в Вечность. В течение долгих столетий искусство не отдавало себе отчета в своем назначении. История нового искусства есть, прежде всего, история его освобождения… Ныне искусство наконец свободно. Все мы живем в Вечности».
М. Карпович. И я «предпочитаю корабль вечности кораблю современности».
О. Мандельштам. «Вы не понимаете, что корабль современности и есть корабль вечности».
А. Белый
Образ возлюбленной — Вечности —
встретил меня на горах.
Сердце в беспечности.
Гул, прозвучавший в веках.
В жизни загубленной
образ возлюбленной,
образ возлюбленной — Вечности,
с ясной улыбкой на милых устах.
О. Мандельштам (возражает)
Не говорите мне о вечности —
Я не могу ее вместить.
Но как же вечность не простить
Моей любви, моей беспечности?
Я слышу, как она растет
И полуночным валом катится,
Но — слишком дорого поплатится,
Кто слишком близко подойдет.
И тихим отголоскам шума я
Издалека бываю рад —
Ее пенящихся громад, —
О милом и ничтожном думая.
Ведущий 1. И этим спорам не было конца…
Ведущий 2. 1910 год стал знаковым в искусстве. Это был год смерти великой актрисы В. Комиссаржевской, великого художника М. Врубеля и великого писателя Л. Толстого. Он стал годом кризиса символизма. На смену ему приходят акмеизм и футуризм.
Вспоминает А. Белый. «Мы распивали вино. Вячеслав Иванов… предложил Гумилеву создать «адамизм»… выскочило откуда-то мимолетное слово «акмэ», острие: «Вы, Адамы, должны быть заостренными». Гумилев, не теряя бесстрастия, сказал, положив ногу на ногу: «Вот и прекрасно: вы мне сочинили позицию — против себя: покажу уже вам «акмеизм!». Так он стал акмеистом, и так начинался с игры разговор о конце символизма».
С. Городецкий. «Борьба между акмеизмом и символизмом есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время, за нашу планету Землю… После всяких «неприятий» мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий».
Ведущий 1. Акмеизм начинался с борьбы против многозначности поэтического образа у символистов. Образ-символ не изображает, а знаменует, он выводит читателя из мира обыденного в миры мифологии, истории, космоса.
Ведущий 2. Акмеисты хотели вернуть образ в мир материальный и радостный..
Н. Гумилев
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Ведущий 1. У акмеистов проявлением любви к миру была экзотика.
Ведущий 2. Как бы вновь сотворенные, в поэзию хлынули звери: слоны, жирафы, львы, попугаи с Антильских островов…
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
А. Глазунов. Гавот из балета «Барышня-служанка»
Ведущий 1. Поэты-футуристы, создавшие особую поэтику и свой неповторимый поэтический мир, принимали высокое предназначение поэта на земле и его роль в формировании определенных взглядов.
Ведущий 2. И. Северянин во всеуслышанье заявляет:
Я — год назад — сказал: «я буду»,
Год отсверкал, и вот — я есть.
Ведущий 1. В стихотворении «Эпилог» он писал:
Чтец.
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
От Баязета к Порт-Артуру
Черту упорную провел.
Я покорил литературу!
Взорлил, гремящий, на престол!
Ведущий 2. А что же они думают о творчестве и предназначении поэта?
В. Брюсов. Свои ощущения первого, еще полубессознательного этапа творчества, когда будущее произведение неясно вырисовывается в воображении творца, я передал в стихотворении «Творчество»:
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
К. Бальмонт (портрет В. Серова) я тоже попробовал описать процесс своего творчества:
Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется, набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, — я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом
И, право, никогда — не сочиняю.
(продолжает) Но я считаю, что поэт не должен оглядываться назад и жить сиюминутными радостями. Единственное божество для поклонения стихотворца — искусство, творчество.
Ведущий 2. Красота — единственный источник творчества. К. Бальмонт старался запечатлеть в образе, в словах бегущие мгновения, летящее время, возведя мимолетность в философский принцип. И задача художника — вырвать этот миг у вечности и запечатлеть его в слове.
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я слагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
Иван Бунин (портрет В. Россинского)
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звездный час над сумраком земли.
Как письмена, мерцают в тверди синей
Плеяды, Вега, Марс и Орион.
Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имен! («Ночь»)
С. Рахманинов, слова Ф. Сологуба Романс «Сон»
Ведущий 1. Акмеисты выдвигают свою точку зрения. Взамен туманных отвлеченностей символизма провозглашалась реалистичность, достоверность, изображения, обращенные к зримому, осязаемому, предметному миру. Стихи растут из сора, темы валяются под ногами, предметом поэзии может быть не только высокое, эфемерное, но и повседневное, земное.
Анна Ахматова (портрет Н. Альтмана)
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне.
М. Цветаева
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: «Откуда мне сие?»
Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
Музыка М. Таривердиева, слова М. Цветаевой «Хочу у зеркала, где муть»
Ведущий 1. Футуристы остаются верны себе. Одно из стихотворений И. Северянина называется «Дифирамб» и имеет эпиграфом слова Г. Ибсена: «Почему не брать от жизни все, что она дает?»:
Цветов! огня! вина! и кастаньет!
Пусть блещет «да»! пусть онемеет «нет»!
Пусть рассмеется дерзновенное!
Живи, пока живешь! спеши, спеши
Любить, ловить мгновенье!
Пусть жизнь за счастье сдачи даст гроши,
Что толку в том, когда все тленье?
Пей! Хохочи! танцуй! смеши!
Воспламенись! всех жги и сам гори!
Сгори! что там беречь!
Рискуй! рубись! выигрывай пари!
В свой фаэтон сумей Момент запрячь!
Сверкай мечом! орлом пари!
Бери!
В. Маяковский
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот. (фрагмент «Нате!»)
Сергей Есенин
Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Быть поэтом — значит петь раздольно,
Чтобы было для тебя известней.
Соловей поет — ему не больно,
У него одна и та же песня.
Канарейка с голоса чужого —
Жалкая, смешная побрякушка.
Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка…
Ведущий 2. Велимир Хлебников уже тогда казался загадкой. Обычно он сидел молча, опустив голову, вест погруженный в таинственные размышления и сны, что заставило О. Мандельштама воскликнуть: «Нет, я не могу говорить, когда там молчит Хлебников!».
В. Хлебников. «Отсюда понимание языка как игры в куклы; в ней из тряпочек звука сшиты куклы для всех вещей мира. Люди, говорящие на одном языке, участники этой игры. Для людей, говорящих на другом языке, такие звуковые куклы просто собрания звуковых тряпочек. Итак, слово – звуковая кукла, словарь – собрание игрушек».
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно смех надсмейных смеячей!
Смейво, смейво,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи! (Заклятие смехом)
Ведущий 1. К. Бальмонт осознает свою уникальность как поэта, неповторимость и свойственное только ему предназначение:
Я — изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты-предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны;
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я — внезапный излом,
Я — играющий гром,
Я — прозрачный ручей,
Я — для всех и ничей.
Ведущий 2. Музыкальная интонация стиха у Бальмонта воплощает миф о мире как гармонии, творимой из хаоса. Недаром свои стихи он посвящает Александру Скрябину.
А. Скрябин. Прелюдия № 10 до диез минор
Ведущий 1. Они мечтали о синтезе искусств.
Ведущий 2. Недаром в последние месяцы жизни Сергей Есенин любил напевать свое стихотворение «Песня». Да, именно напевать, а не рассказывать… Необыкновенно музыкальные стихотворения поэта как будто сами «выливают трель». Нежные мелодии в соединении с трогательными строками – это дань памяти гениальному русскому поэту Сергею Есенину.
Музыка Г. Пономаренко, слова С. Есенина «Отговорила роща золотая»
Ведущий 1. Каким представлялось футуристам искусство будущего?
В. Каменский
Всегда настроенный для песен,
Всегда для всех я верный друг,
Я весь безоблачно небесен,
Я горизонтный мирокруг.
Поэт-мудрец и авиатор,
Художник, лектор и мужик,
Я весь изысканный оратор,
Я весь последний модный шик.
Звенит, как сонная аорта,
Мой наркотический лиризм —
Я от деревни до курорта
Провозглашаю футуризм (Моя карьера).
Ведущий 2. Был «только один случай, когда Хлебников, Маяковский, Бурлюк и Крученых писали вместе одну вещь — Манифест «Пощечина общественному вкусу»… Писали долго, спорили из-за каждой фразы, слова, буквы.
Ведущие (читают по очереди)
— Читающим наше Новое Первое Неожиданное
— Только мы – лицо нашего времени.
