Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
«Преобразующая сила искусства»
Технологическая карта урока
Учитель музыки
Дьякова Н.В.
2014 г
Технологическая карта урока
Предмет: искусство ( II полугодие уроки 11-12)
Класс: 8
Тема: «Преобразующая сила искусства»
Цель: — формирование ценностного представления о роли искусства как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Технологическая карта
Ресурсы урока (музыкальный и художественный материал) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1.Организационный момент и мотивация. | Литература Фрагменты литературных рассказов о добре. | Организация учебной мотивации. Настраивание учащихся на деятельность. 1. Что такое добро, добрые поступки; кого можно назвать добрым человеком?
| Приветствуют учителя. Выполняют задания мотивационной работы. Отвечают на вопросы учителя, используют ассоциации. 1. Добро – общечеловеческая ценность, помощь людям. Добрые поступки- это справедливые, честные, нравственные поступки. Добрый человек – это человек, всегда поступающий по велению сердца, помогающий своим друзьям, людям.
| Личностные. Мотивируются на активную деятельность, заинтересовываются. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Метапредметные Учатся слушать вопросы и отвечать на них.
|
2. Постановка учебной задачи |
| Активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации. Чтобы точнее сформулировать тему, учитель обращает внимание на эпиграф, ( «Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству». Т.Манн), Предлагает ответить на вопросы. 1.-Кто скажет, о чем ещё мы будем говорить? 2.- Как вы думаете, обладает ли искусство действующей силой? | Ученики ставят перед собой задачу, называют тему, используют ассоциации. Отвечают на вопросы: 1.- Об искусстве. 2. -Да. Искусство воздействует на человека, на окружающую жизнь, преобразует их, делает и человека, и жизнь лучше.
| Регулятивные Целепологание; Коммуникативные — постановка и обсуждение вопросов; Познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
3. Открытие нового знания
| Изобразительное искусство C. Ботичелли. Мадона с младенцем Э. Уорхолл. Мерилин Р. ван дер Вейден. Мадонна с младенцем
Музыка. (Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (фрагмент
| Искусство – это богатейший мир прекрасных образов. Искусство – это то, что нас окружает в повседневной жизни, приходит к нам в дом с экранов телевизоров, звучит на эстраде, в аудио- и видео- записях. Можно сказать, что это «образ» — образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. (Предлагает рассмотреть картины. Образ матери в искусстве) Искусство воздействует на ум, сердце, душу человека. Во время общения с искусством, погружаясь в художественное произведение и сочувствуя героям, персонажам, мы словно примеряем на себя другие характеры, разнообразные ситуации, получаем новый опыт: сопереживаем положительным персонажам, негодует, когда видит несправедливость по отношению к слабым и беззащитным. Массовая культура, напротив, оглушительна, назойлива, суматошна, развлекательна, легка для восприятия. Она прочно вошла в сознание многих людей, что места для высоких духовных ценностей уже почти не осталось. И искусство, и массовая куль- тура воздействуют на взгляды, вкусы и мировосприятие человека, часто не осознанно для него. Какие герои художественных произведений вам интересны? На кого из них хотелось бы быть похожими? Кому из них хотелось бы подражать? Над какой-либо важной жизненной проблемой они побудили вас задуматься? Каждый человек выбирает и вбирает от искусства то, что ему нужно в данный момент жизни. Кто-то черпает вдохновение, кто-то силу для дальнейших подвигов в обыденной жизни. Искусство дает право выбора. Тот, кто поймет искусство, тот поймет его по-своему в силу своего возраста, профессии, жизненных ценностей. Искусство , безусловно, преобразует нашу жизнь.
| Обучающиеся эмоционально настроены. Учащиеся смотрят, изучают иллюстрации. Выявляют важные, значимые жизненные проблемы в произведениях искусства. Внимательно слушают музыкальное произведение, рассуждают о взаимодействии и противоборстве музыкальных образов. Рассуждают, приводят примеры, обобщают, делают выводы. Отвечают, аргументируя свое мнение. Обучающиеся выражают свои предположения о значении искусства в жизни человека. | Личностные Развитие эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства Предметные Умение определять характер музыкального произведения, различать музыкальные образы. Закрепят умение воспринимать музыкальные и изобразительные произведения и выражать своё отношение. Метапредметные Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
|
4.Самостоятельная работа учащихся
|
| 1.Раскрыть понятие «Искусство». 2. Создать рекламмные листовки. | С помощью слов-ассоциаций раскрывают суть понятия «Икусство» (работают в группах) И- Учащиеся объясняют значение своих слов-ассоциаций. 2. Создают эскизы рекламных листовок по темам «Мир моих увлечений», «Моя семья», «Экология души». (работают в группах) | Личностные Развитие образно-ассоциативного мышления. Взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач. Коммуникативные Обсуждать и анализировать вопросы и ответы одноклассников. Умение слушать, вести диалог.
|
5. Рефлексия (итог урока) |
| Организует рефлексию Закончить фразу: -Я знаю… -Я понимаю… -У меня получилось… -Мне понравилось…
| Участвуют в рефлексии. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Делают выводы. | Личностные Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной деятельности. Удовлетворённость, эмоциональный отклик. Регулятивные Осознание качества и уровня усвоения учебного материал. Предметные Закрепление основных понятий -искусство; -музыкальная культура; -увертюра.
|
6. Домашнее задание | Изобразительное искусство (И.Билибин, Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов) Музыка. (Опера Н.А.Римского-Крсакова «Снегурочка»), (П.И. Чайковский. Музыка к спектаклю «Снегурочка»). Литература (А.Островский «Снегурочка», «Снегурочка»(р.н.с.) Экранные искусства (Фильм-сказка и мультфильм «Снегурочка») | Предлагает начать работу над исследовательским проектом «Полна чудес могучая природа» (Весенняя сказка «Снегурочка») ,средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр). | Участвуют в создании проекта «Полна чудес могучая природа» (Весенняя сказка «Снегурочка»). |
|
Литература
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012.