— Рог времени трубит нам в словесном искусстве.
— Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов
— Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочее и прочее
— с парохода современности!
— С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!
— Старшие! Вы задерживаете бег человечества и мешаете клокочущему паровозу юности взять лежащую на ее пути гору.
В. Маяковский.
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб? (В. Маяковский)
— Вот настоящая поэзия!
— Мы вынесли поэзию и живопись на эстраду, подмостки публичных залов!
— На улицу, футуристы!
Барабанщики и поэты!
С. Прокофьев. Сарказмы
Ведущий 1. Новая жизнь властно заявляла о себе и в творчестве музыкантов. Когда молодой Прокофьев исполнял свои произведения, казалось, что «в кафе происходит пожар, рушатся пламенеющие балки, косяки, а мы стояли готовыми сгореть заживо в огне неслыханной музыки». Примерно тогда же Маяковский набросал карандашный портрет Прокофьева с надписью: «Сергей Сергеевич играет на самых нежных чувствах Владимира Владимировича».
С. Прокофьев. Наваждение
Ведущий 2. «Русские сезоны» в Париже стали триумфом русской культуры. Сергей Дягилев проявил талант организатора. Игорь Стравинский – самое крупное открытие Дягилева. Творческие союзы: Стравинский – Фокин – Бенуа («Петрушка»); Стравинский – Фокин – Бакст («Жар-птица»); Стравинский – Нижинский – Рерих («Весна священная»). Мастера балета: Анна Павлова, Тамара Карсавина, М. Фокин, Баланчин, Вацлав Нижинский — их имена звучали как музыка.
И. Стравинский. Фрагменты из балета «Петрушка» в переложении для фортепианного ансамбля
Ведущий 1. А «по набережной легендарной приближался не календарный, настоящий двадцатый век» (А. Ахматова).
Ведущий 2. Именно в эту переломную эпоху люди стали острее ощущать любовь как великую данность.
Ведущий 1. Здесь, в «Собаке», впервые в образе Пьеро появился незабвенный Александр Вертинский. Выбор маски был неслучайным. В начале века Пьеро, Арлекин, Коломбина приобрели особую притягательность в русском искусстве. Они появляются на полотнах художников, в спектаклях Всеволода Мейерхольда, Александра Таирова.
Ведущий 2. Выстраданность в соединении с иронией придавали даже банальным стихотворным строкам глубоко личную наполненность и неповторимо индивидуальную окраску.
Ведущий 1. Вертинский создавал свой собственный театр, в котором он и артист, и режиссер, и автор, и композитор. В этом театре средствами «музыкальной декламации», как называли иногда пение Вертинского, разыгрывались маленькие сюжетные новеллы, моноспектакли.
Ведущий 2. Ведь так все зыбко и неустойчиво было в этом мире! И тема «невстречи» стала ведущей в поэзии и жизни. «Невстреча» — это целый мир, где несбывшаяся мечта становится то ли сном, то ли явью. И кто победит в этой неравной борьбе, рассудит лишь время.
Романс «Мне нравится, что вы больны не мной»
Ведущий 2. Сергей Рахманинов – особая страница в русской музыке. «И вся моя душа в колоколах» — эта строчка из стихотворения О. Мандельштама может являться эпиграфом к творчеству С. Рахманинова.
С. Рахманинов. Прелюдия до диез минор
IV. Заключение. Итоги и выводы.
Ведущий 1. «Собака» просуществовала до 1914 года, а 19 октября 1925 года в парижской газете появится объявление: П. П. Потемкин просит всех членов и посетителей покойной «Бродячей собаки», которые пожелали бы за дружеским обедом вспомнить о покойнице и поговорить о ее возрождении, пожаловать в 8 часов вечера…» и так далее. Но — увы! — возрождения не состоялось.
Ведущий 2. Потом Анна Ахматова будет вспоминать:
Да, я любила их – те сборища ночные,
На низком столике – стаканы ледяные,
Над черным кофием – голубоватый пар,
Камина красного тяжелый зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки…
Ведущий 1. Засиживались в «Собаке» до петухов. Понемногу кафе пустеет. Одни ждут утреннего поезда, другие сидят за компанию, затем идут по домам. На улице было пусто и темно. Звонят к заутрене.
С. Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром
(на фоне музыки)
Чтец.
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы —
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть немота — то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком вороньё, —
Те, кто достойней, боже, боже,
Да узрят царствие твоё! (А. Блок)
Судьбы поэтов «серебряного века».
Предвидение в стихотворении С. Есенина «Мы теперь уходим…» .
М. Цветаева «Рас – стояние: версты, мили…»
М. Цветаева о своих стихах «Моим стихам, написанным так рано….».
Музыка А. Пугачевой, слова О. Мандельштама «Петербург»
Вопрос:
Была ли права поэтесса, говоря о том, что настанет черед ее стихам?
Когда это произошло?
Так кем же были они — творцы серебряного века?
IV. Обобщение по содержанию литературно-музыкальной гостиной
Учитель. В чем заключается суть явления «серебряного века» в русской культуре на рубеже веков? Как разные виды искусства помогли нам в создании «портрета эпохи»?
Обращение к эпиграфу.
При всем многообразии течений и творческих индивидуальностей искусство выражало мироощущение своего времени — эпохи рубежа. Этим обусловлено общее для всех видов искусства «серебряного века» чувство личности, переживающей драматический момент разочарования в прежних формах жизни и ищущей выхода в новой гармонии с миром. Каждый из творцов стремился по-своему осмыслить отношения человека и времени. Искусство «серебряного века» проникнуто ощущением неразрывной связи каждого с судьбами России. По-разному представляя себе будущее Родины, поэты совпадают в главном: в гуманизме, в идее свободной творческой личности, в сохранении нравственных и духовных ценностей России. Каждый из них был яркой творческой личностью, сумевшей в своих произведениях красками, словом, звуками составить «портрет эпохи», отразивших, как в зеркале, блестящие взлеты и трагические страницы своего времени.
Подчеркнуть актуальность темы.
Сегодня, постигая прошлое, мы стремимся восстановить единое культурное пространство, без всяческих запретов дать целостное представление о культуре серебряного века во всем его неповторимом своеобразии.
Связь с современностью; аналогии с настоящим периодом (рубеж веков, его значение в мировой художественной культуре, привести примеры из других эпох);
созвучие идей «серебряного века» веяниям нашего времени (поиски идеалов, вечные ценности);
гуманистический заряд произведений, их обращение к самому лучшему, что есть в человеке;
наследие «серебряного века» как ориентир при движении к будущему.
Музыка М.Минков, слова М.Цветаева «Монолог»
V. Внесение записей, своих размышлений в альбом «Что Вы думаете о Вечности?».
Список литературы
Алленов М. М. и др. Русское искусство Х — начала ХХ века. — М.: Искусство, 1989 — 479 с.
Барковская Н. В. Поэзия серебряного века. — Екатеринбург.: АООТ «Полиграфист», 1999. — 191 с.
Воспоминания о серебряном веке/Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. — М.: Республика, 1993. — 559 с.
Георгиева Т. С. История русской культуры: история и современность. — М.: Юрайт, 1998. — 576 с.
Красовская В. М. Русский балетный театр начала ХХ века. Л.: Искусство, 1971. – 178 с.
Лапшина Н. П. «Мир искусства»: Очерки истории и творческой практики. – М.: Искусство, 1977. – 121 с.
Левая Т. Н. Русская музыка начала ХХ века в художественном контекстк эпохи. – М.: Музыка, 1991. – 196 с.
Одоевцева И. На берегах Невы. М.: Художественная литература, 1988.
Рапацкая Л. А. Искусство «серебряного века». — М.: Просвещение, Владос, 1996. — 192 с.
Сарабьянов Д. Русская живопись конца 1900-х-начала 1910-х годов. М.: Искусство, 1971. – 296 с.
Серебряный век: Мемуары. М.: Известия, 1990.
Страницы русской поэзии/Составители А.Ф. Кошляк, А.П. Баронас. — Томск.: издательство Томского университета, 1985. — 441 с.
Страницы русской поэзии (20-30-е годы)/Составители А.Ф. Кошляк, А.П. Баронас. — Томск.: издательство Томского университета, 1988. — 463 с.
Интернет-ресурсы:
https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-23344/
https://www.peterburg.biz/istoriya-art-kafe-brodyachaya-sobaka.html
https://www.liveinternet.ru/users/2991253/post125867036/
https://silverage.ru/ryzhpodv/
https://www.lookatme.ru/flow/posts/music-radar/53133-aleksandr-vertinskiy-2008-11-18
https://www.peremeny.ru/blog/13368